Александр Невеев - Как создать тренинг? Структура тренинга: предмет, цель, методы и задачи. Бизнес-тренинги

Как создать и провести тренинг?
Для того чтобы начать готовить то или иное мероприятие, необходимо очень четко определить его цели или то, что вы и ваш заказчик хотите получить как результат его проведения. Обеспечить себе успех заранее возможно, только если тщательно планировать свои действия. Тем самым вы сможете избежать всевозможных неприятных сюрпризов и минимизировать неожиданности, которые могут вам помешать. Если же вы продумываете порядок необходимых действий, то вовремя сможете определить, какие ресурсы (материальные, временные и пр.) и в каком количестве вам понадобятся на том или ином этапе подготовки и проведения тренинга: что более значимо, а от чего, может быть, вообще стоит отказаться.

Существует несколько факторов, которые нужно учитывать при планировании:
■ тренер (пол, возраст, имидж, опыт работы тренером, стиль обучения) и место проведения (степень комфортности помещения для участников);
■ аудитория (возраст, пол, статус, опыт участия в тренингах, количество участников);
■ предмет (цель и содержание обучения) и временные рамки (тайм-менеджмент тренинга).

Тренер
Любой вид деятельности, любая профессия предъявляют конкретные требования к человеку. Его свойства, индивидуальные особенности в значительной степени определяют успешность выполняемой им деятельности, а отсутствие тех или иных качеств, как правило, становится преградой для овладения той или иной профессией. Эти требования обусловлены рядом особенностей самой профессиональной деятельности. Необходимо всегда помнить, что взаимодействующие люди по отношению друг к другу всегда выступают в разных ролях (учитель-ученик, руководитель-подчиненный и т. д.), и непременным условием превращения преподавателя в субъекта познания для обучаемых является деятельность, включаясь в которую тренер оказывается связанным с группой участников множеством определенных отношений. Формирующийся у обучаемых образ тренера и представления о нем как о личности служат целям регуляции педагогической деятельности на тренинге и поведения обучаемых в тренинговой среде.
В связи с этим актуальной становится одна из важных, на мой взгляд, тем - восприятие и интерпретация аудиторией тренера. Сюда относится рассмотрение таких аспектов, как формирование представления о тренере, невербальные компоненты общения и самоанализ и создание гармоничного образа преподавателя.

Основными процессами, посредством которых каждый участник тренинга принимает и перерабатывает информацию, поступающую от тренера, являются:
1) ощущения (комфорт/дискомфорт);
2) восприятие (нравится/не нравится);
3) представление (интересно/неинтересно);
4) мышление (логично/нелогично).

Первые ощущения и восприятие формируются из невербальных компонентов общения в первые несколько секунд знакомства. О значимости восприятия невербальных компонентов общения свидетельствует тот факт, что если общее число всех элементов внешнего облика принять за 100 %, то на восприятие физического облика (рост, глаза, лицо, волосы, телосложение) приходится 82,5%, на экспрессию (мимика, жесты, поза, речь) - 14,0%, а на оформление внешности (прическа, одежда, обувь, косметика) - 3,5%. Отражение этих компонентов в облике и поведении друг друга участниками деятельности включает два взаимосвязанных момента: во-первых, непосредственное различение и опознание их среди других компонентов облика и в общей картине поведения и, во-вторых, интерпретацию того психологического содержания, которое, как кажется участникам деятельности, заключено в этих компонентах-сигналах и имеет отношение к решаемой задаче.
Необходимо иметь в виду еще одну закономерность визуального восприятия в процессе начала общения. В психологической литературе существуют данные о том, что внимание по отношению к различным зонам зрительного пространства субъекта, измеренное количеством фиксаций взгляда, распределено нерав-номерно. На левую верхнюю четверть поля зрения приходится 45,5% фиксаций взгляда, на верхнюю правую - 29,0%, на нижнюю правую- 14,0%, на нижнюю левую- 11,5%. 61,0% внимания человек оказывает информации, помещенной в верхней половине листа, и 39,0% - в нижней половине. Отсюда становится понятно, почему верхняя часть тела, в особенности лицо, более информативно в процессе невербального общения.
Выражение лица тренера - первая информация для аудитории. Успешность опознания мимики выше в том случае, когда вербальное и невербальное поведение согласованы. Поданным научных психологических исследований (Бодалев А. А., 1982; Попов С. А., 2002; Трусов В. П., 1982), истолкование мимики в соответствий со смыслом слов происходит в 49% случаев. Таким образом, неадекватное речевое поведение снижает успешность опознания, а адекватное повышает его. Что это значит для выступающего? Фраза «Я рад приветствовать вас сегодня», произнесенная с хмурым или равнодушным выражением лица, неизменно вызовет сопротивление слушателей, что совершенно нежелательно в самом начале тренинга.
Лицо представляет собой самое доступное и информативное средство дополнения и уточнения содержательной стороны сообщений, передаваемых с помощью речи.
Тренировка мимики - неотъемлемая часть подготовки к выступлению. Для этого необходимо встать перед зеркалом и просто покривляться. Изобразите последовательно:
■ радость;
■ удивление;
■ заинтересованность;
■ сомнение;
■ загадочность;
■ иронию;
■ возмущение;
■ злость;
■ грусть;
■ игривость.
Посмотрите внимательно и запомните движения мышц лица, задействованные для выражения того или иного чувства.
С точки зрения пространственно-временных характеристик вербальный и невербальный языки различаются тем, что первый имеет линейную временную последовательность, а второй представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя сказать о невербальном. И наконец, вербальный язык - это вокально-звуковое явление, в то время как невербальный состоит из разнообразных движений.
В основу выделения подструктур невербального общения положены главные характеристики невербальных средств (движение, пространство и время), а также системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная.

1. Оптическая (оптико-кинестетическая) система невербальных средств включает в себя следующие компоненты:
а) кинестетику (выразительные движения тела, позы, жесты, мимика, походка, физиогномика);
б) авербальные действия (стук, скрип, грохот). Бывает, что в непосредственной близости тренинговой аудитории проходят ремонтные, строительные и другие работы, вызывающие по сторонние шумы, отвлекающие внимание аудитории. С этим легко можно справиться, если владеть искусством «утилизации». Два основных правила «утилизации» таковы: нельзя оставлять без внимания посторонние шумы, отвлекающие внимание, необходимо реагировать сразу. Так, однажды мне выпал случай проводить презентацию в непосредственной близости от аэродрома. Каждые 20 минут взлетал очередной самолет с характерным ревом, что делало невозможным продолжение презентации в течение нескольких минут. Мной была предложена следующая схема занятия: время взлета самолета отдавалось ознакомлению с материалами или подготовке задания.
Следующие 20 минут были посвящены ответам на вопросы, пояснениям или проработке заданий;
в) контакт глаз (направление взгляда, выражение глаз, частота визуального контакта). Взгляд выступающего должен быть направлен в глаза слушателя, его продолжительность не может превышать более 5 секунд. Держать контакт глазами с аудиторией необходимо постоянно - секторами или поочередно с каждым участником.

2. Акустическая система невербальных средств:
а) паралингвистика (характеристики голоса: темп, тембр, громкость, высота). Нет ничего хуже монотонности. Меняйте темп речи и громкость: привлекайте, акцентируйте внимание.
Выделяйте голосом ключевые моменты;
б) экстралингвистика (паузы, кашель). Используйте паузы для привлечения внимания, выказывания неодобрения, подчеркивания значимости информации. Кашель может появиться как следствие очень сухого воздуха в помещении, простудных заболеваний. Избегайте кофе и сигарет перед выступлением. Горячее питье, минеральную воду и леденцы необходимо всегда иметь под рукой.

3. Тактильная система , или таксика, подразумевает физический контакт общающихся: рукопожатие между мужчинами, приветственное прикосновение к руке женщины - действия, подтверждающие расположенность тренера к слушателям.

4. Ольфакторная система , или система запахов, включает в себя запахи тела, косметики, запах в помещении и пр. Применение терпких запахов и нежелание пользоваться парфюмом - две крайности, избегать которые необходимо. Очень внимательно относитесь к запахам в помещении (недопустимы запахи лакокрасочных изделий, табака, неприятные запахи). Кроме того, следует учитывать близость мест общепита от конференц-зала (бывает, что на одном этаже, очень близко друг от друга, могут находиться конференц-зал и ресторан) - это чревато постоянным отвлечением аудитории на запахи и звуки. Старайтесь избегать проведения мероприятий в таких местах.

5. Пространственно-временная система невербальных средств:
а) Проксемика . Ее составляют личностная зона, или персональное пространство, дистанция, взаимное расположение общающихся в пространстве. Идеально, если участники располагаются кругом или полукругом, при этом не важно - со столами или без. Однако если численность группы более 20 человек, то работа в помещении с расставленными столами, конечно, будет снижать эффективность общения с каждым из участников. В этом случае тренеру необходимо часто ходить между рядами, перемещаться по аудитории;
б) Временные характеристики общения (частота взгляда, частота смены движений и пр.). Движения и жестикуляция тренера должны соответствовать созданному им образу, содержанию речи, уровню социального интеллекта аудитории.

Общие правила: ноги должны располагаться параллельно друг другу, на расстоянии 20-30 см, руки вдоль туловища или на поверхности: ни в коем случае не сцеплены, не скрещены, не в кармане, не спрятаны за спину или под стол, спина прямая, подбородок параллелен полу.
Восприятие и интерпретация компонентов вышеперечисленных систем ложатся в основу формирования образа другого человека (тренера участниками и участниками друг друга), который основывается на первом общем впечатлении. Кроме того, всегда необходимо учитывать влияние половых различий на адекватность понимания невербального поведения. Эту особенность можно охарактеризовать на примере восприятия экспрессии лица. Установлено, что женщины превосходят мужчин в точности понимания эмоциональных выражений. Они обладают более открытым невербальным поведением и более чувствительны к сигналам такого рода, за счет чего намного точнее, чем мужчины, распознают формы и виды экспрессии. Женщины более точно реагируют на выражения боли, тревоги, страдания. Например, женщины склонны видеть в воспринимаемых лицах возмущение и обиду, а мужчины - решительность. В моей практике самые эффективные тренинги проводились двумя тренерами одновременно - мужчиной и женщиной: их согласованные между собой действия делали процесс обучения очень гармоничным. Существует мнение, что одежда оратора должна привлекать меньше внимания, чем выступление. Это верно, однако всегда необходимо помнить, что прическа, стиль и цвет одежды публичного человека дают миру сигнал о том, что собой представляет выступающий. Поэтому знание реакции слушателей на тот или иной стиль и цвет одежды и аксессуаров дает возможность использовать ее как дополнительный способ влияния на аудиторию. Казалось бы, самым беспроигрышным вариантом является сочетание черного и белого цветов в одежде и минимум аксессуаров - это всегда производит впечатление строгого и серьезного человека. Да, производит - на совещаниях, собеседовании, экзамене, а также, хочу подчеркнуть, на тренингах - с менеджерами среднего и топ-уровней, с аудиторией, возраст участников которой выше 35 лет. Другие слушатели, напротив, могут проявить сопротивление на черно-белый вариант, а также на женский галстук, на короткий или чересчур длинный мужской.
Излишнюю строгость черного костюма можно «смягчить» синей или голубой рубашкой для мужчин и розовой, стальной, сиреневой блузкой для женщин. Такое сочетание производит впечатление доброжелательности и действует успокаивающе на слушателей. Особенно хорошо оно подходит для выступлений перед слушателями 18-25 лет. К примеру, продавцы, с которыми мне доводилось проводить тренинги по продажам, в ответ на строгое сочетание в моей одежде черного и белого, да и вообще на строгий костюм становились закрытыми и отчужденными. Зато сочетание голубых джинсов классического покроя и белой блузки или светлой кофты очень подходили для работы с данной аудиторией.
Если же цель тренера - произвести впечатление именно собственной персоной, чтобы запомниться участникам, этому в большей мере будет способствовать светлый - белый, песочный костюм с черными или шоколадными рубашкой или блузой. Однако такие сочетания, как бежевый костюм и голубая рубашка, а также белый в сочетании с голубым, сиреневым, розовым (например, голубые джинсы и розовая блузка/рубашка) неизменно вызовут «сопротивление» группы - неосознанную реакцию на сочетание холодных оттенков.
Очень вызывающе и эффектно действует сочетание белого костюма и красной или оранжевой блузки/рубашки. Красный и оранжевые - яркие, запоминающиеся цвета (ассоциируемые с огнем, который во всех культурах является символом движения и изменений) - цвета «революционные», поэтому группа воспримет тренера, отдававшего им предпочтение, как новатора, идейного вдохновителя.

Будьте готовы к тому, что присутствие красного или оранжевого (кроме ярко-красных или оранжевых ногтей, что недопустимо) в любом сочетании (например, черный пиджак и красный галстук, или красно-оранжевый шейный платок) может вызвать сопротивление формального или неформального лидеров группы, однако если вы сможете проявить себя как безупречный профессионал, то добьетесь безусловного доверия слушателей.
Серый цвет - цвет переговорщиков - в сочетании с белыми, насыщенно-изумрудными, розовыми, стальными рубашками или блузками подходит для тех случаев, когда за короткий период времени вам необходимо предоставить большой объем информации.

Также очень важно учитывать фактуру ткани. Например, эмоционально «располагающими» тканями являются бархат, велюр, замша (например, черный замшевый пиджак или что-либо из бархата цвета бордо). Эмоционально «отталкивают» вельвет, шелк. Ткани с рисунком, а также комбинированные ткани оказывают определенное влияние на целостное восприятие выступающего. «Клетка» и «полоска» более подходят для занятий, теоретическая часть которых составляет не менее 50% общего времени. Яркие крупные и очень мелкие рисунки могут «цеплять» сознание слушателей, в связи с чем тренеру необходимо будет постоянно «возвращать» участников в состояние «здесь и сейчас». Правда, есть простой способ, как можно с помощью аксессуаров - часов, браслета или крупного кулона - привести слушателей в то или иное состояние. Так, предлагая участникам какой-либо вид умственной активности, обращаясь к ним со словами «подумайте», «представьте», «вспомните», прикасайтесь к кулону или браслету. В результате, если вы просто прикоснетесь к этим аксессуарам в пятый раз, вербально призывать аудиторию к размышлению уже не будет необходимости. Активизировать действия участников также можно, держа в руках часы на манер секундомера.

Если тренинг многодневный и вам необходимо расположить слушателей, то это можно сделать, убирая каждый день одну официальную часть в своей одежде. Например, начав тренинг в строгом костюме, на следующий день можно прийти без галстука, на третий - в строгом джемпере или пуловере и т. д. Помните правило: чем официальнее одежда, тем теплее оттенки; а вот в сочетании цветов одежды более свободного стиля должен присутствовать холодный оттенок или неординарное сочетание (например, темно-серый и насыщенно синий, оранжевый) - так вы сможете продемонстрировать слушателям минимальную, но дистанцию.

Есть еще одно правило: любой человек, зашедший в аудиторию, должен безошибочно определить, кто здесь ведущий (тренер, преподаватель, выступающий). В ситуациях, когда аудитория и преподаватель одного возраста или все как один в костюмах, можно дистанцироваться, прикрепив строгую брошь (женщинам), значок Компании или цветной бейдж.

Кроме того, даже цвет лица - слишком бледный или очень загорелый - вызывает неоднозначную реакцию аудитории. Бледность вызывает ассоциацию с болезнями, недомоганиями и изнеможением, сильный загар - с праздным времяпрепровождением. Правило «золотой середины» - ключ к созданию гармоничного образа - можно применить и здесь: хорошо, если цвет лица на тон или полтона темнее естественного, это позволит тренеру выглядеть всегда свежим.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что, как бы ни был профессионален тренер, первые 30 минут тренинга настраивают группу на весь тренинг-день. И насколько образ выступающего соответствует теме выступления, гармоничен с манерой подавать материал, с содержанием самого материала, настолько участники позитивно воспримут и самого тренера, и представляемый им материал.

Не забудьте уделить внимание следующим мелочам, которые могут определить все:
Аккуратный внешний вид : неопрятность, в первую очередь неопрятная голова, неприемлемы для тренера.
Перед тренингом воздержитесь от красящих полость рта продуктов (например, черники или черной смородины), а также экспериментов с необычной для вас едой. И никакого алкоголя до тренинга!
Помните, кто бы ни был слушателем, вы в аудитории - учитель, директор, мама (папа) и т. д. Вам необходимо иметь под рукой: салфетки, лейкопластырь, обезболивающие. Настоятельно советую проконсультироваться, каким образом вести себя с людьми, у которых сердечный, эпилептический, желудочный приступы, а также каковы способы оказания первой помощи при ушибах, переломах, порезах, ударах электрическим током.
Никогда не перекладывайте свое плохое настроение на участников , это верх непрофессионализма.

Допустим, у вас уже есть тема, по которой вам нужно составить, написать тренинг. С чего же начать? Как собрать всю информацию воедино, сделать логичными переходы от темы к теме, наполнить тренинг упражнениями, играми, практикой?

План написания тренинга:

1. Определите вашу целевую аудиторию и ее проблемы . Т.е. вам надо ответить на вопросы: Кто придет на мой тренинг? Почему (или зачем) люди придут ко мне на этот тренинг? Т.е. какие проблемы перед ними сейчас стоят и какая информация им понадобится, чтобы их решить.

Например , вы решили организовать тренинг — Как успешно пройти интервью. С какими сложностями в данной области сталкиваются люди, которые придут к вам на тренинг? Скорее всего, это: неумение презентовать себя, неуверенность в себе и т.д. Это и есть их проблемы.

2. Проблемы переводите в задачи. Так, если проблема — неумение презентовать себя, то задача будет — научить делать эффективную самопрезентацию. И так с каждой проблемой по теме.

Итак, у вас получится список задач, которые вам нужно рассмотреть на тренинге. Желательно, чтобы задач было не менее 3-х и не более 5-ти, в зависимости от смежности тем и их сложности.

3.»Выгружаете мозг». Берете лист А3 и стикеры (можно А4, но тогда стикеры должны быть маленькие 3х2, например), на каждом стикере пишете одну идею по теме. Это могут быть теоретические блоки, которые вы хотите дать по теме, игры, упражнения, обсуждения, мозговой штурм и т.д.

Так, например, для нашей задачи — научить себя презентовать, стикеры могут быть следующие: обсуждение — из чего складывается первое впечатление, теория — невербальное и вербальное общение, практика — расскажи о себе, игра — первое впечатление и т.д.

ВАЖНО для каждой темы (идеи) свой отдельный стикер! Так, у вас получится лист, обклеенный множеством стикеров.

4. Сгруппируйте стикеры по темам. Посмотрите на свой лист, проанализируйте информацию, распределите ее по темам, задачам. Можно исходить из того, что каждый блок (задача) должен быть рассчитан на 1 час 20 мин.

Также, будет хорошо видно, если по каким-то задачам недостаточно информации, игр, упражнений. Тогда по этой теме стоит поискать дополнительную информацию.

5. Составьте план Тренинга. После того, как вы сгруппировали стикеры по блокам (а мы работали со стикерами именно потому, что их очень удобно перегруппировывать, переклеить, поменять местами), нужно перенести полученную информацию на бумагу, т.е. составить план. План на бумаге может выглядеть следующим образом:

Пример, программы Тренинга на сплочение для подростков.

Время План Тренинга Упражнения Примечания
15 мин Знакомство. Ожидания. Добрый день. Меня зовут Ольга. Я буду вести тренинг – командообразование. Вы все знакомы, а мне бы хотелось познакомиться с вами поближе. Давайте это сделаем следующим образом. Напишите на бейджах ваши имена. По кругу, называйте свое имя, должность, в 2-х словах, то, в чем заключается ваша работа и ваши ожидания от тренинга – чему хотели бы научиться или что нового хотели бы узнать. Бейджи
5 мин Правила Взаимоуважение и активное участие. Каждый имеет право на свое мнение и это чем-то обусловлено. 10% мы усваиваем из того, что слышим, 30% из того, что видим и 90% из того, что делаем. Нет правильного и неправильного.
15 мин Дискуссия

Флип чарт

Групповое обсуждение понятия команда.

Как выглядит идеальная команда?

К. – это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они могли бы сделать поотдельности. Кроме того, их работа приносит радость и удовлетворение. Добиваются результата на основе гармонизации индивид, групп целей и интересов.

Тренинг командообразование – целенаправленное формирование эффективного взаимодействия людей в к, через улучшение соц окружения, позволяющего членам к реализовать их потенциал согласно существующим стратегическим целям.

К – это один механизм , если выходит из строя 1 деталь, то это приводит к сбою в раб всей системы. Каждый выполняет свою фун-ию но др без др механизм работать не будет. (общие цели)

Обсуждение – что есть у вашей к, а чего не хватает?

К. должна иметь

· Развитую систему коммуникаций

· Понимать причины поведения товарищей

· Конструктивную критику

· Достигать согласия – концепцию

· Собрания для обсуждения – целей, ролей, способов, ожиданий

· Доверие

· Общие цели

30 мин Ролевая игра. РЕКЛАМА Мы сейчас выполним упражнение на умение увидеть положительные качества др др. На установление позитивного настроя. Также чтобы я смогла с вами получше познакомиться. Правила игры . Теперь о самой игре. В наше время нас окружает реклама, она повсюду. Рекламируют всевозможные товары, услуги. Вот мы сейчас представим, что нам надо сделать рекламу, только рекламу не товара, а конкретного человека чье имя вы вытащили. Если вам попалась свое имя, делайте рекламу про себя. Понятно?

Как мы будем это делать? Имя чел называть нельзя. Надо представить чел в виде какого-то товара или услуги, например, телевизора или загородного дома и рассказать, почему покупатель должен захотеть купить именно этот телевизор или дом, какими особенными качествами он обладает т.е. прорекламировать его. Отражать надо самые истинные и важные достоинства. Длительность рекламного ролика должна составлять 1 мин.

Потом участники должны будут догадаться, о ком идет речь. Время 3 мин.

Карточки с именами. Ручка, бумага

Обсуждение Что вы чувствовали, когда вас сравнили с? Вызвало ли у кого –то затруднения? Почему у вас возникли такие ассоциации?

15 мин Тест КТО Я ?

Мы только что узнали о качествах, приписываемых вам др людьми. Давайте теперь посмотрим, что вы думаете о самих себе. Это важно для более глубокого понимания себя и “знакомства” с другими участниками.

На листе бумаги напишите 20 ответов на вопрос – кто я. Время 10 мин.

Поставьте напротив каждого +,-,?

Чего больше?

Если зачеркнуть общие фразы, что останется?

Бумага, ручки

Обсуждение Кто сколько определений написал. Положительные они или отрицательные? Что общего в ответах?

10 мин Игра БАШНЯ.

После сложных и глубоких игр, давайте немного поиграем и расслабимся.

На умение договариваться, взаимодействовать в коллективе. Умение общаться. Достигать общих целей.

Правила Делимся на группы 3-5 чел. Перед вами листы бумаги. Каждая команда должна попробовать построить самую высокую башню. С бумагой можно делать все – что хотите, а другие инструменты, вещи применять нельзя. Время у вас ограничено. Около 3х мин. Я сама скажу, когда стоп. За 30 сек я предупрежу. Бумага Обсуждение легко ли было договориться. Кто был какие роли занимал – кто был лидер и тд.. Всели чувствовали себя комфортно?
10 мин Подведение итогов. Просим участников поделиться своими впечатлениями. Что было для них самого ценного?

Тренинги сегодня являются довольно популярным методом обучения. С помощью успешного тренинга можно значительно повысить качество работы сотрудников компании, а также дать им возможность закрепить полученные в ходе обучения навыки. Существуют определенные критерии создания по-настоящему эффективных тренингов.

Критерии успешного тренинга

1. Актуальность темы. Тема тренинга должна у слушателей. В противном случае ваш тренинг не будет иметь желаемого успеха. Люди заинтересованы в том, чтобы получить полные ответы на интересующие их вопросы. Одними из самых востребованных тем на рынке тренинговых услуг являются личностный рост, развитие бизнеса, развитие управленческих умений и лидерских качеств.

2. Программа. Необходимо заранее продумать программу тренинга. Если вы уже проводили тренинги раньше, вы можете организовать новые занятия на основе старой программы. Но если вы начинающий , вам придется создать принципиально новую программу. Для этого обозначьте цели и задачи своего тренинга, и на основе этого выстраивайте теоретическую и практическую часть занятий. Программа тренинга должна полностью соответствовать его теме.

3. Новизна и оригинальность информации. Слушатели должны узнать из вашего тренинга как можно больше новой и полезной информации. Рынок тренинговых услуг сегодня очень широк, поэтому для тренера важно создать уникальный и полезный материал. В противном случае тренинг не будет востребованным у аудитории.

4. Личный опыт тренера. Тренинг обязательно должен основываться на вашем личном опыте. Чего вы достигли и как вы добились желаемых результатов в выбранной вами сфере деятельности? Слушателям всегда будет интересно узнать больше из опыта другого человека.

5. Интересная подача материала. Тренинг должен быть не только предельно информативным, но и интересным. Это во многом будет зависеть от личностных качеств тренера. В первую очередь создатель тренингов должен уметь хорошо выступать на публике и организовывать дискуссии между участниками. Лучше чтобы тренер лично показывал аудитории, как выполнять то или иное упражнение. В тренере всегда приветствуется артистизм, харизма, непринужденность, юмор и остроумие.

Где проводить тренинг

Лучше всего проводить тренинги в просторных помещениях, где можно легко установить необходимую вам аппаратуру (видеомагнитофон, музыкальные проигрыватели и т.д.). Сидения для слушателей должны быть комфортными. Это очень важно, так как в неудобных и тесных тренинг-залах слушатели не смогут в достаточной мере сконцентрироваться на занятиях.

Решить проблему с помещением для тренинга можно двумя способами: арендовать подходящий зал или договориться с заказчиком о предоставлении вам специального кабинета на время тренинга.

Вышеназванные критерии и требования помогут вам создать по-настоящему качественный тренинг. Не жалейте также времени для поиска новых идей и свежей актуальной информации по теме. Тогда слушатели с удовольствием будут посещать организуемые вами занятия.

В последнее время коллеги и знакомые все чаще интересуются моим подходом к созданию тренингов. В итоге я решил рассказать об этом процессе. Одновременно покажу пример создания однодневного тренинга по Scrum для команды и дам готовую структуру, которую сможет использовать каждый из вас.

Скажу сразу, что я не претендую на звание мега «тренера тренеров». Я начал проводить тренинги еще в 2007 году. Но с тех пор я многому научился, в том числе и сам прошел «тренинг для тренеров». Как показывает практика, если что-то долго делать, опыт и знания все-таки появятся 🙂

Работая с коллегами-консультантами, приходилось не раз обучать начинающих тренеров. Я уверен: даже если мои ученики не ведут тренинги регулярно, то полученные навыки не раз им пригодились.

Несмотря на то, что я часто предлагаю готовые программы (описание которых есть на сайте), в ходе работы с клиентами мне приходилось создавать тренинги под конкретные нужды, и этот путь мы с вами пройдем в этой серии статей .

Этап 1. Хочу создать тренинг. С чего начать?
Я убежден: тренинг – продукт. А для продуктов я рекомендую создавать «Видение Продукта », которое помогает ответить на простые вопросы и держать в фокусе конечный результат.

Первый вопрос: «Для кого этот тренинг? »

Для команды, которая только думает о внедрении Agile-методов? Для команды, которая их уже практикует, но хочет переосмыслить, что и как они делают? Для группы менеджеров компании, которые хотят побольше узнать, как работать по Scrum-методологии? Для отдела DevOps, который внедряет Kanban? А может для HR-отдела, который хочет узнать новые слова или, наоборот, внедрить некие легковесные процессы, чтобы лучше делать свое дело? 🙂

Второй вопрос: «Зачем ИМ этот тренинг? »
Частично он выходит из ответа на первый вопрос, добавляя фокус и цели тренинга. Тренинг может быть направлен на ознакомление с широким кругом принципов и методов или на практические навыки в одной узкой области. Особенно хорошо, если участники соберутся уже на следующий день, чтобы использовать полученные знания и навыки.

Вопрос третий: «Какие у нас ограничения? »
Первое и самое распространенное ограничение – время. Если у меня есть один день, тогда можно рассчитывать на раскрытие 3-4-х тем, с учетом теории и практических упражнений. Два и больше дней, а это, можно сказать, уже роскошь, дают возможность глубоко погрузиться в разные темы, которые вместе создают целостное понимание отдельных частей общей картины. Но иногда время строго лимитировано и есть только полдня (примерно 4 часа) или мастер-класс на два часа. В таком случае нужно выбрать более узкий фокус и отказаться от многих интересных тем, которые вы не успеете рассмотреть.

Другое, не такое критическое ограничение – материалы. Флипчарт, стикеры и распечатки вы можете найти в любом офисе. Отлично, если есть возможность заранее собрать дополнительные материалы для упражнений – монеты, карточки для упражнений и прочие домашние заготовки. Поэтому, несмотря на мою безграничную любовь к Lego, я предпочитаю не использовать его для тренинга: нужно таскать с собой огромную коробку. А так я готов провести тренинг почти в любое время и в любом месте с минимальной подготовкой.

Конечно, на фоне всего этого у вас должна проскочить мысль о месте для тренинга. Где вы его проведете? Какое помещение вам доступно? Есть ли там столы для работы в группах и другие материалы? Об этом поговорим позже, когда приступим к упражнениям.

Дополнительные вопросы: «Какие критические атрибуты?» и «На что может быть похож этот тренинг?».

Частично они уже понятны из всех предыдущих ответов. Но стоит обратить внимание на один важный аспект: количество участников. Я сторонник концепции «Training from the back of the room» (тренинг из дальнего конца комнаты). Другими словами, я считаю, что в тренинге должно быть больше интерактива между участниками и меньше «монопольных» рассказов тренера. Лучше всего тренинг проходит в относительно небольших группах от 8 до 16 человек. При максимуме в 20 человек еще можно рассчитывать на внимание тренера к каждой группе участников. Если же у вас больше участников, то нужно будет думать о помощниках или об упражнениях, которые не требуют особого внимания тренера.

В зависимости от количества людей на тренинге, вам придется продумать, какие использовать методы, чтобы вовлечь всех и сбалансировать динамику тренинга, чтобы никто не сидел в сторонке.

Еще Сократ сказал, что вовлечение в обучение способствует запоминанию. Это знают все, кто так или иначе знаком с проблемой обучения практическим навыкам (а гибкие методы работы – тоже навык).

Хорошая новость: в арсенале тренера множество способов интерактива. Например: обдумывание вопроса самостоятельно, обсуждение в парах или группах до 5 человек, участие в упражнении (serious play), разбор кейсов или просто общее интерактивное обсуждение с тренером и многое другое. Обо всем этом мы поговорим в следующих статьях, когда будем наполнять наш тренинг.

Итак, давайте посмотрим, что у вас может получиться и создадим тренинг вместе, как я и обещал в самом начале.

Создаем тренинг для участников, которые пока еще мало знакомы с Agile-принципами разработки и в частности Scrum-методом. Это может быть отдельная команда или сборная группа в компании. Цель тренинга – раскрытие основных тем, таких как понимание идеи Agile, знание практик работы по Scrum-методологии, методы командной оценки и планирования итераций и проектов. Также обязательно получение практических навыков, чтобы начать их применять сразу после тренинга. По времени мы можем рассчитывать на однодневный тренинг при оптимальном количестве в 15 человек.