Что такое административный протокол. Протокол об административном правонарушении гибдд

Позволяет сделать ряд выводов:

1) об административном правонарушении (по общему правилу) составляется протокол. Исключения представляют следующие случаи:

а) дело об административном правонарушении возбуждено прокурором (последний выносит постановление в сроки, предусмотренные в ст. 28.5 , см. коммент. к ст. 28.4 , 28.5);

б) закон допускает назначать административное наказание, не составляя протокол (например, когда за совершение административного правонарушения назначается предупреждение либо административный штраф, размер которого не превышает 100 (при нарушении таможенных правил - 1000) рублей. Кроме того, с 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в КоАП Закон N 225 от 02.10.07) протокол не составляется и в случаях совершения административных правонарушений предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 , а также в случаях указанных в ч. 3 ст. 28.6 (см. об этом коммент. к ст. 28.6 , 29.10);

2) сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 , указываются в протоколе об административном правонарушении обязательно. При отсутствии хотя бы одного из них протокол (как процессуальный документ) обесценивается);

3) в протоколе могут быть указаны и другие сведения:

а) прямо предусмотренные законом (например, о доставлении, см. коммент. к ст. 27.2);

б) хотя и не предусмотренные в законе, но не противоречащие ему и способствующие правильному и своевременному разрешению дела.

2. Применяя правила ч. 3-6 ст. 28.2 , нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) физическому лицу (лично или его представителю, уполномоченному доверенностью, например, защитнику), а также законному представителю юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться (в необходимых случаях - с помощью переводчика, см. коммент. об этом к ст. 24.2 , 25.10) с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (они прилагаются к протоколу, если подписаны лицом, сделавшим эти замечания);

2) протокол об административном правонарушении должен также содержать запись о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности. Упомянутая запись должна быть удостоверена подписями каждого участника;

3) протокол об административном правонарушении подписывается лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.2 . Если физическое лицо, законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, отказываются подписать протокол, должностное лицо (составившее протокол) делает об этом запись в протоколе и удостоверяет ее своей подписью;

4) копия протокола об административном правонарушении (изготовленная и заверенная доставившим его должностным лицом) вручается:

а) физическому лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

б) потерпевшему (см. коммент. к ст. 25.2);

в) если упомянутые лица (хотя бы устно) попросили о вручении такой копии. О том, что копия протокола об административном правонарушении вручена упомянутым лицам, делается запись в протоколе об административном правонарушении, а сама копия вручается упомянутым лицам под расписку;

5) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти о составлении протокола об административном правонарушении (например, приказ Росархива от 18.02.2002 N 18) применяются постольку, поскольку не противоречат правилам ст. 28.2 , а также ст. 28.3 , 28.5 , 28.8 , 29.5 (см. коммент. к ним);

6) при неявке (несмотря на то, что они были надлежащим образом извещены) лица (или его законного представителя), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - допускается составление протокола и в отсутствии такого лица. В этом случае лицу, (в отношении которого протокол был составлен) должна быть направлена (например, по почте, с нарочным и т.п.) копия протокола в течение трех дней (отсчет этого срока начинается со дня следующего за днем составления протокола). Следует иметь в виду, что ч. 4.1 была введена в ст. 28.2 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 11.08.07;

7) о неявке указанных выше лиц, в протоколе необходимо сделать запись об этом (и данное положение вступило в силу с 11.08.07).

3. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 4 , пост. N 5), что:

а) существенным недостатком протокола является отсутствие данных прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 , и иных сведений в зависимости от их значимости для данного дела (например, нет данных о том владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу);

б) Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушения установленных в ст. 28.5 и 28.8 сроков составления протокола и направления его судье;

в) проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения ст. 28.3 , а также нормативных актов соответствующих органов исполнительной власти;

г) возвращая протокол судье (на основании ч. 4 ст. 29.4) необходимо вынести мотивированное определение об этом.

Кроме того, ВС полагает, что:

Если может быть назначено административное приостановление деятельности, то в протоколе должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается (п. 8 Обзора от 25.03.09);

Обстоятельства, послужившие основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (

Медицинские и фармацевтические организации, медицинские работники, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность, довольно часто являются субъектами некоторых , посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Административное правонарушение выявляется, как правило, в результате , которая является одной из форм осуществления . По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме.

Если в ходе проверки выявляются нарушения обязательных требований, законодательства Российской Федерации, должностное лицо, проводившее проверку, выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которого проводилась проверка с указанием сроков их устранения, а также принимает меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Ответственность может быть административная и .

В настоящей статье рассматривается порядок составления протокола об административном правонарушении, как процессуального документа, оформляемого на этапе . Всего может быть .

Для привлечения организации, должностного лица, индивидуального предпринимателя или гражданина к административной ответственности, должен быть составлен протокол об административном правонарушении.

это процессуальный документ , в котором фиксируется административное правонарушение. Поэтому протокол является доказательством по делу об административном правонарушении и должен соответствовать требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Прежде всего, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Составление и процедура оформления протокола об административном правонарушении должны соответствовать требованиям, установленным гл.28 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее — КоАП РФ).

О совершении административного правонарушения составляется протокол (ч.1 ст.28.2 КоАП РФ). Но бывают .

По общему правилу протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч.1 ст.28.5 КоАП РФ).


В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч.2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Подпишитесь на нас

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица , в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, неявки этих лиц для составления протокола, в нем делается соответствующая запись (ч.5 ст.28.2 КоАП РФ).


Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч.6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Необходимо обратить внимание, что подписание протокола об административном правонарушении, также, как и его вручение (направление по почте), осуществляется исключительно лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении или его законному представителю. Подписание, вручение протокола об административном правонарушении защитнику, оказывающему юридическую помощь лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении и действующему на основании ордера (если защитник — адвокат), представителю юридического лица, действующему на основании доверенности, в том числе руководителю его филиала или подразделения, расценивается, как невыполнение требований, установленных ч.ч.5 и 6 ст.28.2 КоАП РФ. Поскольку перечисленные лица не являются законными представителями .

На практике очень часто возникает вопрос о возможности обжалования протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении обжаловать нельзя, поскольку протокол всего лишь фиксирует административное правонарушение. Если лицо, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении не согласен с обстоятельствами, которые излагаются в протоколе, то он может в протоколе выразить свою позицию в части предоставления объяснений и замечаний на протокол. Затем, при , лицо, в отношении которого ведется дело, имеет возможность опровергнуть те обстоятельства, которые зафиксированы в протоколе, предоставить доказательства, дать пояснения по делу.

В течение трех суток после составления протокола об административном правонарушении он направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении (ч.1 ст.28.8 КоАП РФ).


Протокол об административном правонарушении передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) :

  • В случае если по административному делу предусматривает административный арест либо административное выдворение (ч.2 ст.28.8 КоАП РФ);
  • Если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде (ч.4 ст. 28.8 КоАП РФ).

Административные органы, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении установлены ст. 28.3КоАП РФ. Административные органы, уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении установлены гл. 23 КоАП РФ.

Так, например, при нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.6.3 КоАП РФ) протоколы об административном правонарушении составляют органы, осуществляющие функции по контролю и (ст.23.13 КоАП РФ). Этот административный орган может сам рассмотреть дело .

Но согласно ст.23.1 КоАП РФ орган, уполномоченный составлять протокол об административном правонарушении передает дело на рассмотрение судье, в случае, если по делу проводилось административное расследование или если по делу предусмотрено наказание в виде . Т.к. санкция ст. 6.3 КоАП РФ в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусматривает приостановление деятельности, то протокол об административном правонарушении по этой статье в отношении указанных лиц должен быть передан на рассмотрение судье, а в отношении граждан и должностных лиц рассмотрен органом, составившим протокол.

По ст.6.2 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении составляют должностные лица (ч. 18 ст.28.3 КоАП РФ), но дела об административных правонарушениях по этой статье рассматривает суд (ч.1 ст.23.1 КоАП РФ).

Воронов Василий Владимирович, юрисконсульт ООО «Юридическое Бюро «Константа»

Практика показывает, что нарушения действующего законодательства, ответственность за которые установлена КоАП РФ, которые выявляются органами государственной власти, и за которые субъекты предпринимательской деятельности привлекаются к административной ответственности, порой в виде очень крупных штрафов, в большинстве случаев действительно предпринимателями допускаются. Причины нарушений могут быть различными, но, в большом количестве случаев, такой причиной является банальное незнание закона, что учитывая объем обязательных для исполнения требований в самых различных сферах не вызывает удивления.

При этом, большинство постановлений о привлечении к административной ответственности, отмененных в дальнейшем по жалобам заинтересованных лиц, признаются незаконными и отменяются Судом, в связи с нарушением установленного Кодексом порядка привлечения к административной ответственности, а не по причине отсутствия нарушения как такового.

Ниже будет рассмотрено такое существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, как составления протокола об административном правонарушении без участия лица в отношении которого он составляется и при отсутствии сведений об уведомлении такого лица о его составлении.

По общему правилу, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. Протокол представляет собой документ, фиксирующий факт нарушения действующего законодательства, допущенного, по мнению сотрудника контролирующего органа, лицом, привлекаемым к административной ответственности.

При этом, протокол может быть составлен только в присутствии лица, в отношении которого он составляется (в присутствии уполномоченного представителя юридического лица), либо без его присутствия, но при условии обязательного извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ).

Закон не предусматривает, каким именно образом должно быть осуществлено такое уведомление. Безусловно надлежащими признаются уведомление под расписку проверяемого лица (его специально уполномоченного представителя), уведомление направленное заказной почтой.

Однако, на практике, индивидуальный предприниматель либо представитель юридического лица (далее - проверяемое лицо) могут получить факсовое сообщение, с указанием на необходимость явки в административный орган для составления протокола об административном правонарушении, либо в телефонной беседе, звонящий может представиться сотрудником административного органа и вызвать проверяемое лицо в административный орган. Мотивировка такого вызова может быть различной - выяснение обстоятельств связанных с определенными событиями, получение объяснений, «плановая проверка» и т.п. Кроме того, сотрудник административного органа далеко не всегда сообщит о действительной цели такого звонка, которой, как правило, является составления протокола об административном правонарушении в присутствии проверяемого.

Как вести себя проверяемому в таком случае? Можно явиться в указанное время и место. Вероятнее всего, проверяемое лицо встретиться с проверяющим, выскажет свою позицию по вменяемому нарушению (которая в 99 процентах случаев не совпадет с мнением проверяющего, переубедить которого удастся навряд ли), получит протокол об административном правонарушении, составленный с его участием и распишется в его получении.

В результате, проверяющий выполнит требования закона о составлении протокола в присутствии проверяемого, при том, что доказательства надлежащего уведомления (например, уведомления о вручении заказного письма, расписки в получении извещения о времени и месте составления протокола) в материалах дела не будет.

Однако, если проверяемое лицо для составления протокола об административном правонарушении по подобному уведомлению не явится, можно рассчитывать на то, что проверяющий, по тем или иным причинам, составит протокол в отсутствие проверяемого лица, не утруждая себя его повторным вызовом почтовым уведомлением либо уведомлением под расписку. В результате, у проверяемого лица, независимо от обоснованности предъявляемых ему претензий, при обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности, выносимого на основании подобного протокола, будет иметься реальный шанс на отмену такого постановления.

Возможны ситуации, когда извещение о времени и месте составлении протокола будет вручено лицу, специально не уполномоченному представлять интересы проверяемого по конкретному делу об административном правонарушении (продавцу, кассиру, лицу, обладающему общей доверенностью на представительство интересов юридического лица, в которой, в то же время, не отражены полномочия на представительство по конкретному делу об административном правонарушении и т.п.). Подобное уведомление надлежащим судебной практикой не признается.

Следовательно, если руководитель организации (индивидуальный предприниматель) получит (без документального оформления) уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении через специально неуполномоченное лицо (за исключением случаев получения заказной корреспонденции, либо личного получения корреспонденции лицом, выполняющим функции секретаря), надлежаще уведомленным он считаться не будет. В случаях составления протокола об административном правонарушении при наличии такого, ненадлежащего уведомления, и в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности, шансы на дальнейшую отмену постановления по делу об административном правонарушении по формальным основаниям будут значительными.

Таким образом, неявка для составления протокола об административном правонарушении, при отсутствии надлежащего уведомления, может являться одним из оснований отмены в дальнейшем в судебном порядке постановления по делу об административном правонарушении.

Особенно отметим, что ДО момента вынесения постановления о назначении административного взыскания административным органом, обращать внимание его должностных лиц на такие нарушения нецелесообразно. Наиболее верно, со стороны лица, привлекаемого к административной ответственности, будет, во-первых, не оказывать помощи сотрудникам административного органа привлекать себя к ответственности (например, не являться по ненадлежащим вызовам в административный орган), во-вторых, фиксировать все допускаемые административным органом нарушения, и, в-третьих, при обжаловании постановления о назначении административного наказания в судебном порядке, указать на все допущенные нарушения, рассчитывая при этом, на то, что судейское усмотрение будет на стороне лица, привлекаемого к ответственности.

Правилам составления протокола об административном правонарушении посвящена глава 18 КоАП и ст. 16 Федерального закона «Об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».

Протокол по делу об административном правонарушении - один из важнейших процессуальных документов, играющий в производстве по делам об административных правонарушениях роль своеобразного обвинительного заключения. Это - стартовый документ в производстве, от качества которого во многом зависит исход рассмотрения дела об административном правонарушении. Юридическое значение протокола по делу об административном правонарушении состоит в том, что в данном процессуальном документе:

во-первых, подводятся итоги административного расследования;

во-вторых, содержатся доказательства совершения правонарушения конкретным физическим или юридическим лицом;

и в-третьих, дается юридическая квалификация совершенному правонарушению.

Протокол по делу об административном правонарушении должен быть составлен своевременно, оперативно и уполномоченным лицом (членом избирательной комиссии, комиссии референдума, а также должностным лицом органа внутренних дел). Возложение на членов избирательной комиссии, комиссии референдума полномочий по составлению протокола об административном правонарушении должно быть осуществлено специальным решением комиссии.

Согласно ст. КоАП в протоколе по делу об административном правонарушении указываются:

дата и место его составления;

должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

сведения о личности правонарушителя (о юридическом лице), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

место, время совершения и существо административного правонарушения;

закон, предусматривающий ответственность за это правонарушение (со ссылкой на конкретную норму - статью или пункт статьи закона);

фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;

объяснение правонарушителя (представителя юридического лица);

иные сведения, необходимые для разрешения данного дела.

Протокол по делу об административном правонарушении начинает составляться с указания - кто, когда и где составил протокол. Для указания даты достаточно отметить число, месяц и год составления. Время суток указывать не обязательно. Местом составления протокола является соответствующий населенный пункт - город, поселок, деревня. При совершении административного правонарушения в поезде или самолете, протокол составляется, как правило, по месту задержания правонарушителя. Должностное лицо, составляющее протокол, обязано полно и правильно указать свою должность - наименование должности и государственного органа, в котором замещается эта должность. При наличии у должностного лица специального звания (работники милиции), оно также указывается в протоколе об административном правонарушении.

Фамилию, имя, отчество правонарушителя следует указывать полностью, не ограничиваясь указанием только фамилии и инициалов имени и отчества. Возраст правонарушителя указывается в протоколе путем простановки числа, месяца и года рождения. Особенно важно полное указание даты рождения правонарушителя, если к административной ответственности привлекается несовершеннолетний. Помимо этого в протоколе указываются и другие данные о личности правонарушителя:

место жительства (фактическое или по регистрации);

место работы, занимаемую должность, размер заработной платы или иных источников существования (пенсия, стипендия, пособие и др.). При указании места работы следует указать юридический адрес соответствующей организации. В протоколе обязательно указание семейного положения и числа иждивенцев правонарушителя.

Если протокол составляется в отношении юридического лица, то в протоколе указывается полное официальное наименование юридического лица, присвоенное при регистрации этого юридического лица, адрес расположения юридического лица, необходимые официальные реквизиты, данные о руководителе юридического лица (его фамилия, имя, отчество).

Одна из важнейших частей протокола об административном правонарушении - это описание существа правонарушения. Здесь указываются данные, важные для квалификации правонарушения. В этой части протокола указываются: дата, конкретное место и время совершения правонарушения и относительно полно описывается существо допущенного нарушения. Если административное правонарушение является длящимся, то указывается его длительность. В протоколе указываются обстоятельства, свидетельствующие о самом факте совершения правонарушения. При наличии орудий совершения правонарушения, их также необходимо указать в протоколе.

В протоколе должна быть указана официальная юридическая квалификация совершенного административного правонарушения со ссылкой на конкретные нормы законодательства.

Если по данному административному делу имеются свидетели и потерпевшие, то в протоколе необходимо указать их фамилии, имена, отчества и адреса.

Данные о личности правонарушителя (юридическом лице), а также о свидетелях и потерпевших необходимо указывать на основании соответствующих документов, удостоверяющих личность, с указанием данных об этих документах. Таковыми могут быть: паспорт, военный билет, удостоверение водителя, свидетельство о рождении, копия акта государственной регистрации юридического лица и др.

По отдельным категориям дел об административных правонарушениях может возникнуть необходимость изъятия у нарушителя предметов правонарушения (например, анонимные агитационные печатные материалы). В таком случае об этом вносится соответствующая запись в протокол.

Должностное лицо, составляющее протокол об административном правонарушении, обязано разъяснить лицу, привлекаемому к административной ответственности (физическому лицу или представителю юридического лица), его права и обязанности в производстве по делу. Об этом делается отметка в протоколе.

При составлении протокола об административном правонарушении необходимо учитывать следующие правила:

1) протокол составляется на каждого правонарушителя в отдельности;

2) протокол составляется в одном экземпляре, а в случае причинения правонарушением имущественного ущерба - в двух экземплярах.

Протокол об административно-наказуемом нарушении законодательства о выборах и референдумах направляется в районный суд для рассмотрения дела о нарушении в течение суток с момента составления протокола о нарушении.

Олег Литвинов,

юрист (стаж юр. практики - более 7 лет)

ВНИМАНИЕ!!!
В данной статье не рассматриваются случаи браконьерства!

Мнение, изложенное в данной статье, является правовой позицией определенного юриста, которое может кардинально не совпадать с мнением судей и иных полномочных представителей государственных органов. Данная статья не преследует цель навязать чьё-то мнение и не подстрекает к каким-либо действиям.

МР ОО «АПДКС» выступает против нарушения действующего законодательства, но всем нам свойственно ошибаться, как должностным лицам государственных органов, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, так и нам: подводным охотникам, фридайверам, дайверам, а также рыбакам, охотникам и туристам.

Целью настоящей статьи является содействие объективному рассмотрению дел об административных правонарушениях и недопущение своеволия должностных лиц в отношении граждан, осуществляющих своё право на отдых.

Известный подводный охотник, журналист, писатель, капитан 1 ранга в отставке, член Объединённого Совета Российской Федерации подводного рыболовства – В.И. Виноградов подготовил очень хорошую «ПАМЯТКУ РОССИЙСКОМУ ПОДВОДНОМУ ОХОТНИКУ» (см. ссылку по адресу - ), в которой даны дельные советы и приведены нужные выдержки из нормативно-правовых актов, поэтому я не пытаюсь «объять необъятное», а предлагаю вашему вниманию самые основные правила, которых стоит придерживаться при составлении в отношении вас протокола об административном правонарушении:

1. Если вы не согласны с нарушением, его классификацией или попросту сомневаетесь в том, что совершили правонарушение:

в обязательном порядке вносим в Протокол фразу: «С протоколом не согласен. Административного правонарушения не совершал. Требуется помощь адвоката» .

При этом не стоит отказываться от заполнения и подписи Протокола, поскольку это не является препятствием для его оформления, но очень важно указать, что вы с протоколом не согласны и правонарушения вы не совершали.

2. Не имея юридического образования и юридической практики по делам об административных правонарушениях, очень сложно при составлении Протокола давать юридически грамотные и фактически правильные объяснения.

Также важно понимать, что П ротокол об административном правонарушении лишь фиксирует правонарушение, а само рассмотрение дела об административном правонарушении будет происходить позже с вынесением процессуального решения в виде Постановления .

Поэтому есть простое правило: чем меньше вы наговорите на себя при составлении Протокола, тем больше шансов, что адвокат (защитник) на стадии рассмотрения дела сможет защитить ваши права и законные интересы.

Да и вы, спустя некоторое время, придя в себя от волнения и изучив нормативно-правовую базу, сможете лучше проводить свою защиту.

Следовательно, при составлении Протокола не стоит «выкладывать на игральный стол все свои козырные карты» . Для этого придёт ещё время на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, в графе Протокола «ОБЪЯСНЕНИЕ» рекомендую написать: «Нахожусь в крайне взволнованном состоянии, показания давать не могу. Требуется помощь адвоката».

3. П ри составлении протокола вам должны быть разъяснены права , предусмотренные ст. 25.1. КоАП .

Если должностное лицо устно не разъяснилостатью 25.1 КоАП , необходимо в графе протокола : «С ПРОТОКОЛОМ ОЗНАКОМЛЕН», сделать запись следующего содержания: «Права не разъяснены» . Самим расшифровки не просить.

4. Когда должностное лицо передает вам Протокол для заполнения, спросите у него: «Б удут ли вноситься еще записи в Протокол?» .

В случае утвердительного ответа верните Протокол должностному лицу для завершения заполнения.

Получив в руки Протокол, нужно внимательно его прочитать.

5. Если нарушение произошло вдали от вашего места жительства, вы в соответствии со с татьёй 29.5. КоАП имеете право ходатайствовать (просить) о рассмотрении дела по своему месту жительства.

Для этого в графе:

«МЕСТО И ВРЕМЯ РАССМОТРЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ» рядом с местом, указанным должностным лицом, следует написать фразу:

«Прошу направить протокол для рассмотрения по месту моего жительства» .

6. В графе Протокола : «СВИДЕТЕЛИ»:

Если должностное лицо её не заполнило, смело ставим большую Z ;

Если свидетели внесены, а вы их не наблюдаете – требуйте от должностного лица вам их представить;

В случае их представления – проверьте соответствие их документов, сведениям, изложенным в Протоколе;

Требуйте вписать в Протокол в качестве свидетелей лиц, которые могут подтвердить вашу правоту (если таковые имеются).

В соответствии со статьи 25.6 КоАП в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению (в том числе и близкие родственники).

Если должностное лицо отказывается вписать в Протокол лиц, которые могут подтвердить вашу правоту, утверждая, что якобы они являются «заинтересованными лицами», собственноручно вписывайте их в протокол в графу: «ОБЪЯСНЕНИЕ» с указанием Ф.И.О. и адреса проживания.

7. После вашего заполнения самостоятельно отделите копию Протокола и положите её в карман, оригинал Протокола отдайте должностному лицу.

Должностное лицо не имеет права вносить какие-либо дополнения после вашей подписи Протокола об административном правонарушении .

Практика показывает, что такие, казалось бы, простые правила не соблюдаются лицами, привлекаемыми к административной ответственности, что влечёт для них негативные последствия в виде незаконного привлечения к административной ответственности.