Запись очередь по программе переселения. Государственная программа переселения соотечественников в россию

С 2013 года люди, которые желают переехать на территорию Российской Федерации с целью постоянного проживания и получения гражданства, могут принять участие в государственной программе переселения соотечественников.

Такая программа позволяет сделать процедуру переселения более комфортной для определенных категорий граждан, тем более что государство само заинтересовано в переезде соотечественников и привлечении потока трудоспособного населения.

Законодательное регулирование вопроса: последние изменения и нововведения на 2019 год

Вопросы переселения соотечественников регулируются Законом «О гражданстве Российской Федерации», Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Программа) и другими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Программа была введена в 2006 году со сроком действия до 2012 года и сразу показала свою эффективность. В сфере законодательных актов, регулирующих вопросы переселения, за эти годы было сделано много изменений. Позже срок Программы был продлен: в 2013 году она получила новую редакцию, а ее действие стало бессрочным.

В 2018 году реализация Программы продолжалась, как и в прошлые годы, но с некоторыми изменениями.

Кто может участвовать в данной государственной программе

Принять участие в Программе могут как граждане других стран и лица без гражданства, так и граждане РФ, которые постоянно проживают за рубежом и имеют российское гражданство.

Целью Программы изначально является переселение определенного круга лиц:

Критерии отбора и требования к кандидатам

Кроме отношения к определенной категории граждан, потенциальный участник Программы должен также соответствовать таким требованиям :

  1. Кандидат должен быть совершеннолетним и дееспособным, чтобы работать в Российской Федерации;
  2. Уровень владения устным и письменным русским языком должен быть таким, который обеспечит участнику скорую адаптацию в стране;
  3. Иметь опыт трудовой деятельности и квалифицированное образование, которые обеспечат участника рабочим местом в России.
  4. Потенциальный переселенец не ранее, не в момент обращения не должен состоять в террористических, экстремистских и прочих организациях, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации.

Если в рамках Программы кандидату нужно будет оформлять вид на жительство, он заранее должен соответствовать всем условиям, которые позволят его получить. Переселенец не должен быть судимым или подлежать депортации с территории РФ. К тому же, необходимо соответствие кандидата условиям региональных программ переселения, поэтому нужно заранее с ними ознакомиться.

Требования и условия предъявляются для того, чтобы в наибольшей мере способствовать переселению тех людей, которые воспитывались в традициях русской культуры и готовы в силу этого быстро включиться в социальные связи общества.

Какие документы необходимо собрать

Потенциальному участнику нужно подать заполненную анкету и собрать пакет документов , включающий в себя:

Если соотечественник проживает в Российской Федерации, то ему необходимо дополнительно предоставить оригиналы документов, в которых закреплено их право на временное или постоянное проживание, документы о семейном состоянии (о заключении или расторжении брака) и документы, удостоверяющие личность.

При смене в прошлых годах фамилии, имени или отчества участника или родственников, которые переселяются с ним, нужно подать соответствующие справки из органов регистрации актов гражданского состояния. Нужно учитывать, что написание таких анкетных данных человека должно быть одинаковым во всех документах.

Перечень преимуществ

Соотечественники, принимающие участие в программе и их родственники, переезжающие вместе с ним, наделены правами на получение социальной помощи и государственной поддержки в соответствии с регионом переселения.

Участникам предоставляется возмещение расходов за счет бюджетных средств на переезд в выбранный для жительства регион. Компенсируются сборы, взимаемые консульством, визовые сборы и средства, потраченные на перевозку собственного имущества и уплату различных госпошлин. Для последующего возмещения следует сохранить договор с перевозчиком и бумаги с подтверждением уплаты за его услуги. Если услуги предоставляются международной компанией, потребуется транспортная накладная с отметками таможенной службы и декларация на груз.

Если участник стал на учет в органе по вопросам миграции и в его владении на протяжении полугода или более находится автотранспорт , он вправе в течение 18 месяцев после переселения перевезти данное средство без уплаты сборов и платежей на таможне. Эта льгота распространяется на тех лиц, которые получили свидетельство участника в иностранных государствах.

Участник Программы и прибывшие в ее рамках родственники переселенца вправе получить РВП вне квот, ВНЖ и гражданство в упрощенном порядке. Также, из плюсов следует отметить, что переселенцу не потребуется сдавать комплексные экзамены для их получения – это существенно экономит время и деньги.

В рамках Программы участнику предоставляются в поддержку выплаты в размере до 240 тысяч рублей , которые можно потратить на решения жизненных и бытовых вопросов, вклад в свой бизнес, приобретение или аренду жилья. Их размер зависит напрямую от региона переселения, подробную информацию по этому поводу можно найти на сайтах регионов.

Из минусов программы переселения следует отметить, что участник обязан до получения гражданства проживать и работать только на территории своего региона.

Стоит отметить, что денежные средства выплачиваются также и членам семьи переселенца, по 120 000 рублей на каждого родственника, переехавшего в РФ. Подъемные выдаются в два этапа . Первая часть средств выплачивается сразу после переселения, а вторая — спустя полтора года после обоснования на новом месте.

В том случае если переехавшая на территорию Российской Федерации семья не имеет источника дохода, то ей положена отдельная денежная выплата в размере одного прожиточного минимума .

В какие регионы РФ возможно переселение

Соотечественник в рамках Программы может выбрать территорию переселения в РФ – субъект федерации или его часть. При этом существует две их категории: приоритетного заселения и такие, которые не относятся к приоритетным территориям. Многие регионы России на сегодняшний день имеют нехватку квалифицированных работников и нуждаются в новых кадрах. Приоритетными считаются стратегически значимые для государства территории, они определяются и изменяются Правительством РФ.

С 2016 года принять участников Программы могли 47 регионов, но больше всего ждут переселенцев в регионах Забайкалья, Камчатки, Алтая, Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Магаданской и Иркутской областей, а также на Сахалине и в Еврейском округе.

В 2019 году количество регионов, готовых принять новых жителей, составляет 57 субъектов .

Переселенцы в первую очередь стремятся к переезду в крупные города, Санкт-Петербург и Москву. Однако стоит учитывать, что ожидать максимального уровня государственной поддержки можно только при переселении в приоритетные регионы. Со списком всех регионов можно ознакомиться на официальных сайтах по реализации Программы.

Пошаговая инструкция процедуры переселения

Если кандидат, проживающий за рубежом, собрал готовый пакет документов и оформил заявление в соответствии с утвержденной формой, он может его подать лично в уполномоченный орган РФ на территории своей страны. Такими органами могут быть представительства управления по вопросам миграции МВД РФ или группы по реализации Программы при консульствах и отделах диппредставительств России в зарубежных странах.

Проживая на территории российского государства, для участия в Программе необходимо подать документы по территориальному принципу в отделения Главного управления по вопросам МВД РФ .

Перед подачей заявления нужно учесть, что документы, оформленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык. При этом перевод и отметки переводчика нужно заверить в нотариальном порядке. Если подаются копии документов, выданных в зарубежных странах, оригиналы нужно легализовать в установленном порядке, если эти вопросы не регулируются международным договором.

После того как заявление подано, следует ждать пока оно будет согласовано с органами исполнительной власти того региона, в который планируется переселение и государственными органами.

Различные ведомства должны проверить отсутствие у потенциального участника обстоятельств, которые могут препятствовать его въезду в Россию. Если лицо проживает в РФ – проверяется отсутствие причин для прекращения действия временного или постоянного проживания (РВП, ВНЖ).

После рассмотрения заявления территориальный орган по вопросам миграции того субъекта РФ, который участвует в региональной программе, принимает решение и выдает или отказывает в выдаче кандидату свидетельства участника Программы.

Следует помнить, что выданное решение может быть аннулировано в случаях, если соотечественник нарушает нормы миграционного законодательства или будет установлено, что его пребывание в РФ нежелательно, принято решение о выдворении из страны, въезд в РФ запрещен или участник перестал соответствовать условиям региональной программы.

Свидетельство предоставляется в 60-дневный срок после приема от соотечественника заявления с полным пакетом документов. Для его получения нужно лично явиться в уполномоченный орган. Документ действует на протяжении трех лет после предоставления. Если этот период истек, то участник теряет свой статус, а его родственники – статус членов семьи. То есть, участнику нужно за это время успеть оформить гражданство РФ.

Перед переездом заранее следует сделать достаточное количество копий документов и фотографий для получения РВП и гражданства, чтобы в последующем не терять много времени.

При въезде на территорию РФ следует внимательно отнестись к заполнению миграционной карты . При пересечении границы по загранпаспорту отчество вносить в карту не нужно, если оно отсутствует в паспорте, цель визита необходимо поставить частную.

В отделе по вопросам миграции МВД можно получить памятку со списком необходимых на РВП документов . Нужно отметить для себя необходимые: заявление, фото, заверенный в нотариальном порядке перевод паспорта, копия свидетельства участника Программы, бумаги об уплате пошлины в размере 1600 рублей (за нее можно получить возмещение), миграционная карта и данные о регистрации по месту пребывания. Кроме того, нужно пройти в медучреждениях комиссию для получения сертификатов и справок об отсутствии ВИЧ, наркомании и других инфекционных заболеваний согласно перечню. Эти справки можно предоставить как при подаче документов на РВП, так и в месячный срок после нее.

После предоставления РВП получать ВНЖ не обязательно: участник может сразу же подавать на гражданство, вопрос о его предоставлении будет рассмотрен в трехмесячный срок. Это существенный плюс, ведь в общем порядке пришлось бы еще получать ВНЖ и обращаться за гражданством только через определенный законом промежуток времени.

Особенности переселения из Украины, Казахстана, Молдовы, Белоруссии и других государств

Следует помнить, что граждане некоторых стран (например – Украины, Казахстана), которые прибыли в РФ в безвизовом режиме, могут находиться на территории до 30 или 90 дней без постановки на учет по месту пребывания в местный орган по вопросам миграции. Но следует знать, что для получения РВП такой учет необходим даже для такой категории граждан.

Нужно учитывать особенности для переселения соотечественников из визовых и безвизовых стран , ведь в сфере миграционной политики между иностранными государствами и РФ могут быть различные отношения. Например, для граждан Беларуси не нужно заполнять миграционную карту, соответственно она не потребуется для предоставления в орган миграции, а гражданам государств, с которыми РФ поддерживается визовый режим, необходима будет виза.

Для уточнения всех вопросов можно обращаться в консульские учреждения РФ в иностранных государствах и иные уполномоченные органы.

Решение вопроса трудоустройства и предоставления жилья

Согласно нормативно-правовым актам, переселенцы после переезда вправе работать и получать образование на территории РФ.

Если переселенец не имеет родственников в месте переселения, ему следует заранее узнать о наличии в регионе центров временного размещения , где можно за умеренную плату остановиться и даже получить регистрацию по месту на время пребывания. Она понадобится для последующей подачи документов на РВП.

Имея на руках свидетельство участника Программы, переселенец и член его семьи согласно трудовому законодательству вправе трудоустроиться на тех же условиях, что и гражданин РФ. Это существенный плюс, ведь получить рабочее место можно без разрешения на работу и регистрации временного проживания, а работодателю при этом не нужно обращаться в органы по вопросам миграции за разрешительным документом на трудоустройство иностранной рабочей силы.

Однако на сегодняшний день некоторые работодатели не слышали о такой Программе, поэтому перед обращением следует донести им всю информацию о своих правах.

Также, на официальных сайтах регионов можно найти список вакансий в рамках Программы, на которые можно устроиться самостоятельно, и требования к работнику. Но нужно помнить, что вопрос переезда может занять продолжительное время, за которое вакансии могут потерять актуальность.

Кроме того, всегда следует помнить, что вопросы жилья, быта, трудоустройства всех членов семьи и обучения детей следует по максимуму выяснять заранее, собирая всю информацию для запасных вариантов их решения.

О программе переселения смотрите в следующем видеосюжете:

Поделится в соц. сетях:


Обновленный список регионов на 2019 год .

Для жителей бывшего СССР с 01.01.2007 внедрена Государственная программа переселения соотечественников.

Интерес к программе стал увеличиваться после того, как в действующий документ были внесены поправки.Процесс возвращения на родину заметно упростился.

Категории участников


Категории участников

В программе переселения соотечественников принимают участие:

  1. граждане, которые живут в странах бывшего СССР
  2. эмигранты, которые имели российское гражданство
  3. потомки граждан, обозначенных выше, кроме потомков других иностранных государств
  4. лица, имеющие российское гражданство, которые постоянно проживают за пределами РФ
  5. проживают постоянно или временно на территории России и принимают участие в данной программе

Статус участника Государственной программы переселения соотечественников подтверждается свидетельством.

Необходимые документы


Необходимые документы

  • Удостоверение личности участника программы переселения соотечественников и членов его семьи:
    — национальный паспорт
    — свидетельства о рождении детей
    — для лиц без гражданства — вид на жительство
  • Документ о семейном положении участника переселения соотечественников и членов его семьи
  • Документ, подтверждающий право соотечественника на проживание в России. Предоставляется иностранными гражданами и лицами без гражданства
  • Свидетельство о предоставлении на территории России. Документ предоставляют временно прибывшие в Россию иностранные граждане и лица без гражданства, которые получили временное убежище

Внимание

Документы должны быть действительны не менее шести месяцев. Свидетельство участника программы переселения выдается в течение двух месяцев. В некоторых случаях этот срок увеличивается до трех месяцев. Документы на иностранном языке должны быть переведены на русский язык и заверены нотариально.


К документам прилагается


К документам прилагается
  1. Заявление по установленной форме ()!
  2. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя и копии документов членов семьи, которые указаны в заявлении (копия паспорта, копия свидетельства о рождении, копия вида на жительство для лиц без гражданства)
  3. Копии документов о семейном положении участника и членов семьи
  4. Копии документов об образовании, трудовом стаже и характере деятельности, профессиональной подготовке
  5. Фотографии заявителя (35Х45 мм) в двух экземплярах
  6. Копии документов, которые подтверждают разрешение на постоянное или временное проживание в России
  7. Копия свидетельства о предоставлении временного убежища (при наличии)

Если копии документов выданы не в России, они должны быть легализованы в российском консульском учреждении. После приема необходимых документов выдается справка, в которой указан срок рассмотрения заявления на программу переселения соотечественников. Оригиналы документов возвращаются заявителю.


Процедура получения гражданства

Необходимо написать заявление об участии в программе переселения соотечественников.

После прохождения регламента, гражданину выдается свидетельство участника Государственной программы переселения.

Это важно

Срок действия документа со дня выдачи истекает по окончании трех лет. По истечении срока действия документа статус теряет свою силу. Если выдача свидетельства происходит за пределами России, иностранный гражданин или лицо без гражданства оформляет визу для переезда в Россию.

Заявление в упрощенном варианте для переселения соотечественников подается в Федеральную миграционную службу. Это распространяется на граждан, которые имеют или постоянное проживание в России. Заявление подается в регионе, который занимается региональной программой переселения.

  • Прибытие участников программы переселения соотечественников и членов семей в Россию, в тот регион, который был выбран для постоянного места проживания
  • После прибытия в регион гражданин подает документы в органы ФМС. Можно обращаться в дипломатическое представительство или консульское учреждение в стране своего проживания

Полезный совет!

Возможен другой порядок действий. Гражданин после получения свидетельства участника Государственной программы переселения заполняет заявление на разрешении временного проживания в РФ. Это можно сделать за пределами России. Тогда обращение с заявлением будет шагом №2, а прибытие в Россию – шаг №3.

Регионы вселения


Регионы вселения

В 2016 году утверждено 60 программ по добровольному переселению соотечественников. Общее количество человек по каждому региону приведены ниже:

  1. Алтайский край — 5170
  2. Амурская область — 1700
  3. Архангельская область — 900
  4. Астраханская область — 2210
  5. Брянская область — 1270
  6. Бурятия — 300
  7. Волгоградская область — 5400
  8. Вологодская область — 900
  9. Воронежская область — 6000
  10. Еврейская автономная область — 2220
  11. Забайкальский край — 1797
  12. Иркутская область — 879
  13. Калининградская область — около 4000
  14. Калужская область — 16910
  15. Камчатский край — 1450
  16. Карелия — 1820
  17. Кемеровская область – 3325
  18. Костромская область — 1980
  19. Краснодарский край — 3000
  20. Красноярский край — 6811
  21. Курганская область — 1480
  22. Курская область — 6090
  23. Ленинградская область — 3000
  24. Липецкая область — 36720
  25. Магаданская область — 1650
  26. Марий Эл — 1200
  27. Мордовия — 990
  28. Мурманская область — 420
  29. НАО — 40
  30. Нижегородская область — 1640
  31. Новгородская область – 1092
  32. Новосибирская область — 13440
  33. Омская область — 6800
  34. Оренбургская область – 4600
  35. Орловская область — 1425
  36. Пензенская область — 2003
  37. Пермский край – 1833
  38. Приморский край — 6092
  39. Псковская область — 1425
  40. Ростовская область — 5830
  41. Рязанская область — 537
  42. Самарская область — 1800
  43. Саратовская область — 7500
  44. Сахалинская область — 1200
  45. Свердловская область — 17100
  46. Смоленская область — 2245
  47. Ставропольский край — 4000
  48. Тамбовская область — 5600
  49. Тверская область — 4500
  50. Тульская область — 9125
  51. Тюменская область — 1680
  52. Ульяновская область — 1485
  53. Удмуртия – 260
  54. Хабаровский край — 8550
  55. Хакасия — 300
  56. ХМАО — 630
  57. Челябинская область — 1350
  58. Чувашия — 104
  59. ЯНАО — 990
  60. Ярославская область — 3200

В список регионов входят районы, в которые нужна новая сила. Возвращение бывших граждан СССР на историческую родину усилит экономическое развитие областей и решит проблемы людей, которые оказались после распада за территорией Российской Федерации или вынуждены были уехать по доброй воле.

Государственная услуга предоставляется соотечественникам, постоянно проживающим за рубежом и обратившимся в консульский отдел Посольства в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Информация о государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

1. Понятие соотечественника.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.05.1999 №99-ФЗ соотечественниками являются следующие категории лиц:

    граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации (примечание: постоянное проживание за рубежом предполагает отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории России и наличие постоянного вида на жительство на территории США либо гражданства США);

    лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

    лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

    выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

2. Кто может принять участие в Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 14.09.2012 №1289 принять участие в Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Госпрограмме) может любой соотечественник, удовлетворяющий следующим требованиям:

    дееспособность;

    трудопособный возраст (старше 18 лет и младше 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин);

  • постоянное проживание за рубежом (наличие постоянного вида на жительство на территории США либо гражданства США, и отсутствие регистрации по месту жительства в России).
  • Членами семьи участника Госпрограммы, совместно с ним переселяющимися для постоянного проживания на территорию Российской Федерации, могут являться:
  • супруга (супруг);
  • дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);
  • дети супруги (супруга) участника Государственной программы;
  • родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);
  • дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки.

3. Как принять участие в Госпрограмме.

Для принятия участия в Госпрограмме необходимо:

    выбрать субъект Российской Федерации, участвующий в Госпрограмме;

    ознакомиться с региональной программой переселения выбранного субъекта Российской Федерации, в т.ч. обратить внимание на возможные дополнительные требования, предъявляемые в данном регионе (например, уровень образования);

    выбрать вид деятельности, планируемой к осуществлению на территории упомянутого субъекта;

    подать в консульский отдел комплект необходимых документов.

4. Виды деятельности, разрешенные участникам Госпрограммы к осуществлению на территории Российской Федерации.

Участник Государственной программы и члены его семьи при переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию имеют право:

5. Комплект необходимых документов.

Для участия в Госпрограмме соотечественник лично подает в консульский отдел Посольства:

    заявление. Заявление заполняется разборчиво от руки на русском языке печатными буквами шариковой ручкой с чернилами черного, синего цвета либо на компьютере, без помарок и исправлений.

    оригиналы и копии документов, удостоверяющих его личность;

    оригиналы и копии документов, удостоверяющих личность членов его семьи, включенных в заявление;

    оригиналы и копии документов о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление;

    оригиналы и копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются).

6. Информационные ресурсы.

Более подробную информацию можно найти на официальном сайте ГУ по вопросам миграции МВД России , а также через Автоматизированную информационную систему "Соотечественники" .

* * *

Лицо, желающее принять участие в Государственной программе, должно быть признано в соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественником, проживающим за рубежом.

Основанием для начала предоставления государственной услуги является подача соотечественником заявления на бумажном носителе непосредственно в консульский отдел Посольства.

Соотечественник, изъявивший желание принять участие в Государственной программе, подает заявление по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 196-р.

Заявление заполняется на компьютере без помарок и исправлений и направляется в консульский отдел Посольства по электронной почте [email protected] с темой "Программа переселения" в формате MS-Word для предварительного рассмотрения со сканированными копиями необходимых документов. Заявление может быть заполнено разборчиво от руки на русском языке печатными буквами шариковой ручкой с чернилами черного, синего цвета без помарок и исправлений.

При подаче заявления в консульский отдел Посольства лично соотечественник, проживающий за рубежом, одновременно представляет в оригинале и копии следующих документов:

    удостоверяющие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление;

    о семейное положение соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление;

    об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются);

    2 фотографии соотечественника в черно-белом либо цветном исполнении размером 35х45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора.

Оформленные на территории иностранных государств документы должны быть снабжены апостилем. Документы, составленные на иностранном языке, представляются с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально засвидетельствованы.

Соотечественник несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, за достоверность представленных документов и полноту сведений, указанных в заявлении.

Соотечественник вправе предоставить указанные документы и информацию по собственной инициативе.

Прикрепленные к заявлению, направленному в консульский отдел Посольства для предварительного рассмотрения, электронные копии документов должны быть пригодными для прочтения, полностью и четко отражать внешний вид и содержание оригиналов документов, в том числе имеющиеся в них буквенные и цифровые надписи, изображения (фотографические, графические, табличные и иные), печати, подписи.

Основаниями для отказа в приеме к рассмотрению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

    нарушение требований к форме и/или содержанию заявления участника Государственной программы;

    текст заявления не поддается прочтению;

    отсутствие (либо непредъявление) какого-либо из документов;

    представленные документы или фотографии не соответствуют требованиям, установленным Административным регламентом;

    в представленных (в том числе в электронной форме) документах (или их копиях) отсутствуют необходимые печати, не имеется надлежащих подписей; тексты документов написаны не разборчиво; фамилии, имена и отчества (при наличии) физических лиц, адрес их места жительства написаны не полностью; в документах имеются подчистки, приписки, зачеркивания и иные не оговоренные в них исправления; документы (либо электронные файлы их содержащие) имеют серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.

    Предоставление государственной услуги приостанавливается в случае, если в заявлении выявлены ошибки или неточности принципиального характера. Для возобновления государственной услуги соотечественнику необходимо повторно подать заявление.

В случае выявления ошибок или неточностей в заявлении или разночтений между оригиналами документов и их копиями, заявление списывается, а соотечественнику предлагается устранить недочеты и повторно подать заявление.

Свидетельство участника Государственной программы оформляется и выдается после его согласования компетентным органом территории вселения.

Плата за предоставление государственной услуги не взимается.

Направление соотечественнику уведомления об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы или о согласовании кандидатуры соотечественника для участия в региональной программе переселения осуществляется в срок, не превышающий 25 рабочих дней со дня подачи заявления.

Оформление свидетельства участника Государственной программы осуществляется в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня подачи заявления и прилагаемых к нему должным образом оформленных документов.

в) член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся:

супруга (супруг);

дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);

дети супруги (супруга) участника Государственной программы;

родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);

дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки. Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе;

г) иностранный гражданин - термин, включающий в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан;

д) региональная программа переселения - утверждаемая высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации государственная программа субъекта Российской Федерации либо подпрограмма государственной программы субъекта Российской Федерации, направленная на оказание содействия приему и обустройству участников Государственной программы и членов их семей и осуществляемая при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Государственной программы;

е) проект переселения - подпрограмма региональной программы переселения. В проекте переселения указываются территории вселения, а также дополнительные гарантии и меры, направленные на обустройство и обеспечение жизнедеятельности участников Государственной программы и членов их семей, финансируемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, помимо предусмотренных в разделе IV Государственной программы;

ж) территория вселения - территория субъекта Российской Федерации или ее часть, куда целенаправленно привлекаются участники Государственной программы в рамках реализации проектов переселения;

з) территория приоритетного заселения - стратегически важная для Российской Федерации территория вселения. Порядок присвоения территориям Российской Федерации статуса "территория приоритетного заселения", а также их перечень определяются Правительством Российской Федерации;

и) подъемные - пособие на обустройство участников Государственной программы - денежные выплаты, предоставляемые участнику Государственной программы и членам его семьи после переезда для обустройства. Порядок выплаты подъемных определяется Правительством Российской Федерации.

III. Цели и задачи Государственной программы

7. Целями Государственной программы являются:

а) стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

б) содействие социально-экономическому развитию регионов;

в) решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения.

8. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

а) создание политических, социально-экономических, организационных условий, включая обеспечение необходимого информационного сопровождения, способствующих переезду соотечественников в Российскую Федерацию на постоянное место жительства и скорейшему их включению в устойчивые позитивные социальные связи принимающего сообщества;

б) нормативно-правовое регулирование процесса добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

в) формирование механизмов организации добровольного переселения в Российскую Федерацию;

г) осуществление мониторинга состава возможных участников Государственной программы, хода их переселения и обустройства на территории Российской Федерации, социального и медицинского обеспечения;

д) разработка региональных программ переселения и проектов переселения;

е) создание условий институтам гражданского общества для содействия в реализации Государственной программы;

ж) обеспечение действенного государственного и общественного контроля за процессом переселения, соблюдением прав переселенцев, выполнением ими взятых на себя обязательств и выполнением обязательств Российской Федерации.

IV. Реализация и финансирование Государственной программы

9. Государственная программа осуществляется в соответствии с планом мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждаемым Правительством Российской Федерации на 3-летний период и предусматривающим:

а) правовое обеспечение Государственной программы;

б) организационно-управленческие мероприятия по реализации Государственной программы;

в) аналитическое и методическое обеспечение реализации Государственной программы;

г) информационное обеспечение реализации Государственной программы;

д) анализ и оценку результатов реализации Государственной программы в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации критериями оценки эффективности реализации Государственной программы;

е) объем средств федерального бюджета, необходимых для обеспечения мероприятий по реализации Государственной программы;

ж) целевые показатели реализации Государственной программы.

10. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Государственной программы осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также финансового участия юридических и физических лиц.

11. К финансовому обеспечению мероприятий в рамках региональных программ переселения в форме государственно-частного партнерства могут привлекаться юридические и физические лица.

12. Формирование бюджетных обязательств в целях реализации Государственной программы осуществляется на основе разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

V. Участие соотечественников в Государственной программе

13. Решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.

14. Участник Государственной программы и члены его семьи при переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию имеют право:

а) осуществлять трудовую деятельность в качестве наемного работника;

в) заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица и без создания новых рабочих мест;

г) заниматься сельскохозяйственной деятельностью и агропромышленным производством;

д) вести личное подсобное хозяйство;

е) заниматься иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью.

15. Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.

16. Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы.

17. Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

18. Участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца сроком на три года. По истечении срока действия свидетельства соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы.

Информация об изменениях:

Государственная программа дополнена пунктом 18.1 с 15 марта 2018 г. - Указ

18.1. В случае расторжения брака между супругами, один из которых является участником Государственной программы, за лицами, указанными в свидетельстве участника Государственной программы, сохраняется статус членов семьи участника Государственной программы.

19. Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право:

б) на получение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а также на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации;

в) на получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования;

г) на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) на предоставление мест в учреждениях социального обслуживания населения и оказание иных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании граждан;

е) на получение услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе:

а) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей в соответствии с разделом VII Государственной программы;

б) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, а также на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание;

в) на получение за счет средств федерального бюджета подъемных;

г) на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до дня приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев). Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Пособие не выплачивается членам семьи участника Государственной программы, не достигшим возраста 18 лет, а также участнику Государственной программы и членам его семьи, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на пенсионное обеспечение, либо представившим для получения пособия поддельные или подложные документы, либо сообщившим о себе заведомо ложные или недостоверные сведения.

21. Участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения, государственные гарантии и социальная поддержка, указанные в настоящем разделе, предоставляются в полном объеме.

22. Участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, предоставляются указанные в настоящем разделе государственные гарантии и социальная поддержка, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности.

23. Размер государственных гарантий и порядок их предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации.

24. Субъект Российской Федерации вправе участвовать в субсидировании жилищных расходов участников Государственной программы и предусматривать в региональной программе переселения иные гарантии и меры, направленные на обустройство и обеспечение жизнедеятельности участников Государственной программы и членов их семей, в том числе на социальную поддержку, оказание медицинской помощи, образование, решение вопросов занятости, а также на поддержку в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств.

VII. Организация переезда участников Государственной программы в Российскую Федерацию

40. В целях содействия добровольному переселению соотечественников при переезде участника Государственной программы и членов его семьи в Российскую Федерацию на постоянное место жительства Российская Федерация компенсирует расходы участника Государственной программы и членов его семьи на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание, переезд и провоз личного имущества от места постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан), регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) либо регистрации по месту жительства переселенцев на территории вселения.

41. В случае если участник Государственной программы получил свидетельство участника Государственной программы на территории Российской Федерации, компенсации подлежат его расходы на провоз личного имущества и при необходимости проезд от места постоянного проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации.

42. Членам семьи участника Государственной программы, получившего свидетельство участника Государственной программы на территории Российской Федерации, компенсируются расходы на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание, переезд и провоз личного имущества, включая транспортные средства, от места их постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан), регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) либо регистрации по месту жительства переселенцев на территории вселения.

43. Компенсация расходов осуществляется при условии использования участниками Государственной программы регулярных маршрутов грузовых и пассажирских перевозок.

44. Участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

45. Порядок и условия компенсации расходов на переезд и провоз личного имущества определяются Правительством Российской Федерации.

46. Документом, подтверждающим право переселенца на ввоз личного имущества через государственную границу Российской Федерации на указанных условиях, является свидетельство участника Государственной программы. Его копия прилагается к товарно-транспортной документации на груз и предъявляется перевозчиком при ввозе груза на территорию Российской Федерации.

VIII. Организация работы на территории Российской Федерации

47. Субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей.

Информация об изменениях:

Государственная программа дополнена пунктом 47.1 с 15 марта 2018 г. - Указ Президента РФ от 15 марта 2018 г. N 109

47.1. Региональные программы переселения Московской области, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга разрабатываются при наличии потребности экономики указанных субъектов Российской Федерации в переселенцах и возможности по их приему и обустройству в этих субъектах Российской Федерации.

в) порядок взаимодействия уполномоченного органа и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующих в реализации программы, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

г) порядок приобретения (получения) участниками Государственной программы земельных участков;

д) перечень нормативных правовых актов, принимаемых субъектом Российской Федерации в целях реализации программы;

е) мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе:

по предоставлению информационных, консультационных, юридических и других услуг участникам Государственной программы и членам их семей;

по содействию в трудоустройстве и занятости участников Государственной программы и членов их семей;

по оказанию поддержки участникам Государственной программы и членам их семей в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств;

по содействию в жилищном обустройстве участников Государственной программы и членов их семей, включая выделение переселенцам жилых помещений для временного размещения, обеспечение жилыми помещениями для временного размещения или компенсацию найма жилья на срок не менее шести месяцев либо осуществление иных мероприятий;

по социальному обеспечению участников Государственной программы и членов их семей и оказанию им медицинской помощи;

по информированию потенциальных участников Государственной программы;

Информация об изменениях:

Пункт 52 дополнен подпунктом "ж" с 31 мая 2019 г. - Указ Президента России от 31 мая 2019 г. N 248

ж) требования к соотечественникам, участвующим в реализации программы.

53. При подготовке проекта региональной программы переселения в обязательном порядке рассматриваются вопросы:

а) создания центров временного размещения. В случае если создание таких центров признано целесообразным, в программе обосновывается целесообразность их создания, определяется порядок создания этих центров (включая возможность использования и переоборудования существующих помещений) и их финансирования;

б) использования в отношении участников Государственной программы и членов их семей предусмотренного законодательством Российской Федерации механизма целевого приема на обучение за счет бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов по образовательным программам высшего образования с учетом специальностей и направлений подготовки, наиболее востребованных отраслями экономики субъекта Российской Федерации. В случае если использование механизма целевого приема на обучение признано целесообразным, в программе обосновывается целесообразность использования названного механизма и указываются необходимые меры по его реализации.

54. Для софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ переселения за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставляется государственная поддержка в виде субсидий из федерального бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели. Правила предоставления субсидий утверждаются Правительством Российской Федерации.

55. В случае отсутствия потребности экономики субъекта Российской Федерации в переселенцах и отсутствия у субъекта Российской Федерации возможности по их приему и обустройству, а также при наличии рисков реализации региональной программы переселения Правительство Российской Федерации вправе принять решение об отсрочке разработки этим субъектом Российской Федерации проекта региональной программы переселения на основании мотивированного обращения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Такая отсрочка предоставляется на срок до двух лет. По истечении указанного срока Правительство Российской Федерации вправе принять решение о продлении отсрочки разработки этим субъектом Российской Федерации проекта региональной программы переселения на основании мотивированного обращения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

56. Организация работы на территориях вселения осуществляется:

а) территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики в соответствующих сферах деятельности;

б) уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в рамках региональных программ переселения.

57. В соответствии с включенными в региональную программу переселения мероприятиями уполномоченный орган субъекта Российской Федерации организует работу по приему, размещению, обустройству участников Государственной программы и членов их семей, в том числе по жилищному обустройству, социальной поддержке, оказанию медицинской помощи, решению вопросов занятости и образования, содействию интеграции переселенцев, а также по мониторингу реализации региональной программы переселения, предупреждению и снижению рисков ее реализации.

IX. Управление реализацией Государственной программы и контроль за ходом ее выполнения

58. Организация управления реализацией Государственной программы осуществляется Межведомственной комиссией по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Межведомственная комиссия).

59. В целях обеспечения эффективной реализации Государственной программы оперативная координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, осуществляется координатором Государственной программы - Министерством внутренних дел Российской Федерации.

60. Координатор Государственной программы несет ответственность за выполнение обязательств Российской Федерации, предусмотренных Государственной программой, осуществляет в рамках своей компетенции контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на ее реализацию, вносит в Межведомственную комиссию предложения по уточнению программных мероприятий и корректировке показателей и индикаторов Государственной программы с учетом хода реализации Государственной программы.

61. Исполнителями Государственной программы по вопросам, отнесенным к их компетенции, являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

62. В целях информационно-аналитического обеспечения управления реализацией Государственной программы координатор Государственной программы:

а) осуществляет поддержку и наполнение единого централизованного информационного ресурса (банка данных), в котором отражается информация о каждом участнике Государственной программы и членах его семьи на каждой из стадий переселения (подача заявления, получение свидетельства участника Государственной программы, пересечение государственной границы Российской Федерации, прибытие на территорию вселения, получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретение гражданства Российской Федерации), а также о выплаченных компенсациях;

б) формирует и распространяет официальный информационный пакет о Государственной программе, в том числе путем сопровождения и обновления соответствующего сайта в сети "Интернет";

в) организует и проводит в субъектах Российской Федерации мониторинг реализации Государственной программы.

63. Координатор Государственной программы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно подготавливает доклад о ходе реализации Государственной программы в истекшем году.

64. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации включают сведения о реализации Государственной программы в доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.

65. Контроль за реализацией Государственной программы осуществляется Межведомственной комиссией и координатором Государственной программы.

66. По приглашению председателя Межведомственной комиссии высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или его заместитель докладывает на заседаниях Межведомственной комиссии о ходе реализации региональных программ переселения.

67. Целевое расходование средств федерального бюджета на реализацию Государственной программы обеспечивается путем осуществления государственного финансового контроля в рамках законодательства Российской Федерации, а также проведения независимых аудиторских проверок и осуществления общественного контроля.

68. Контроль за реализацией региональных программ переселения и проектов переселения осуществляется высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

План
мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
(утв. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637)

С изменениями и дополнениями от:

Подпункт "б" пункта 1 Указа, утвердивший настоящий План, утратил силу с 15 марта 2018 г. - Указ Президента РФ от 15 марта 2018 г. N 109

Развал СССР и тяжелая экономическая ситуация в начале 90-х стали причинами того, что многие русскоговорящие семьи остались за пределами границ России. Некоторые люди добровольно покидали родные пенаты, а кто-то стал заложником обстоятельств. Для последней категории иностранных граждан, которые по ряду причин вынуждены проживать в другом государстве, была разработана специальная программа, позволяющая соотечественникам вернуться на родину.

Программа переселения соотечественников начала действовать с 2006 года и планировалось, что за шесть лет люди, которые стремились вернуться в РФ, воспользуются возможностью и переедут на ПМЖ в Россию. Но специалисты не рассчитали, что поток мигрантов, желающих стать россиянами, будет огромен. Поэтому указом президента в 2012 году Госпрограмму продлили без указания конкретного срока окончания.

Команда выяснила об изменениях в госпрограмме «Соотечественник» в 2017 году, о необходимых условиях для участия в ней и о преимуществах для переселенцев. Также наши специалисты произвели пошаговый разбор алгоритма вступления в гражданство по Госпрограмме.

Законом РФ четко определены группы иностранцев, имеющие отношение к определению «соотечественник»:

  • Лица, имеющие российский паспорт, но живущие в другой стране;
  • Иностранцы, подданные другого государства, имеющие тесную связь с культурой, историей нашей страны, свободно изъясняющиеся на русском языке и имеющие родственников, которые жили или живут в России;
  • Иностранцы, бывшие граждане СССР, получившие после развала Союза паспорт государства, отделившегося от России, или не имеющие правовых взаимоотношений ни с одной из стран (апатриды);
  • Люди, эмигрировавшие за рубеж из России и живущие на территории другой страны;
  • Потомки всех перечисленных выше категорий.

Требования к переселенцам

Для лиц, претендующих на статус «соотечественник», предъявляются определенные требования. Люди, желающие вступить в ряды граждан РФ по Госпрограмме, должны:

  • быть не младше 18 лет;
  • быть дееспособными;
  • уметь хорошо изъясняться на русском языке, понимать речь, грамотно писать;
  • иметь трудовую квалификацию, позволяющую работать в России;
  • иметь отметку о законном проживании на территории России (РВП);
  • быть законопослушным гражданином;
  • не быть ранее высланным с территории РФ;
  • не быть членом террористических организаций;
  • соответствовать требованиям регионов, куда собирается переселяться мигрант.

Важно! Любой дееспособный совершеннолетний член семьи переселенца, кроме мужа или жены, может стать кандидатом, претендующим на переселение по Госпрограмме.

Перечень документов для «соотечественника»

Прежде чем уполномоченная структура одобрила кандидатуру переселенца для участия в программе переселения соотечественников, мигрант должен собрать определенный перечень документов:

  • Документ, удостоверяющий личность самого мигранта и членов его семьи;
  • Документы, подтверждающие регистрацию на территории РФ;
  • Документы, которые подтверждают семейное положение мигранта;
  • Документы, в которых отражена информация о членах семьи, планирующих вместе с переселенцем пересечь границу РФ.

Проведя ряд проверок на правильность заполнения и правдивость указанных данных, работники подразделения, занимающегося вопросом переселения соотечественников, выносят вердикт об отказе или о включении мигранта в список участников Госпрограммы. При положительном исходе следующим шагом иностранного гражданина стает написание заявления на получения свидетельства участника Государственной программы.

Для прохождения этого этапа переселенец должен подготовить ещё один пакет документов:

  • Заявление, заполненное понятным почерком или с помощью компьютера, в котором перечислены все родственники, планирующие пересечь границу РФ по программе;
  • Документы, удостоверяющий личность кандидата и его родственников;
  • Документы, содержащие информацию о семейном положении мигранта и его родственников;
  • Официальные бумаги, подтверждающий законность временного или постоянного проживания мигранта и его родственников в Российской Федерации;
  • Свидетельство, подтверждающее рождение мигранта на территории СССР, РСФСР (для подтверждения статуса соотечественник);
  • Документы, подтверждающие образовательный уровень мигранта (средний, высший), профессиональную квалификацию, трудовой стаж кандидата и его родственников;
  • Фотоснимки строго определенного формата – 2 штуки;

Важно! Документы, предъявляемые в полномочное представительство, должны быть откопированы, при необходимости переведены на русский язык и заверены нотариусом. При посещении ведомства мигрант должен иметь при себе оригиналы и дубликаты всех справок и корочек.

После проверки полномочными органами сведений, указанных в заявлении, на достоверность, соответствия предъявленных справок, корочек и иных официальных бумаг обязательному списку, мигрант получает свидетельство участка Государственной программы по переселению соотечественников. Наличие этой бумаги на руках у мигранта позволяет ему пройти этапы натурализации в Российской Федерации по упрощенной схеме.

Важно! Свидетельство участника госпрограммы имеет ограниченный срок действия — 3 года.

Этапы натурализации для «соотечественников»

Чтобы мигрант получил гражданство РФ, пользуясь льготными условиями, как участник госпрограммы, необходимо действовать, придерживаясь следующего алгоритма:

  • Первым шагом, который приблизит мигранта к цели, станет подготовка обязательных документов, которые потребуются для регистрации переселенца в Госпрограмме и для оформления свидетельства участника. При прохождении первого этапа на территории иного государства через консульства или подразделения ГУВМ МВД иностранец дополнительно оформляет визы для себя и своих родственников (если это требуется) для пересечения границы РФ. Если мигрант официально живет в Российской Федерации по РВП или ВНЖ, то он имеет право сразу подавать анкету на вступление в гражданство РФ;
  • Этот этап касается только тех иностранцев, которые оформили свидетельство за пределами Российского государства. Пересечение границы РФ, имея на руках необходимы бумаги, которые позволят законно пребыть в нашу страну: паспорт или иной официальная бумага, подтверждающая личность, свидетельство участника Госпрограммы, визы (если требуется), заполненная на пограничном контроле миграционная карта.
  • Регистрация по прибытии в миграционном подразделении региона, где планирует жить иностранец;
  • Постановка иностранца и членов его семьи на миграционный учет в соответствующем ведомстве. Для этого этапа потребуются следующие бумаги: паспорта, свидетельство участника, миграционная карта.
  • Получение мигрантом официальной бумаги, позволяющей временно проживать и работать на территории РФ. Некоторые иностранцы, еще находясь на территории иного государства, могут подать прошение в консульство России для выдачи РВП;
  • Обязательная отметка в документе, подтверждающем личность, о наличии места жительства и о законной регистрации в нем;
  • Подача анкеты на вступление в гражданство РФ.

Важно! Для людей, переезжающих в России на ПМЖ по программе «Соотечественник», проходить этап получения ВНЖ не требуется. Имея на руках РВП, иностранец вправе сразу обращаться в соответствующий орган для получения статуса гражданина РФ.

Что дает статус «соотечественника»?

Обладая официальной бумагой, подтверждающей статус переселенца по Госпрограмме, иностранец обладает рядом преимуществ:

  • «Соотечественник» может получить разрешение на временное проживание в нашей стране независимо от количества квот, которые ежегодно выделяются каждому региону для легализации временного проживания мигрантов на их территории;
  • Разрешение на временное проживание переселенец и его родственники получат в течение 60 дней;
  • Участник Госпрограммы вправе пропустить этап получения ВНЖ;
  • «Соотечественник» вправе не предъявлять документальное свидетельство о знании официального языка страны и справке о доходах;
  • Запрос на вступление в гражданство рассматривается ведомством в не более трех месяцев;
  • Правительство РФ компенсирует расходы «соотечественника» на переезд в Россию и оформление необходимых бумаг;
  • Двойное гражданство в России: быть или не быть