Право инвалидов на трудовую деятельность. Работник-инвалид: особенности трудовых отношений

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 1

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ ИНВАЛИДОВ

Правовое регулирование труда инвалидов осуществляется двумя законами. Автор показывает, что дефекты правовых норм, содержащиеся в них, не позволяют в полной мере реализовать трудовые права лицам, нуждающимся в социальной помощи и защите.

Наши российские законы, нередко прекрасно написанные и изложенные, порой кардинально отличаются от действительности. Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как "социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". И далее в соответствии с этой статьей триада объектов защиты российских граждан выглядит следующим образом: труд, здоровье и социальные права. Реальная картина по первым двум объектам по официальной статистике в лице Минздравсоцразвития России свидетельствует о их крайне неудовлетворительном состоянии. Ежегодно только вредные и опасные производства уносят жизни 180 тыс. работников. Но это только косвенные потери, связанные с "воздействием техногенных факторов". Прямые потери не менее впечатляющи: на 100 тыс. работающих приходится 12 случаев смертельного производственного травматизма. И это в 250 (!) раз больше, чем в США и государствах Европейского союза. Каждый год в России 10 тыс. работников получают профессиональные заболевания, а 14 тыс. становятся инвалидами. Таким образом, потери от неблагоприятных условий труда обходятся стране в 4% ВВП .

Словарь трудового права. Инвалидом признается лицо, которое в связи ограничением вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной защите. Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и занятие трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

По данным того же министерства, численность российских инвалидов превышает 13 млн человек (9% населения) и только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечено в профессиональную деятельность. Причем этот показатель на протяжении последних лет имеет устойчивую тенденцию к росту (в 1995 г. их было 6,3 млн).

Как видим, картина удручающая. При этом определенная доля вины связана с правовым фактором, а точнее говоря, с упущениями в законодательной и правоприменительной сферах.

Недостатки российского законодательства

Регулирование труда инвалидов производится двумя законами: Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 24.07.2009, далее - Закон о социальной защите инвалидов). Причем ни тот ни другой не дают полной картины, связанной с реализацией трудовых отношений инвалидов.

Недостаточное внимание законодателя правовому регулированию труда инвалидов проявляется, прежде всего, в структуре, оглавлении ТК РФ. В Кодексе имеются главы, посвященные особенностям труда женщин, лиц с семейными обязанностями, несовершеннолетних, т. е. работников с пониженной трудоспособностью. Но нет специальной главы, посвященной трудовым гарантиям инвалидов. Они не упоминаются и в названиях отдельных статей. И только внутри, в содержании правовых норм, при их внимательном прочтении можно отыскать следы данного специального субъекта трудового права.

Примером для подражания может служить Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК РБ), в котором гл. 21 "Особенности регулирования труда инвалидов" содержит шесть статей, посвященных не только трудо-правовым аспектам, но и полномочиям нанимателей по социальному обеспечению инвалидов. Кроме этого, ст. 14 ТК РБ в числе обстоятельств, при наличии которых не допускается дискриминация в сфере трудовых отношений, называет недостатки физического или психического характера.

К другим упущениям российского законодателя, связанным с реализацией инвалидами права на труд, могут быть отнесены следующие: инвалиды не названы в числе лиц, которым не устанавливается испытание при приеме на работу (ст. 70 ТК РФ); их нет в числе работников, которым отдается предпочтение в оставлении на работе при сокращении численности или штата (ст. 179 ТК РФ); не урегулированы вопросы, связанные с гарантиями при направлении в служебные командировки, проведении профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации.

Закон о социальной защите инвалидов, сформировавший социальную модель инвалидности и в начале положительно оцененный международными экспертами, сегодня в результате многочисленных изменений и дополнений во многом утратил социально-трудовую направленность.

Так, печально известным Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации..." (ред. от 22.07.2010, далее - Закон N 122-ФЗ) упразднен институт Государственной службы реабилитации инвалидов - специализированный организационный механизм, направленный на полное или частичное восстановление способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Из компетенции субъектов РФ были исключены принятие законов и иных правовых актов о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением, участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области, утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий и др. Положения данного Закона не содержат структурных частей, нормы которых устанавливали бы компетенцию органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов.

Кроме того, применять нормы одного закона без правовой поддержки другого в некоторых случаях невозможно. Например, ТК РФ устанавливает сокращенное рабочее время (35 часов в неделю) для инвалидов I и II групп (ст. 92), а норма о сохранении полной оплаты труда при данном виде рабочего времени предусмотрена Законом о социальной защите инвалидов.

По письменному заявлению инвалида работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ). Но предоставление инвалидам ежегодного оплачиваемого отпуска не менее 30 календарных дней, неполного рабочего времени по их просьбе регулируется почему-то Законом о социальной защите инвалидов.

ТК РФ устанавливает ограничения инвалидов при их привлечении к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ), к работам в ночное время (ст. 96 ТК РФ), в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ). При этом выполнение инвалидами работ за пределами их основного рабочего времени возможно, во-первых, при отсутствии запрета на подобные работы в медицинском заключении, а во-вторых, при соблюдении работодателем следующих обязанностей: а) получение письменного согласия инвалида; б) ознакомление его под роспись с правом отказаться от подобных работ.

Ограничивая трудовую активность инвалидов четырьмя названными случаями, законодатель, на мой взгляд, поступает не вполне логично. Дело в том, что другие формы проявлений трудовой активности или, говоря языком законодателя, другие виды работ "за пределами установленной продолжительности рабочего времени" (ст. 97 ТК РФ) или "не обусловленные трудовым договором" (ст. 60 ТК РФ) не содержат каких-либо ограничений по применению труда инвалидов. Это означает, что отсутствуют законодательные запреты по привлечению инвалидов к работе по совместительству, совмещению профессий (должностей), а также в таких режимах напряженного труда, как ненормированный рабочий день, гибкое рабочее время, суммированный учет рабочего времени или разделение рабочего дня на части.

Представляется частично дефектной ч. 2 ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов, запрещающая установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Как видим, в этом случае не упоминаются локальные нормативные акты работодателя, с помощью которых как раз ТК РФ и предлагает решать подобные вопросы (ст. ст. 135, 189 и др.).

Обязанности по реабилитации

Инвалиды упоминаются в ст. 224 "Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников" ТК РФ, в конце которой говорится, что работодатель обязан создать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утв. Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 N 56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания" (ред. от 24.09.2007).

Последняя представляет собой сложный комплекс реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Она разрабатывается на основе решения государственной службы медико-социальной экспертизы. Но вряд ли подобная законодательно закрепленная обязанность работодателя будет добросовестно им выполняться. Тем более за свой счет, без материальной поддержки государства.

Гарантии или дискриминация?

Кстати, отметим, что в научной и справочной литературе вышеприведенные правовые нормы нередко называют льготами и гарантиями инвалидов. Хотя, по сути, речь идет об ограничениях применения их труда, и для работодателя подобные правила являются антистимулами при решении вопросов трудоустройства инвалидов. Сформулированные в ТК РФ в виде обязанностей работодателя эти нормы без внедрения льгот для организаций, использующих труд инвалидов, нередко обречены на неприменение. Данный вывод подтверждается снижением (со средним темпом 15% в год) количества занятых инвалидов на предприятиях Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). Причина - отмена значительной части налоговых льгот для общественных организаций инвалидов и их предприятий. В частности, в результате ликвидации налоговых льгот предприятия и организации ВОИ потеряли свыше 300 млн руб. Вынуждены были закрыться более 1200 малых и средних предприятий. В целом за 2002 - 2005 гг. было ликвидировано более 46 тыс. рабочих мест, в т. ч. более 21 тыс. мест, на которых трудились инвалиды .

Статьи законов ТК РФ, не обеспеченные специальной государственной поддержкой, становятся невыгодными работодателю. В этой связи можно сделать вывод политического свойства: вряд ли целесообразно для социального государства перекладывать расходы, связанные с трудом инвалидов, на работодателей. Тем более - при наличии специальной национальной программы.

Для реализации Закона о защите инвалидов в первой половине первого десятилетия XXI в. Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы" с объемом финансирования в 1524,2 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 14.01.2000 N 36 с изм. от 21.10.2004).

Основными целями были объявлены: снижение уровня инвалидности и предупреждение ее, максимально возможная социальная интеграция инвалидов в общество путем повышения качества медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие отечественного рынка реабилитационной индустрии. По окончании данной Федеральной программы была принята вторая с тем же названием на 2006 - 2010 гг., утв. Постановлением Правительства от 29.12.2005 N 832 (в ред. от 21.07.2010). Цели новой Программы озвучены почти те же - создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни. Общий объем финансирования существенно повышен и составляет 4784,51 млн руб. (правда, в июле 2010 г. уменьшен и составил 4669,5 млн руб.). Но судя по печальной статистике, приведенной в начале статьи, ситуация с инвалидностью остается напряженной.

Правовые выводы очевидны: 1) вопросы труда инвалидов следует регулировать в полной мере ТК РФ; 2) социальную поддержку инвалиды должны получать постоянно посредством закрепления в законодательных нормах не только обязанностей, а, прежде всего, стимулов для работодателей, решивших использовать труд инвалидов.

И, видимо, в первую очередь должна быть разработана льготная финансово-кредитная политика в отношении всех работодателей, применяющих труд инвалидов.

Правоприменительные аспекты труда инвалидов

Последнее предложение прежде всего касается таких гарантий трудовой занятости инвалидов, которые при проведении специальных мероприятий должны в соответствии со ст. 20 Закона о социальной защите инвалидов способствовать "повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда".

На первом месте в числе таких гарантий значилась "льготная финансово-кредитная политика в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов", которая, однако, была отменена Законом N 122-ФЗ. Некоторые осуществляемые федеральным законодателем меры по стимулированию использования труда инвалидов касаются лишь общероссийских объединений инвалидов, их организаций и учреждений (например, налоговые льготы, предусмотренные п. 3 ст. 381, п. 5 ст. 395 НК РФ) и не установлены для региональных, местных объединений инвалидов, их организаций и учреждений. В юридической литературе обоснованно отмечается, что не соответствует нормам международного трудового права и в конечном счете дискриминирует инвалидов то, что решение вопросов государственной поддержки одной и той же категории граждан - инвалидов - зависит от статуса общественной организации .

Вторым мероприятием названа квота для приема на работу инвалидов, т. е. минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов, установленное в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Сегодня квота является обязательной для всех организаций, численность работников в которых составляет более 100 человек. Ранее этот показатель составлял 30 человек. Таким образом, организации малого и среднего бизнеса, включая сельскую местность, оказались, к сожалению, свободными от выполнения данной обязанности. Квота устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%). Между тем в Германии нормы квотирования распространяются на организации, в которых работают 16 и более человек, во Франции в организациях с числом работников более десяти 3% персонала должны составлять инвалиды труда, а 10% - инвалиды войны, в Белоруссии норматив бронирования рабочих мест для инвалидов составляет 5% на предприятиях с численностью работающих свыше 20 человек.

До 1 января 2005 г., т. е. с момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты работодатели должны были вносить в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. То есть у работодателей был выбор: либо принять инвалида на работу в счет квоты, либо внести обязательный платеж в бюджет субъекта РФ. Последний получал возможность аккумулировать денежные средства для решения вопроса сохранения и создания рабочих мест для инвалидов, в т. ч. и специальных рабочих мест. Такой механизм квотирования рабочих, детализированный региональным законодателем, позволял более успешно решать проблемы трудоустройства инвалидов . Теперь положение об обязательном внесении работодателями ежемесячной платы в бюджеты субъектов РФ за каждого нетрудоустроенного инвалида не действует. Более того, региональное законодательство, посвященное регулированию данного вопроса, также становится нелегитимным. Дело в том, что Определением Верховного Суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45 было удовлетворено заявление ООО "Вито-1" об оспаривании ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест", поскольку установленная оспариваемой нормой ежемесячная выплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в случае невыполнения квоты для приема на работу инвалидов является нарушением требований федерального законодательства и фактически является региональным налогом, не предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

В целом вывод по вопросу квот представляется очевидным: необходимо вернуться к прежним нормам и механизмам квотирования рабочих мест для инвалидов.

Третья гарантия, провозглашенная Законом о инвалидах, касается вопроса стимулирования работодателей в создании дополнительных рабочих мест (в т. ч. специальных) для их трудоустройства. Несомненно, решение этого вопроса зависит от его цены. Положительным примером могут служить внесенные в октябре 2007 г. в Закон Воронежской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов" поправки, материально стимулирующие работодателей. Им компенсируется из бюджета 90% расходов, понесенных на создание каждого рабочего места, и 75% начисленной каждому инвалиду зарплаты . Программа дополнительных мероприятий Ивановской области на 2010 г. по снижению напряженности на рынке труда, утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 27.01.2010 N 3-п, предусматривает специальное направление "трудоустройство инвалидов". В рамках реализации данной Программы работодателю возмещаются затраты на оборудование одного рабочего места для инвалидов в размере 30 тыс. руб. Причем в случае увольнения инвалида работодатель обязан известить об этом орган службы занятости и принять другого инвалида на освободившееся рабочее место.

Следует признать своевременной мерой предоставление субсидий в 2010 и 2011 гг. работодателям на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере фактических расходов, подтвержденных платежными документами, но не более 30 тыс. руб. на 1 постоянное рабочее место, по факту трудоустройства на него инвалида (Правила предоставления в 2010 и 2011 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1011). Но разовыми мероприятиями без создания целостной системы стимулирования работодателей в принятии инвалидов на работу данную проблему решить невозможно.

Исходя из российской нормотворческой практики без соответствующих "приводных ремней", т. е. дополнительных подзаконных актов и соответствующей ответственности (в нашем случае - административной), нормы закона бездействуют. К сожалению, подобные правовые акты, связанные с гарантиями занятости инвалидов (ст. 20 Закона о социальной защите инвалидов), отсутствуют.

Не повезло инвалидам и с информацией о возможностях трудоустройства. Минздравсоцразвития России разработало три административных регламента, посвященных предоставлению Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию о положении на рынке труда. Повезло трем категориям: несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, безработным гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Они могут рассчитывать на предоставление государственной услуги по организации временного трудоустройства (Административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.06.2007 N 449). Для инвалидов такой регламент не написали.

Наблюдается безответственность работодателей при выполнении специальных мер по трудоустройству инвалидов. В редакции, действующей до 2005 г., п. 3 ст. 24 Закона о социальной защите инвалидов предусматривал, что руководители организаций, нарушающие порядок внесения обязательной платы в бюджеты субъектов РФ, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемой органами исполнительной власти субъектов РФ. Суммы штрафов взыскивались в бесспорном порядке органами налоговой службы. Ныне механизм ответственности работодателей за отказ от квотирования не применяется. Отсутствует также ответственность работодателей в случае невыполнения обязательств по созданию дополнительных рабочих мест для использования труда инвалидов. Приемлемой здесь видится норма белорусского законодателя: за каждое несозданное рабочее место взыскивается сумма в размере среднегодовой заработной платы работника организации.

Общий вывод очевиден: необходимы серьезные изменения в законодательстве и правоприменительной практике, направленные на действительную реализацию инвалидами права на труд.

Библиография

1. Экономика на костылях // Аргументы недели. 2008. N 17. С. 9.

2. Гонтмахер Е. Ш., Клепиков А. В. и др. Трудовая активность инвалидов: состояние и перспективы // [Электронный ресурс].

3. Парягина О. А. Концептуально-правовые основы и проблемы занятости инвалидов // Право и политика. 2007. N 4.

4. Бондарева Э. С. Проблемы квотирования рабочих мест для инвалидов // [Электронный ресурс].

5. Слобцов И. А., Кузнецова О. В. Комментарий к Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // [Электронный ресурс].

Г. Хныкин

профессор

юридического факультета МГУ

им. М. В.Ломоносова

Работник-инвалид относится к категории, которая нуждается в защите и дополнительных гарантиях со стороны работодателя. Рабочие места таких работников должны быть оборудованы соответствующим образом и квотируются с соблюдением определённых требований. Существуют и особые правила приёма и увольнения людей с ограниченными возможностями.

Какими нормативными актами регулируются права работника-инвалида

Организация, принимающая в свой штат инвалида, должна оформить все документы в соответствии с требованиями действующего законодательства. Человек не обязан предоставлять работодателю справку, подтверждающую наличие у него группы инвалидности, и сообщать о том, что у него имеются ограничения по труду. Но в таком случае он будет принят на общих основаниях.

Если же справка о состоянии здоровья прилагается к пакету документов, то организация обязана предоставить человеку все льготы, которые гарантируются на законодательном уровне. Если же инвалидность не подтверждена документально, работник не будет отнесён к льготной категории граждан.

Одним из основных документов, содержащих требования, в соответствии с которыми должен приниматься на работу инвалид, является Трудовой кодекс РФ. В ст. 92, 94, 96 ТК РФ содержатся положения, регламентирующие продолжительность рабочего дня для людей с ограниченными возможностями здоровья, в ст. 99 ТК РФ – положения о работе в сверхурочное время, а в ст. 113 ТК РФ – о работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Работник-инвалид имеет также право на льготы, касающиеся длительности отпуска без сохранения зарплаты (ст. 128 ТК РФ).

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вступивший в силу 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, регламентирует правила приёма на работу инвалидов. Этот нормативно-правовой документ является гарантом обеспечения таким людям возможностей, равных со здоровыми людьми, в нём отражена политика государства в области социальной защиты данной категории граждан.

О порядке трудоустройства сказано в положениях следующих документов:

  1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24 ноября 2010 г. N 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности…».
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида…»

Куда может трудоустроиться работник-инвалид

Нормативно-правовыми актами нашей страны устанавливается, что инвалид – это человек, который должен быть социально защищён, так как он имеет ограниченные возможности вследствие наличия стойких функциональных нарушений в состоянии здоровья. Государство предоставляет определённые гарантии работникам-инвалидам.

Основным нормативно-правовым актом, прописывающим права инвалидов, является Федеративный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г.

Этот документ содержит положения о том, как осуществляется регулирование государством приспособления лиц с ограниченными возможностями здоровья к измененным условиям жизни:

  • за что отвечает тот или иной орган государственной исполнительной власти;
  • по каким правилам осуществляется присвоение человеку группы инвалидности;
  • как проводится медико-социальная экспертиза;
  • какие социальные гарантии предоставляются инвалидам.

В статье 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорится, что за обеспечение занятости инвалидов ответственны государственные органы.

Чтобы добиться реализации положений данного закона, субъекты Российской Федерации должны устанавливать квоту на организацию рабочих мест для граждан, имеющих различные группы инвалидности и ограничения по труду.

Такая квота обязательна для организаций, штат которых превышает 100 сотрудников (в соответствии со ст. 21 ТК РФ). Размер квоты – 2-4 % от среднесписочного количества работников.

Если на предприятии квота не установлена, и возможность трудоустройства инвалидов не рассматривают, то оно может быть привлечено к административной ответственности, которую предусматривает ст. 5.42 Кодекса административных правонарушений. Руководителю придётся заплатить штраф в размере пяти – десяти тысяч рублей.

К гражданам, имеющим инвалидность, при трудоустройстве предъявляются определённые требования. Они должны:

  • предоставить документ (медицинское заключение) о наличии группы инвалидности;
  • предоставить «Индивидуальную программу реабилитации инвалида».

Трудовой договор с инвалидами заключается такой же, как и со здоровыми людьми, однако в нём должны быть оговорены следующие условия:

  • каким должно быть рабочее место такого работника;
  • каковы его обязанности (в соответствии со штатным расписанием);
  • как и в каком размере начисляется зарплата (согласно ст. 36 ТК РФ);
  • какой должен быть график работы;
  • каков характер деятельности;
  • на какой срок заключается договор;
  • какие социальные гарантии предоставляются.

В трудовом договоре должно быть представлено описание работы, на которую устраивается и.нвалид, в соответствии с требованиями ст. 282 ТК РФ (является ли она основной или дополнительной).

Кроме того, следует оговаривать условия возмещения затрат, если человек в процессе работы использует личное имущество (в соответствии с требованиями ст. 188 ТК РФ).

Устанавливается и величина компенсационных выплат, полагающихся работнику-инвалиду при увольнении раньше истечения срока действия трудового договора (согласно ст. 279 ТК РФ).

Как принять на работу инвалида

Человек, имеющий инвалидность, узнав о вакансии, может сам прийти в отдел кадров. Иногда таких людей направляет на предприятие центр занятости населения в соответствии с существующей квотой.

Кадровый работник в первую очередь должен оценить, может ли быть допущен кандидат к работе в соответствии с его состоянием здоровья. Отказывать в трудоустройстве без объективных причин организация не имеет права и за неправомерный отказ несёт ответственность (это могут быть штрафные санкции или выговор).

Тех лиц, которых направляет центр занятости (в соответствии с установленной квотой), работодатель обязан трудоустроить, даже если он этого не хочет. Квоты выделяются предприятиям, штат которых больше 100 сотрудников.

Чтобы заключить трудовой договор с работником-инвалидом, необходимо, чтобы он предоставил пакет документов. Этапы трудоустройства при этом следующие:

  • написание заявления;
  • составление трудового договора;
  • издание приказа;
  • знакомство с внутренними стандартами предприятия, должностными обязанностями, трудовой дисциплиной (проведение инструктажей);
  • оформление карточки Т2 и заведение личного дела;
  • занесение записи в трудовую книжку.

В соответствии с законом, лица с ограниченными возможностями здоровья могут работать по совместительству. Но в этом случае они будут приниматься в штат на общих основаниях, при этом рабочее время работника-инвалида не сокращают. Льготы он может получить только на основном месте работы.

Какие особенности имеет работник-инвалид в зависимости от группы инвалидности

При трудоустройстве соискатель в обязательном порядке должен предоставить справку, подтверждающую наличие инвалидности. Тогда он сможет претендовать на получение льгот, которые гарантированы государством. Справка выдаётся Медико-социальным бюро и оформляется по утверждённой Минздравсоцразвития РФ форме (приказ № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности» от 24.11.2010 г.). В справке, как и в Индивидуальной программе реабилитации, должна быть указана группа инвалидности и то, какие ограничения к труду имеет человек.

В зависимости от накладываемых ограничений, различают три степени. Для каждой категории характерны определённый режим, график работы и требования к условиям осуществления трудовой деятельности. Отнесение к одной из этих категорий осуществляют в соответствии с группой инвалидности.

  1. Первая степень ограничения – человек может трудиться в таких же условиях, что и все остальные сотрудники, но квалификацию его нужно снизить. Напряжённость тоже не должна быть высокой, как и объём выполняемых работ. Иногда такая степень подразумевает, что человек не может работать по своей профессии, но способен выполнять низкоквалифицированные работы, при этом условия труда ему изменять не требуется.
  2. Вторая степень подразумевает, что соискатель может трудиться только в определённых условиях, используя при этом вспомогательные технические средства. Если организация принимает на работу лиц, относящихся к этой категории, она должна обеспечить создание всех необходимых для таких граждан условий.
  3. Третья степень ограничения к труду. К этой категории относят людей, которые могут выполнять несложные работы, но не самостоятельно, а с чьей-либо помощью, а также тех, кто имеет нарушения функций организма и вследствие этого не может осуществлять трудовую деятельность.

Работник-инвалид 1 группы и работник-инвалид 2 группы могут претендовать на щадящий режим труда и отдыха, так как эти льготы гарантированы государством. Продолжительность рабочей недели для данных категорий граждан не должна превышать 35 часов. Каждый год людям с инвалидностью любой группы полагается оплачиваемый отпуск, длительность которого не должна быть меньше 30 дней.

Работник-инвалид 3 группы, помимо этого, имеет право на неоплачиваемый отпуск сроком до 60 дней. Трудовой кодекс гарантирует право лиц с третьей группой инвалидности на отказ от осуществления трудовой деятельности в условиях, отличающихся от нормальных. Своё согласие на такую работу они должны дать в письменном виде.

Работодатель, принимая на работу инвалида, обязан изучить его Индивидуальную программу реабилитации. Если в ней нет рекомендаций, какие льготы полагаются кандидату, то он может работать в обычных условиях.

Если же программа содержит информацию об ограничениях к труду, то возможность принятия человека на работу зависит от их степени.

Если степень ограничения к труду третья, но инвалид не является полностью нетрудоспособным, предприятие может его трудоустроить, создав подходящие ему условия.

Если компания откажется принять на работу инвалида

Как правило, организации неохотно берут на работу лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья. Статья 3 ТК РФ говорит о том, что ограничения на труд разрешены, если человеку с инвалидностью необходима социальная защита.

Право на труд может быть ограничено в том случае, если осуществление какой-либо деятельности человеку-инвалиду строго противопоказано.

Причины, которые предприятия указывают при отказе в трудоустройстве инвалида, чаще всего следующие:

  1. Отсутствие вакансий, на которые мог бы претендовать инвалид, и возможности создания таких рабочих мест из-за недостаточного финансирования.
  2. Боязнь, что человек не будет справляться с обязанностями, предусмотренными должностной инструкцией, а уволить его невозможно.

Если вопрос об увольнении работника-инвалида будет решаться в суде, работодателя обяжут восстановить его в должности. В большинстве случаев судебные органы встают на сторону сотрудника, так как нарушается его право на труд.

Если организация отказала инвалиду в устройстве на работу без объективных причин, то она может понести административную ответственность в виде уплаты штрафа, размер которого составляет пять – десять тысяч рублей.

Следует сказать, что правительство нашей страны принимает различные меры, направленные на то, чтобы лица, имеющие инвалидность, могли комфортно себя чувствовать в обществе, устраивать свою жизнь, работать и иметь достойный заработок.

Какие условия труда работников-инвалидов должен обеспечить работодатель?

Работодатель должен оснащать рабочие места для инвалидов специальным образом, учитывая степень ограничения к труду. Требования к организации условий труда для данной категории граждан содержатся в Приказе Минтруда РФ № 685н от 19.11.2013 г. Следует понимать, что количество вакантных рабочих мест для инвалидов может быть разным.

О требованиях к помещениям, в которых могут трудиться лица с ограниченными возможностями здоровья, сказано в Постановлении Главного государственного санитарного врача России от 18.05.2009 г. N 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09».

Пункт 4.15 этих правил говорит о том, что постоянное рабочее место таких людей не должно находиться в подвалах или помещениях цокольных этажей. Кроме того, освещение должно быть естественным, а воздухообмен – достаточным.

Объём рабочего помещения работников-инвалидов должен быть минимум 15 м3, площадь – не меньше 4,5 м2, высота потолков – от 3,2 м. Сюда не входят: площадь, занимаемая технологическим оборудованием, проходы, проезды, места временного хранения товарно-материальных ценностей, готовых к отгрузке товаров. Эти требования содержатся в пункте 4.16 Санитарных правил. Согласно пункту 4.19 этих правил, пол рабочего помещения не должен быть холодным, а его покрытие – скользким.

Пункты 5.1-5.5 данного документа предписывают требования к организации помещений, предназначенных для отдыха работников-инвалидов:

  1. На одного человека приходится 0,3 м2, исходя из этого вычисляют общую площадь комнаты, которая не должна быть меньше 12 м2 и зависит от сферы деятельности предприятия. Комнаты отдыха должны быть удалены от производственных цехов не более чем на 75 м.
  2. Помещения, предназначенные для отдыха, оборудуются удобной мебелью. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность отдохнуть лежа.

Также компания должна иметь:

  • столовую, кафе, буфет или комнату приёма пищи, при этом человек должен иметь возможность разогревать еду;
  • здравпункт, который предполагает наличие квалифицированного медицинского сотрудника, помещения для проведения процедур и комнаты, куда можно поместить работника-инвалида, если его самочувствие сильно ухудшится.

Ежедневно по окончании рабочего дня необходима влажная уборка производственных и бытовых помещений.

Специальное рабочее место работодатель должен оборудовать в соответствии с тем, какие нарушения здоровья имеет сотрудник, чтобы работать ему было комфортно. Например, плохо видящий человек нуждается в установке видеоувеличителей, луп, адаптированных дисплеев. Ему понадобятся принтер для печати крупным шрифтом, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура. Средства для письма выполняются шрифтом Брайля.

Если инвалид передвигается в коляске, то места в помещении для того, чтобы проехать и развернуться, должно быть достаточно. Рабочие столы тоже должны быть специальными: необходимо, чтобы рабочая поверхность могла быть установлена под разными наклонами, а отдельные части – на разной высоте. Каждый регион РФ устанавливает сам, сколько оборудовать на предприятии специализированных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Существует Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, утверждённый постановлением № 150 Минтруда РФ от 08.09.93 г, овладев которыми человек с инвалидностью имеет больше шансов трудоустроиться. Данный перечень включает примерно 200 профессий, обучение которым рекомендуется инвалидам. Тем не менее они могут быть приняты на работу, имея и любую другую профессию.

Какие предусмотрены гарантии и льготы работнику-инвалиду и работодателю

Какие льготы положены работнику-инвалиду? Данную информацию содержит ТК РФ и ФЗ № 181. Претендовать на их получение может человек, имеющий справку, которая подтверждает наличие у него функциональных нарушений.

Информация о том, когда была выдана справка об Индивидуальной программе реабилитации, а также о льготах, гарантированных сотруднику, заносится в его личную карточку формы № Т-2 (в раздел 9).

Для работника-инвалида предусмотрены следующие льготы:

1. Ежегодный отпуск.

Продолжительность оплачиваемого отпуска для здоровых людей равна 28 календарных дней, предоставляется он ежегодно. В ст. 23 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-Ф3 «О соцзащите инвалидов в РФ» сказано, что если человек имеет ограниченные возможности здоровья, то продолжительность его отпуска не может быть меньше 30 календарных дней. Следует отметить, что ежегодный отпуск сотруднику-инвалиду полагается увеличенный, даже если он не имел инвалидности в течение всего года.

При увольнении человека компенсация за неиспользованный отпуск рассчитывается с учётом времени получения инвалидности. К примеру, если человек несколько месяцев в начале рабочего года был ещё здоров, а потом получил группу инвалидности, то за первый период компенсация будет рассчитываться из расчёта, что продолжительность отпуска составляет 28 календарных дней. Период с момента признания инвалидности рассчитывается исходя из того, что отпуск работнику-инвалиду полагается 30 календарных дней.

2. Отпуск за свой счёт.

Человек, имеющий инвалидность, имеет право требовать предоставления ему дополнительного отпуска без сохранения заработной платы. Продолжительность такого отдыха может быть не более 60 дней в год (календарных). Основанием для предоставления отпуска за свой счёт является заявление работника-инвалида (согласно статье 128 Трудового Кодекса).

Когда может быть предоставлен дополнительный отпуск работнику-инвалиду? Время согласовывается обеими сторонами, так как ТК РФ защищает интересы не только работников, но и работодателя.

3. Сокращённый рабочий график.

Инвалиды I и II групп могут трудиться не больше 35 часов еженедельно. Заработная плата при этом начисляется по полному тарифу. Продолжительность рабочего дня инвалида устанавливается на основании выданного ему медицинского заключения.

Существует специальная форма отметки сокращённого рабочего графика в табеле (№ Т-12 или № Т-13), применяется также сочетание букв «ЛЧ» или цифровой код «21».

4. Сверхурочная работа.

Работодатель может привлекать работника-инвалида к выполнению сверхурочных работ, оставлять в ночные смены, вызывать на работу в выходные и праздничные дни только при его согласии. Необходимо также, чтобы это не было противопоказано человеку, что указывается в Индивидуальной программе реабилитации.

Если в этом документе говорится о том, что инвалиду запрещено выполнение сверхурочных работ, то руководитель не может требовать от него большего, вызывать на работу в выходные дни или ночью.

Ограничения к труду указывают только в ИПР, поэтому если человек предоставил работодателю лишь справку о состоянии здоровья, он может быть привлечён к выполнению сверхурочных работ, но обязательно с его согласия.

5. Выплаты больничных для инвалида.

Если человек вследствие болезни или травмы утратил работоспособность, то ему оплачивается больничный лист за всё время его болезни, пока он не выйдет на работу, или не будет установлена инвалидность.

Лицам же с ограниченными возможностями здоровья в случае их болезни пособие начисляется по другим правилам. В соответствии с законом, если работник-инвалид уходит на больничный, то пособие ему будет выплачиваться не более чем в течение 4 месяцев подряд или 5 месяцев в сумме за год. Это не касается случаев заболевания туберкулезом.

Выплаты работникам-инвалидам, утратившим работоспособность вследствие заболевания туберкулезом, осуществляются в течение всего периода болезни до полного их выздоровления или до присвоения им другой группы инвалидности из-за данного недуга.

Пособия по болезни для лиц с ограниченными возможностями здоровья рассчитывают так же, как и обычным сотрудникам.

Для работодателей, принимающих на работу инвалидов, существуют определённые преимущества. Они полагаются:

  • общественным организациям, в которых 50 % сотрудников – лица, имеющие ограничения к труду, при этом фонд их заработной платы составляет не менее 25 % от всего фонда оплаты труда;
  • компаниям, у которых частью уставного капитала являются сборы общественных организаций граждан с ограниченными возможностями.

Согласно статье 149 Налогового кодекса, льготы могут быть предоставлены на налог на имущество и на землю и только тем предприятиям, которые принимают участие в деятельности общественных организаций инвалидов. Если ½ штата составляют работники-инвалиды, и фонд их оплаты труда больше 25 %, то указывать величину дохода можно меньше на ту сумму, которое предприятие затратило на обеспечение социальных гарантий данной категории граждан.

Нормативно-правовые акты, касающиеся социального страхования, предусматривают льготы для организаций, в которых трудятся инвалиды. При этом не имеет значение, какова сфера деятельности предприятия, и сколько человек с ограниченными возможностями здоровья трудится на нём. Если в штате есть работник-инвалид, взносы страховые отчисляются по более низким тарифам.

Предприятие также может получить налоговый вычет на работника-инвалида.

Тем не менее государство предоставляет не так много льгот предприятиям, принимающим на работу граждан с инвалидностью, поэтому стимула трудоустраивать их у работодателей нет. Как правило, расходы, связанные с необходимостью оборудования рабочих мест для людей этой категории, компенсируются не полностью, и это основная причина нежелания сотрудничать с инвалидами.

Что должен предпринять работодатель, если работник стал инвалидом

Если сотрудник получил инвалидность, следует узнать, хочет ли он продолжать трудовую деятельность, и изучить его Индивидуальную программу реабилитации.

Вариант 1.Работник-инвалид увольняется.

Если человеку присвоили первую группу инвалидности, у него ограничения к труду 3 степени, и он не может продолжать трудовую деятельность, то основанием для расторжения трудового договора может стать признание сотрудника недееспособным (на основании медицинского заключения).

Если при проведении медико-социальной экспертизы констатируется полная утрата трудоспособности человека, то в его Индивидуальную программу реабилитации не будут включены рекомендации относительно трудовой деятельности.

Если инвалид увольняется, ему полагается выплата пособия, равного величине его заработной платы за две недели.

II и III группы инвалидности считаются рабочими. Если человеку присваивается одна из этих групп, а он не хочет продолжать трудиться, то ему придётся написать заявление о прекращении трудовой деятельности по собственному желанию. Расторгнуть трудовой договор можно и по соглашению сторон.

Вариант 2.Работник-инвалид желает продолжить работу.

Если сотрудник после получения инвалидности не хочет увольняться, ему необходимо создать определённые условия труда, рекомендованные медиками. В таком случае возможны следующие варианты:

  1. Условия труда сотрудника, в которых он работал раньше, отвечают требованиям, изложенным в Индивидуальной программе реабилитации. К примеру, человеку может быть рекомендована сидячая работа. Если он по профессии программист, то работает в офисе и постоянно сидит. В этом случае переоборудовать рабочее место и менять профиль работы не придётся.
  2. В ИПР указано, что требуется изменение условий труда, при этом изменять условия трудового договора нет необходимости. Может потребоваться снижение динамической или статической нагрузки. Добиться этого можно, изменив условия труда, методику выполнения работы, а также уменьшив нормативы.
  3. Требуется изменение условий трудового договора. В этом случае возможны два варианта: изменение условий работы или перевод сотрудника на другую должность. Если в Индивидуальной программе реабилитации указано, что инвалиду категорически противопоказана работа в ночное время, а он работает посменно, то работодатель может составить его график таким образом, чтобы он трудился только днём, при этом выполняя свои обычные обязанности. Для фиксирования изменений составляется соглашение к трудовому договору.

Бывает и так, что работник-инвалид не может работать на прежней должности, так как нет возможности изменить условия труда в соответствии с требованиями ИПР. В таком случае необходимо перевести сотрудника на другую должность:

  1. Если для сотрудника, получившего инвалидность, есть подходящая вакансия на предприятии, и он не против перевода, работодатель заключает с ним соглашение, после чего издаётся приказ о переводе (форма № Т-5). Необходимо отметить, что если инвалидность временная, соглашение заключается на срок, на который она установлена. В личной карточке работника должна быть отметка о переводе (в третьем разделе).
  2. Если подходящие вакантные должности в компании отсутствуют, или работник-инвалид не согласен на перевод, трудовой договор расторгают.

Можно ли уволить работника-инвалида и как это правильно сделать

Основанием для увольнения работника-инвалида может стать любое предусмотренное законом. При увольнении должны соблюдаться все правила и процедуры.

Существуют основания прекращения трудового договора, применяемые для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1.Признание полностью нетрудоспособным.

Одним из оснований для расторжения трудового договора с работником-инвалидом, которое не зависит от воли сторон, является полная утрата способности к труду, которая констатируется в медицинском заключении, выдаваемом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Документ, на основании которого может быть уволен сотрудник-инвалид, – предоставленная справка о признании его неспособным к трудовой деятельности. Данный документ выдаётся бюро медико-социальной экспертизы, форма его утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 24 ноября 2010 г № 1031н.

Определять дату расторжения трудового договора с сотрудником, признанным полностью нетрудоспособным, нужно следующим образом. Инвалидность устанавливается в тот день, когда гражданин предоставляет в бюро медико-социальной экспертизы заявление о признании его инвалидом. Работодатель должен уволить сотрудника с момента признания его неспособным к труду. Поэтому в приказе о расторжении договора указывается эта дата. Запись в трудовой книжке тоже должна быть от этого числа.

Чтобы установить инвалидность, необходимо проведение освидетельствования после того, как человек подал заявление в учреждение МСЭ. Это занимает определённое время. Только после освидетельствования работнику выдаётся справка об установлении инвалидности. Как правило, в этот промежуток времени человек продолжает трудиться. Получается, что инвалид осуществляет трудовую деятельность после той даты, которая указывается в документах о признании его неспособным к труду. Поэтому работодатель может расторгнуть договор с работником-инвалидом, как только узнает о том, что тот утратил трудоспособность.

Стоит помнить, что ст. 8З ТК РФ разрешает прекратить трудовые отношения при невозможности перевода сотрудника с его письменного согласия на иную должность, которую может предоставить работодатель (как на должность, которая соответствует квалификационному уровню специалиста, так и на вакансию нижестоящей должности или менее оплачиваемую работу), и которую сотрудник способен делать, опираясь на свое состояние здоровья. Руководитель должен предложить подчиненному все вакансии, соответствующие данным требованиям и находящиеся в его распоряжении на данной территории. Что касается вакантных мест на других территориях, их руководитель должен предлагать, если об этом сказано в ТД, соглашениях или коллективном договоре.

2.Выполнение работы, которая противопоказана по состоянию здоровья.

Действие трудового договора должно быть прекращено, если работник-инвалид выполняет работу, которая противопоказана ему, что указывается в медицинском заключении, выдаваемом в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. Данное основание является достаточным для прекращения трудовых отношений с сотрудником по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Чтобы уволить инвалида по этому основанию, необходимы следующие условия:

  1. Работа, которую выполняет гражданин (в соответствии с трудовым договором), противопоказана ему по состоянию здоровья, что указано в заключении медиков.
  2. Человек не в состоянии продолжать трудовую деятельность.
  3. Следует выяснить, кто является виновником того, что правила заключения трудового договора были нарушены. Если сотрудник намеренно не стал сообщать о наличии ограничений к труду при принятии на работу, то организация, расторгая с ним трудовой договор, не обязана уведомлять о наличии вакантных должностей. Если же правила заключения трудового договора были нарушены по вине работодателя, то он обязан предложить гражданину с инвалидностью занять другую должность, а в случае отсутствия вакантных мест уволить его и осуществить выплату выходного пособия.

3.Невозможность перевода по медицинскому заключению.

Необходимо отдельно рассмотреть случаи, когда сотрудник получает инвалидность во время осуществления трудовой деятельности. Они наиболее распространены.

Например, человек находился на работе, и у него случился сердечный приступ, после чего была вызвана бригада скорой помощи, доставившая больного в стационар. Сотрудник прошёл курс лечения и реабилитации, ему была присвоена III группа инвалидности. В Индивидуальной программе реабилитации указали, что условия труда должны быть изменены, и необходим перевод на более лёгкую работу. Но на предприятии нет походящих вакансий и возможности создать требуемые условия. Что можно сделать в этом случае?

В соответствии с ч. 1 ст. 73 ТК РФ, если работник нуждается в переводе на другую должность, о чём говорится в выданном ему в установленном законодательством порядке медицинском заключении, то он должен дать на это письменное согласие, а работодатель – предоставить ему другую работу, которую тот в состоянии выполнять. Законодательством предусматривается перевод на срок до 4 месяцев.

Если на предприятии нет подходящих вакансий, то работник может быть отстранён от работы на период, указанный в заключении медицинских экспертов, а работодатель обязан сохранить за ним должность. Начисление зарплаты при этом не производится.

Если в заключении медиков указано, что человек должен выполнять более лёгкую работу в течение 4 месяцев или всю жизнь, а подходящих вакансий нет, или инвалид не хочет работать на другой должности, то работодатель может уволить его в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса. Организация при этом должна осуществить выплату выходного пособия, размер которого равен заработной плате за 2 недели (согласно ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

Работодателю следует также письменно уведомить сотрудника о невозможности создания условий труда, которые рекомендованы его Индивидуальной программой реабилитации, и указать объективные причины этого.

Незаконное увольнение работника-инвалида: судебная практика

Судебные споры с работниками-инвалидами чаще всего возникают по двум причинам.

1.При увольнении работника-инвалида по сокращению. Сокращение работника-инвалида должно производиться в соответствии с требованиями законодательства. Инвалиды – категория граждан, которая нуждается в социальной защите. Поэтому при необходимости сокращения численности работающих на предприятии работодатель должен оставлять в штате людей с ограниченными возможностями здоровья, если они имеют такую же квалификацию и производительность труда, что и здоровые сотрудники. Статьей 179 ТК РФ предусматривается преимущество в продолжении трудовой деятельности следующих категорий граждан:

2.При увольнении работника в связи с признанием его полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) должны быть обязательно соблюдены все формальности, предусмотренные законодательством.

Рассмотрим несколько примеров решений судов, вынесенных после рассмотрения дел, связанных с увольнением сотрудников, имеющих ограничения к труду.

Пример 1.

В судебный орган поступило заявление от человека, имеющего инвалидность. Он считает, что его уволили незаконно. По профессии он водитель. Основанием для расторжения с ним трудового договора стал приказ об увольнении, изданный в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 83 ТК РФ. Работник предоставил справку о признании его инвалидом, которая была выдана бюро медико-социальной экспертизы, а также карту ИПР, в которой указано, что гражданин может продолжать трудовую деятельность, для чего необходимо создать ему специальные условия, сократив продолжительность рабочего дня и введя несколько дополнительных перерывов. В данном случае прав работник-инвалид, суд встал на его сторону, так как он не является полностью неспособным к труду. Увольнение признали незаконным. Работника восстановили в должности и взыскали средний заработок, выплатив также моральную компенсацию.

Пример 2.

Сотрудник с инвалидностью мог продолжать трудиться при создании условий труда, отвечающих первому классу вредности. В организации вакантные должности были, но условия работы соответствовали третьему классу. Перевод работника-инвалида осуществить было невозможно, так как это противоречило требованиям Индивидуальной программы реабилитации, поэтому его уволили. В данном случае увольнение было признано законным.

Пример 3.

Организация трудоустроила человека, имеющего инвалидность. При этом условия труда на его рабочем месте оказались для него неприемлемы, что было установлено инспектором ГИТ. При получении предписания на устранение нарушений работодатель предпринял попытку его оспорить, мотивируя это тем, что сотрудник не предоставил при устройстве Индивидуальную программу реабилитации, а при прохождении медицинской комиссии был признан годным к работе. В соответствии с решением суда работодатель неправ, так как он знал об инвалидности (была предоставлена справка), а поэтому должен был запросить ИПР.

Пример 4.

Обязательным является предоставление сотрудником-инвалидом работодателю как справки об инвалидности, так и ИПРА. Эти два документа являются неотъемлемыми частями медицинского заключения, на основании которого человека могут перевести на другую работу, создать ему специальные условия труда, отстранить от работы, расторгнуть с ним трудовой договор. Это подтверждают апелляционные определения Кемеровского областного суда от 27.09.2012 № 33-9565, Иркутского областного суда от 04.10.2012 по делу № 33-8224/2012, Свердловского областного суда по делу № 33-11529/2014, Кировского областного суда от 15.10.2014 № 33-3652/2014.



Людей с ограниченными возможностями в России чаще всего называют инвалидами, это устоявшийся термин, который употребляется и в нормативных законодательных актах. Одним из способов реабилитации инвалидов является их трудоустройство. Государство предоставляет работодателям определенные льготы в отношении работников-инвалидов, такие как, например, пониженные тарифы страховых взносов с выплат в пользу этой категории работников. При этом к условиям труда инвалидов предъявляются определенные требования. Каковы основные правовые положения, регулирующие трудовые отношения инвалидов? На какие моменты надо обратить особое внимание работодателям, у которых трудятся люди с ограниченными возможностями?

Правовое регулирование труда инвалидов

Правовое регулирование труда инвалидов осуществляется, главным образом, в соответствии с нормами ТК РФ и Федерального закона от 24.11.1995 № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181‑ФЗ) .

Согласно ст. 1 Федерального закона № 181‑ФЗ инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» . Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации - данные документы подтверждают наличие у лица инвалидности, в том числе для работодателя.

Государство призвано осуществлять социальную защиту инвалидов, которая представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Реабилитация инвалидов

Реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

Восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

Социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Обеспечение занятости инвалидов

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

Установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

Резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

Стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

Создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

Создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

Организации обучения инвалидов новым профессиям.

Что касается установления квоты для приема на работу инвалидов, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов (ст. 21 Федерального закона № 181‑ФЗ ).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов представляют собой рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо-устройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

Создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

Создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

Предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Обратите внимание:

Статья 5.42. КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Так, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

На «упрощенцев» нормы о квотировании рабочих мест для инвалидов не распространяются, так как согласно пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не могут применять УСНО организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке , устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек.

Что касается возможности применения данного специального налогового режима, хотелось бы отметить, что ограничение по доле участия других организаций в 25% не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов , если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25% (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ). Таким образом, организации, учрежденные общественными организациями инвалидов, при выполнении указанных условий могут применять УСНО в соответствии с гл. 26.2 НК РФ .

К сведению:

Если сотрудник стал инвалидом, уже будучи принятым на работу, работодатель обязан перевести его на работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением. Отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему согласно медицинскому заключению, выданному в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы являются в силу п. 8 ст. 77 ТК РФ основанием для расторжения трудового договора.

Условия труда инвалидов

Независимо от наличия обязанности по выполнению квот в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе «упрощенцев», трудятся люди с ограниченными возможностями. Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Обратите внимание:

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время (ст. 96 ТК РФ ).

Привлечение к сверхурочной работе инвалидов возможно также только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ ). Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть также под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Кроме того, в соответствии со ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. При этом работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (ст. 23 Федерального закона № 181‑ФЗ ).

Таким образом, действующее трудовое законодательство и Федеральный закон № 181‑ФЗ устанавливают инвалидам ряд льгот в отношении исполнения трудовых обязанностей.

Охрана труда инвалидов

Обязанности работодателя по организации охраны труда инвалидов

Охрана труда инвалидов осуществляется на основании Санитарных правил СП 2.2.9.2510‑09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» , утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 , которые действуют с 15 августа 2009 года.

Профессиональный отбор инвалидов основывается на классификациях нарушений основных функций организма человека и основных категорий жизнедеятельности, устанавливаемых Правительством РФ. Определение соответствия условий труда лиц со сниженной трудоспособностью (инвалидов) действующему санитарному законодательству осуществляется организациями и учреждениями Роспотребнадзором.

Согласно действующей нормативной базе работодатель обеспечивает:

Создание необходимых условий труда и режима работы в соответствии с действующим законодательством , общей и индивидуальной программами реабилитации инвалидов;

Подбор специальных технологических процессов и продукции с учетом применения труда инвалидов и их профессиональных навыков и состояния здоровья;

Разработку и использование различных средств малой механизации для облегчения труда, при необходимости оборудование рабочего места инвалида в индивидуальном порядке;

Трудоустройство инвалидов в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы;

Организацию на производстве медицинского наблюдения за инвалидами и контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в производственных и непроизводственных помещениях;

Составление графика и режима работы инвалидов с учетом их заболеваний и рекомендаций по продолжительности рабочего дня;

Производственный контроль за выполнением санитарных правил и гигиенических нормативов;

Наличие санитарно-эпидемиологических заключений на применяемое сырье, выпускаемую продукцию, осуществление гигиенической оценки технологических процессов;

Принятие необходимых мер в случае возникновения аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в том числе надлежащих мер по оказанию первой помощи.

При трудоустройстве инвалидов обеспечивается соответствие требований характера и условий труда функциональным возможностям организма, квалификации, степени сохранности профессиональных навыков. Предпочтительно сохранять профессию при облегченном режиме труда. Конкретные меры по облегчению труда осуществляются работодателем на основании рекомендаций территориальных органов Роспотребнадзора и лечебно-профилактического учреждения.

Специальные требования к организации производства для инвалидов

Проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. При проектировании, реконструкции и эксплуатации специальных рабочих мест для инвалидов следует руководствоваться действующим законодательством РФ.

Специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травмирования инвалида. Противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего

и/или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, а именно:

Физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.);

Химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны);

Биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности);

Физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе;

Нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).

Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы.

Объемно-планировочные и конструктивные решения производственных помещений, зданий и сооружений, вновь строящихся и реконструируемых предприятий, отдельных производственных цехов и участков, на которых используется труд инвалидов, принимаются в соответствии с действующим санитарным законодательством .

Согласно действующим санитарным нормам производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения следует размещать в одно- и двухэтажных зданиях. При размещении производственных помещений выше второго этажа предусматриваются тихоходные пассажирские лифты. Вспомогательные, специальные и санитарно-бытовые помещения располагают в одном здании с производственными цехами или соединяют с ним теплым переходом.

Обратите внимание:

Не допускается размещение постоянных рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена.

На предприятиях, предназначенных для трудоустройства инвалидов, оборудуются помещения для отдыха площадью из расчета 0,3 кв. м на одного работника, но не менее 12 кв. м в зависимости от группы производственных процессов. Расстояние от производственных помещений до помещений для отдыха не должно превышать 75 м. Рекомендовано организовывать на предприятиях столовые, буфеты, комнаты приема пищи с обеспечением работников горячим питанием. Кроме того, на таких предприятиях должен быть оборудован здравпункт, включающий кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться инвалиды в случае резкого ухудшения здоровья.

Особые требования предъявляются к расстановке оборудования и мебели на рабочих местах инвалидов, она должна обеспечивать безопасность и комфортность труда. Расстановка станков, оборудования и мебели на рабочем месте, предназначенном для труда инвалида, пользующегося для передвижения креслом-коляской, должна обеспечивать возможность подъезда и разворота инвалидной коляски, а на рабочем месте слепого и слабовидящего - возможность работы без помех от передвижений в помещении других работников. Для удобного нахождения своего рабочего места слепым работником станки, оборудование или мебель должны быть снабжены тактильными ориентирами. Оргтехоснастка рабочих мест для инвалидов (рабочие столы, верстаки, стеллажи, шкафы) должны соответствовать антропометрическим данным исполнителя.

Все элементы стационарного оборудования, предназначенные для пользования инвалидами, должны быть прочно и надежно закреплены. Крепежные детали оборудования, регуляторов, электровыключателей и т. п. не должны выступать за плоскость закрепляемого элемента.

Специальные требования установлены к освещению рабочих мест людей с ограниченными возможностями. При организации искусственного освещения рабочего места инвалида следует учитывать требования безопасных и благоприятных условий труда. При выборе рациональных источников света следует учитывать светоотдачу источника, цвет света, при установке - светораспределение, обеспечивающее образование контрастов на объекте зрительного наблюдения и ослабляющее отраженную блесткость. Установка светильников должна обеспечивать рациональное светораспределение: наилучшая направленность света, увеличивающая контрасты и ослабляющая блесткость, достигается, когда свет падает на рабочее место главным образом сбоку, наискось и сзади.

Для инвалидов по зрению, например, установлены особые требования к освещению рабочего места. Искусственное освещение рабочей зоны и рабочих мест инвалидов с остаточным зрением следует организовывать наиболее тщательно, предусматривая общее и местное освещение. Местное освещение должно осуществляться лампами накаливания. Шкафы или стеллажи, входящие в оборудование рабочего места инвалида с остаточным зрением, должны быть с вмонтированными светильниками с автоматическим включением при открывании дверей шкафа. Местное освещение должно быть стабильным (исключающим мерцание), регулируемым по яркости и спектру в зависимости от заболевания глаз. Уровень освещенности на рабочей плоскости устанавливается в зависимости от характера работы и особенностей инвалидности.

Специальные требования к условиям труда установлены в зависимости от вида заболевания, приведшего к инвалидности. Так, например, рабочие места инвалидов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний при их расположении в непосредственной близости от окон должны быть защищены от перегрева в летнее время солнцезащитными устройствами. Таким же образом расположенные рабочие места для инвалидов с заболеваниями органов зрения должны быть защищены от слепимости специальными солнцезащитными устройствами. Данное правило не распространяется на окна, ориентированные на северную сторону, а также на окна, ориентированные на западную четверть горизонта, при работе инвалидов только в первой половине дня.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает специальные требования к организации условий труда инвалидов в зависимости от имеющихся заболеваний.

В заключение хотелось бы отметить, что государство осуществляет социальную защиту людей с ограниченными возможностями, для чего предусмотрена система экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей профессиональной самореализации.

Работодатели обязаны обеспечить инвалидам специальные условия труда, выполняя при этом установленные действующим законодательством требования. Это непростая задача для работодателя, как и выполнение всех норм действующего трудового законодательства по отношению к данной категории работников, но в этом и заключается социальная ответственность общества.

Трудовые права для инвалидов установлены двумя основными правовыми актами: Законом N 181-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Закон о социальной защите инвалидов устанавливает следующие :

— квотирование рабочих мест для инвалидов (ст. 21);

— резервирование рабочих мест, наиболее пригодных для труда инвалидов (ч. 3 ст. 20 Закона N 181-ФЗ и Постановление Минтруда России от 8 сентября 1993 г. N 150 «О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»);

— организация специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22);

— специальные условия труда инвалидов (ст. 23 и отдельные нормы ТК РФ).

Квотирование и резервирование рабочих мест для инвалидов

Квотирование рабочих мест для инвалидов обязывает работодателя, имеющего в штате более 100 работников, создавать отдельные рабочие места для инвалидов по квоте в размере от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников. Работодатель, имеющий в штате от 35 до 100 работников, создает квоту для трудоустройства инвалидов в размере 3% или менее. Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Резервирование рабочих мест, наиболее пригодных для труда инвалидов, осуществляется согласно Перечню профессий, установленных Постановлением Минтруда России N 150, и связано с квотированием. Согласно данному требованию рабочие места, предназначенные для инвалидов по квоте, не могут быть заняты лицами, не являющимися инвалидами. В случае освобождения рабочего места, занятого ранее инвалидом по квоте, работодатель должен взять на это место нового работника-инвалида, рабочие места по квоте не предлагаются лицам без инвалидности.

Организация специальных рабочих мест для инвалидов — еще одна обязанность работодателя. В соответствии с ней работодатель должен организовать рабочие места для инвалидов таким образом, чтобы их труд был максимально безопасным и комфортным. Как правило, речь идет об использовании специального оборудования для инвалидов, создании необходимой инфраструктуры и т.д.

Количество специально обустроенных рабочих мест определяется законами субъекта Федерации, но оно не может превышать количество мест по квоте.

Специальные условия труда для инвалидов.

Этот вопрос является наиболее важный среди трудовых прав инвалидов. Условия труда инвалидов определяются исходя из индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая составляется лечащим врачом инвалида в зависимости от профиля инвалидности.

При установлении специального режима труда запрещается создавать трудящемуся инвалиду условия, ухудшающие положение инвалида по сравнению с другими сотрудниками.

Льготный режим труда инвалидов заключается в следующем:

  1. сокращенный рабочий день: инвалиды I и II групп. Они работают не более 35 часов в неделю. Это общее правило. Специальные же условия трудящийся инвалид обсуждает непосредственно с работодателем, в частности, точное время пребывания на работе. Размер заработной платы не может уменьшаться в связи со льготой, инвалид будет получать заработную плату как при полном рабочем дне;
  2. 2. продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается на основе медицинского заключения, выданного соответствующим учреждением в порядке, установленном законодательством России;
  3. 3. работа в ночное время: ночным временем считается время с 22 до 6 часов. Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и только при условии, что такая работа им не противопоказана по медицинским основаниям. Работники-инвалиды должны быть ознакомлены с правом отказаться от работы в ночное время, а сам отказ не влечет никаких негативных последствий;
  4. сверхурочная работа: в соответствии с ТК РФ правила привлечения инвалидов к сверхурочной работе аналогичны тем, что установлены для работы в ночное время: инвалиды могут осуществлять сверхурочную работу только на основании их письменного согласия при отсутствии медицинских противопоказаний, причем продолжительность сверхурочной работы не должна превышать четырех часов в течение двух дней и 120 часов в год;
  5. согласно общему правилу в исключительных случаях работодатель имеет право привлекать своих работников к работе в выходные и праздничные дни. Инвалиды согласно нормам ТК РФ имеют право отказаться от такой работы, а выполнять ее могут только при отсутствии медицинских противопоказаний;
  6. 5. Инвалиды имеют право на отпуск без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году.

Работодатель вправе в дополнение к уже имеющимся льготам для инвалидов устанавливать и собственные. Ряд организаций позволяет трудящимся инвалидам обращаться к руководству организации за получением материальной помощи в связи с необходимостью приобретать медицинские препараты и средства диагностики. В других организациях для инвалидов может быть предусмотрено бесплатное или частично оплачиваемое посещение культурно-массовых мероприятий, расходы на посещение возлагаются на организацию, в которой трудится инвалид. В некоторых случаях вопросами социальной поддержки трудящихся инвалидов занимается профсоюз.