Особенности правового положения осужденных военнослужащих к аресту. Правовой статус военнослужащих, отбывающих уголовное наказание

Особенности правового положения осужденных военнослужащих, определенные ст. 154 УИК, раскрывают карательную сущность ареста, которая обращена в значительной мере на будущее. Это особенно важно для лиц, связавших свою жизнь и судьбу с военной службой и заинтересованных в сохранении своего правового статуса именно как военнослужащего.

Единственным материально значимым элементом для осужденных военнослужащих во время отбывания наказания (ареста) является то обстоятельство, что денежное содержание им выплачивается лишь в размере оклада по воинскому званию (ч. 3 ст. 154 УИК). Это особенно ощутимо для офицерского и начальственного состава.

Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими:

28 Осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию.

Дополнительные денежные выплаты, установленные Министром обороны, им и военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не выплачиваются.

Время отбывания ареста в общий срок военной службы не засчитывается, что может неблагоприятно проявиться при выходе на пенсию по достижении предельных сроков службы или иным обстоятельством (болезнь, ранение, увечье и т. п.). Не засчитывается это время и в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания (ч. 1 ст. 154 УИК). В этом случае срок, необходимый для присвоения очередного воинского звания, как бы приостанавливается на срок отбывания ареста и возобновляется лишь после отбытия данного наказания.

Кроме того, во время отбывания ареста осужденные военнослужащие не могут быть представлены к присвоению очередного воинского звания, назначены на вышестоящую должность, переведены на новое место службы или уволены с военной службы (ч. 2 ст. 154 УИК). Исключение составляют случаи признания их негодными к военной службе по состоянию здоровья, тогда суд должен рассмотреть вопрос об освобождении такого лица от дальнейшего отбывания ареста либо о замене его другим видом наказания.

Правила: 26. Военнослужащим, осужденным к аресту, разрешается иметь в камерах свои книги, туалетные и письменные принадлежности. На время, отведенное для сна, им выдаются постельные принадлежности (одеяла, две простыни, подушка с верхней наволочкой и матрац).

Передвижение без конвоя осужденных к аресту не разрешается. Осужденные пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью не менее одного часа. Начальник гауптвахты вправе привлекать осужденных к труду и к занятиям по военной подготовке не более четырех часов в день.

Осужденным не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости, продукты питания.

При исключительных личных обстоятельствах осужденным к аресту может быть разрешен телефонный разговор с близкими.

29. Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных, содержащихся на гауптвахте, осуществляется по нормам, установленным для соответствующих категорий военнослужащих, в общем порядке, установленном законодательством об обороне Российской Федерации.

Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным военнослужащим

К осужденным военнослужащим, как и к другим категориям лиц, отбывающих уголовное наказание, применяется специфическая система мер поощрения и взыскания с целью стимулирования примерного поведения и добросовестного отношения к военной службе. Эти меры разнообразны и способны не только удержать осужденного военнослужащего от неправомерных действий, но и обеспечить его успешное исправление.

4. Правом применения меры поощрения в виде зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы пользуется начальник гарнизона.

В соответствии со ст. 153 УИК и п. 27 Правил к осужденным военнослужащим могут быть применены следующие меры поощрения: благодарность; досрочное снятие ранее наложенного взыскания, зачет времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично. Телефонный разговор, предоставляемый гражданским лицам в качестве поощрения, для военнослужащих не предусмотрен.

Основанием применения данных видов поощрения является примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе. Примерное поведение осужденного военнослужащего должно выражаться не только в правопослушном поведении, но и в проявлении активных форм участия в различного рода мероприятиях, проводимых в рамках гауптвахты. Естественно, у него не должно быть нарушений порядка отбывания наказания и наложенных за это взысканий. Данное требование особенно важно, как показатель степени исправления осужденного, при решении вопроса о применении поощрения в виде зачета времени отбывания ареста полностью или частично в общий срок военной службы. Оно является достаточно значимым для военнослужащего в силу частичного восстановления ряда положенных ему по роду профессиональной деятельности льгот. В этом отношении немаловажную роль играет то, что правом применения мер поощрения и взыскания к осужденным военнослужащим пользуются военный комендант и начальник гарнизона. Однако право применения такого вида поощрения, как зачет времени отбывания ареста полностью или частично в срок военной службы, предоставлено лишь начальнику гарнизона. Это право связано с реализацией значительных интересов военнослужащего - будет ли сокращен срок службы по призыву или контракту на время ареста или, наоборот, настолько же увеличен.

В качестве мер взыскания к осужденным военнослужащим, как и к отбывающим наказание в арестных домах гражданским лицам, могут применяться выговор или перевод в одиночную камеру на срок до 10 суток.

В одиночной камере осужденным запрещаются все свидания, получение посылок, передач и бандеролей (Правила).

Основанием применения мер взыскания к осужденному военнослужащему выступает нарушение порядка отбывания наказания. Конкретные виды нарушений определяются в нормативных правовых актах Министерства обороны Российской Федерации. Вид взыскания обусловливается не только тяжестью проступка и спецификой личности осужденного военнослужащего, но и педагогической целесообразностью с учетом обстановки и сложившихся на данной гауптвахте традиций 10 .

Правом применения мер поощрения и взыскания пользуются военный комендант и начальник гарнизона (ч. 3 ст. 153 УИК).

П. 27 Правил:

Правом применения мер поощрения и взыскания пользуются военный комендант и начальник гарнизона.

Правом применения меры поощрения в виде зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы пользуется начальник гарнизона.

Меры поощрения и взыскания применяются с учетом положений Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, а также конкретных обстоятельств, личности осужденного и его предыдущего поведения.

Наибольшая разница наблюдается в разделе, содержащем особенности исполнения уголовного наказания в виде ареста в отношении военнослужащих. Существует, на наш взгляд, значительное различие в сроках направления военнослужащего на гауптвахту для отбывания ареста. Ст. 151 УИК РФ устанавливает этот срок в 10 дней, а Модельный УИК – 3 дня. Представляется, что во втором случае решение рассматриваемого вопроса более целесообразно, т.к. усиливает исправительное воздействие данного наказания на военнослужащего, акцентируя внимание на неотвратимости наказания и быстроте действия правосудия. Российский УИК имеет несколько более широкий перечень мер поощрения, применяемых к осужденным военнослужащим, в него включена дополнительная мера – возможность зачета времени отбывания ареста в срок прохождения военной службы полностью или частично. Кроме того, особенности правового положения военнослужащих в УИК РФ предусматривают во время отбывания наказания выплату денежного содержания в размере оклада по воинскому званию.

Вместе с тем с уверенностью можно заявить о необходимости еще более подробной проработки разделов и статей, касающихся исполнения уголовного наказания в виде ареста.

Обзор законодательной практики зарубежных стран относительно регулирования наказания в виде ареста позволяет сделать вывод о большом разнообразии порядка назначения и условий отбывания данного наказания. Это касается установления предельных сроков, режима содержания, правовых последствий и т.д. Сравнивая указанные показатели с законодательным определением ареста в России можно сделать вывод о повышенном карательном содержании этого наказания в нашем государстве, что, на наш взгляд, обусловлено целым рядом факторов, включающих социальные, экономические, политические, географические особенности современной России, а также целями и задачами, ставящиеся перед ним, а также специфической характеристикой той категории преступников, к которым наиболее часто будет применяться арест.

Особенности ареста определяют существенные ограничения в выборе средств, при помощи которых, как предполагается, будут достигаться цели этого наказания.

Карательных и воспитательных возможностей кратких сроков изоляции от общества.

В связи с этим введение законодателем ареста в систему наказаний можно считать попыткой повысить эффективность краткосрочного лишения свободы путем устроения специальных исправительных учреждений – арестных домов, характеризующихся существенно более жестким режимом отбывания наказания. Практикой применения ареста в зарубежных странах можно обосновать предположение о возможности практически полной замены кратких сроков лишения свободы в исправительных колониях арестом при вынесении судебных решений по аналогичным делам.

Статья 149. Места отбывания ареста осужденными военнослужащими

Военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание на гауптвахтах.

Статья 150. Раздельное содержание осужденных военнослужащих

1. Осужденные военнослужащие из числа лиц офицерского состава содержатся отдельно от других категорий осужденных военнослужащих.

2. Осужденные военнослужащие, имеющие звания прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих рядового состава.

3. Осужденные военнослужащие, проходящие службу по призыву, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих, проходящих службу по контракту.

4. Осужденные военнослужащие содержатся отдельно от военнослужащих, арестованных по иным основаниям.

Статья 151. Направление осужденных военнослужащих на гауптвахту

Военнослужащие, осужденные к аресту, должны быть направлены на гауптвахту для отбывания ареста в 10-дневный срок после получения распоряжения суда об исполнении приговора.

Статья 152. Порядок и условия отбывания ареста осужденными военнослужащими

Порядок и условия отбывания ареста осужденными военнослужащими определяются настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.

Статья 153. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным военнослужащим

1. За примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе к осужденным военнослужащим могут применяться меры поощрения в виде благодарности, досрочного снятия ранее наложенного взыскания либо зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично.

2. За нарушение порядка отбывания наказания к осужденным военнослужащим могут применяться меры взыскания в виде выговора или перевода в одиночную камеру на срок до 10 суток.

3. Правом применения мер поощрения и взыскания пользуются начальник органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и начальник гарнизона.

4. Правом применения меры поощрения в виде зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы пользуется начальник гарнизона.

Статья 154. Особенности правового положения осужденных военнослужащих

1. Время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается.

2. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

3. Осужденным военнослужащим за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию.

Наказания, исполнение которых в отношении военнослужащих может совмещаться с оставлением осужденных на военной службе, можно разделить на две группы .

Первую группу составляют: штраф и обязательные работы. В период исполнения этих видов наказаний не требуется введения каких-либо ограничений и запретов в порядок прохождения осужденными военной службы. Правовой статус осужденных военнослужащих, отбывающих эти виды наказания, не отличается от правового статуса остальных граждан, т.е. они пользуются всеми правами и обязанностями гражданина в соответствии с Конституцией РФ и другими законами, за исключением ограничений, вытекающих из содержания наказаний, назначенных им судом.

Ограничения, вытекающие из содержания наказаний в виде штрафа и обязательных работ , существенного влияния на правовой статус военнослужащих не оказывают, т.е. не препятствуют осужденным в период отбывания упомянутых наказаний исполнять обязанности военной службы в полном объеме при условии, что приоритет при одновременном исполнении двух обязанностей должен отдаваться исполнению обязанностей военной службы, а не исполнению обязательных работ. Это положение закреплено в ст. 49 УИК РФ, устанавливающей, что обязательные работы выполняются осужденным «в свободное от основной работы или учебы время». Поскольку военная служба отличается спецификой нормирования занятости военнослужащего на службе, то сочетание исполнения обязанностей по военной службе с исполнением наказания может быть успешно осуществлено лишь военным командованием. Поэтому исполнение обязательных работ, назначенных военнослужащему в качестве уголовного наказания, не должно полностью возлагаться на уголовно-исполнительную инспекцию. За последней целесообразно сохранить лишь функцию оказания содействия командованию в исполнении этого вида наказания.

Вторую группу составляют наказания, которые связаны с существенным изменением порядка прохождения военной службы в период их исполнения. К ним относятся лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (основное и дополнительное), ограничение по военной службе, арест и содержание в дисциплинарной воинской части. Ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части относятся к специальным наказаниям, которые могут применяться только к военнослужащим без исключения их из сферы военной службы после вступления приговора в законную силу. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и арест к специальным наказаниям не относятся, так как могут применяться как к военнослужащим, так и к иным гражданам, в том числе уволенным с военной службы после совершения преступления.

Исполнение специальных наказаний предполагает дальнейшее прохождение осужденным военной службы, но в иных условиях, поэтому имеются основания специально выделить правовой статус военнослужащего, отбывающего наказание.


Его содержание определяется теми же положениями, что и содержание статуса остальных осужденных, но эти общие положения реализуются через специфические ограничения, вносимые в порядок прохождения осужденным военной службы в период отбывания уголовного наказания.

Поэтому правовой статус военнослужащего, отбывающего уголовное наказание без исключения из сферы военно-служебных отношений, можно определить как закрепленную федеральным законодательством, воинскими уставами и специальными нормативными актами совокупность его прав и обязанностей, определяющих порядок прохождения военной службы в период отбывания наказания.

Правовое положение военнослужащих, отбывающих в условиях военной службы уголовное наказание , характеризуется тем, что они:

а) являются лицами, одновременно проходящими военную службу и отбывающими уголовное наказание, пользующимися правами и исполняющими обязанности военнослужащих в порядке, установленном федеральным законодательством, нормативными актами Правительства и военного ведомства в пределах их компетенции;

б) проходят военную службу с ограничениями, указанными в положениях об отбывании соответствующего вида наказания, назначенного им приговором суда;

в) несут дополнительные обязанности и подвергаются ограничениям в правах, составляющих сущность воздействия на осужденных, предусмотренных как условиями прохождения военной службы, установленными для них, так и нормами уголовного и уголовно-исполнительного права.

Пребывание на военной службе осужденного в период отбывания наказания означает, что военнослужащий не увольняется из Вооруженных Сил или других воинских формирований и период отбывания наказания засчитывается в общий стаж военной службы. Военнослужащий в период отбывания наказания обеспечивается всеми видами довольствия: продовольственным, вещевым, денежным, медицинским, квартирным с исключениями, предусмотренными порядком и условиями исполнения соответствующих видов наказания.

В одних случаях наказания исполняются по месту прежней службы осужденного военнослужащего, в других – военнослужащие перемещаются в соответствующие воинские части, учреждения для отбывания наказания, которое сопряжено с прохождением военной службы в особом порядке. Перевод может быть как осуществлен по месту прежней службы, так и связан с перемещением в другую часть, другое соединение, округ. Например, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части независимо от воинского звания и занимаемой должности до осуждения проходят военную службу в качестве рядовых. Лица, осужденные к лишению права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, переводятся на должности, исполнение которых не запрещено приговором суда и не связано с выполнением запрещенной приговором суда деятельности.

Статья 149. Места отбывания ареста осужденными военнослужащими

1. Арест как вид уголовного наказания предусмотрен п. "и" ст. 44 УК. Основания и порядок его назначения установлены в ст. 54 УК, согласно которой арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Арест может быть применен на срок от одного до шести месяцев, а в случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством арест выступает здесь как самостоятельный вид наказания военнослужащих, а не как замена исправительных работ содержанием на гауптвахте.

УИК детально регламентирует данное наказание в отношении военнослужащих в самостоятельной главе, поскольку порядок и условия его исполнения в военной среде, по сравнению с предусмотренными в гл. 10 УИК нормами о реализации этого наказания в общегражданской сфере, имеют специфику.

2. Статья 149 УИК основывается на положении ч. 3 ст. 54 УК о том, что осужденные к аресту военнослужащие всех категорий отбывают наказание на гауптвахте.

Военное законодательство Российской Федерации определяет, что для содержания военнослужащих под арестом (заключенных под стражу) оборудуется специальное помещение - гауптвахта. Гауптвахта может быть гарнизонной или войсковой (корабельной). Оборудуются гауптвахты в отдельном изолированном помещении и по типу камер.

На гауптвахте, которая в основном предназначена для содержания арестованных в дисциплинарном порядке, кроме того, могут содержаться военнослужащие:

заключенные под стражу с санкции прокурора (подозреваемые, обвиняемые);

являющиеся подсудимыми, - до окончания рассмотрения уголовного дела в суде;

осужденные военным судом с направлением в дисциплинарную часть, - до вступления приговора в законную силу.

(В таких случаях гауптвахта выступает одним из мест содержания под стражей - см. Положение N 14 "О гауптвахте" Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, ст. 7 , 11 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также Комментарий к указанному Федеральному закону. М.: БЕК, 1996.);

осужденные военным судом к аресту с содержанием на гауптвахте, а также военнослужащие, которым обязательные работы (исправительные работы к военнослужащим не применяются - см. ч. 1 ст. 51 УК) на основании ч. 3 ст. 49 УК заменены арестом. При этом гауптвахта выступает местом отбывания специального наказания, соединенного с прохождением осужденным военной службы.


3. В зависимости от фактической потребности и других факторов, определяемых органами военного управления страны, в течение определенного времени могут создаваться новые специальные гауптвахты для осужденных либо организовываться (преобразовываться) отделения для таковых на уже существующих гауптвахтах, в том числе при действующих дисциплинарных частях. Поэтому в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 13 июня 1996 г. "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" (СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2955) нормы о наказании в виде ареста будут вводиться в действие отдельным федеральным законом по мере создания необходимых условий для его исполнения, но не позднее 2001 г.

Статья 150. Раздельное содержание осужденных военнослужащих

1. Исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих основывается в числе других факторов на общих принципах уголовно-исполнительного законодательства, закрепленных ст. 8 УИК. В их числе важнейшим является принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний. В соответствии с ним должны быть обеспечены различные условия отбывания наказания, в том числе и содержания осужденных в зависимости от ряда социально-демографических, уголовно-правовых, уголовно-исполнительных признаков. Положения ст. 150 УИК представляют собой конкретизацию действия данного принципа применительно к осужденным военнослужащим, исходя из интересов исполнения наказания и необходимости дифференцированного подхода к ним с учетом интересов военной службы.

Подобная углубленная дифференциация осужденных военнослужащих (и иных содержащихся по другим основаниям на гауптвахте лиц) вызвана не только отношениями воинской субординации, но и их возрастными особенностями, а также существующими в ряде мест неуставными взаимоотношениями. Кроме того, следует иметь в виду, что более или менее однородный состав осужденных позволяет эффективнее организовывать воспитательное воздействие.

2. В силу различных оснований направления на гауптвахту военнослужащие, находящиеся там, имеют неодинаковое правовое положение и поэтому все категории арестованных должны содержаться отдельно.

Правовой статус осужденных, имеющих различные звания, проходящих службу по призыву или контракту, также отличен. Различными по форме и содержанию являются применяемые к ним уголовно-исполнительные и военно-административные средства воздействия. Поэтому и они содержатся раздельно друг от друга.

Статья 151. Направление осужденных военнослужащих на гауптвахту

1. Для исчисления сроков отбывания наказания важное значение имеет определение начального момента отбывания наказания. Осужденный военнослужащий считается арестованным с момента принятия его под стражу (конвой) для сопровождения на гауптвахту, а если он следует самостоятельно, то с момента, когда осужденный военнослужащий принят начальником гауптвахты (начальником караула) или дежурным по воинской части (по караулам).

Порядок конвоирования осужденных военнослужащих определяется Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Если до судебного разбирательства в отношении военнослужащего была избрана мера пресечения- заключение под стражу, то это время засчитывается в срок ареста на основании ст. 72 УК из расчета один день заключения под стражей за один день ареста.

Аналогичный зачет осуществляется в случаях, когда до вынесения приговора военнослужащий некоторое время находился под стражей в связи с совершенным преступлением в дисциплинарном (административном) порядке.

2. Если же до вынесения приговора избранная мера пресечения не была сопряжена с изоляцией от общества, то осужденный военнослужащий после оформления необходимых документов (в частности, о довольствии) направляется на гауптвахту самостоятельно (лица офицерского состава) либо сопровождается (лица рядового состава) в течение 10-дневного срока после получения командиром части (начальником учреждения) соответствующего распоряжения военного суда, вынесшего приговор.

3. Порядок направления различных категорий осужденных к аресту на гауптвахту и при необходимости их конвоирование (сопровождение), состав конвоя, его обязанности, прием арестованных на гауптвахту и другие организационно-управленческие вопросы регламентируются Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, с учетом требований общевоинских уставов, в частности Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации и приложений к нему, в том числе приложения N 14 "О гауптвахте".

4. Осужденные военнослужащие принимаются на гарнизонную гауптвахту начальником гауптвахты, а в его отсутствие - начальником караула; на войсковую гауптвахту - дежурным по воинской части.

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации имеется более 200 гарнизонных и более 230 войсковых гауптвахт, на которых ежедневно содержится от 1500 до 1800 военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке, и от 250 до 300 подследственных и осужденных.

Статья 152. Порядок и условия отбывания ареста осужденными военнослужащими

1. Положения ст. 152 УИК конкретизируют и дополняют нормы ст. 5 УИК, устанавливающей правовые основы регулирования исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

Согласно ст. 152 УИК порядок и условия отбывания ареста военнослужащими определяются прежде всего нормами УИК. Речь идет в данном случае о следующих группах норм, определяющих порядок и условия отбывания наказания в виде ареста:

а) нормы Общей части УИК, с одной стороны, устанавливающие общие положения (задачи, принципы, средства исправительного воздействия) для всех видов уголовного наказания без каких-либо исключений, но с определенной спецификой, с другой- регулирующие, как и нормы Особенной части УИК, конкретные вопросы отбывания осужденными военнослужащими ареста. Так, установленные в ст. 11 УИК обязанности осужденных в полной мере распространяются на осужденных к аресту. Это, например, обязанности по исполнению установленных законодательством Российской Федерации обязанностей граждан России, нравственных норм поведения и требований санитарии и гигиены; требований федеральных законов, нормативных правовых актов и законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; вежливое отношение к персоналу, другим осужденным и иным лицам; выполнение требований о явке в администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, даче объяснений по вопросам исполнения требований приговора. Более подробно см. комментарий к ст. 11 ;

б) нормы Особенной части УИК, в частности гл. 10 , регулирующей порядок и условия исполнения ареста. На основе указанных норм они могут конкретизироваться в актах военного законодательства, устанавливающих порядок и условия содержания военнослужащих на гауптвахтах.

2. Процедура и условия отбывания ареста осужденными военнослужащими определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, в частности регламентирующими порядок содержания военнослужащих на гауптвахтах. Это в первую очередь Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 14 "О гауптвахте"). Самостоятельным нормативным актом, регулирующим порядок и условия отбывания наказаний военнослужащими, являются упоминаемые Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденные Министром обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (см. приказ Министерства обороны Российской Федерации 1997 г. N 302).

Таким образом, двоякое положение осужденного к аресту военнослужащего обусловливает распространение на него норм как уголовно-исполнительного (см. комментарий к ст. 66 и 69 ), так и военного законодательства.

3. В соответствии с названными актами военного законодательства начальник гауптвахты (дежурный по части) при приеме арестованных военнослужащих проверяет наличие у них положенных вещей, производит личный досмотр, изымает для хранения поясные ремни, вещи и ценности, которые запрещено иметь в камере, а также все служебные документы, записывает все данные, имеющиеся в копии приговора военного суда, другие необходимые сведения в именной список и в книгу арестованных.

Перечень изъятых и принятых на сохранение вещей, предметов, документов и денег начальник гауптвахты заносит в книгу арестованных в присутствии арестованного и выдает ему расписку в их приеме, после чего направляет осужденного к начальнику караула для помещения в конкретную камеру по правилам раздельного содержания различных категорий арестованных.

В процессе исполнения ареста осужденные военнослужащие на занятия и работы не привлекаются. Для сна им выдаются шинели, матрацы и подушки с верхними наволочками, разрешается курение в отведенных для этого местах. С ними проводятся занятия по отдельным планам военной подготовки, разрабатываемым Генштабом Вооруженных Сил Российской Федерации (Управлением службы войск и безопасности воинской службы Генерального штаба) и конкретизируемым военными комендантами гарнизонов на местах. В остальном они содержатся на общих основаниях с военнослужащими, арестованными в дисциплинарном порядке.

4. Военные прокуроры, их заместители и помощники в целях осуществления надзора за соблюдением законов, а также защитники по предъявлении удостоверения личности допускаются на гауптвахту к арестованным начальником гауптвахты (дежурным по караулам) с уведомлением военного коменданта. О допуске защитника на гауптвахту уведомляется военный прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением законности на данной гауптвахте. По желанию осужденного свидания с защитником могут предоставляться наедине, в условиях их видимости. Иные свидания с осужденными могут предоставляться по специальным ордерам на свидания.

Статья 153. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным военнослужащим

1. Сохранение за осужденным к аресту статуса военнослужащего предполагает поддержание и на гауптвахте порядка несения воинской службы, воинского правопорядка (в том числе уставных отношений и порядка подчиненности), выполнение всеми арестованными требований дисциплины, распорядка дня и, насколько это возможно, своих служебных обязанностей. Для реализации целей уголовного наказания и во исполнение требований военного законодательства к осужденным возможно применение в качестве средства воздействия мер поощрения и взыскания.

Гарнизонная гауптвахта, возглавляемая ее начальником, в соответствии с требованиями общевоинских уставов по службе подчинена военному коменданту и далее по команде - начальнику гарнизона.

2. К осужденным военнослужащим, как и к другим категориям лиц, отбывающим уголовные наказания, применяется специфическая система мер поощрений и взысканий с целью стимулирования их положительного поведения и добросовестного отношения к военной службе. Эти меры разнообразны и способны не только удержать осужденного военнослужащего от неправомерных действий, но и обеспечить его успешное исправление.

Ограниченный перечень видов поощрений и взысканий, указанный в настоящей статье УИК, является одним из средств уголовно-исполнительного воздействия на осужденных и свидетельствует, что к ним не могут применяться иные меры, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Правом применения мер поощрения и взыскания к осужденным военнослужащим пользуются военный комендант и начальник гарнизона. При этом наказания засчитываются в срок военной службы только в качестве меры поощрения, применяемой начальником гарнизона по рапорту военного коменданта.

Статья 154. Особенности правового положения осужденных военнослужащих

1. В период отбывания уголовного ареста правовой статус осужденного военнослужащего является ограниченным.

Перечень правоограничений является исчерпывающим и вытекает из определенного в федеральном законодательстве режима исполнения данного наказания.

Оставаясь военнослужащим, осужденный, тем не менее, не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания либо выдвинут на вышестоящую должность.

Поскольку во время отбывания ареста осужденный не исполняет своих специальных обязанностей по ранее занимаемой должности (он этой возможности в силу специфики рассматриваемого наказания лишен), ему в этот период выплачивается денежное содержание только в виде оклада по воинскому званию, а время ареста не засчитывается в общий срок военной службы, дающий право на получение различных льгот, в том числе на пенсионное обеспечение. Во время отбывания ареста эти сроки приостанавливаются.

2. В исключительных случаях, в порядке поощрения за примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе осужденным может быть включено время отбывания ареста в срок военной службы полностью или частично (см.

1. Время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается.

2. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

3. Осужденным военнослужащим за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию.

Комментарий к статье 154

1. В период отбывания уголовного ареста правовой статус осужденного военнослужащего является ограниченным. Перечень правоограничений является исчерпывающим и вытекает из определенного в федеральном законодательстве режима исполнения данного наказания.

Оставаясь военнослужащим, осужденный тем не менее не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания либо выдвинут на вышестоящую должность. Поскольку во время отбывания ареста осужденный не исполняет своих специальных обязанностей по ранее занимаемой должности (он этой возможности в силу специфики рассматриваемого наказания лишен), ему в этот период выплачивается денежное содержание только в виде оклада по воинскому званию, а время ареста не засчитывается в общий срок военной службы, дающий право на получение различных льгот, в том числе на пенсионное обеспечение. Во время отбывания ареста эти сроки приостанавливаются.

2. В исключительных случаях в порядке поощрения за примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе осужденным может быть включено время отбывания ареста в срок военной службы полностью или частично (см. комментарий к ст. 153).

3. На период ареста временным местом службы осужденного является гауптвахта, поэтому переводы такого военнослужащего к новому месту службы, в другую местность или воинскую часть либо в другое учреждение в это время невозможны.

4. Осужденный военнослужащий во время отбывания ареста не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к службе по состоянию здоровья. Данная норма призвана обеспечить стабильность приговора суда, которым назначен арест, поскольку, оставаясь субъектом военной службы, осужденный обязан отбыть назначенный ему срок наказания в полном объеме. При возникновении иных предусмотренных законодательством РФ оснований для увольнения с военной службы сначала решается вопрос о досрочном освобождении от отбывания ареста, а лишь затем об увольнении осужденного военнослужащего. Такие основания предусмотрены в ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

5. Вопрос о пригодности к военной службе на основании медицинского освидетельствования и расписания болезней и физических недостатков решается военно-врачебными экспертными комиссиями, порядок организации и деятельности которых определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым постановлением Правительства РФ. Действующее Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123, распространяется на Вооруженные Силы страны, на все войска и воинские формирования Российской Федерации, в которых осуществляется прохождение военной службы.

6. Осужденные к аресту, признанные соответствующей комиссией негодными по состоянию здоровья к военной службе, представляются командиром части к досрочному освобождению от наказания в судебном порядке по месту прохождения осужденным службы. Одновременно с представлением в военный суд направляется заключение военно-врачебной экспертной комиссии и личное дело осужденного.

После вынесения судом постановления о досрочном освобождении от наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким (в соответствии со ст. 174 УИК РФ) эти лица досрочно увольняются с военной службы их командирами и начальниками. Аналогично решается вопрос в отношении военнослужащих, у которых обнаружено психическое расстройство и которые на этом основании признаны негодными к дальнейшей военной службе. Последующее их лечение после увольнения осуществляется на основании Закона РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".