Уведомление о заключении договора теплоснабжения. Договор теплоснабжения: особенности правового регулирования

Он разрешил собственникам помещений в МКД принимать решение о переходе на прямые договоры. Для этого в ст. 44 ЖК РФ были внесены изменения. И всё же оставался вопрос, можно ли переходить на прямые договоры в домах с индивидуальными тепловыми пунктами. Расскажем, почему нельзя.

Комментарий от эксперта

7 мая Минстрой РФ опубликовал письмо № 20237-ОГ/04 , в котором объяснил, почему в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению нельзя заключать «прямой» договор на предоставление таких услуг.

Наш эксперт Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета Государственной думы РФ, практикующий юрист, внимательно изучила письмо и рассказала, как его следует понимать управляющим организациям.

Открытая и закрытая системы теплоснабжения и горячего водоснабжения

При централизованной закрытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями горячей воды заключается договор горячего водоснабжения. Он содержит условия и правила подачи горячей воды, регулируемые № 416-ФЗ (п. п. 1 и 6 ст. 13 № 416-ФЗ).

При централизованной открытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению заключается договор теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии со ст. 15.1 и п. 4 ст. 7 № 190-ФЗ .

Таким образом, РСО, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению при использовании закрытых систем горячего водоснабжения и по поставке горячей воды при использовании открытых систем теплоснабжении и горячего водоснабжения, не может признавать тепловую энергию в качестве коммунального ресурса, поставляемого в МКД.

В таком случае коммунальным ресурсом нужно было бы признать холодную воду или теплоноситель. Но это не соответствует предмету договоров, названных в ст. 13 № 416-ФЗ и ст. 15.1 № 190-ФЗ .

Двухкомпонентный тариф на горячую воду

Органы регулирования в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду для теплоснабжающих организаций, которые поставляют горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения / горячего водоснабжения (ч. 5 ст. 9 № 190-ФЗ , п. 87 ПП РФ от 22.10.2012 № 1075).

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения состоит из двух компонентов:

  • компонента на теплоноситель,
  • компонента на тепловую энергию.

Орган регулирования устанавливает компонент на тепловую энергию в виде одноставочного или двухставочного компонента. Этот компонент равен соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию.

Компонент на теплоноситель орган регулирования устанавливает в виде одноставочного компонента и принимает равным тарифу на теплоноситель.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов решают вопрос установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду согласно действующему законодательству.

Возможность перехода на прямые договоры

При установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за КУ по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления КУ по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления КУ по горячему водоснабжению (п. 38 Правил № 354).

При этом Правила № 354 не предусматривают применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги. Это соответствует ч. 4 ст. 154 ЖК РФ .

Минстрой РФ делает вывод, что если исполнитель самостоятельно производит коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению, прямой договор между между собственниками помещений в МКД и РСО заключить нельзя. Потому что в таком случае РСО предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства КУ и сама не производит такую услугу.

Порядок заключения договора теплоснабжения

35. Для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения:

полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя;

место нахождения организации (место жительства физического лица);

место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод);

тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией;

договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;

срок действия договора;

сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии;

сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей);

расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией;

банковские реквизиты;

сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

36. К заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются следующие документы:

удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);

договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);

устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;

разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора;

акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

37. В качестве документов, подтверждающих подключение теплопотребляющих установок заявителя в установленном порядке к системе теплоснабжения, используются выданные акты о подключении, присоединении, технические условия с отметкой об их исполнении, наряды-допуски теплоснабжающих организаций.
В случае утраты заявителем документов, подтверждающих подключение теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения, и отсутствия их у единой теплоснабжающей организации указанная организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня соответствующего обращения к ней заявителя самостоятельно за счет средств заявителя проверить наличие надлежащего подключения теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения и составить соответствующий акт о выполнении работ и согласовании подключения. При этом размер взимаемой с заявителя компенсации затрат единой теплоснабжающей организации на проверку наличия надлежащего подключения не может превышать 500 рублей за 1 объект.
В случае подключения таких теплопотребляющих установок к сетям, не принадлежащим на праве собственности или ином законном основании единой теплоснабжающей организации, проверка наличия надлежащего подключения проводится уполномоченными представителями теплоснабжающей организации по согласованию с теплосетевой организацией, к сетям которой подключены теплопотребляющие установки заявителя, или с владельцем источника тепловой энергии, к которому подключены теплопотребляющие установки потребителя, с составлением акта о разграничении балансовой принадлежности в соответствии с Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 307.
38. Потребитель вправе не менее чем за 90 дней до окончания срока действия договора теплоснабжения направить заявку на изменение заявленного объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя. Изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
39. В случае отсутствия в заявке сведений или документов, указанных в пунктах 35 и 36 настоящих Правил, единая теплоснабжающая организация обязана в течение 3 рабочих дней со дня получения таких документов направить заявителю предложение о представлении недостающих сведений и (или) документов. Необходимые сведения и документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Датой поступления заявки считается дата представления сведений и документов в полном объеме.
40. Единая теплоснабжающая организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения надлежаще оформленной заявки и необходимых документов направить заявителю 2 экземпляра подписанного проекта договора. Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта договора обязан подписать договор и 1 экземпляр договора направить единой теплоснабжающей организации.
41. В случае непредставления заявителем сведений или документов, указанных в пунктах 35 и 36 настоящих Правил, в порядке, установленном пунктом 39 настоящих Правил, или несоответствия заявки условиям подключения к тепловым сетям единая теплоснабжающая организация обязана по истечении 30 дней со дня направления заявителю предложения о представлении необходимых сведений и документов в письменной форме уведомить заявителя об отказе в заключении договора теплоснабжения с указанием причин такого отказа.
42. Договор теплоснабжения гражданина-потребителя с единой теплоснабжающей организацией считается заключенным с даты подключения его теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения.
43. Договор теплоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях.

Обеспечение различных объектов теплом регулируется заключенным между сторонами договором теплоснабжения, который имеет ряд своих особенностей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одной из главных особенностей такой сделки является тот факт, что её условия во многом определяются действующим законодательством, то есть принцип свободы договора в некотором смысле нарушен.

Основные сведения

Приобретение тепловой энергии, а также теплоносителей у специализированных организаций производится на основании договора теплоснабжения.

Подобный договора является специализированным актом, который регулирует отношения сторон. Его особенность заключается в том, что он заключается на условиях, несколько ограниченных законодательно.

Суть в том, что, как правило, поставщик энергии является монополистом на определённой территории.

У потребителя редко имеется реальная возможность заключить договор с кем-то ещё, поэтому законодатель решил несколько ограничить возможности поставщика с целью защиты прав потребителя.

Граждане и организации, которые используют для обеспечения собственного теплоснабжения своё оборудование (например, котёл, работающий на основе природного газа), заключают договор приобретения такого газа на иных условиях.

Данные договоры будут иметь некоторые отличия ввиду различной природы правоотношений, но также имеют и множество общих черт.

Что это такое

Договор теплоснабжения представляет собой сделку, в соответствии с которой одна сторона, теплоснабжающая организация, гарантирует поставку теплоэнергии потребителю на условиях, оговоренных в тексте сделки, но не противоречащих действующему законодательству.

Договор может быть заключен только в том случае, когда у теплоснабжающей организации имеется соответствующая сеть, используемая для передачи тепловой энергии, по месту, которому требуется обеспечение такой энергией.

В противном случае у поставщика не будет фактической возможности обеспечить клиента.

Назначение документа

Данный договор заключается с целью регламентации правоотношений сторон. При этом важно, чтобы такой договор был составлен в соответствии с правовыми требованиями.

Важное значение имеют тарифы на теплоснабжения, которые ограничиваются как федеральным, так и местным законодательством.

Договор также необходим по следующим причинами:

  1. Он устанавливает особенности конкретных правоотношений.
  2. Определяет ответственность сторон за неисполнение его условий.
  3. Является доказательством в суде при возникновении конфликта. Определяет как факт заключения данного типа договоров, так и его фактические особенности в каждом конкретном случае.

Договор используется сторонами, если был заключен определённым способом. Законодатель требует соблюдения простой письменной формы.

Действующие нормативы (ГК РФ)

Правовое регулирование теплоснабжения производится на основании Гражданского кодекса РФ, а также некоторых иных актов.

Так, ГК определяет общие нормы договорных отношений, а специализированный правовой акт ФЗ «О теплоснабжении» определяет особенности таких правоотношений, порядок заключения договора и некоторые дополнительные аспекты.

При возникновении споров сторонам рекомендуется обратить внимание не только на материалы судебной практики, но и на процессуальные нормы, а именно на Гражданско-Процессуальный кодекс и Арбитражный Процессуальный кодекс (в зависимости от того, кто является сторонами договора).

Как выглядит типовой договор теплоснабжения (образец)

Образец договора теплоснабжения с бюджетным юридическим лицом в 2017 году, а также любой иной образец (с частным лицом или организацией) должен содержать следующие моменты:

  1. Наименование договора, а также его номер, дату и иные реквизиты, если это необходимо.
  2. Реквизиты сторон такой сделки. Необходимо учесть, что физические лица должны указать свои паспортные данные, включая место регистрации, а юридические указывают регистрационные сведения.
  3. Предмет договора. Указывается обязательство направления поставщиком тепловой энергии потребителю через соответствующую сеть.
  4. Порядок оплаты и формирования тарифа за поставленную теплоэнергию.
  5. Права и обязанности сторон сделки.
  6. Порядок учёта поставленной тепловой энергии.
  7. Прочие условия и дополнительные моменты.
  8. Ответственность сторон за неисполнение своих обязательств.

Существенные условия

К существенным условиям договора теплоснабжения относят:

  1. Предмет заключаемого договора с указанием на вид поставляемого ресурса.
  2. Дата начала поставки товара.
  3. Порядок, в соответствии с которым определяется объём поставленного ресурса.
  4. Порядок определения качества ресурса, который подлежит поставке.
  5. Договорной объём поставок.
  6. Правила учёта поставки.
  7. Ответственность сторон за неисполение обязательств.
  8. Предел тепловых потерь в результате эксплуатации.

Все данные условия должны быть зафиксированы текстом договора, который заключается в письменной форме.

Необходимые документы

Для оформления договора теплоснабжения сторонам потребуются следующие документы:

Документ, подтверждающий полномочия теплоснабжающей организации А также её регистрационные данные
Документ, подтверждающий личность потребителя Если им является физическое лицо или регистрационные и уставные документы организации, заверенные надлежащим образом
Договор с домом на управление Если заключается с управляющей компанией
Техническая документация О подключении теплоснабжающей организации к соответствующим сетям
Бумаги, указывающие на ввод объектов в эксплуатацию Требуется для новых объектов недвижимости
Акты Указывающие на готовность теплоснабжающей организации к отопительному сезону

В зависимости от ситуации могут потребоваться и иные документы. Например, доверенность, если одна из сторон действует через представителя.

Стороны соглашения

Сторонами договора теплоснабжения являются:

  1. Теплоснабжающая организация, которая, по сути, является поставщиком тепловой энергии.
  2. Абонент, то есть потребитель такой энергии.

В качестве абонента может выступать как физическое лицо, так и юридическая, а также бюджетные организации.

Юридические лица

На практике договора часто заключаются с юридическими лицами. Это могут быть предприятия, которым необходимо тепло для производственных и иных целей, а также управляющие компании, для которых заключение подобной сделки необходимо с целью исполнения своего обязательства перед многоквартирными домами.

Организации также подают заявки на заключение договора теплоснабжения, после чего соответствующие договора и заключаются (при условии соблюдения прочих требований).

При условии поставки теплоносителей не через сети, а посредством иных транспортных методов, договор на их поставку для государственных нужд заключается по 44 ФЗ. Пролонгация сделки возможна на основании дополнительного соглашения.

Население

На практике договора часто заключаются и с физлицами. При этом важно, чтобы условия таких сделок не противоречили правилам, утверждённым постановлением правительства РФ.

Чаще всего граждане используют услуги теплоснабжения через посредников, управляющих компаний, которые работают с многоквартирными домами.

Физические лица в многоквартирном доме

Заключение подобного договора напрямую с собственником квартиры, минуя управляющую компанию — вопрос достаточно спорный.

Многие юристы полагают, что такой договор не может быть заключен, однако, если разобраться подробнее, прямых правовых запретов на заключение таких сделок нет.

Однако на практике такие договора практически не заключаются. Существуют лишь незначительные исключения.

Так, договора заключались, когда в отношении управляющей компании была начата процедура банкротства, но новая так и не была утверждена, а также в иных, исключительных случаях.

Если с управляющей компанией

Заключение такого договора чаще всего осуществляется между поставщиком теплоэнергии и управляющей компании.

Такой договор содержит все необходимые условия, включая требования к мощности энергии для каждой квартиры, объёму поставок, сведения о квартирах, в которые в итоге будет производится поставка, а также все прочие существенные условия.

Форма протокола разногласий

Протокол разногласий — это документ, в котором одна из сторон указывает на те условия договора, которые его по каким-то причинам не устраивают.

Документ содержит условия, на которых сторона согласна заключить такой договор. Заявителем такого протокола является сторона, которая не согласна с некоторыми пунктами сделки. Бланк протокола разногласий к договору поставки можно .

Однако сторонам стоит помнить, что они не могут изменить условия так, чтобы они противоречили требованиям действующего законодательства.

Видео: как составить договор в свою пользу

Матиящук С.В., доцент кафедры гражданского права Новосибирского юридического института, филиал Томского государственного университета, кандидат юридических наук.

В настоящее время анализ существенных условий договора теплоснабжения осложнен отсутствием специального нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере теплоснабжения (Федерального закона "О теплоснабжении"), вместе с тем основные моменты можно выделить и сейчас.

При анализе договора теплоснабжения нельзя не отметить его направленность на передачу тепловой энергии в качестве основного элемента предмета обязательств, возникающих из этого договора. Как известно, условия о предмете договора теплоснабжения относятся к числу существенных условий этого договора, впрочем, как и всякого гражданско-правового договора, как это следует из п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ.

По поводу предмета договора теплоснабжения в юридической литературе высказаны противоположные взгляды. Анализ изложенных в цивилистике точек зрения свидетельствует о двояком подходе к вопросу определения предмета договора теплоснабжения. Одни авторы рассматривают в качестве предмета этого договора тепловую энергию, под которой понимают вид энергии, характеризуемой температурой и давлением теплоносителя, численное значение которой равно его теплосодержанию. При этом действия по обеспечению потребителей тепловой энергией относят к предмету другого, по их мнению, самостоятельного договора - договора на оказание услуг по передаче энергии <1>. Другие авторы исходят из двойственной природы предмета договора теплоснабжения, под которым понимают как действия обязанных сторон, в том числе по передаче и принятию энергии (объект первого рода), так и саму энергию (объект второго рода) <2>.

<1> См., например: Чибис А.В. Договор теплоснабжения в российском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 16; Блинкова Е.В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: Теоретико-методические и практические проблемы единства и дифференциации: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 23.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное).

<2> См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Договоры о передаче имущества. Кн. 2. М.: Статут, 2000. С. 156 - 157; Фаустов С.А. Правовое регулирование электро- и теплоснабжения в системе электроснабжения Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 19.

Определяя предмет договора теплоснабжения, необходимо учитывать особенности тепловой энергии. Ее специфика проявляется не только в признании тепловой энергии особым видом имущества, но и в неразрывной технологической связи процессов ее производства, передачи и потребления. Производство, передача и потребление тепловой энергии - единый цикл, и фаза производства практически совпадает с фазой потребления. Все это и позволяет утверждать, что договору теплоснабжения присущ сложный предмет. В свое время О.С. Иоффе указывал на то, что если действия, которые должны быть совершены одним участником обязательства в пользу другого, связаны с передачей какого-либо имущества, то общим понятием предмета исполнения охватывается и это имущество <3>. При этом действия, совершаемые сторонами обязательства в пользу контрагента, рассматривались им как юридические объекты, а имущество, подлежащее передаче, - как материальный объект.

<3> Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 89.

Передача тепловой энергии (или ее реализация) является одной из форм распоряжения ею, что предполагает наличие у лица, распорядившегося тепловой энергией, известного на это правомочия. Следовательно, договор теплоснабжения обладает сложным предметом, включающим в себя как действия обязанной стороны, в том числе действия по передаче тепловой энергии, так и саму тепловую энергию. Таким образом, предмет договора теплоснабжения должен считаться установленным, если содержание договора позволяет определить наименование теплоносителя (пар, горячая вода), с помощью которого передается тепловая энергия, ее количество и условия о передаче тепловой энергии. Вместе с тем сегодня вопрос о согласовании условий о предмете договора теплоснабжения значительно усложняется. Данное обстоятельство связано с тем, что в результате рыночных преобразований объекты систем теплоснабжения разделены между владельцами различных форм собственности, что с неизбежностью влечет учет прав и законных интересов лиц, в собственности (или на ином законном основании) которых находятся тепловые сети. Все это и обусловливает особый состав участников отношений в сфере теплоснабжения, а также особую структуру договорных связей. В зависимости от того, имеется или нет у потребителя в собственности или на ином законном основании энергопринимающее устройство, присоединенное непосредственно к сетям теплоснабжающей организации, структура договорных связей между субъектами отношений по теплоснабжению может быть соответственно простой или сложной.

Отношения по снабжению тепловой энергией потребителя, энергопринимающее устройство которого непосредственно не присоединено к сетям теплоснабжающей организации, должны опосредоваться двумя договорами: договором теплоснабжения и договором на оказание услуг по передаче энергии. Последний договор заключается между лицом, в собственности (или на ином законном основании) которого находятся теплосети, и потребителем. Анализ положений параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что при заключении первого договора согласовывается условие о количестве тепловой энергии, а при заключении второго - условие о ее передаче. Следовательно, договор на оказание услуг по передаче теплоэнергии не является самостоятельным, так как он выступает составной частью договора теплоснабжения, который призван регулировать единый (неразрывный) технологический процесс производства, передачи и потребления тепловой энергии. Таким образом, процесс заключения договора теплоснабжения разделен на два этапа: заключение договора теплоснабжения и заключение договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии со ст. 541 Гражданского кодекса РФ теплоснабжающая организация обязана подавать потребителю энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором теплоснабжения, и с соблюдением согласованного сторонами режима подачи. Определение в договоре количества подлежащей отпуску тепловой энергии имеет существенное значение, в противном случае договор теплоснабжения признается незаключенным <4>.

<4> Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения: письмо Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 // Вестн. ВАС РФ. 1998. N 4.

Как известно, тепловая энергия может быть измерена такими физическими величинами, как теплота (количество теплоты) и энтальпия теплоносителя. Представляется, что порядок измерения тепловой энергии должен быть установлен законом, вместе с тем эти правила должны носить диспозитивный характер, что позволит потребителю и теплоснабжающей организации в определенных ситуациях самостоятельно решать вопрос об измерении тепловой энергии.

Технологические особенности такого товара, как тепловая энергия, предопределяют своеобразие его отпуска и приемки и как следствие - порядок учета тепловой энергии, который зависит, во-первых, от вида теплоносителя, с помощью которого передается тепловая энергия; во-вторых, от систем теплоснабжения, подразделяющихся на открытые водяные (или паровые) и закрытые.

Как отмечают специалисты, измерение тепловой энергии и ее учет не являются тождественными понятиями, поскольку измерение есть нахождение значения физической величины опытным путем при помощи средств измерения, а учет тепловой энергии - использование результатов измерения <5>.

<5> Анисимов Д.Л. О концепции модели организации учета тепловой энергии // http://www.rosteplo.ru.

В настоящее время весьма остро стоит вопрос разработки целостной концепции организации учета тепловой энергии, которая должна четко регламентировать принципы измерения и учета количества тепловой энергии, теплоносителей на источнике тепла и у потребителей исходя из технологических особенностей российских систем теплоснабжения (например, необходимо устанавливать особый порядок учета тепловой энергии в открытых водяных системах теплоснабжения, в которых вся сетевая вода или ее часть используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в горячей воде).

При этом важно, что обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность тепловых сетей, а также приборов учета потребления энергии, находящихся в ведении потребителя, возлагается на него, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Как известно, тепловая энергия с экономической точки зрения является товаром. Как и любой товар, она должна обладать качеством. Показателями качества тепловой энергии могут быть термодинамические параметры теплоносителя: температура и давление. Как показали исследования, установить единый стандарт на качество тепловой энергии невозможно из-за различий условий подачи тепловой энергии разным категориям потребителей, а также из-за различий в требованиях потребителей к термодинамическим параметрам теплоносителей и к режимам их подачи.

Таким образом, на уровне закона необходимо установить метрологические и экономические принципы измерения и учета качества тепловой энергии и теплоносителя, режима потребления, вместе с тем эти правила должны носить диспозитивный характер, что позволит по согласованию между теплоснабжающей организацией и потребителями устанавливать в договорах требования к показателям качества тепловой энергии.

В соответствии с требованиями параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ при отпуске теплоснабжающей организацией некачественной энергии потребитель вправе отказаться от ее оплаты. Однако в связи с тем, что некачественную потребленную тепловую энергию невозможно возвратить, то теплоснабжающая организация вправе требовать от потребителя возмещения стоимости сбереженного вследствие использования некачественной энергии. Это правило обеспечивает теплоснабжающей организации возмещение потребителем стоимости неосновательного обогащения, полученного за ее счет.

К числу обычных для сторон условий договора теплоснабжения относятся тарифы на теплоэнергию и порядок расчетов за нее.

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями, независимо от их организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109.

Государственное регулирование осуществляется путем утверждения тарифов на тепловую энергию Федеральной энергетической комиссией, региональными энергетическими комиссиями и органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями каждой из них.

Тарифы в сфере теплоснабжения формируются исходя из цены производства тепловой энергии, которая должна возмещать расходы теплоснабжающей организации, при этом состав этих расходов детально регламентирован. Кроме того, стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии.

На сегодняшний день расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. В случае неполного возврата теплоносителя в тепловую сеть и (или) на источник тепла (при открытой схеме теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также при образовании сверхнормативных утечек воды и расходов воды на технологические нужды) потребитель, кроме оплаты стоимости тепловой энергии, содержавшейся в невозвращенном (утраченном) теплоносителе, по установленному на нее тарифу, возмещает расходы теплоснабжающей организации на приобретение и химическую очистку воды. Следует заметить, что общий невозврат теплоносителя из тепловой сети на источник тепла также должен возмещаться теплоснабжающей организации.

Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета. Это правило носит диспозитивный характер и действует лишь в том случае, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Следовательно, стороны вправе предусмотреть в договоре иной порядок и сроки оплаты энергии.

В случае когда потребитель-гражданин проживает в жилом помещении (жилом доме и т.п.), не имеющем приборов учета тепловой энергии, то он оплачивает теплоснабжающей организации за отопление и горячее водоснабжение по соответствующим нормативам в зависимости от общей отапливаемой площади и количества граждан, зарегистрированных на данной жилой площади.

Нарушение режима теплопотребления, потребление тепловой энергии сверх обусловленного договором количества, необеспечение надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых тепловых сетей, приборов и оборудования и другие нарушения условий договора потребителем могут повлечь сбои (аварии и т.п.) в организации и функционировании системы надежного и качественного теплоснабжения.

Этим объясняется возложение законодателем на потребителей дополнительных обязанностей, например, немедленно сообщать теплоснабжающей организации об авариях и других неисправностях, возникающих при потреблении тепловой энергии. Невыполнение потребителем указанных обязанностей может послужить основанием возложения на него неблагоприятных имущественных последствий, явившихся результатом пожара, аварии, неисправности.

Требования, которым должны соответствовать техническое состояние и эксплуатация тепловых приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. Так, Положением об Управлении государственного энергетического надзора, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 июля 2006 г. N 688, определены порядок осуществления энергетического надзора и органы, его обеспечивающие, компетенция последних.

Таким образом, законодатель должен детально регламентировать условия договора теплоснабжения по обеспечению содержания и безопасности тепловых сетей и оборудования, в том числе и по определению границ ответственности между участниками отношений по теплоснабжению за состояние и обслуживание тепловых сетей, приборов и энергоустановок.

В качестве итога делается вывод о том, что договор теплоснабжения наряду со спецификой субъектного состава характеризуется спецификой его предмета, включающего в себя как действия обязанной стороны, в том числе действия по передаче тепловой энергии, так и саму тепловую энергию. И, как следствие, предмет договора теплоснабжения должен считаться установленным, если содержание договора позволяет определить и количество тепловой энергии, и условия ее передаче.