Основные правила дорожного движения для пешехода. Основы дорожной безопасности Сообщение на тему дорожная безопасность






В соответствии с правилами в нашей стране принято правостороннее движение, то есть транспорт придерживается правой стороны проезжей части дороги. правостороннее движение, Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста) ДОРОГА – что мы понимаем под этим словом?


А) Полоса отвода Б) Проезжая часть В) Обочина Г) Кювет Д) Обрез 1) Тротуар 2,3,4) Полосы движения 5) Общая ширина дороги 6) Разделительная полоса 7) Проезжая часть для движения безрельсовых транспортных средств 8) Проезжая часть для трамвая и безрельсовых транспортных средств 9,10) Внешние кромки тротуара Устройство дороги Б А Д Д Г Г В В




Дорожное движение регулируют: Дорожная разметка – представляет собой линии, стрелы надписи и другие обозначения, которые наносятся на различные элементы дороги, большинство линий дорожной разметки имеют белый цвет. Разделительная полоса – сплошная или прерывистая Пешеходный переход




Дорожное движение регулируют: СВЕТОФОРЫ – регулируют очередность пропуска участников движения Зеленый сигнал светофора разрешает движение. Желтый сигнал – запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигнала. Красный сигнал - запрещает движение Светофоры бывают: транспортные и пешеходные


Дорожное движение регулируют: Регулировщик – он подает сигналы руками, положением корпуса, при помощи жезлов и флажков. Руки вытянуты в стороны или опущены – пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны правого и левого бока регулировщика (путь пешехода обозначен зелеными стрелочками)


Дорожное движение регулируют: Регулировщик находится в центре перекрестка, на линии, разделяющей встречные потоки транспорта, или на краю проезжей части. Сигналы, подаваемые регулировщиком, обязательны для всех участников дорожного движения. Рука поднята вверх – движение запрещено.








Все мы бываем с вами пешеходами, то есть участниками дорожного движения. Вы идете в школу, возвращаетесь домой, идете в гости друг к другу, в магазин… И во всех этих случаях вы пешеход, а значит должны соблюдать Правила дорожного движения для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Повторим, кто такой – ПЕШЕХОД?


«ПЕШЕХОД – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую коляску.» (Из Правил дорожного движения)


Обязанности пешеходов Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочине. По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы ведущие велосипед, мотоцикл – должны следовать по ходу движения транспортных средств.


Обязанности пешеходов Проезжую часть пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии – на перекрестках, на хорошо просматриваемых участках дороги, и только под прямым углом Переходя дорогу вне пешеходного перехода будь особенно внимателен Перед выходом с проезжую часть будь особенно внимательным




Обязанности пешеходов Пешеход не успевший закончить переход, должен остановиться на осевой линии или на «островке безопасности». На нерегулируемом перекрестке пешеходы начинают движение после проехавшего автомобиля Не выходите на проезжую часть из-за препятствия, не убедившись в отсутствии приближающейся машины!


Общие меры безопасности, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам: 1.При выходе из подъезда дома обратите внимание, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, велосипед… 2.Если у дома стоит автомобиль или растут деревья, закрывающие обзор, прежде чем выйти на проезжую часть, осмотритесь – нет ли за препятствием движущегося транспорта. 3.При движении по тротуару всегда придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения. 4.Проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, необходимо обратить внимание, не выезжает ли машина. 5.Хорошо бы иметь на одежде светоотражатели.


Общие меры безопасности, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам: Готовясь перейти дорогу, необходимо осмотреть проезжую часть. 1.Подойдя к краю дороги посмотреть налево, затем направо, и если нет приближающегося транспорта, переходить проезжую часть 2.Дойдя до середины проезжей части, остановиться и посмотреть направо, а затем налево, и если нет приближающегося транспорта идти до конца.


ЗАПОМНИ! Водители, заметив на нерегулируемом пешеходном переходе людей, должны снизить скорость или остановиться, но это выполняется ими не всегда, поэтому пешеход должен начинать переход только после того, как убедится в безопасности движения. Домашнее задание Проверь себя



Введение

Оказание доврачебной помощи пострадавшему, находящемуся в состоянии комы

Оказание доврачебной помощи при отравлении угарным газом

Движение в жилых зонах

Остановки маршрутных ТС

Заключение

Список литературы

Введение

Безопасность дорожного движения - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.

По российскому законодательству безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства (говорят также о безрельсовом транспорте), в результате которого причинен ущерб. То есть исключаются например, дорожные происшествия с участием только пешеходов (упал на дороге, сбит толпой и т. п.) и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Дорожные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, кораблей, поездов, и т. п.) вместе взятых. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях - как правило, молодые и здоровые (до аварии) люди. По данным ВОЗ, в мире ежегодно в дорожных авариях погибают 1,2 млн человек и около 50 млн получают травмы.Более 35000 погибает на российских дорогах, и более 40000 на дорогах США. По оценкам статистиков, с начала XX века на дорогах США погибли в ДТП более 3 миллионов человек, что превышает все потери США (650 000) во всех военных конфликтах (с 1775 года).

При изучении дорожной безопасности, выявляют факторы, влияющие на частоту и тяжесть ДТП. Не каждое ДТП является "неизбежной случайностью" - так, например, по статистике, около 5 % летальных ДТП являются выявленными самоубийствами, а некоторое (меньшее) количество ДТП являются убийствами. Также, выявлено множество других факторов, влияющих на вероятность ДТП, ответственность за которые несут участники дорожного движения, поэтому в настоящее время практически не используется распространенная ранее формулировка "несчастный случай на дороге", "снимающая" ответственность с участников ДТП.

Штраф и тюремное заключение являются с юридической точки зрения наиболее строгими видами наказания против виновников ДТП при дорожном движении. Цель всего этого - снижение частоты тех нарушений, против которых они применяются и тем самым в снижении количества ДТП, которые непосредственно связаны с этими нарушениями. Но всё же на данный момент как бы ни повышали размеры штрафов, большинство водителей так же не пристёгиваются ремнями безопасности, проезжают на красный сигнал светофора, превышают ограничение скорости. А ведь это самые простые методы сохранения жизни как самим водителю и пассажирам, так и непосредственно остальным участникам дорожного движения. Таким образом, каждый водитель, каждый пассажир должны соблюдать правила дорожного движения, быть пристегнуты оборудованными в автомобиле ремнями безопасности, следить за показанием стрелки спидометра и понимать, что делают всё это они не для сотрудников дорожно-патрульной службы, не для правительства РФ, вводившее штрафы, а для сохранения собственного же здоровья, за сохранение спокойствия своих родных и близких.

Наиболее очевидный вид ущерба от ДТП - это гибель людей.

Однако, определение смертности в ДТП все равно не однозначно, и зависит, от различных, произвольно введенных критериев. Так, например, в США, в системе анализа смертности от ДТП смертью от ДТП считается смерть участника дорожной аварии в 30-дневный период после аварии. Например, если у водителя случился несмертельный сердечный приступ, в результате которого произошло ДТП и он погиб - это смертность от ДТП. Но, если было установлено, что в результате приступа водитель (или пассажир) умер еще до аварии - эта смерть не считается смертью от ДТП.

Критерий 30-дневного срока, конечно, несколько произвольный, но вынесение решений о причине смерти от ДТП иным образом сильно затруднено. Да, конечно, такой критерий далеко не совершенен - пострадавший от ДТП, может умереть в больнице от неправильного лечения или банальной пневмонии, и это будет зафиксировано как смерть от ДТП, или наоборот, несколько месяцев цепляться за жизнь, но в конце концов умереть - и это не будет зафиксировано как смерть от ДТП, но в целом, такой критерий сейчас признан и используется в серьезных статистических исследования.

Так, например, в США и Европе, в системах регистрации анализа смертности от ДТП смертью от ДТП считается смерть участника дорожной аварии в 30-дневный период после аварии. То есть, если у водителя случился несмертельный сердечный приступ, в результате которого произошло ДТП и он погиб - это смертность от ДТП. Но, если было установлено, что в результате приступа водитель (или пассажир) умер еще до аварии - эта смерть не считается смертью от ДТП.

Действительно, по сравнению со странами с низким уровнем жизни, в которых большинство пострадавших от ДТП погибают на месте, не дождавшись квалифицированной первой медицинской помощи, в развитых странах, где имеется эффективная служба "Скорой помощи", почти половина смертей от ДТП происходит уже в больнице, после попыток врачей справиться с несовместимыми с жизнью повреждениями. Однако, "30-дневный" критерий используется не во всех странах, так, например, в России используется "7-дневный" критерий.

Травмы, не требующие госпитализации, часто обычно не учитываются вовсе, а проведенное в Нидерландах сравнение числа госпитализированных пострадавших по данных полиции и данных общенациональной регистрации сектора здравоохранения, показало, что полицией учитываются только порядка 40 % пострадавших.

Учет повреждений собственности еще более неоднозначен, чем в случае травм. Во многих случаях, учитываются только случаи, ущерб от которых превышает некоторую (произвольно установленную) величину, и таким образом, число зарегистрированных случаев ущерба может изменяться во времени из-за экономических причин (например, инфляции, возрастании стоимости ремонта и т. п.). Учет ДТП не приведших к травмам затруднен также тем, что очень часто водители о таких случаях не сообщают, и не вызывают полицию на место происшествия. Обычно, этот показатель измеряется в денежном выражении, и получается различными оценками, построенными на базе отчетов страховых компаний.

. Оказание доврачебной помощи пострадавшему, находящемуся в состоянии комы

Если человек неподвижен, не пытается шевелиться, не реагирует на звуки и болевые раздражители, но дышит, то, скорее всего, он находится без сознания. Эти признаки дают основание предположить получение пострадавшим черепно-мозговой травмы. Она обычно сопровождается потерей сознания (мозговой комой), а состояние пострадавшего напоминает глубокий сон. При этом сохраняется пульс на сонной артерии, а дыхание становится захрапывающим с сипом на выдохе. Основная опасность такого состояния - резкое снижение тонуса подъязычных мышц и мягкого неба. Язык, прилипая к задней стенке глотки, полностью прекращает доступ воздуха в легкие. Убедитесь в наличии пульса на сонной артерии. Если пострадавший находится без сознания, но дыхание и сердцебиение сохранены, то его нужно перевернуть на живот и постоянно следить за проходимостью дыхательных путей, дыханием и сердцебиением. Переворачивать пострадавшего следует как единое целое, предварительно зафиксировав шейный отдел позвоночника руками или специальным воротником. До приезда "скорой помощи" находитесь со стороны лица пострадавшего; если есть необходимость, очистите ему рот, обернув пальцы платком или салфеткой, контролируйте дыхание и пульс. В случае нарушения этих функций немедленно приступайте к проведению реанимационных мероприятий.

2. Оказание доврачебной помощи при отравлении угарным газом

Доврачебная помощь подразумевает прекращение контакта пострадавшего с отравляющим газом и восстановление жизненно важных функций. Оказание первой помощи при отравлении угарным газом должно исключить отравление того, кто пытается оказать эту самую помощь. В идеале следует одеть противогаз и лишь, потом заходить в помещение, где находится пострадавший.

Вывести или вынести пострадавшего человека из помещения, где имеется повышенная концентрация СО. Это мероприятие должно быть выполнено в первую очередь, поскольку с каждым вдохом усиливаются патологические изменения в организме.

Вызвать скорую помощь при любом состоянии пациента, даже если он шутит и смеется. Возможно, это является следствием действия СО на жизненно важные центры ЦНС, а не признаком здоровья.

При легкой степени отравления напоить человека крепким сладким чаем, согреть и обеспечить покой.

При отсутствии или спутанности сознания - уложить на ровную поверхность на бок, расстегнуть воротник, пояс, обеспечить приток свежего воздуха. Дать понюхать ватку с нашатырным спиртом на расстоянии 1 см.

При от отсутствии сердечной или дыхательной деятельности сделать искусственное дыхание и массаж грудины в проекции сердца.

. Движение в жилых зонах

В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 <#"863482.files/image001.jpg">

В то время, когда ПДД запрещают остановку ближе 15 метров от "мест остановки маршрутных транспортных средств" (пункт 12.4), в пунктах 4.8 и 14.6 ПДД употребляется другой термин - "посадочная площадка". А это разные понятия. Если площадка не приподнята над проезжей частью и не выделена конструктивно следует принимать её длину для маршрутов одного направления 20 метров, а для маршрутов нескольких направлений 30м. Цифры приведены в Комментариях без ссылок на нормативные документы. Определяя визуально размеры посадочной площадки, и ориентируясь на установленные дорожные знаки 5.16, следует учитывать, что по ГОСТ 23457−86 знаки устанавливаются примерно напротив задней двери остановившегося автобуса или троллейбуса, т.е. посадочная площадка смещена вперёд относительно знака.

Возвращаемся к термину "место остановки маршрутных транспортных средств". Её протяжённость определяется длиной местного уширения проезжей части ("кармана") или разметкой 1.17


Протяжённость "места остановки МТС" можно указать также табличкой 8.2.1


"Зона действия под знаком 5.16. В этом случае знак устанавливается в начале остановочной площадки (ГОСТ 23457−86, пункт 2.6.19). Такой вариант применён на остановке МТС "КРЦ Звезда" на улице Ново-Садовой. Поэтому для определения зоны, где запрещена остановка, следует добавить по 15м вперёд и назад от краёв остановочной площадки (от краёв "кармана", от разметки 1.17). От знака 5.16 с табличкой 8.2.1 назад откладывается 15м, а вперёд - 15м плюс цифра указанная на табличке. Если "карман" и разметка 1.17 отсутствуют, а знак 5.16 применён без таблички или замещён указателем, то 15м отложить от указателя. Тоесть, речь тогда будет идти о тридцатиметровой зоне. Об этом сказано в тексте Правил (пункт 12.4 ПДД РФ). доврачебный кома пешеход остановка транспортный

Заключение

Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны. На сегодняшний день в России активно действует Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", направленная на то, чтобы в ближайшие годы снизить смертность на дорогах во много раз. Эта программа предусматривает значительные вклады средств в развитие и создание новой, усовершенствованной технической базы дорожной отрасли. Программа продлена до 2017 г. включительно.

Внимание государственной комиссии по разработке этой программы было сконцентрировано на системном подходе, который предполагает разработку комплексных мер, направленных на предотвращение ДТП и снижение тяжести их последствий. Именно такой подход должен лежать в основе национального долгосрочного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения. Формируемая государственная система обеспечения безопасности дорожного движения нацелена, прежде всего, на защиту жизни и здоровья участников дорожного движения. Вся дорожно-транспортная инфраструктура - дороги, элементы их обустройства, транспортные средства - должна быть сконструирована таким образом, чтобы, с одной стороны, участник движения не попадал в конфликтные ситуации, а с другой стороны, в случае ДТП получал как можно меньший вред своему здоровью.

Список литературы

1. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", принятая Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года.

. "Безопасность движения", Алексей Пекун. // М., Строительство и недвижимость, 2013 г., №40, 97 с.

. "Дорожная болезнь", Виктор Кирьянов. //М., Российская газета., 2012 г., №4096, 86 с.

Http://transbez.com

Http://fcp.vpk.ru

Http://www.gibdd.ru/

Http://www.diplomatrus.com/article.php?id=34

Предварительный просмотр:

Урок № 1. Тема: «Государственная политика в области обеспечения безопасности»

Цели урока: Познакомить учащихся с основами государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, законами, обеспечивающими БДД.

Автомобильный транспорт приобретает все возрастающее значение в социально-экономическом развитии страны. Ежегодно растет протяженность автомобильных дорог, более 1 млн. человек получают водительские удостоверения, увеличивается автомобильный парк. На долю автотранспорта приходится около 2/3 всех перевозок в стране.

Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения становится крупной социальной проблемой, в решении которой принимает участие широкий круг государственных органов и общественных организаций. Однако результаты их деятельности не оказывают заметного влияния на конечные результаты борьбы с аварийностью.

Дорожно-транспортные происшествия являются сбоем функционирования дорожного движения. Это своего рода «война» на дорогах России. Но если катастрофу самолета, унесшую 120 жизней, гибель подводной лодки, унесшую 128 жизней, называют национальной трагедией и проводится расследование на уровне верховной власти России, то ежедневная гибель на дорогах России 100 человек остается незамеченной.

Поэтому существует объективная потребность проблемы безопасности дорожного движения ввести в ранг наиболее значимых социальных проблем России и адекватного реагирования государства на ее остроту и важность.

Проблема требует коренного решения. Настоятельно необходим был законодательный акт, который должен стать основой всей нормативной базы в рассматриваемой сфере общественных отношений в безопасности дорожного движения.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

Наиболее оптимальным вариантом стало принятие Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12-95 г.

В сферу регулирования данного законодательного акта включены все виды общественных отношений, связанные с дорожным движением, его основными компонентами, обеспечением его безопасности. Также уделено внимание тем вопросам, которые требуют однозначного решения в масштабах всей страны.

В этом законе закреплены задачи законодательства в рассматриваемой сфере, назначение дорожного движении, государственную собственность на дороги, порядок формирования и структуру единого дорожного фонда, порядок материально-технического обеспечения деятельности по безопасности дорожного движения, вопросы финансирования дорожного строительства, вопросы эксплуатации транспортных средств и их технического состояния, обязательное страхование автотранспорта, подготовки водителей. Изложенные права и обязанности участников дорожного движения. Закон регулирует не только отношения, складывающиеся непосредственно в дорожном движении, но и деятельность его обеспечения. В нем нормативно закреплена общегосударственная система обеспечения безопасности дорожного движения, разграничены задачи федеральных органов России и субъектов федерации, определены права и обязанности местных администраций по обеспечению безопасности дорожного движения, организация контроля и надзора за соблюдением правовых предписаний. Структура и содержание Закона определяются деятельность предметом его регулирования. В соответствии с этим была предложена следующая структура Закона: Глава 1 «Общие положения». В ней закреплены задачи закона, основные понятия, основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, субъекты государственного управления в области обеспечения безопасности движения.

В главе 2 закона «О безопасности дорожного движения» содержатся полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения, совместные полномочия РФ и субъектов Федерации, а также полномочия субъектов Федерации по данному вопросу. Излагается компетенция центральных органов исполнительной власти, общественных организаций по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Формулируются общие принципы организации государственной системы учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения.

Одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения, говорится в Законе, есть обучение граждан правилам и требованиям безопасности дорожного движения.

В главе 3 «Программы обеспечения безопасности дорожного движения « перечисляются виды программ, субъекты, их разрабатывающие и утверждающие, а также порядок их финансирования.

В главе 4 «Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения» излагаются требования безопасности к основным элементам дорожного движения, дорогам и их обустройству, автотранспортным средствам, участникам дорожного движения. Предусмотрены основания и порядок ограничения или прекращения движения на автомобильных дорогах, а также запрещения эксплуатации ТС. Закреплены вопросы подготовки водителей, основания и порядок лишения граждан прав управления ТС. Излагаются вопросы обучения населения правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.

В статье 16 этой главы говорится: обязанность по поддержанию ТС, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагаются на владельцев ТС.

В статье 17 говорится: находящиеся в эксплуатации на территории России и зарегистрированные ТС подлежат обязательному государственному техническому осмотру.

В статье 22 Закон определяет, что единый порядок дорожного движения на всей территории России устанавливается правилами дорожного движения, утвержденными Правительством России.

Закон определяет условия получения права на управление ТС.

Граждане России, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление ТС.

Право на управление ТС предоставляется:

мотоциклами, мотороллерами и мопедами (категория «А») - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг (категория «С») - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория «Д») - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста; .

трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста;

допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление ТС граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей ТС соответствующей категории.

В статье 29 рассматривается вопрос обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах.

Обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.

Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Органы внутренних дел и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь соответствующим органам исполнительной власти в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах.

В главе 5 «Надзор и контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения « закреплены задачи, организации и субъекты государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В главе 6 «Ответственность за нарушение этого закона « перечисляются виды ответственности за нарушение требований по обеспечению БДД, которые предусмотрены действующим законодательством, т.е. дисциплинарную, административную, уголовную или гражданскую ответственность.

Правила дорожного движения

Таким образом, основным нормативным, регламентирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения (Правила). Они определяют действия его участников в типичных ситуациях и призваны обеспечить безопасность везде, где возможно движение всех наземных транспортных средств (ТС) по автомобильным дорогам. Неумелое управление ТС, незнание требований правил по безопасному их управлению, а порой и личная недисциплинированность со стороны всех участников дорожного движения приводят к столкновениям этих ТС или наездам на людей и неподвижные препятствия.

Правила, к сожалению, еще не стали достаточно важным объектом изучения и воспитания в общеобразовательных школах. Хотя Россия имела многовековые традиции поддержания порядка на улицах и дорогах.

Дисциплина и порядок на дороге обеспечиваются согласованными действиями всех участников дорожного движения. Каждый водитель сам должен действовать в соответствии с требованиями Правил, и вправе полагать, что и другие участники будут действовать аналогичным образом. Поэтому необходимо всегда и при любых обстоятельствах выполнять требования знаков, разметки, светофоров, регулировщиков и соблюдать все предписания Правил.

Международные акты

По мере развития всех отраслей народного хозяйства и совершенствования автомобильной техники росло значение автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров, расширялось дорожное строительство, улучшались средства и методы организации движения транспорта и пешеходов. В этих условиях ощущалась все большая необходимость в проведении единой технической политики в вопросах организации дорожного движения-

В 1949 г. на Конференции ООН по дорожному и автомобильному транспорту были приняты «Конвенция о дорожном движении» и «Протокол о дорожных знаках и сигналах», к которым СССР присоединился в 1959 г. С учетом этих международных документов были разработаны первые единые Правила движения по улицам и дорогам СССР, введенные с 1 января 1961 г., и другие нормативные документы, например ГОСТ 2965-60 «Знаки дорожные сигнальные».

Однако в единых Правилах движения 1961 г. еще не в полной мере были отражены положения Конвенции и Протокола 1949 г., что было реализовано в основном в «Правилах движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР», введенных в действие с 1 января 1965 г.

В связи с бурным развитием автомобилизации во всем мире и задачей повысить уровень организации дорожного движения в 1968 г. в Вене была созвана Конференция ООН по дорожному движению, которая приняла два новых международных соглашения: «Конвенцию о дорожном движении» и «Конвенцию о дорожных знаках и сигналах». В рамках Европейской экономической комиссии ООН в 1971 г. были приняты соответствующие Европейские соглашения, дополняющие названные Конвенции. В соответствии с положениями, содержащимися в указанных международных документах, и с учетом передового отечественного и зарубежного опыта организации дорожного движения были разработаны «Правила дорожного движения». Эти Правила, действовавшие с 1 января 1973 г. по I июня 1980 г., явились важным этапом в деле совершенствования организации дорожного движения в нашей стране. В них нашел отражение целый ряд принципиально новых, основополагающих положений, которые сохраняются и в новых Правилах.

Конвенция о дорожном движении

Страны мира, желая облегчить международное дорожное движение и повысить безопасность на дорогах путем принятия единообразных правил движения, согласились о нижеследующем:

Приложения к Конвенции Нижеследующие приложения к настоящей Конвенции являются ее неотъемлемой частью.

Приложение 1. Отступления от обязательства допускать к международному движению автомобили и прицепы.

Приложение 2. Регистрационный номер автомобилей и прицепов, находящихся в международном движении.

Приложение 3. Отличительный знак автомобилей и прицепов, находящихся в международном движении.

Приложение 4. Опознавательные знаки автомобилей и прицепов, находящихся в международном движении.

Приложение 5. Технические условия, касающиеся автомобилей и прицепов.

Приложение 6. Национальное водительское удостоверение.

Приложение 7. Международное водительское удостоверение.

Обязательства Договаривающихся сторон 1. а) договаривающиеся стороны принимают соответствующие меры к тому, чтобы действующие на их территории правила дорожного движения по своему существу соответствовали положениям настоящей Конвенции. При условии, что эти правила ни в каком отношении не противоречат упомянутым положениям.

Что касается действующих на территории договаривающихся сторон правил, то положения не предписывают этим сторонам каких-либо обязательств в отношении технических условий, которым должны отвечать механические транспортные средства, не являющиеся автомобилями применительно к настоящей Конвенции.

Вопросы для закрепления:

1. Как называется основной закон устанавливающий порядок дорожного движения на территории РФ?

2. Что означает, и когда возникла аббревиатура ГИБДД?

3. В связи, с какими целями организована деятельность ГИБДД?

4. Какие международные договоры Российской Федерации в области БДД вы знаете?

Урок № 2. Тема: «Назначение Правил дорожного движения, история их возникновения и развития»

Цели урока:

Материалы к уроку:

Примерные темы для выступлений даются на предыдущем уроке, прослушиваются, обсуждаются и оцениваются индивидуально по каждому обучающемуся.

Темы :

«Значение Правил дорожного движения».

«История возникновения ПДД»

«История развития и внесения изменений в ПДД».

«ПДД в России».

Урок № 3. Тема: « Ответственность за нарушение Правил дорожного движения »

Цели урока: Знакомство с подготовленными обучающимися докладами (выступлениями, презентациями) по темам.

Материалы к уроку:

Государственное управление в сфере безопасности дорожного движения в нашей стране осуществляется путем целенаправленного воздействия на каждый компонент системы «водитель-автомобиль-дорога» и реализуется через комплекс экономических, технических, административных, правовых и пропагандистских мероприятий. Важное место в этом комплексе отводится административно-правовым мероприятиям. Это и понятно, ибо четкая правовая регламентация дорожного движения является важнейшим средством обеспечения безопасности движения.

В Федеральном законе РФ «О безопасности дорожного движения» записано: «Нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и гражданскую ответственность».

Надведомственный контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения возложен на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Одной из основных ее задач является надзор за соблюдением водителями и пешеходами Правил дорожного движения. Интересы защиты общества от последствий ДТП делают необходимым применять меры принуждения по отношению к лицам, которые не желают добровольно соблюдать требования Правил и других нормативных актов, касающихся безопасности движения.

Виновное (умышленное или по неосторожности) нарушение требований этих документов, образует состав административного проступка или уголовного преступления. Их совершенствование является основанием для применения к виновному лицу различных мер государственно-правового принуждения.

Дисциплинарная ответственность.

Руководителям предприятий, организации и учреждений предоставлено право налагать на водителя за нарушение им правил внутреннего распорядка или Правил дорожного движения, в зависимости от вида и характера правонарушения, с учетом личности, одно из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Кроме того, Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. Тем не менее, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Самым опасным из проступков на транспорте является управление ТС в состоянии опьянения. Правила дорожного движения запрещают управление ТС в нетрезвом состоянии и эти же Правила требуют от должностных лиц не допускать к управлению ТС таких лиц. Специально для них предусмотрена ответственность за допуск к управлению транспортными средствами.

Гражданская ответственность.

Гражданский кодекс РФ в ст. 151 гласит: если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Административная ответственность.

Административная ответственность наступает за правонарушения, не представляющие значительной общественной опасности и не повлекшие тяжелых последствий (травмирования, гибели людей или существенный материальный ущерб). К их числу относятся, например, различные грубые нарушения Правил – превышения скорости, обгон в опасных условиях, проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика, нарушение правил проезда железнодорожных переездов и ряд других. В зависимости от характера и степени тяжести нарушения законодательство устанавливает следующие виды административных взысканий:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишения права управления транспортными средствами;
  • исправительные работы;
  • административный арест.

Статья 12.7 КоАП РФ Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством.

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), -

влечет наложение административного штрафа в размере 2500 рублей.

2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, - влечет административный арест на срок до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере 5000 рублей.

3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, - влечет наложение административного штрафа в размере 2500 рублей.

Статья 12.8 КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 18 месяцев до 2 лет.

2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 18 месяцев до 2 лет.

3. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, - влечет административный арест на срок до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере 5000 рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 настоящей статьи, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 3 года.

Статья 12.29. КоАП РФ Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя механического транспортного средства), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 рублей.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, - влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Статья 12.30 КоАП РФ. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, - влечет наложение административного штрафа в размере 300 рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

Уголовная ответственность.

Общественная опасность нарушений Правил усугубляется тем, что эти нарушения часто являются причинами ДТП, влекут за собой тяжелые последствия и в результате становятся уголовно наказуемыми деяниями.

С учетом общественной опасности те или иные нарушения Правил, действующее законодательство по целому ряду ДТП, вызванных такими нарушениями, устанавливает уголовную ответственность.

Статья 125 УК РФ. Оставление в опасности.

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.

Статья 166 УК РФ. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения

1. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) - наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет.

а) группой лиц по предварительному сговору; в) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, - наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением свободы на срок до 7 лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, - наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, - наказываются лишением свободы на срок от 6 до 12 лет.

Статья 264 УК РФ. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.

Правонарушения несовершеннолетних.

Дела о совершенных несовершеннолетними правонарушениях, посягающих на безопасность дорожного движения, рассматривают, как правило, районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Их статус определен Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела о нарушениях ПДД, если подразделение ГИБДД (должностное лицо), к которому поступило дело о таком нарушении, передает его на рассмотрение данной комиссии. При наличии достаточных оснований она имеет право освободить лицо от административной ответственности, применив к нему меры воспитательного воздействия (передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, общественных воспитателей, а также, с их согласия, – под наблюдение общественной организации).

При применении мер воздействия к несовершеннолетнему комиссия учитывает его возраст и условия жизни, характер, причины и степень его участия в правонарушении, поведение в быту, школе, на работе.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в области дорожного движения. Также комиссии имеют право обязать несовершеннолетнего принести публичное или иное извинение потерпевшему, вынести предупреждение; возложить на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанность возместить материальный ущерб (если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок) или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб; наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, штраф и т.д.

Как видно, рассмотрению обстоятельств наступления административной и уголовной ответственности несовершеннолетних за нарушения ПДД (и особенно – за совершения ДТП) сопутствует процедура возмещения имущественного ущерба и морального вреда. Как правило, в качестве «ответчиков» за «детские шалости» в ней участвуют родители несовершеннолетних правонарушителей или заменяющие их лица.

Вопросы для закрепления:

1. В чем состоит дисциплинарная ответственность?

2. Приведите примеры нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность.

3. Когда наступает уголовная ответственность?

4. В чем состоит ответственность за оставления места дорожно-транспортного происшествия.

Урок № 4. Тема: «Водитель. Требования, предъявляемые к водителю»

Цели урока: Сформировать у учащихся понятия «водитель», и требования ПДД, предъявляемые к водителю транспортного средства.

Материалы к уроку:

Вопросы для закрепления:

1. В чем состоит дисциплинированность водителя?

2. Приведите примеры требований, которым должен отвечать водитель.

3. Могут ли ваши сверстники быть водителями?

Урок № 5. Тема: «Первая доврачебная медицинская помощь при ДТП»

Цели урока: Познакомить учащихся с основными правилами оказания первой доврачебной помощи.

Материалы к уроку:

Дорожно-транспортный травматизм за последнее десятилетия стал крупнейшей социальной проблемой. Многие экономически развитые страны переживают настоящую эпидемию автомобильных катастроф, а число их жертв достигло колоссальных цифр. Ежегодные потери рабочего времени составляют из-за этого 350-400 млн. человеко-дней, что нанести существенный ущерб экономике.

Опыт показывает, что жизнь пострадавших нередко зависти от того, какая им будет оказана помощь в первые минуты после ДТП. По мнению японских специалистов, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти более 3 минут, вероятность того, что жизнь удастся спасти, составляет 75%. При увеличении этого промежутка до 5 минут вероятность уменьшается до 25%, по превышении 10 минут человека спасти не удается.

Во Франции 60% жертв ДТП погибают в течение первых 100 минут. В СНГ из-за несвоевременного оказания медицинской помощи при ДТП погибают 23% пострадавших.

По данным Московского городского научно-исследовательского института скорой помощи имени Склифосовского примерно у 17% ДТП причиной смерти были кровотечение, асфиксия (удушье) и другие состояния, требовавшие немедленной доврачебной медицинской помощи, которая им не была вовремя оказана. Установлено также, что из числа всех, получивших тяжелые травмы при ДТП, 60% погибает на месте и 8% при эвакуации в лечебные учреждения.

Принципы организации и последовательность оказания медицинской помощи

Предусмотрены три последовательных этапа оказания помощи:

первый - на месте ДТП. Он включает самопомощь и взаимопомощь лицам, оказавшимся на месте происшествия, а также помощь вызванных медицинских работников;

второй - при транспортировке пострадавших в лечебное учреждение;

третий - в лечебном учреждении.

Предусмотрен также порядок выделения и закрепления лечебно-профилактических учреждений за участками автомобильных дорого и установка на них соответствующих дорожных знаков, которые обозначают ближайшее лечебно-профилактическое учреждение. Утверждено также положение о порядке выдачи и установки опознавательного знака автомобиля, управляемого водителем-врачом. Такой знак устанавливают на автомобилях только тех врачей, которые могут оказать пострадавшим при ДТП квалифицированную помощь. Списки этих врачей составляет главный врач лечебного учреждения, и утверждают местные органы здравоохранения. Автомобили, принадлежащие врачам, могут быть обозначены специальным опознавательным знаком только с их согласия. Врачу при этом выдают удостоверение и разрешение на право использования любого транспортного средства в случаях, угрожающих жизни больного или пострадавшего.

Для оказания первой медицинской помощи в дороге предусмотрено оснащение транспортных средств аптечкой со следующим имуществом:

Валидол в таблетках 0,06 при болях в области сердца, таблетку кладут под язык;

Калий перманганат (марганцовка) используют наружно, в водных растворах для полоскания рта, горла, и промывания ран (раствор должен быть розового цвета);

Водный раствор аммиака 10% (нашатырный спирт) применяют как раздражающее кожу и отвлекающее средство для вдыхания при обмороке, угаре;

Раствор йода, спиртовой 5% (настойка йода) применяют наружно как антисептическое средство;

Жгут кровоостанавливающий используют для временной остановки кровотечения из артерий конечностей;

Лейкопластырь бактерицидный применяют для лечения ссадин, порезов и небольших ран после ожогов.

Извлечение пострадавшего из автомобиля, оценка его состояния.

Первую помощь при автомобильных травмах нередко приходится оказывать в весьма сложной и неблагоприятной обстановке. Это объясняется тем, что ДТП часто возникают а условиях интенсивного дорожного движения или в отдаленной местности на безлюдных дорогах, в жаркий летний день, дождь туман, а зимой в снегопад, метель, мороз, в темное время суток и т.д. Подход к пострадавшему может быть затруднен, если двери и окна автомобиля невозможно открыть или тело зажато между деформированными частями автомобиля.

В таких случаях первоочередной задачей является извлечение пострадавшего из автомобиля или освобождение его тела. Это требует умения и большой осторожности, так как неумелое выполнение этих операций может усугубить тяжесть полученных травм и быть причиной гибели человека. Перед извлечением пострадавшего следует освободить от всего, что мешает этому. При этом следует особенно щадить пострадавшие части тела. Переносить пострадавшего лучше всего на носилках. Если нет носилок, можно сделать их из подручного материала, например на две жерди натянуть мешки, одеяла и т.д.

Первая доврачебная медицинская помощь направлена на облегчение страданий человека и подготовку его к эвакуации в лечебное учреждение. Если есть возможность, то с одновременным оказанием доврачебной помощи следует вызвать скорую медицинскую помощь или медицинского работника.

Следует учитывать, что возникшая при травме угроза жизни человеку может нарастать. Промедление с оказанием первой помощи в таких случаях может привести к смерти пострадавшего. Кроме того, своевременно и правильно оказанная первая помощь предупреждает осложнения, положительно влияет на дальнейшее восстановление нарушенных функций и сокращает сроки восстановления работоспособности пострадавшего.

При тяжелой травме и большой кровопотери неподвижность находящегося в бессознательном состоянии пострадавшего, отсутствие у него пульса и дыхания создают впечатление, что он умер и оказание медицинской помощи бесполезно. Однако такое заключение может быть ошибочным, так как при резком угнетении жизненных функций признаки жизни могут быть выявлены только при более тщательном обследовании. В этих целях необходимо найти пульс, послушать сердце, поднести ко рту зеркало, которое запотеет даже при слабом дыхании. Признаком жизни является реакция зрачков на свет. Необходимо раздвинуть веки и закрыть глаз рукой. При отнятии руки зрачок суживается. Если освещенность слабая, то следует поднести к глазу свет от фонарика или, соблюдая осторожность, зажженную спичку. При приближении света зрачок суживается, при удалении--расширяется.

Однако даже при отсутствии признаков жизни до прибытия медицинских работников следует бороться за жизнь человека.

Первоочередной задачей при оказании доврачебной помощи является устранение опасности, угрожающей жизни пострадавшего. Такая опасность возникает при потере сознания, обильном кровотечении, нарушении сердечной деятельности и дыхания, шоке. Первую помощь при ДТП чаще всего оказывает водитель или пассажиры, которые не пострадали или получили более легкую травму, а также лица из других транспортных средств. Однако среди участников и очевидцев ДТП может не оказаться людей, умеющих первую помощь. Поэтому такую помощь должен уметь оказывать каждый водитель.

Пострадавшего необходимо уложить в безопасном месте. Если в холодное время года нет возможности занести его тело в помещение, то пострадавшего следует положить на настил из досок, веток, на сено, на одежду и т.д. За тем надо ослабить стягивающие части одежды и внимательно осмотреть. Если пострадавший в сознании, он сам укажет место повреждения. Первую медицинскую помощь следует оказывать в такой последовательности: остановить кровотечение, угрожающее жизни; если отсутствует дыхание--приступить к искусственному дыханию; если не прощупывается пульс, то одновременно с искусственным дыханием проводить непрямой массаж сердца; обработать раны и наложить повязку, при переломах костей наложить шину.

Если Вы стали участником или свидетелем ДТП, но среди вас нет медицинского работника, а ситуация требует принятия экстренных мер, помните, что своевременное и правильное оказание первой медицинской помощи пострадавшему спасет ему жизнь, сохранит здоровье. Наши указания составлены с учетом опыта отечественных врачей, спасательных служб, разработок службы 911, опыта врачей Центра медицины катастроф и неотложных состояний.

Основное требование при оказании первой медицинской помощи: НЕ НАВРЕДИ!

Необходимая последовательность действий:

1. Убедитесь в личной безопасности. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5 минут, реальна угроза взрыва. Ваши действия должны быть продуманными.

2. Эвакуация пострадавшего. При ДТП наиболее вероятно повреждение шейного отдела позвоночника. Неправильное извлечение пострадавшего может привести к его смерти.

3. Определите уровень сознания. Задайте любой вопрос пострадавшему, одновременно фиксируя ему голову: большие пальцы - на затылке, указательные - с боков, средние - на углах нижней челюсти, безымянные - на сонной артерии для определения пульсации. Наложите шейный воротник. Извлеките пострадавшего как единое целое. Проверьте реакцию зрачка на свет, наличие дыхания и сердцебиения.

Клиническая смерть.

Признаки: отсутствие сознания, дыхания и сердцебиения, широкий зрачок.

Наличие этих симптомов - показание к проведению реанимационных мероприятий по системе ABC (проходимость верхних дыхательных путей, искусственное дыхание, массаж сердца).

Действия:

1. Пострадавшего положите на спину в безопасном месте на твердую поверхность.

2. Ликвидируйте закупорку верхних дыхательных путей. Причиной ее могут быть западение языка, инородное тело, отек и спазм гортани, травма. Положение головы и подбородка: голова назад, подбородок вперед, нижняя челюсть выдвигается вперед.

4. При отсутствии сердцебиения начинайте непрямой массаж сердца.

Точка сжатия грудной клетки - 2 см выше нижнего края грудины по средней линии. Ладонь правой руки - на точке сжатия. Ладонь левой руки лежит поверх ладони правой. Пальцы обеих рук раздвинуты веером и не касаются грудной клетки. Руки прямые. Глубина сжатия более 3,5 см.

Техника проведения реанимационных мероприятий

Если помощь оказывается одним человеком, на 2 вдоха - 15 сжатий, если двумя - на 1 вдох 5 сжатий. Постоянно контролируйте состояние больного: сужение зрачка на свет, появление пульса на сонной артерии, улучшение цвета кожи, самостоятельное дыхание. Все это свидетельствует об эффективной реанимации.

ПОМНИТЕ! Если больной без сознания, но дыхание и сердцебиение сохранены, то его как единое целое (зафиксировав шейный отдел позвоночника руками или воротником), нужно перевернуть на живот и постоянно следить за проходимостью дыхательных путей, дыханием и сердцебиением. В случае нарушения этих функций немедленно приступать к проведению реанимационных мероприятий.

Действия:

1. Остановите наружное кровотечение.

2. На рану наложите повязку.

3. Обезбольте.

4. При переломах наложите шину.

5. Вызовите "Скорую помощь", любого медицинского работника. Ваша цель - сохранить жизнь пострадавшего до прибытия медицинских работников!

Кровотечение.

Кровотечение является одним из проявлений травмы. Оно может быть внутренним и наружным. При подозрении на внутреннее кровотечение, проявляющееся бледностью кожных покровов, холодным потом, нарастающей слабостью, потерей сознания, нужно уложить больного на спину с приподнятыми ногами и срочно вызвать врача.

Наружные кровотечения подразделяются на:

1. Венозное - кровь темного цвета выделяется непрерывной струей. Рекомендуется наложение тугой повязки на раневую поверхность.

2. Артериальной - наиболее опасный вид - отличается тем, что кровь ярко-алого цвета выделяется мощной пульсирующей струей. Методом остановки кровотечения является пальцевое прижатие поврежденного сосуда выше места ранения с последующим наложением тугой повязки. В случае, если кровотечение продолжается, наложите жгут не более чем на 1 час с фиксацией времени его наложения.

3. Капиллярное кровотечение отмечается при значительном раневом дефекте кожного покрова. Кровоточит вся поверхность раны. Для остановки рекомендовано применение гемостатической губки, тугой повязки.

Переломы.

Переломы подразделяются на открытые и закрытые.

Признаки закрытого перелома: сильная боль, резкое усиление боли при движении или попытке опереться на поврежденную конечность, деформацию и отечность в месте повреждения.

Признаки открытого перелома: деформация и отечность конечности в месте повреждения, обязательное наличие раны, из просвета раны могут выступать костные отломки.

Действия.

1. Обезбольте.

2. Обработайте рану.

3. Наложите шину, зафиксировав ее за сустав выше и ниж^места повреждения.

Не пытайтесь вправить костные отломки!

Ожоги.

По степени поражения ожоги подразделяются на 4 степени.

1-2 степень - покраснение кожи, появление пузырей.

3-4 степень - появление участков обугленной кожи с обильным выделением кровянистой жидкости.

Действия:

При ожогах 1-2 степени как можно быстрее подставьте обожженную поверхность под струю холодной воды, наложите чистую сухую повязку, поверх ткани приложите холод.

При ожогах 3-4 степени накройте область ожога стерильной тканью, поверх ткани наложите холод.

При обширных ожогах уложите пострадавшего раневой поверхностью вверх, накройте ожог чистой тканью, поверх ткани - холод, обезбольте, дайте обильное питье, вызовите "Скорую помощь".

Попадание инородного тела в верхние дыхательные пути.

Признаки: внезапно появляются кашель, удушье, рвота, обильное слезотечение, лицо краснеет, затем синеет, потеря сознания.

ПОМНИТЕ! Для оказания помощи у вас 3-5 минут.

Действия:

1. Ударьте несколько раз раскрытой ладонью в межлопаточную область. В случае отсутствия эффекта встаньте за спиной у пострадавшего, обхватите его руками так, чтобы руки, сложенные в замок, находились у пострадавшего над подложечной областью, и резко надавите на подложечную область сложенными в замок руками.

2. Если больной без сознания, переверните его на спину, попытайтесь рукой достать инородное тело и резко надавите на подложечную область.

Внимание! В любом случае необходимо срочно обратиться к медицинскому работнику.

Потеря сознания.

Причины: высокая температура окружающей среды, недостаток воздуха, эмоциональный стресс, внутреннее кровотечение, острое сердечно-сосудистое заболевание.

Действия:

Проверьте наличие сознания, дыхания, сердцебиения.

При их отсутствии начинайте реанимационные мероприятия по системе ABC.

Потеря сознания кратковременная (до трех минут), сердцебиение и дыхание сохранены: уложите больного на спину, приподнимите ноги, расстегните воротник сорочки, ослабьте галстук и поясной ремень, обеспечьте доступ воздуха. Дайте вдохнуть пары нашатырного спирта.

При потере сознания более трех минут переверните больного на живот, очистите верхние дыхательные пути, приложите холод к голове. Наблюдайте за дыханием, сердцебиением, срочно вызовите медицинского работника.

ПОМНИТЕ! Во всех случаях потери сознания нужно обратиться к врачу.

Cудорожный припадок.

Причины: эпилепсия, истерия.

Признаки эпилепсии: внезапная потеря сознания с предшествующим криком перед падением, судороги, пена изо рта с примесью крови, широкие зрачки, сохраненный пульс на сонной артерии, непроизвольное мочеиспускание.

Действия:

1. Поверните больного на бок.

2. Прижмите его плечи к полу.

3. Вставьте плотный валик из ткани, резины между коренными зубами.

4. Обеспечьте безопасность больного (высок риск травматизации), срочно вызовите медицинского работника.

Боли в грудной клетке.

Внимание! Боль носит давящий, жгущий, режущий характер, располагается по центру груди или в левой половине грудной клетки, отдает в спину, руки, сопровождается слабостью, холодным потом.

Причина: острое сердечно-сосудистое заболевание.

Действия: Обеспечьте больному максимальный покой, доступ свежего воздуха. Вложите капсулу нитроглицерина под язык. Боль не проходит в течение 20 минут - повторно капсулу нитроглицерина под язык. Срочно вызовите врача.

Боли в животе.

Причина: нарушение в работе пищеварительного тракта.

1. Боль вверху живота тупого, опоясывающего характера.

Действия: холод, голод, покой, прием но-шпы и фестала.

2. Боль в правом подреберье.

Действия: холод, покой, прием но-шпы.

3. Боль под ложечкой, изжога.

Действия: прием маалокса.

4. Боль вокруг пупка схваткообразная, жидкий стул, тошнота, рвота.

Действия: прием фестала и иммодиума.

ПОМНИТЕ! При болях в животе не следует без консультации врача принимать обезболивающие препараты. Боль в животе может быть признаком тяжелого заболевания органов брюшной полости. В случае, если эффекта от рекомендуемых мер нет, необходимо обратиться к врачу.

Появление сыпи мелкоточечной на коже, зуд, нарастающая отечность век, губ.

Причина: аллергическая реакция.

Вызвать аллергическую реакцию может прием лекарств, пищевых продуктов, укус насекомых.

Действия:

1. Положите холод на место укуса или инъекции.

2. Примите 2 таблетки тавегила.

3. Срочно обратитесь к врачу.

Вопросы для закрепления:

1. В чем состоит оказание первой помощи на месте ДТП?

2.Перечислите три последовательных этапа оказания помощи.

3. Что следует делать при отсутствии признаков жизни у пострадвшего?

Уроки № 6-9. Тема: «Обобщение знаний по Правилам дорожного движения и основам безопасности».

Цель урока: Повторение пройденного материала, обобщение и закрепление знаний.

Материалы к уроку:

Материалы к уроку подбираются на усмотрение преподавателя. Можно использовать повторение тем уроков с 5 по 9 классы.


  • По учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности», 2005 год

  • Авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Б.И.Мишин

Правила дорожного движения

  • Урок 1

  • Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

  • Пешеход.


  • Ежедневно каждый человек участвует в дорожном движении в качестве пешехода, пассажира или водителя.


  • И днем и ночью, в жару и в мороз по дорогам движутся легковые и грузовые автомобили, автобусы, трамваи и троллейбусы. Они перевозят людей, доставляют продукты питания, сырье для фабрик и заводов, различные товары для магазинов и населения.


  • Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибает более 30 тыс. и получают ранения свыше 180 тыс. человек.

  • Основными причинами этого зачастую являются несоблюдение правил дорожного движения.


правостороннее движение,

  • В соответствии с правилами в нашей стране принято правостороннее движение, то есть транспорт придерживается правой стороны проезжей части дороги.


Устройство дороги


  • Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется

  • регулирование

  • дорожного

  • движения,

  • - управление потоком движения транспорта и пешеходов .


Дорожное движение регулируют:

  • Дорожная разметка – представляет собой линии, стрелы надписи и другие обозначения, которые наносятся на различные элементы дороги, большинство линий дорожной разметки имеют белый цвет.


Дорожное движение регулируют:

  • Дорожные знаки (более 200)


Дорожное движение регулируют:


Дорожное движение регулируют:

  • Регулировщик – он подает сигналы руками, положением корпуса, при помощи жезлов и флажков.


Дорожное движение регулируют:

  • Регулировщик находится в центре перекрестка, на линии, разделяющей встречные потоки транспорта, или на краю проезжей части. Сигналы, подаваемые регулировщиком, обязательны для всех участников дорожного движения.


Дорожное движение регулируют:

  • Если на перекрестке, где работает светофор, вы видите регулировщика, то необходимо подчиняться именно его сигналам.


Для того чтобы чувствовать себя уверенно на улицах и дорогах, необходимо хорошо знать Правила дорожного движения, а значит, понимать, что обозначают дорожные знаки, элементы дорожной разметки, сигналы светофора и регулировщика.


Проверим себя…


  • Все мы бываем с вами пешеходами, то есть участниками дорожного движения. Вы идете в школу, возвращаетесь домой, идете в гости друг к другу, в магазин… И во всех этих случаях вы пешеход, а значит должны соблюдать Правила дорожного движения для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.


«ПЕШЕХОД

  • «ПЕШЕХОД – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую коляску.»

  • (Из Правил дорожного движения)


Обязанности пешеходов

  • Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочине.

  • По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

  • Пешеходы ведущие велосипед, мотоцикл – должны следовать по ходу движения транспортных средств.


Обязанности пешеходов


…на хорошо просматриваемых участках дороги…


Обязанности пешеходов

  • Пешеход не успевший закончить переход, должен остановиться на осевой линии или на «островке безопасности».


  • При выходе из подъезда дома обратите внимание, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, велосипед…

  • Если у дома стоит автомобиль или растут деревья, закрывающие обзор, прежде чем выйти на проезжую часть, осмотритесь – нет ли за препятствием движущегося транспорта.

  • При движении по тротуару всегда придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения.

  • Проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, необходимо обратить внимание, не выезжает ли машина.

  • Хорошо бы иметь на одежде светоотражатели.


Общие меры безопасности, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам:

  • Готовясь перейти дорогу, необходимо осмотреть проезжую часть.

  • Подойдя к краю дороги посмотреть налево, затем направо, и если нет приближающегося транспорта, переходить проезжую часть

  • Дойдя до середины проезжей части, остановиться и посмотреть направо, а затем налево, и если нет приближающегося транспорта идти до конца.


ЗАПОМНИ!

  • Водители, заметив на нерегулируемом пешеходном переходе людей, должны снизить скорость или остановиться, но это выполняется ими не всегда, поэтому пешеход должен начинать переход только после того, как убедится в безопасности движения.


Проверим себя…


Вопросы и задания на дом (стр.34-46)

  • Что такое дорога?

  • Для чего нужна дорожная разметка?

  • Как обозначаются пешеходные переходы?

  • Какие существуют группы дорожных знаков?

  • Зарисовать в тетради дорожные знаки, которые регулируют движение пешехода на дороге.

  • Какой человек считается пешеходом?

  • Как должен двигаться по дороге пешеход?

  • Нарисуйте в тетради путь от дома в школу, выделив опасные участки дороги, составьте правила безопасного поведения в этих местах.



ДТП Увеличение количества автомобилей привело к появлению ДТП. ДТП – это событие, возникшее в процессе движения на дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.








Культура безопасного поведения Культура безопасного поведения на дорогах включает в себя такие компоненты, как: изучение Правил дорожного движения; воспитание в себе потребности в соблюдении Правил дорожного движения; умение оценить обстановку на дорогах; владеть умениями избегать опасных ситуаций на дорогах; умение действовать адекватно в дорожно- транспортной ситуации.








Регулирование дорожного движения Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения – управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют: 1. дорожная разметка 2. дорожные знаки 3. светофоры 4. регулировщики




Дорожные знаки Дорожные знаки служат для регулирования дорожного движения, для передачи его участникам необходимой информации о различных дорожных ситуациях. Они разделены на 8 групп: 1. Предупреждающие 2. Приоритета 3. Запрещающие 4. Предписывающие 5. Особых предписаний 6. Информационные 7. Сервиса 8. Дополнительной информации


Светофор Зелёный сигнал разрешает движение Жёлтый сигнал запрещает движение и предупреждает о смене сигнала Красный сигнал запрещает движение Пешеходный светофор имеет сигнал с изображением на нём красным светом стоящего пешехода и зелёным светом идущего пешехода








Обязанности пассажира Войдя в салон, осмотрись, выбери удобное место, посмотри, где расположены запасные и аварийные выходы. Если нет свободных мест, встань в центре прохода, держась за поручень или специальные подвески. Не стой у входа, не прислоняйся к двери, она может случайно открыться. Не шуми, не шали, громко не разговаривай, не ешь мороженое, не высовывайся из окон, не отвлекай водителя. Если на плечах рюкзак, сними его и держи в руках.



Знаки, разрешающие движение велосипедисту: «Велосипедная дорожка» Разрешается движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки). Знаки, запрещающие движение велосипедисту: «Движение на велосипедах запрещено» Запрещается движение велосипедов и мопедов «Движение запрещено» Запрещается движение всех транспортных средств