Как произвести расчет отпускных госслужащих? Новые правила для отпусков муниципальных служащих (Пономарева О.А.) Дополнительный отпуск у государственных служащих изменения.

Отпуск для госслужащих. Что нового?

С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа начнут действовать другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ненормированный рабочий день). Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.

Виды и продолжительность отпусков в настоящее время

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Такой отпуск состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Сейчас продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79-ФЗ составляет:

  • у служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, – 35 календарных дней;
  • у служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней.

Дополнительные отпуска представим в виде схемы.

Исчисление общей продолжительности отпуска

Говоря об и порядке предоставления ежегодного отпуска, отметим, что согласно ст. 73 Закона № 79-ФЗ не урегулированные этим законом, регламентируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В связи с этим сразу обратимся к ст. 120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79-ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.

Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп – 40 календарных дней.

Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.

К сведению

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за 2 года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год (ст. 322 ТК РФ).

Продолжительность отпусков по-новому

Итак, в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 176-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 176-ФЗ) с 02.08.2016 всем гражданским служащим (независимо от занимаемой должности) ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет предоставляться одной продолжительности – 30 календарных дней.

По-другому будет исчисляться и отпуск за выслугу лет.

Таким образом, сейчас ч. 6 ст. 46 Закона № 79-ФЗ содержит ограничение общей продолжительности ежегодного отпуска не более 45 или 40 календарных дней, а согласно новой редакции данной части при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск просто суммируется с дополнительным за выслугу лет. Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия гражданской службы предоставляются, как и прежде, сверх основного отпуска.

Еще одно существенное изменение касается отпуска за ненормированный служебный день. И если сейчас в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона № 79-ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее 3 календарных дней (аналогично норме ст. 119 ТК РФ), то в новой редакции ч. 6.1 ст. 46 Закона № 79-ФЗ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день составляет 3 календарных дня.

К сведению

В связи с тем, что ч. 5 ст. 45 Закона № 79-ФЗ с 02.08.2016 утратит силу, перестанут действовать и Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090.

Кроме этого, сейчас ч. 4 ст. 45 Закона № 79-ФЗ установлено, что если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. По новым правилам такого права у служащих уже не будет.

Обратите внимание

Исчислять в соответствии с новыми правилами продолжительность оплачиваемых отпусков нанимателя нужно будет после вступления Закона № 176-ФЗ в законную силу, то есть с 02.08.2016 и начиная с нового служебного года служащих. Не использованные на момент вступления в силу данного закона отпуска, их части или право на их компенсацию за служащими должны быть сохранены.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

А теперь рассмотрим, какой порядок предоставления ежегодных отпусков уже действует для служащих с 10.01.2016.

Федеральным законом от 30.12.2015 № 418-ФЗ в первую очередь была исключена ч. 8 ст. 46 Закона № 79-ФЗ, согласно которой по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск мог предоставляться по частям (с продолжительностью одной части отпуска не менее 14 календарных дней). По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему могла предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

При этом ст. 46 Закона № 79-ФЗ была дополнена ч. 9.1, 9.2 и 9.3, уточняющими порядок предоставления служащим ежегодных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (их части).

Минтруд в Письме от 21.03.2016 № 18-4/10/В-1771 в связи с внесенными изменениями и на основании вопросов работодателей уточнил информацию о предоставлении служащим ежегодных оплачиваемых отпусков.

Итак, согласно п. 9.1 Закона № 79-ФЗ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется этот отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. Причем хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

Обратите внимание

В силу ч. 2 ст. 122 ТК РФ право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый служебный год возникает у служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы в данном государственном органе. По соглашению между представителем нанимателя и служащим оплачиваемый отпуск может быть предоставлен ему и до истечения 6 месяцев. Категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены ч. 3 ст. 122.

Отпуск предоставляется служащему на основании графика отпусков. Согласно ч. 2 ст. 123 ТК РФ утвержденный график отпусков на очередной календарный год является обязательным как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.

Представитель нанимателя не позднее чем за 2 недели до начала отпуска обязан извещать служащего о времени начала отпуска под роспись (ч. 3 ст. 123 ТК РФ).

ТК РФ и Законом № 79-ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, чем утверждено графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

Исходя из норм ст. 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установлено графиком отпусков, в том числе на следующий год.

По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную ч. 9.1 ст. 46 Закона № 79-ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены ч. 9.2 данной статьи.

В соответствии с ч. 9.2 в исключительных случаях, когда предоставление гражданскому служащему отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя (уполномоченного им лица) и с письменного согласия служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год.

Такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. Но перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

Денежная компенсация

В силу ч. 9.3 ст. 46 Закона № 79-ФЗ по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией.

Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 126 ТК РФ при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

По норме той же ст. 126 не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска трудящимся во вредных и (или) опасных условиях. Компенсировать можно будет часть, превышающую 7 календарных дней отпуска за работу во вредных условиях, если такая возможность, порядок и размеры компенсации установлены отраслевыми соглашениями, коллективными договорами (ст. 117 ТК РФ).

К сведению

Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления (назначения) на должность гражданской службы в соответствующий государственный орган. Если какие-либо периоды времени согласно ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

В соответствии с ч. 13 ст. 46 Закона № 79-ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (ч. 9.1 ст. 46).

Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска – в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо По письменному заявлению служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия).

В заключение еще раз обратим внимание на то, что же нового появилось в порядке предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим с начала 2016 года.

Во-первых, служащие уже не смогут накапливать отпуска и должны использовать за текущий служебный год минимум 28 календарных дней.

Во-вторых, отпуск по инициативе работодателя может быть перенесен на следующий год только по уважительным причинам, при этом перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который предоставляется.

В-третьих, часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.

А с 02.08.2016:

  • всем служащим независимо от занимаемых должностей будет предоставляться отпуск в размере 30 календарных дней;
  • всем служащим, работающим в режиме ненормированного служебного времени устанавливается фиксированный дополнительный отпуск в размере 3 календарных дня;
  • изменится порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу лет.

При этом представителю нанимателя нужно учитывать, что использование служащим в текущем году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 дней, не лишает его права на использование их в дальнейшем или на компенсацию при увольнении. А что касается последних изменений, если на момент вступления их в силу у служащих будут иметься неиспользованные отпуска, право на их использование или на компенсацию сохранится.

«О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

«О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 418-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».


Вернуться назад на

Последние новости подтверждают ожидаемое сокращение продолжительности отпуска для госслужащих в 2017 году, соответствующий закон был поддержан Госдумой и подписан Владимиром Путиным. Основной отпуск в следующем году не может превышать 30 дней, при этом действующее законодательство предусматривает дополнительные дни отдыха за большой стаж и ненормированный рабочий день.

Отпуск в 2017 году: последние новости для госслужащих

Существенные изменения при расчете отпуска для госслужащих вступили в действие в текущем году, и будут отражаться на продолжительности отдыха в 2017 году. Нововведения властей позволят достичь нескольких целей: экономия государственных средств и стандартизация продолжительности отпуска для различных госучреждений. При этом для рядовых госслужащих это обернется фактическим сокращением продолжительности отпуска.

Основной оплачиваемый отпуск госслужащего в следующем году не может превышать 30 дней. Ранее ежегодный отдых для высших категорий госслужащих достигал 35 дней, что не в полной мере отвечало принципам справедливости. В следующем году управленцы высшего звена останутся без дополнительных преимуществ при расчете ежегодного отпуска.

Помимо основной части отпуска, госслужащие в 2017 году смогут рассчитывать на дополнительные дни отдыха за ненормированный рабочий режим. Законодатели внесли уточнения, которые четко регламентируют продолжительность отпуска в данном случае – 3 дополнительные дня.

Ранее решение данного вопроса зависело от условий коллективного договора или особенностей распорядка конкретного государственного органа. Стандартизация позволит сделать более справедливыми условия работы в различных госучреждениях. Кроме того, отсутствие четких ограничений позволяло неконтролируемо увеличивать продолжительность отпуска, что приводило к значительному повышению государственных расходов.

Еще одна составляющая дополнительного отдыха – отпуск за выслугу лет.

В зависимости от стажа службы, госслужащие смогут рассчитывать на следующую прибавку к отпуску:

1-5 лет – 1 день;

5-10 лет – 5 дней;

10-15 лет – 7 дней;

Более 15 лет – 10 дней.

В результате наиболее опытные и квалифицированные кадры ежегодно смогут отдыхать на 10 дней дольше, что является значительным преимуществом. В 2016 году госслужащие смогут «догулять» отпуск, который накопился за предыдущие периоды, или получить соответствующую денежную компенсацию. Если представитель госучреждения не согласен с изменением принципа расчета продолжительности отпуска, то у нанимателя остается право его уволить.

Предложенные изменения будут иметь ряд положительных последствий, отмечают эксперты. При этом чиновники продолжат поиск дополнительных способов экономии государственных средств.

Последствия нововведений

Данная инициатива связана с экономическими факторами, отмечают эксперты. После начала экономического кризиса власти столкнулись с ростом дефицита бюджета, финансирование которого превращается в настоящую проблему. Оптимизация расходной части позволит решить данную проблему в среднесрочной перспективе.

Ограничение продолжительности отпуска госслужащих позволит снизить затраты бюджета на отпускные. При этом ежегодно государственная казна будет экономить около 3 млрд. руб. В том числе проблемы в нормативной базе позволяли значительно увеличивать отпуск за счет ненормированной работы. В следующем году будет действовать четкое ограничение, что позволит избежать возможных злоупотреблений.

Еще одно важное изменение – более объективные критерии для определения продолжительности отпуска. Если ранее чиновники высшего звена претендовали на большее количество дней отдыха, то в нынешних условиях продолжительность зависит исключительно от стажа и ненормированной работы.

Экономия на госслужащих не ограничится сокращением отпуска, в 2017 году начнется увеличение пенсионного возраста для данной категории граждан. Данная реформа позволит снизить бюджетные затраты на финансирование пенсий. В будущем власти планируют запустить масштабную пенсионную реформу для всех категорий населения, на необходимости данной меры настаивают в Минфине. В противном случае бюджет ПФР останется дефицитным.

В рамках действующего законодательства, отпуск госслужащего в следующем году составит от 30 до 43 дней. Помимо основной части, общее количество дней отдыха будет зависеть от стажа службы и ненормированного рабочего режима.

Основные цели предложенной реформы – стандартизация продолжительности отпуска и экономия государственных средств. В будущем году продолжительность отпуска представителей различных государственных учреждений будет определяться по единым критериям. Согласно оценкам чиновников, данные изменения позволят ежегодно экономить порядка 3 млрд. руб. бюджетных средств.

Помимо сокращения отпуска, в следующем году стартует увеличение пенсионного возраста для госслужащих, что также направлено на оптимизацию расходов. В последующем данная мера коснется всех категорий населения.

Приглашают на работу на госслужбу. Для себя я уже принял решение – приглашение приму, только глупый откажется от такого шанса сделать карьеру. Только вот попытка расспросить будущее начальство о некоторых особенностях будущей работы натыкаются на ответы следующего типа – начнешь работать, узнаешь.

Особенно меня интересует вопрос отпуска и будущей пенсии. Спросите почему не заработка – он и так хороший. А вот с указанными ранее пунктами много неясного в связи с последними дополнениями властей в соответствующие законы.

Несмотря на наличие такого понятия, как госслужащий понятие самой госслужбы в законодательстве РФ отсутствует. Под ней просто подразумевается, что лицо, отнесенное к указанной категории, занимается общественно-полезной деятельностью на основании государственных поручений.

2019 год существенно изменил правовое и социальное положение государственной службы, что связано с повышением ее престижности и авторитетности. Но, как уже отмечалось выше, интересует не философско-правовой аспект, а более приземленные моменты работы на государственной службы, в частности, тонкости труда и отдыха.

Спектр профессий и должностей госслужбы остался прежним, а часть реформ направлена на достижение социального уравнения данных специалистов со всеми прочими трудящимися, а также унификации процедур предоставления отпусков по всей стране.

Законодательный аспект отпуска на госслужбе

Ранее таких работников относили к категории привилегированного сословия: зарплаты, чины, звания, должности, а также большие по времени отпуска.

Так, еще год назад работник прокуратуры, например, имел право на 35 дней отдыха против 28 дней стандартного бюджетника. В 2019 году законодатель изменил свое мнение по этому вопросу, сократив время отдыха до 30 суток.

Кроме основного времени для отдыха, закон оставляет право и на дополнительные дни:

  • За выслугу лет;
  • За ненормированный рабочий день;
  • За вредность условий труда;
  • За работу в регионах Крайнего Севера, а также приравненных к нему регионах.

Число дней дополнительных отпусков пересчитывается ежегодно.

Стоит отметить, что изменения по сокращению числа дней отдыха коснутся не всех. Ограничение в 30 дней предусмотрено для служащих со стажем до года, для прочих работников период отпуска гарантирован от 31 до 41 дня.

Порядок предоставления отпуска госслужащим

Порядок предоставления отпуска един. В конце года в каждом ведомстве составляется и утверждается общий график отпусков сотрудников, в соответствии с которым и начинается период отдыха.

  • О приближении времени отдыха сотрудник уведомляется письменно за две недели.
  • Из положенных 30 и более дней работник обязан использовать 28 обязательно, а за оставшееся время получит компенсационные выплаты или взять дополнительно днями.
  • Часто отпуск дается всего на две недели. Такое решение руководство законом не запрещено, а также давно стало негласным правилом и спецификой времен отдыха государственных служащих.

Корректировки графика по желанию сотрудников также допустимы. Так, руководство должно пойти навстречу работнику, если он выказывает желание поучить отпуск в период декрета супруги.

Особенности и правила предоставления дополнительных отпусков

Дополнительный оплачиваемый и не оплачиваемый отпуск – это установленная законом социальная гарантия для государственных служащих, связанная со спецификой их профессиональной деятельности. Условия предоставления сей социальной гарантии также обозначены в законе с указанием уважительных причин, в силу которых допускается его предоставление.

Неоплачиваемый отпуск

Так, неоплачиваемый отпуск предоставляется по заявлению самого работника с указанием причины его необходимости. При этом к категории существенных относят следующие:

  • Необходимость курортного лечения;
  • Общественные обязанности;
  • Сложившаяся ситуация в семье.

Также, ряд причин прописан в трудовом законодательстве, 2 части 128 статьи.

Оплачиваемый отпуск

На дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск имеют право те работники, которые заняты:

  • На вредных производствах или их работа связана с вредными условиями труда;
  • Их профессиональная деятельность имеет особенный характер;
  • проходят госслужбу в регионах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях.

За выслугу лет

Сотрудники с большим стажем государственной службы в буквальном смысле заработали право на дополнительный отпуск, а справедливости ради и для ровного счета, законодатель ограничил его числом дней за отработанные годы.

Так, законодатель прописывает право получить дополнительные дни отдыха за следующее отработанное время:

  • свыше года, но не более 5 лет – 1 сутки;
  • более 5 и до 10 лет службы – 5 суток;
  • свыше 10 и до 15 лет – 7 суток;
  • более 15 лет – 10 суток.

Именно в силу дополнительных отпусков и складывается общая продолжительность времени отдыха для государственных служащих в 31 и 41 день. 30 основного отпуска + максимум 10 дополнительных за выслугу, вредность и специфику работы +1 день, итого – 41 день максимальный период отдыха.

К этому же периоду могут быть причислены еще 3 суток дополнительно за ненормированное рабочее время.

Завершая тему, стоит отметить, что некоторые из выше перечисленных правил сегодня применяются и в других отраслях профессиональной деятельности, включая коммерческие и частные предприятия, где эти моменты прописываются в трудовом договоре.

Отпуск – это, пожалуй, одно из самых долгожданных периодов времени. Ведь согласитесь, можно целый месяц, а то и больше, лежать и ничего не делать, не спешить по утрам на работу, а просто посвятить его себе, своей семье. На сегодняшний день такая тема, как отпуск госслужащего в 2017 году остаётся одним из актуальных для большинства населения в нашей стране. Ходят слухи, что отпуск планируется не увеличить, а, к большому сожалению, наоборот, сократить. Но, несмотря на такую не совсем жизнерадостную информацию, есть большая вероятность того, что ежемесячная оплата труда будет увеличена в несколько раз, что своего рода станет компенсацией за сокращённый отпуск. Так ли это? Давайте попробуем более подробно разобраться в этом.

Нововведения.

Согласно вводимому законопроекту, здесь предусматривается ряд очень интересных фактов и особенностей, которые могут привести к различного рода последствий, причём, как положительных, так и негативных.

  • Во-первых, подразумевается своего рода оптимизация средств, которая будет направлена непосредственно на расходы, связанные с оплатой труда.
  • Во-вторых, ограничение продолжительности отпуска, который предусматривается за ненормированный рабочий день.
  • В-третьих, расчёт отпуска. Иными словами, в систему механизма расчёта отпуска будет добавлен и внесён новый критерий, который связан с выслугой лет.

Все представленные особенности и новшества по предварительным сведеньям вступят в свою законную силу уже с марта этого года.

Сколько дней отпуск и его стандартизация.

Если внимательно изучить представленную новую версию законопроекта, то эксперты и специалисты сделали один общий вывод. Прежде всего, количество отпускных дней каждого госслужащего напрямую зависит от трёх очень важных факторов и показателей. Это:

    1.Текущая должность.
    2.Ненормированный служебный график.
    3.Общая выслуга лет.

Наверное, каждый согласится с тем мнением, что у каждого из представленных критериев и параметров имеются свои особенности и, конечно же, плюсы и минусы. В результате у каждого отдельно взятого служащего своя собственная продолжительность отпуска.

Многие задаются вполне логическим вопросом – для чего необходимы все эти меры, направленные на стандартизацию отпуска? Если внимательно изучить сегодняшнюю статистику, касающуюся отпусков, то можно прийти к выводу, что высокопоставленный чиновник отдыхает 35 календарных дней в год, при этом продолжительность отдыха других работников и госслужащих составляет не более 30 дней. Именно по этой причине, правительство и эксперты более подробно изучили весь список факторов и критериев, на которых и должен базироваться отпуск. Вот почему, в новом законопроекте уже прописана определённая схема расчёта отпуска.

  • Во-первых, для всех госслужащих будет установлена равная продолжительность отпуска, которая будет основываться на уровне 30 дней.
  • Во-вторых, ненормированный отпуск будет ограничивать в рамках не более 3-х календарных дней.
  • В-третьих, изменение принципа расчёта отпуска за общий стаж. В этом направлении специалисты выделяют следующие пункты, которые станут решающими и значимыми.

    1. От 1 года – 1 день.
    2. От 5 лет – 5 дней.
    3. От 10 лет – 7 дней
    4. От 15 лет – 10 дней.

При этом следует помнить, что никаких отклонений от выше прописанных норм не должно быть, иначе это считается нарушением законных прав.

Если в точности следовать всем новшествам, не отклоняясь от норм, то в результате суммарная продолжительность отпуска будет составлять и варьировать в пределах от 30 до 43 календарных дней.

К чему всё это приведёт?

Прежде всего, это хорошая возможность привести в порядок правила расчёта отпусков и при этом постараться максимально избежать несправедливости, которая складывается в количестве дней такого отдыха. Но, согласитесь, с новшествами и нововведениями каждый госслужащий должен быть обязательно ознакомлен, поэтому наниматель просто-напросто обязан проинформировать в полной степени об этом пункте. В том случае, если работник отказывается принять предлагаемые и прописанные в законе новые критерии и правила расчёта отпусков, работодатель имеет полное право его уволить.

Согласно новым изменениям, отпуск госслужащего в 2017 году составит от 30 до 43 календарных дней. Скорее всего, такая новость в большой степени обрадует тех, у кого достаточно высокое положение и солидный трудовой стаж, так как у начинающего работника количество дней всё же останется не слишком большим, и каких-либо существенных изменений здесь не будет наблюдать.

Ответ на вопрос:

Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания (п.1 ст.46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедиция по госслужбе "под ключ" от Системы Кадры.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (п.2 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

При расчете денежного содержания федеральному государственному гражданскому служащему за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске учитываются следующие выплаты:

За период нахождения государственного служащего в командировке выплачивается денежное содержание за все служебные дни по графику, установленному в постоянном месте прохождения им госслужбы ().

В этой связи при расчете отпускных учитывается денежное содержание, которое выплачивается госслужащему за период командировки.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация 1. Какие выплаты положены федеральному госслужащему за время отпуска

Когда федеральный госслужащий уходит в отпуск, ему нужно выплатить денежное содержание и единовременную выплату ().

Подробнее о расчете денежного содержания см. Как рассчитать денежное содержание за период нахождения федерального государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Вам будет полезно узнать о Утверждении положения о командировках в материале по ссылке.

Единовременную выплату федеральному госслужащему к отпуску выплачивают в размере двух месячных окладов денежного содержания. Об этом сказано в статьи 46 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Из ответа «Как предоставить отпуск государственному служащему»

Нина Ковязина ,

При расчете денежного содержания федеральному государственному гражданскому служащему за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске учитывайте следующие выплаты:

  • оклад месячного денежного содержания;
  • ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
  • ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячное денежное поощрение;
  • премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальную помощь.

Расчет денежного содержания производите исходя из содержания, установленного гражданскому служащему на дату его ухода в отпуск.

Сумму премий и материальной помощи, которую нужно учесть при расчете денежного содержания за период нахождения в отпуске, определите по формуле:

Такой порядок применяйте вне зависимости от времени, фактически отработанного гражданским служащим перед уходом в отпуск. Например, если гражданский служащий перед уходом в отпуск отработал девять месяцев, в расчет денежного содержания включается 1/12 суммы премий и материальной помощи, фактически начисленных за этот период (девять месяцев).

Единовременную выплату к отпуску не включайте в расчет размера денежного содержания на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Размер денежного содержания за период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определите по формуле:

Такой порядок установлен Правил, утвержденных , и письмами Минздравсоцразвития России , и .

Также федеральному государственному гражданскому служащему при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска начислите единовременную выплату в размере двух окладов месячного денежного содержания ().

Пример расчета денежного содержания федеральному государственному гражданскому служащему за период его нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске

С 12 ноября по 11 декабря 2012 года ведущему специалисту-эксперту А.С. Кондратьеву предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска - 30 календарных дней.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 и с учетом индексации Кондратьеву на 12 ноября 2012 года установлены:

  • должностной оклад - 3983 руб. (2500 руб. ×1,06× 1,09 × 1,09 × 1,15 × 1,1);
  • оклад за классный чин - 1195 руб. (750 руб. ×1,06× 1,09 × 1,09 × 1,15 × 1,1);
  • ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 10% должностного оклада - 398 руб. (3983 руб. × 10%);
  • ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада - 3983 руб.;
  • ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы в размере 70% должностного оклада - 2788 руб. (3983 руб. × 70%).

Таким образом, размер месячного денежного содержания Кондратьева (за полностью отработанный месяц) составляет:
3983 руб. + 1195 руб. + 398 руб. + 3983 руб. + 2788 руб. = 12 347 руб.

Расчетный период для расчета суммы премий и материальной помощи, включаемой в состав денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, - с 1 ноября 2011-го по 31 октября 2012 года.

За этот период Кондратьеву были начислены:

Месяц расчетного периода Премия за выполнение особо важных и сложных заданий, руб. Материальная помощь, руб.
Ноябрь 2011 - 3000
Декабрь 2011 - -
Январь 2012 - -
Февраль 2012 - -
Март 2012 5000 -
Апрель 2012 - -
Май 2012 - -
Июнь 2012 - -
Июль 2012 - -
Август 2012 - -
Сентябрь 2012 - -
Октябрь 2012 5000 -
Всего 10 000 3000

Сумма премий и материальной помощи, которую нужно учесть при расчете денежного содержания, равна:
13 000 руб. : 12 мес. = 1083 руб.

Итоговая сумма денежного содержания, выплачиваемого за время нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, составила:
(12 347 руб. + 1083 руб.) : 29,4 × 30 дн. = 13 704 руб.

Кроме того, Кондратьеву начислена единовременная выплата в размере двух окладов месячного денежного содержания в сумме 10 356 руб. ((3983 руб. + 1195 руб.) × 2).

Подробнее о компенсации за задержку отпускных мы писали здесь.

Итого Кондратьеву будет выплачено 24 060 руб. (13 704 руб. + 10 356 руб.).

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента медицинского образования

и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.