Основания проведения административного расследования. Административное расследование

КоАП РФ имеет недостатки, которые устраняются либо путем внесения изменений (дополнений) законодательными органами, либо утверждении обязательных разъяснений Верховным Судом РФ или Высшим Арбитражным Судом РФ.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях следует выяснить ряд вопросов, среди которых и определение места рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно ст. 29.1. КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.

В силу ч. 2 ст. 29.5. КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6. КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 года № 623-О-П и от 15.01.2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции РФ принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

По мнению автора данной публикации суд не может отказаться от применения положений ч.2 ст. 29.5. КоАП РФ, если придет к выводу, что административное расследование было проведено «формально» несмотря на оформление данных действий в процессуальных документах и без исключения указанных документов из доказательственной базы.

Следует обратиться к положениям ст. 28.7. КоАП РФ, согласно которым решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3. КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

То есть КоАП РФ содержит положение о том, что административное расследование оформляется определением должностного лица уполномоченного органа и минимального срока для проведения расследования нет.

Если суд признаёт административное расследование не проведенным, то должен исключать из доказательств определение о возбуждении дела об административном правонарушении и вернуть материалы дела об административном правонарушении, если не истекли сроки привлечения лица к административной ответственности.

При этом следует отметить, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования — это единый процессуальный документ, который является основанием для суда при разрешении вопроса о принятии к производству.

Можно смоделировать в связи с этими выводами и следующее: если определения о проведении административного расследования не было, то суд вправе по собственной инициативе прийти к выводу, что оно фактически было проведено, так как проводилась процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. В связи с этим может измениться территориальная подсудность любого дела без определения о проведении административного расследования.

Вопрос о проведении административного расследования решается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3. КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении , а не судом.

В связи с указанным для более точного понимания вопроса о том, может ли суд одно административное расследование оценивать как таковое и применять положения ч.2 ст. 29.5. КоАП РФ, а в другом случае ссылаться на его «формальность» и применять общие правила о подсудности, следует иметь официальную позицию ВС РФ или ВАС РФ. Однако разъяснений Пленума по данному вопросу не имеется, что сказывается на единообразии судебной практики.

Для отстаивания позиции по делам об административных правонарушениях можно воспользоваться юридическими услугами на любой стадии рассмотрения. Даже после вынесения постановления и вступления его в законную силу существует вероятность для его отмены по процессуальным основаниям. С учетом позиций Конституции РФ вопрос о является обязательным при рассмотрении дел и нарушение правил о подсудности ведут к отмене судебных актов.

Если весь процесс рассмотрения дела об административном правонарушении состоит из совокупности определенных стадий, то конкретно каждую стадию можно рассмотреть как совокупность этапов. Под этапом следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть стадии, которыя, наряду с её общими задачами, имеет свойственные только ему задачи, документы и другие особенности Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. С. 5-6. Так, этапы отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждом этапе совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач этапа может оформляться отдельным процессуальным документом. Этапы органично связаны между собой: последующий, как правило, начинается лишь поле того, как закончен предыдущий, на новом этапе проверяется то, что было сделано раньше. Стадия административного расследования состоит из семи этапов Бахрах Д.Н. Административное право. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000. С. 146:

1. принятие решения о проведении административного расследования;

2. установление обстоятельств дела;

3. приостановление административного расследования;

4. процессуальное оформление результатов административного расследования;

5. направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу;

6. дополнительное административное расследование;

7. повторное направление материалов дела для рассмотрения.

Принятие решения о проведении административного расследования. Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Требования и особенности данного документа будут рассмотрены в следующем параграфе.

Этап установления обстоятельств дела является центральным. Сущность этапа установления обстоятельств дела заключается в деятельности лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, по установлению неочевидных данных - признаков состава правонарушения, отягчающих и смягчающих обстоятельств и т.д. В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на три группы. 1) Обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. 2) Обстоятельства, находящиеся за рамками состава нарушения, но имеющие значение для определения вида и размера взыскания. 3) Выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений, их предупреждении. Эти обстоятельства и данные устанавливаются путем проведения процессуальных действий, истребования документов, направлением запросов, проведением розыскных мероприятий. Объём данного этапа зависит от категории дел и обстоятельств конкретного дела об административном правонарушении.

Именно на данном этапе проводятся экспертизы. Согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы обязательное для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В соответствии с ч. 6 ст. 26.4 КоАП РФ заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"о чем и указано в его преамбуле. Там же указано, что производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством РФ.

Этап приостановления административного расследования не регламентирован в КоАП РФ, однако его существование обусловлено потребностями практики. В связи с этим, в ст. 28.7 КоАП РФ некоторыми теоретиками в области административного права предлагается внести следующие изменения:

"Административное расследование может быть приостановлено, если местонахождение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении неизвестно, а также в случае тяжкого заболевания этого лица, удостоверенного медицинским заключением, путем вынесения определения должностным лицом, осуществляющим административное расследование.

Административное расследование может быть приостановлено только в том случае, если должностное лицо, его осуществляющее, выполнило все процессуальные и иные действия, производство которых возможно в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и приняло меры к розыску этого лица" Филоненко, И. О. Возбуждение и административное расследование милицией дел об административных правонарушениях в сфере оборота» алкогольной продукции:Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / www/fguyn.1hdh/ru/.

Далее следует этап процессуального оформления результатов административного расследования, на котором составляется протокол об административном правонарушении. Протокол - это важнейший процессуальный документ, закрепляющий результат деятельности уполномоченного должностного лица по делу об административном правонарушении на стадии административного расследования, фиксирующий в незначительном объеме существенные черты события правонарушения, квалифицирующие признаки состава, данные о применении мер процессуального обеспечения по делу, сведения о лице, в отношении которого он составлен и который служит основанием для рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения наказания правонарушителю компетентным лицом. В дальнейшем протокол направляется рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.

Направление протокола теоретиками также считается самостоятельным этапом стадии административного расследованияСм.: Хаманева Н.Ю. Административный процесс и административная юстиция // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 130-131; . Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Этап дополнительного административного расследования начинается с момента возвращения дела об административном правонарушении из органа или от должностного лица, которым он был направлен на рассмотрение, в установленных законом случаях для исправления недостатков, препятствующих рассмотрению дела, и заключается в повторном проведении этапа установления обстоятельств дела и последующих этапов. В последующем за ним идет этап повторного направления материалов компетентному должностному лицу или органу. Необходимо так же сказать о сроках и месте проведения расследования в целом, как стадии.

В соответствии с ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.Частью 4 ст. 28.7 КоАП РФ также установлено, что административное расследование проводится:

по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, - указанным должностным лицом;

по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Как разъяснено в подп. "а" п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5, круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования, в силу ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим.

Сроки проведения административного расследования установлены в ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ:

по общему правилу срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении;

в исключительных случаях срок проведения административного расследования по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца;

по делам о нарушении таможенных правил срок проведения административного расследования в исключительных случаях может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

Итак, административное расследование как самостоятельную стадию процесса производства дел об административных правонарушениях, в свою очередь можно разделить на ряд самостоятельных этапов, центральным в которых является этап выяснения обстоятельств дела. Современное законодательство в данной сфере по мнению некоторых авторов несовершенно и ими предлагается внести ряд статей в Кодекс об административных правонарушениях. Конкретно это касается этапа приостановления административного расследования, что не регламентировано в кодексе, однако часто встречается на практике.

Текст статьи 28.7 КоАП РФ в новой редакции.

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, страхового законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии коррупции, трудового законодательства, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, о техническом регулировании в части, касающейся деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), об организации и о проведении азартных игр, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений, общественной нравственности, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды и природопользования, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, в области использования атомной энергии, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о газоснабжении, о градостроительной деятельности, в области дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

(Часть дополнена со 2 ноября 2002 года Федеральным законом от 30 октября 2002 года N 130-ФЗ; дополнена с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ; дополнена с 1 октября 2004 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 118-ФЗ; дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ; дополнена с 9 января 2006 года Федеральным законом от 27 декабря 2005 года N 193-ФЗ; дополнена с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ; дополнена с 22 мая 2006 года Федеральным законом от 8 мая 2006 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 августа 2006 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 139-ФЗ; дополнена с 5 августа 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 126-ФЗ; дополнена с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ; дополнена с 13 апреля 2009 года Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 9-ФЗ; дополнена с 20 июня 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 112-ФЗ; дополнена с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ; дополнена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 171-ФЗ; дополнена с 27 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 декабря 2011 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 413-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 186-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 августа 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 96-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 249-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 311-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 198-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 69-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 130-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 120-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 марта 2015 года Федеральным законом от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 159-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ.

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении (часть дополнена с 22 января 2006 года Федеральным законом от 5 января 2006 года N 10-ФЗ; дополнена с 12 июля 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 133-ФЗ.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (часть дополнительно включена с 22 января 2006 года Федеральным законом от 5 января 2006 года N 10-ФЗ; дополнена с 12 июля 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 133-ФЗ.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях (часть дополнена с 1 октября 2004 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 118-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 июля 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 133-ФЗ.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:
1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца;
2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок до шести месяцев;
3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - на срок до шести месяцев;
4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр - на срок до шести месяцев.

(Пункт дополнительно включен с 6 декабря 2013 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 311-ФЗ)
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ.

5.1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем (часть дополнительно включена с 12 июля 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 133-ФЗ).

5.2. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему (часть дополнительно включена с 12 июля 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 133-ФЗ).

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 28.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. В части 1 комментируемой статьи перечисляются виды административных правонарушений, после выявления которых проводится административное расследование.

Так, к ним относятся административные правонарушения, предусмотренные:

1) ст. 14.3 (нарушение законодательства о рекламе);

2) ст. ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52 (нарушение законодательства о выборах и референдумах);

3) ст. 15.27 (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма);

4) ст. ст. 14.6, 14.9, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 (административные правонарушения в области антимонопольного законодательства);

5) ст. ст. 15.3 - 15.13 (административные правонарушения в области налогов и сборов);

6) ст. 15.25 (административные правонарушения в области валютного законодательства);

7) ст. ст. 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 (административные правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей);

8) ст. ст. 16.1 - 16.22 (административные правонарушения в области таможенного дела);

9) ст. ст. 8.1 - 8.23 (административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды);

10) ст. ст. 14.16 - 14.19, 15.13 (административные правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

11) ст. ст. 12.1 - 12.37 (административные правонарушения в области дорожного движения);

12) ст. ст. 11.1 - 11.29 (административные правонарушения на транспорте);

13) ст. ст. 8.32, 11.16, 20.4 (административные правонарушения в области пожарной безопасности) КоАП.

Административное расследование в указанных случаях может производиться при проведении предусмотренных КоАП процессуальных действий, требующих значительных временных затрат: экспертизы (см. комментарий к ст. ст. 26.4, 26.5), сбора и фиксации вещественных доказательств (см. комментарий к ст. 26.6), истребования сведений и оценки доказательств (см. комментарий соответственно к ст. ст. 26.10, 26.11), а также в указанных случаях при выяснении обстоятельств по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 26.1).

2. При необходимости проведения административного расследования должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 дело считается возбужденным с момента вынесения определения.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях указаны в ч. ч. 2, 3 ст. 28.3 (см. комментарий к ст. 28.3).

3. Согласно ч. 1 ст. 28.4 Кодекса прокурор вправе возбудить дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35, 12.36 и 15.10 Кодекса. По факту выявления других административных правонарушений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, прокурор вправе возбудить дело при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенном прокурором немедленно после выявления факта совершения указанного правонарушения, должно быть указано о проведении административного расследования.

4. Местом совершения административного правонарушения согласно ч. 4 комментируемой статьи считается место выявления факта его совершения, наличие состава административного правонарушения. Оно должно быть подтверждено или опровергнуто при осуществлении административного расследования и последующих, предусмотренных Кодексом, процессуальных действий по делу.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Часть 5 комментируемой статьи перечисляет случаи, когда этот срок может быть продлен по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело. При этом решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения, в котором должны быть указаны дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

6. По окончании административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 28.9 Кодекса указанное постановление выносится должностным лицом, в производстве которого находится дело, до передачи дела на рассмотрение, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса.

Следующий комментарий к статье 28.7 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 28.7 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Административное расследование представляет собой совокупность действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

2. Нововведением КоАП является назначение административного расследования при выявлении административных правонарушений в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте.

Главным условием для принятия решения о проведении административного расследования является необходимость осуществления экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

3. В целях обеспечения своевременного рассмотрения дела административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. По общему правилу, административное расследование должно быть закончено не позднее 1 месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях срок административного расследования может быть продлен на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил - на срок до 6 месяцев. При этом продление срока является правом вышестоящего должностного лица.

4. Административное расследование завершается в общем порядке составлением протокола об административном правонарушении либо вынесением постановления о прекращении дела. Дело об административном правонарушении подлежит прекращению после проведения административного расследования при наличии установленных законом оснований.

Административное расследование — это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств , их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Административное расследование проводится в случае выявления административных правонарушений в отдельных областях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, когда имеется необходимость осуществления экспертизы или производства иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Перечень правонарушений в отдельных областях законодательства указанный в ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Административное расследование вправе проводить:

  1. должностные лица , уполномоченные составлять , в порядке, установленном ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования такими лицами принимается в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ);
  2. прокурор (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также копия определения о продлении срока расследования (если такое решение принималось) в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1, ч. 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Порядок проведения административного расследования

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).

Срок административного расследования исчисляется с даты принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и не может превышать 1 месяц (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

Определение о продлении срока расследования является промежуточным процессуальным актом и подлежит оспариванию совместно с итоговым решением по делу. Предметом самостоятельного обжалования указанное определение быть не может.

В ходе административного расследования могут проводиться процесуальные действия такие как:

  1. получение объяснений лиц (ст. 26.3 КоАП РФ);
  2. экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
  3. взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
  4. направление поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ);
  5. истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).

При этом проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

Дело № 2-464/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Кравченко И.А. обратился в Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконными определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и определения о продлении срока административного расследования, вынесенных должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе, а также действий должностных лиц Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе, указав следующее.

ДД.ММ.ГГГГ к индивидуальному предпринимателю Кравченко И.А. в магазин-кафе «» прибыл исполняющий обязанности начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе Парфенович А.В. и вручил работнику заявителя определение от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. РФ и о проведении административного расследования, а также определение от ДД.ММ.ГГГГ о продлении срока административного расследования. Вместе с тем названные определения не были вручены Кравченко И.А. лично, чем были нарушены требования ч. 3.1 ст. РФ и ч. 5.2 ст. РФ. Таким образом, в установленные сроки Кравченко И.А. не был уведомлен о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, а также о продлении срока административного расследования, чем были нарушены его права. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. РФ и о проведении административного расследования является незаконным, поскольку вынесено без достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, ему не разъяснены. Основания для продления срока административного расследования явно надуманны, принятое решение ничем не мотивировано. Какие либо исключительные основания для продления срока административного расследования у исполняющего обязанности начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО3. отсутствовали. С учетом этого Кравченко И.А. просил признать определение от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. РФ и о проведении административного расследования, вынесенное главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2 а также определение от ДД.ММ.ГГГГ о продлении срока административного расследования, вынесенное и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе, незаконными.

В судебное заседание индивидуальный предприниматель Кравченко И.А. при надлежащем извещении не явился, ходатайствовал о рассмотрении заявлении в свое отсутствие. Суду Кравченко И.А. представил письменное объяснение, в котором указал о том, что ДД.ММ.ГГГГ ведущий специалист Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2., прибыв магазин-кафе, принадлежащий Кравченко И.А. для проведения внеплановой проверки хозяйственной деятельности, без объяснения причин отказалась предъявлять ему распоряжение или постановление о проведении в магазине-кафе внеплановой проверки. Затем ФИО2. стала угрожать Кравченко И.А. тем, что еще вернется с необходимыми документами и обязательно найдет нарушения. Также ФИО2 угрожала привлечь Кравченко И.А. и его продавца к административной и уголовной ответственности за оказание ей противодействия в проведении внеплановой проверки. При этом о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования Кравченко И.А. ФИО2 не предупредила, с постановлением не ознакомила. По этой причине Кравченко И.А. пришел к заключению о том, что постановление о возбуждении дела об административном расследовании было вынесено после того как ФИО2. не удалось провести внеплановую проверку без соответствующего распоряжения. О том, что магазин «» принадлежит Кравченко И.А., должностным лицам Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе было известно, поскольку ранее он подавал уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности по указанному адресу и иные документы. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и затем до ДД.ММ.ГГГГ должностные лица Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе никакого административного расследования в отношении Кравченко И.А. и в отношении магазина-кафе «» не проводили. С учетом этого никаких оснований для продления срока административного расследования не имелось. На действия ФИО2 Кравченко И.А. подал жалобу в прокуратуру Пуровского района, а также в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО. По результатам рассмотрения его жалоб в действиях ФИО2. были установлены нарушения порядка проведения внеплановой проверки.

Должностные лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе, законность действий которых оспаривается - заместитель начальника ФИО3, а также ведущий специалист ФИО2., при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении заявления Кравченко И.А. без их участия.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание заинтересованных лиц не является препятствием к рассмотрению заявления.

Изучив доводы Кравченко И.А., исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГ в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе поступило обращение оперуполномоченного ОЭБ и ПК ОМВД России по Пуровскому району о том, что в магазине-кафе «», расположенном в », допускаются многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, многочисленные нарушения требований к условиям труда в производственных цехах кафе, а также многочисленные нарушения требований к раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий.

По результатам рассмотрения названного обращения главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. РФ и о проведении административного расследования.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО3 вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования. Срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении был продлен до ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы в магазине-кафе.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО3 производство по делу об административном правонарушении по обращению ОМВД России по Пуровскому району о том, что в магазине-кафе «», », допускаются многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, ответственность за которые предусмотрена ст. . КоАП РФ, прекращено за отсутствием события административного правонарушения.

Из содержания постановления следует, что после возбуждения дела об административном правонарушении, при выяснении всех обстоятельств, возникла необходимость проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы на указанном объекте, в целях чего в филиал ФБУЗ «ЦГиЭ по ЯНАО в » было направлено соответствующее определение. ДД.ММ.ГГГГ срок проведения расследования по делу об административном правонарушении был продлен. ДД.ММ.ГГГГ совместно с сотрудниками филиала ФБУЗ «ЦГиЭ по ЯНАО в » ФИО3 был совершен выезд в магазин-кафе «» с целью проведения мероприятий по осмотру принадлежащих индивидуальному предпринимателю Кравченко И.А. помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. ИП Кравченко И.А. в кафе отсутствовал, а продавец ФИО1 специалистов, участвующих в проверке, на территорию производственных помещений кафе не допустила. ДД.ММ.ГГГГ был совершен повторный выезд в магазин-кафе «» совместно с сотрудником полиции УУПиПДН ОП по п. Уренгой. ИП Кравченко И.А. по-прежнему отсутствовал, и продавец ФИО1 снова отказалась допустить сотрудников, участвующих в проверке, на территорию производственных помещений кафе. Таким образом, фактов, указывающих на наличие события административного правонарушения, установить не удалось.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. Гражданского кодекса РФ. Выбор конкретного гражданско-правового способа защиты зависит от природы правоотношения, существующего между его участниками, от правового статуса лица, допустившего нарушение, от характера самого допущенного нарушения, его вида, продолжительности действия, механизма реализации, от последствий правонарушения.

Нормы действующего закона и судебная практика исключают возможность обжалования в качестве самостоятельных актов процессуальные документы, составляемые должностными лицами органов, осуществляющих надзорные функции в ходе производства по делу об административном правонарушении. Вместе с тем, отсутствие права на обжалование таких актов в рамках КоАП РФ не означает невозможности реализации права на защиту, в случаях, если объект административной юрисдикции в ходе производства по делу своими действиями (бездействием) нарушает права и законные интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как указывает Кравченко И.А., действия должностных лиц Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе, в рамках производства дела об административном правонарушении в соответствии с обжалуемыми определениями нарушают его права и свободы.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Изучив доводы, изложенные Кравченко И.А. в адресованных суду заявлениях, копии оспариваемых определений по делу об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, материалы надзорного производства по жалобе Кравченко И.А. прокуратуры Пуровского района, иные письменные доказательства, представленные в материалах гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Согласно 4.1 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 28.12.2008 № 294-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Из пунктов 1, 3 и 4 ч. 2 этой же статьи следует, что Федеральным законом устанавливается:

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

Права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

Права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Организация и проведение внеплановой проверки регламентирована ст. 10 ФЗ № 294.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (ч. 1)

В ч. 2 указаны основания проведения внеплановой проверки.

Одним из них является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3).

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона (п. 4).

При этом, обязательными условиями, согласно ст.ст. 14 и 16 ФЗ № 294 являются: распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, как основания для проведения и организации проверки; составление акта проверки по установленной форме должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, как результата проведённой проверки.

В частях 3 и 3.1 ст. 2 законодатель привел случаи, когда положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются. Рассматриваемый случай к ним не относится.

Таким образом, после поступления ДД.ММ.ГГГГ обращения оперуполномоченного ОЭБ и ПК ОМВД России по Пуровскому району о том, что в магазине-кафе «», », допускаются многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, многочисленные нарушения требований к условиям труда в производственных цехах кафе, а также многочисленные нарушения требований к раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий, должностным лицам Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе необходимо было согласовать с органами прокуратуры проведение внеплановой проверки в отношении индивидуального предпринимателя Кравченко И.А., чего, как следует из материалов надзорного производства по жалобе № 11-137-ж-2013 прокуратуры Пуровского района, сделано не было. Распоряжения о внеплановой выездной проверке на объекте ИП Кравченко И.А. не издавалось, как и не оформлялись последующие предусмотренные законом обязательные документы, фиксирующие ее ход и результаты.

Вместо этого, спустя 49 дней с момента поступления обращения оперуполномоченного ОЭБ и ПК ОМВД России по Пуровскому району – ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. РФ и о проведении административного расследования.

При этом суд учитывает, что у должностного лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2 не имелось оснований для вынесения названного определения, поскольку конкретных признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. . КоАП РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлено не было. Не указано на наличие таких признаков состава административного правонарушения также и в обращении оперуполномоченного ОЭБ и ПК ОМВД России по Пуровскому району от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного не имелось оснований также для вынесения ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО3 определения о продлении срока проведения административного расследования. Не имелось при таких обстоятельствах также оснований для проведения должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2. и ФИО3 административного расследования в отношении ИП Кравченко И.А. в рамках незаконно возбужденного дела об административном правонарушении.

Таким образом, фактически в нарушение требований действующего законодательства должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе проведение внеплановой выездной проверки было подменено административным расследованием, чем нарушены требования действующего закона и права индивидуального предпринимателя Кравченко И.А., поскольку согласно принципу законности, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. РФ).

Суд учитывает, что обязанность доказывать законность своих действий и решений при их обжаловании лежит на должностных лицах Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе.

Вместе с тем, должностные лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе таких доказательств суду не представили.

При таких обстоятельствах жалоба Кравченко И.А. подлежит удовлетворению. Вместе с тем, поскольку производство по делу об административном правонарушении по обращению ОМВД России по Пуровскому району о том, что в магазине-кафе «», », допускаются многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, ответственность за которые предусмотрена ст. . КоАП РФ, и.о. начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО3 прекращено ДД.ММ.ГГГГ за отсутствием события административного правонарушения, оснований для отмены оспариваемых определений суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. - , суд

Признать незаконными действия должностного лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2., допустившей ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 28.12.2008 № 294-ФЗ возбуждение и расследование дела об административном правонарушении по ст. РФ без достаточных к тому оснований, и действия должностного лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО3 принявшего ДД.ММ.ГГГГ без достаточных к тому оснований решение о продлении срока административного расследования дела об административном правонарушении и расследование этого дела.

Дело № 2-464/2014

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа

В составе председательствующего судьи Козловой М.В.,

При секретаре судебного заседания Пешковой О.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Кравченко И. А. о признании незаконными определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и определения о продлении срока административного расследования, вынесенных должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе, а также действий должностных лиц Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе,

Заявление индивидуального предпринимателя Кравченко И. А. удовлетворить.

Признать незаконными действия должностного лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО2, допустившей ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 28.12.2008 № 294-ФЗ возбуждение и расследование дела об административном правонарушении по ст. РФ без достаточных к тому оснований, и действия должностного лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе ФИО3 принявшего ДД.ММ.ГГГГ без достаточных к тому оснований решение о продлении срока административного расследования дела об административном правонарушении и расследование этого дела.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.06.2014.

Председательствующий М.В. Козлова

Суд:

Пуровский районный суд (Ямало-Ненецкий автономный округ)