Как отбывают наказание подростки? Особенности детских воспитательных колоний для несовершеннолетних в России. Колония для несовершеннолетних Колония для несовершеннолетних

Снижение возраста преступности — один из самых печальных фактов российской действительности.

Из года в год за преступления различной степени тяжести привлекаются граждане, моложе 18 лет , а иногда просто дети.

Это зрелище настолько угнетающе выглядит, что вопрос, куда попадают правонарушители в России, и исправляются ли они там, является довольно актуальным.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Учреждение для начала новой жизни

Колония воспитательного типа — вид особого типа воспитательно-исправительных учреждений в Российской Федерации, предназначенный для содержания осужденных граждан, совершивших преступления, но состоящих к этому моменту в возрасте несовершеннолетия.

Перевоспитательный срок пребывания в учреждении подобного вида зависит от серьезности совершенного подростком деяния, а также поведения несовершеннолетнего.

Часто преступники-подростки, изначально попадая для исправления в такую колонию, позже продолжают свой исправительный путь уже в тюрьме.

Список детских колоний

Где находятся уполномоченные учреждения по проведению исправительно-воспитательной функции? Российская федерация территориально поделена на 54 субъекта, в которых расположены и функционируют 24 колонии воспитательного типа :


Из 24 воспитательных учреждений в двух, Новооскольской и колонии Томск-2, содержатся несовершеннолетние осужденные девочки, совершившие правонарушения, в остальных 22 содержатся мальчики.

По данным на 1 февраля 2017 года в 24 воспитательных заведениях по всей стране находятся порядка 1655 человек .

Статистика по преступлениям подростков

Статистика воспитательных колоний по малолетним преступникам неутешительна процентное соотношение правонарушений, за которое подростки отбывают свое наказание, примерно следующее:

  1. Около 16% от всех совершаемых несовершеннолетними преступлений относятся к разряду имущества, ценностей или других вещей, которыми определенный человек обладает на праве собственности.
  2. Порядка 15% осужденных отбывают срок за , налеты на людей, организации, магазины, банки и пр.
  3. Причинение вреда здоровью составляет 11% от всего числа преступлений. Главное отличие — умышленность действия.
  4. 10% совершенных преступлений составляют , иногда осуществляемые .
  5. Изнасилование совершили 8% малолетних преступников .

Среди осужденных за преступления, как правило, каждый пятый уже привлекался ранее за другое правонарушение, то есть среди оступившихся подростков — обычное явление.

Повторение преступления следует в скором времени, обычно практически сразу, если первое правонарушение было серьезным .

Ранняя ответственность

Со скольки лет туда попадают?

В Российской Федерации узаконена ответственность за совершенные преступные деяния 16 лет, поэтому основная масса подростков, отбывающих наказание, имеет возраст 16-18 лет .

Однако, существует некоторые оговорки для ряда преступлений, из-за которых оступившийся молодой человек может оказаться в воспитательном учреждении, начиная с 14 лет .

Причиной такого «омоложения» становится то, что противозаконные действия совершаются лицами, которые в силу своего возраста не понимают возможных последствий.

Преступления, за которые подростки будут привлечены к уголовной ответственности с 14 лет:

  • лишение человека свободы против его воли;
  • ограбление частного лица, организации, магазина. Сюда же относится угон транспортного средства и разбойное нападение;
  • нарушение здоровья другого человека, выполненное со злым умыслом, насильственные манипуляции над другим человеком;
  • участие в террористических действиях, пленение заложников;
  • покупка веществ взрывчатого состава;
  • изготовление, продажа устройств для взрыва;
  • кража оружия;
  • взаимодействие с лицами, занимающимися продажей наркотиков.

Колонии, созданные для перевоспитания оступившихся подростков, имеют некоторые отличия от подобных учреждений, заключающиеся в разных видах режимных условий для каждого осужденного :

Обычный вид применяется для всех новоприбывших подростков, совершивших преступление в первый раз.

По окончанию испытательного срока, если не будет особых нарушений в поведении, осужденного переводят на облегченный режим содержания.

В случае, если агрессия — единственное, что показывает вновь прибывший, и он нарушает режим содержания, то его помещают на строгий вид содержания.

Освобождающихся малолетних правонарушителей, которые содержались на облегченном виде, переводят на льготные условия в случае их хорошего поведения перед освобождением.

Иногда можно наблюдать ситуацию, когда перед самым освобождением, радуясь, что скоро вернутся домой, несовершеннолетние нарушители начинают вести себя распущенно и нарушать режим. Это черевато переводом на строгий вид содержания .

Право решения, какое содержание применить к конкретному «подопечному», принадлежит непосредственно начальнику учреждения.

Фото камеры в колонии для несовершеннолетних:

Отличие режимных видов

Режим такого вида допускает встречаться родными и близкими только 6 раз в год на короткое время. Продолжительные свидания не разрешены. При строгом виде содержания разрешается пользоваться суммой, не превышающей 3 размеров МРОТ.

Обычное содержание разрешает проживание нарушителей в общежитиях. 5 минимальных зарплат могут расходоваться на приобретение необходимых продуктов. Режим позволяет 8 раз в год встречаться с родными на короткое время, а 4 раза — на более длительный период.

Облегченный вид допускает общежития для подростков, похожие на жилье при обычном виде. Траты оступившихся молодых людей не могут превышать 7-ми минимальных зарплат ежемесячно.

Свидания с близкими допускаются 1 раз в квартал, если необходим длительный период, и каждый месяц, если достаточно короткого.

Льготный вид подразумевает проживание в специальных общежитиях, отличных от общежитий, положенных при облегченном и обычном режимах. Каждому доступен специальный личный счет с находящимися на нем деньгами, которыми несовершеннолетний нарушитель может пользоваться, как пожелает.

Недолгие свидания позволяются, если осужденному это потребуется.

Продолжительные свидания, которые разрешается брать в течение года, дозволяется проводить за территорией колонии.

Нахождение подростка за пределами учреждения контролируется руководством. Еще одно послабление при льготном виде содержания — возможность пользоваться бумажными деньгами и носить привычную одежду.

Нарушения установленного порядка, влекущие за собой последствия

Основными злостными нарушениями режима , ведущими к попаданию из облегченного, обычного или льготного вида содержания в строгий, являются следующие:

  • употребление запрещенных веществ;
  • хулиганские поступки по отношению к окружению или предметам интерьера;
  • невыполнение требований, установленных руководством учреждения;
  • оскорбление представителей администрации;
  • изготовление, хранение и применение запрещенных предметов;
  • отказ от медицинского лечения, определенного судом и являющегося обязательным;
  • организация запрещенных движений против руководства организации;
  • отказ от работы, являющейся обязательным условием пребывания в колонии.

Методы воздействия за невыполнение требований

Некоторые из подростков-правонарушителей, попавших в колонию воспитательного типа, продолжают вести себя неподобающим образом, грубо нарушая установленный учреждением режим .

При возникновении подобных нарушений предусмотрены такие способы воздействия, как:

  • вынесение выговора допустимо, если нарушение небольшое;
  • ограничение или полный запрет просмотра развлекательных и художественных фильмов сроком на 1 месяц;
  • штрафные санкции в размере до 2 МРОТ;
  • наказание через помещение в одиночный изолятор;
  • перевод на строгий вид условий содержания.

Направленность работы сотрудников

Воспитательная работа — комплекс специальных мер, применяемых к осужденным несовершеннолетним для того, чтобы отношение подростка к внешнему миру, самому себе, а также положительно повлиять на его будущую судьбу.

Работа направлена на получение подростком эстетических, нравственных, трудовых навыков, а также получение физического воспитания.

Колония предоставляет возможность несовершеннолетним заключенным получить определенную профессию в своих стенах, которая поможет освоиться и прокормить себя после освобождения.

Среди оступившихся подростков есть представители из семей, именуемых неблагополучными, в которых никогда прививались семейные и моральные ценности. Поэтому, проведение с несовершеннолетними нарушителями персональных бесед на такие темы помогает показать подростку другую сторону жизни.

Приучение подростков к физической культуре в колонии воспитательного типа помогает избавиться от вредных привычек, от которых страдает большинство воспитанников.

Цели детского воспитательного учреждения по отношению к малолетним правонарушителям выглядят следующим образом:

  1. Исправление имеющихся вредных наклонностей у нарушителя.
  2. Подготовка осужденных к самостоятельному функционированию без поддержки воспитателей.
  3. Формирование правильного отношения к положениям закона и труда.
  4. Повышение образованности и культуры.
  5. Кадровая подготовка.

Способы, используемые для стимулирования осужденных к развитию

Для того, чтобы процесс исправления проходил с минимальными препятствиями со стороны самих перевоспитываемых, необходимо применять некоторые способы поощрения, которые сделают процесс более приятным для подростков.

Допускаются способы, направленные на поощрение подростков:

  1. Право ходить на мероприятия спортивного и развлекательного характера вне воспитательного учреждения.

    Условие: сопровождение подростка сотрудниками, и только в дневное время.

  2. Право покидать границы учреждения для встреч с родителями и другими близкими родственниками. Приятным плюсом является разрешение выхода в гражданской одежде.
  3. Возможность перехода из строгого вида содержания в обычный. Обязательное условие: переход возможен только через 3 месяца после прибытия в учреждение.

Поможет ли это исправиться?

В России, к сожалению, не разработана и не внедрена система , которая способствовала бы возвращению оступившихся подростков к нормальной жизни после освобождения.

Обычно, освободившийся молодой человек снова попадает в те же условия и ситуации, которые стали причиной его заключения. Печальный факт: риск рецидива преступления велик .

Воспитательные колонии прилагают все возможности и условия для возвращения подростка к нормальной жизни после выхода из учреждения и становления его, как полноправного члена общества .

Так называемые родительские комитеты, которые формируются в воспитательном учреждении, а также попечительские советы принимают участие при проведении воспитательного процесса над подростками и решении вопроса о трудоустройстве воспитанников после освобождения.

Итак, роль исправительных учреждений воспитательного характера для несовершеннолетних огромна. Они несут наказывающую функцию , помогая при этом сошедшим с правильного пути детям вернуться обратно.

О женских и мужских колониях для несовершеннолетних в этом видео:

Автор статьи -

Воспитательные колонии для девушек в России есть только в двух регионах - в городе Новый Оскол Белгородской области и Томске. Сюда попадают те, кто совершил действительно тяжкие преступления. В других случаях суд редко приговаривает подростков к лишению свободы.

В Новооскольской колонии сейчас содержатся воспитанницы в возрасте от 14 до 19 лет из 53 регионов России. Среди девочек, которые освободились отсюда, практически нет рецидивисток и тех, кто был бы осужден второй раз, - и это главный показатель работы учреждения. После выхода на свободу многие продолжают работать в тех профессиях, которые получили здесь - устраиваются швеями, рабочими зелёного хозяйства, поварами, вышивальщицами, операторами ПК. В этом году ввели новую специальность - «делопроизводитель», благодаря взаимодействию колонии с местным колледжем десять девочек получили свидетельство о прохождении соответствующего курса. Некоторые за период обучения получают по три-четыре специальности, аттестат, свидетельство или диплом государственного образца.

Школа, вуз, работа

Многие воспитанницы получают профессию швею. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В первую смену воспитанницы работают на фабрике, которая находится на территории колонии, а во второй половине дня учатся в школе. Занимаются с ними восемь учителей, директор и его заместитель. Точные науки - физику и химию - преподают мужчины.

«Мы работаем согласно закону об образовании РФ и всем нормативным документам, которые издаёт Министерство образования РФ, департамент образования Белгородской области, - говорит директор средней общеобразовательной школы управления ФСИН России по Белгородской области Василий Обрезанов. - Мы учим девочек по тем же образовательным программам, что действуют во всей стране в обычных школах. Для 10-11 классов это 34 учебных часа в неделю, для 9-8 классов - 33 часа, начальные классы - 23 часа. Учитель истории и обществознания преподаёт и основы православной культуры».

Финансово школа зависит от регионального УФСИН, которое несёт все расходы на зарплату учителям, оборудование кабинетов, обеспечение учебниками и школьными принадлежностями. Классы со свежим ремонтом, в каждом - компьютер, интерактивные доски, проектор, экран.

В колонии оборудован компьютерный класс. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Василий Алексеевич не без гордости рассказывает, что у воспитанниц есть возможность получить даже высшее образование. Правда, они не сдают ЕГЭ - согласно приказу Министерства образования РФ, лица, отбывающие наказание, могут проходить государственную аттестацию в форме государственного выпускного экзамена - это контрольные работы в виде тестов по математике и сочинения по русскому языку. Именно его выбирает основная масса девочек, потому что сдать его легче, меньше психологическая нагрузка. В аттестате не указано, что он выдан в колонии. А после можно обучаться дистанционно в вузе, с которым у колонии есть договор о сотрудничестве. В этом году высшее образование здесь получают четыре человека.

«Я родилась в Пензе, когда родители развелись, переехала в Московскую область, - рассказывает 19-летняя Галина . - Попала в колонию за убийство, срок большой - девять с половиной лет. Попала под влияние старшего по возрасту человека, не слушала маму, жила сама, как хотелось. Тут нахожусь уже два года, закончила 10 и 11 классы, начала учиться на психолога дистанционно - очень хочу получить высшее образование, чтобы на свободу выйти уже с дипломом, вернуться домой к маме - она платит за моё обучение».

В колонии для несовершеннолетних крайний возраст пребывания - 18 лет, поэтому Гале предстоит переводиться отсюда во взрослую колонию. Но там, по её словам, у неё есть перспектива выйти условно-досрочно, когда она отбудет две трети срока.

Поломанные судьбы

На открытой площадке оборудована зона для сдачи норм ГТО. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В качестве поощрения за хорошее поведение девушки могут выходить за пределы колонии в сопровождении сотрудника. И в самой колонии у них не только учёба и работа, есть и досуг, и возможность заниматься спортом - специально для них на территории оборудовали площадку для сдачи норм ГТО.

«После того, как девушки освобождаются, они забирают с собой свои кубки за спортивные достижения, грамоты, медали, очень всем этим гордятся, - говорит начальник воспитательного отдела колонии, майор внутренней службы Екатерина Жильникова. - Ведь многие из них дома не видели и не знали столько тепла, заботы и внимания, сколько они получают здесь. Это многолетняя традиция нашей колонии - создавать для девочек такую семейную атмосферу. Все сотрудники нацеливают их на ресоциализацию, на нормальную жизнь после освобождения. И девочки это прекрасно понимают - то, что они здесь приобретут, наработают, поможет в дальнейшей жизни. Поэтому они получают несколько профессий, стремятся хорошо учиться в школе. Очень радуются своим результатам, говорят - на воле я не ходила в школу, прогуливала уроки, а теперь у меня четвёрка за четверть! И эта оценка действительно заслуженная - они готовятся, делают домашние задания, стремятся, чтобы у них было меньше троек, хорошо сдать экзамены, чтобы получить хороший аттестат».

В прошлом учебном году четыре девочки стали победителями олимпиады МГУ им. Ломоносова в рамках проекта «Путёвка в жизнь». В олимпиадах участвует примерно половина осужденных. Как и у всех других учеников, у каждой девочки здесь есть портфолио, где накапливаются все достижения - учебные, творческие, спортивные.

Многие из них отбывают наказание за убийства или тяжкие телесные повреждения, как, например, 18-летняя Светлана из Брянска.

«Был семейный конфликт с маминым сожителем, и так вышло, что я сюда попала на шесть с половиной лет, - говорит она. - Тут хорошие условия, учёба, здесь я уже два года, закончила девять классов без троек. Учителя очень хорошие, всё доступно объясняют. Хочу вернуться домой и продолжать дальше учиться».

Света - активистка, у неё хорошая перспектива выйти по УДО. Она рассказывает, как победила в этом году в областном конкурсе социальных инициатив.

«Я сама захотела представить там нашу колонию, мне, конечно, помогли учителя, и мы сделали проект «Наша школа - территория здоровья», - говорит Света. - Вместе с представителем администрации колонии мы ездили в Губкин в гражданской одежде, ничем не отличались от всех других участников, и я защитила проект и стала лауреатом 2-й степени - мне дали грамоту и подарили электронные часы».

Примерно половина девочек отбывает наказание за распространение наркотиков - именно за распространение, а не за употребление. Их втягивают и подставляют наркодельцы. 18-летняя Елена из Сыктывкара - одна из таких. Она закончила дома девять классов, поступила в колледж, но не закончила первый курс, её задержали. Из положенных трех с половиной лет отбыла полтора года - у неё тоже есть перспектива на УДО.

«Я хорошо учусь - я и дома всегда хорошо училась, на производстве тоже шью хорошо. Летом у нас были дополнительные курсы - я закончила курс рабочего зелёного хозяйства и оператора ПК, недавно получила третий разряд как швея, - говорит Лена. - Когда выйду на свободу, обязательно буду учиться, на кого - ещё не знаю, мы с мамой ещё думаем. Мы с ней держим связь, она меня не бросает».

Кстати, по УДО из Новооскольской колонии выходят многие: за девять месяцев из восьми поданных ходатайств семь уже удовлетворены.

«Вы нас не боитесь?»

Картины из войлока, которые делают девочки, - настоящие произведения искусства. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Знакомимся с учителями - Василий Обрезанов показывает нам каждый класс, представляет каждого педагога. Подбирал коллектив школы он сам.

При входе в школу - выставка творческих работ девочек, которые они делают на кружках.

«У нас есть традиционные мероприятия - к Новому Году и Пасхе мы участвуем в выставках и различных творческих конкурсах, которые организуются как в колонии, так и на всероссийском уровне, - говорит заместитель директора школы Наталья Фиронова . - В этом году в региональном конкурсе поделок «Новогодняя сказка» наша колония заняла первое место. Всё это девочки делают своими руками под руководством учителей. А после освобождения они пишут нам, что кружковые занятия им пригодились - кто-то даже делает игрушки, поделки на заказ».

Учитель иностранных языков Любовь Кизилова занимается с девочками картинами из валяльной шерсти.

«Эту технику сухого валяния я чисто случайно нашла в интернете, и мы решили с девчонками попробовать. - рассказывает Любовь Алексеевна. - Первую картину делали очень долго, дня два над ней сидели, но когда показали - всем понравилось, и мы решили продолжать. Сейчас работ уже очень много».

Учитель математики Наталья Назина 20 лет работает с трудными детьми. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Есть в колонии кабинет информатики, девочки все продвинутые, умеют пользоваться компьютерами. Математику преподаёт Наталья Назина, учитель с 20-летним стажем.

«Я всегда работала с трудными детьми и в обычной школе, - говорит Наталья Дмитриевна. - И эти девочки ведь тоже трудные, у многих из них неблагополучные семьи, и они все очень тянутся к общению. Их похвалишь - они рады, раскрываются. Знания у них, конечно, слабоваты, потому что многие толком не учились, но здесь они стараются, заинтересованы в том, чтобы активнее себя проявить и на уроках, и вне уроков. Знаете, мы никогда не интересуемся, за что они сюда попали - дети и дети, нам главное - их выучить. Когда я пришла сюда работать, мне девочки говорят: «А вы нас не боитесь?» Я так удивилась, говорю - почему я должна вас бояться? Вы - обычные люди».


В каждой стране существует своя тюремная система, отличающаяся наличием определенных правил и условий содержания заключенных. И нередко они не только не отвечают никаким стандартам и нормам, но и противоречат адекватному сосуществованию людей на одной территории. Отдельного внимания в этом плане заслуживают исправительные колонии и тюрьмы, где содержатся несовершеннолетние.

Турецкая тюрьма

Самым ярким примером нечеловеческого обхождения с заключенными и жестокими тюремными правилами, является турецкая тюрьма - Диярбакыр, где малолетние преступники отбывают свое наказание вместе с взрослыми. Это связано с особенностью турецкого законодательства, где предусмотрено заключение детей не только на условный и короткий, но и весьма длительный срок.

Условия в этой тюрьме ужасают - отсутствует какая-либо медицинская помощь, камеры переполнены, а охранники позволяют себе избивать заключенных и применять к ним различные пытки. Это оказывает необратимое воздействие на неокрепшую психику подростка, который, по сути, еще является ребенком.

Эстонские тюрьмы

Турция — далеко не единственный пример, где несовершеннолетние и дети находятся в одном и том же исправительном учреждении вместе с взрослыми. Так, в Эстонии несовершеннолетние заключенные также отбывают свой срок со старшими людьми. Тем не менее, здесь присутствует разделение на мужские и женские тюрьмы открытого и закрытого типов. Не говоря уже о том, что условия содержания сильно отличаются от турецких.

Важная особенность эстонских тюрем - это возможность социализации заключенных, что очень важно для малолетних преступников, которые еще не в полной мере могут осознать факт своего заключения и дальнейшие его последствия в жизни.

На сегодняшний день в Эстонии существуют две тюрьмы, где содержатся несовершеннолетние. Это закрытая женская тюрьма Харку и мужская закрытая тюрьма Вильянди, которая имеет открытое отделение. В женской тюрьме на сегодняшний день содержится пять несовершеннолетних, в то время как в мужской насчитывается около 100 заключенных в возрасте от 13 до 21 года.

Особенности обеих тюрем - это возможность получения рабочих специальностей для дальнейшего трудоустройства, обучение и получение сертификата о среднем образовании. На территории эстонских мест лишения свободы работают свои производства, обеспечивающие содержащихся под стражей лиц работой.

К тому же, женская тюрьма Харку предусматривает воспитание некоторыми женщинами детей возрастом до трех лет, в тюрьме присутствует специальная детская комната с кроватями и игрушками. Средний срок заключения в Харку составляет 4 года.

В Вильянди и Харку предусмотрено разделение площади тюрем на жилую и рабочую зоны, присутствуют прачечная и медицинская комнаты.

Германия

Германия - ведущая европейская страна, известная своей строгой ювенальной юстицией и привлечению родителей незаконопослушного ребенка как к материальной, так и уголовной ответственности. Тем не менее, тюрем для несовершеннолетних в стране как таковых нет.

Существуют определенные отделения при тюрьмах, где содержатся заключенные в возрасте от 14 лет до 21 года, которые получили столь строгое наказание в виду совершения особо тяжкого преступления - убийства, изнасилования или им подобных правонарушений.

Условия пребывания подростков, как и других заключенных, в немецких тюрьмах находятся на высоком уровне. Обычно тюремное заведение имеет развитую инфраструктуру, в которую входят церковь, тренажерный и актовый залы, спортплощадки, теннисный корт, библиотека, врачебные кабинеты и хлебопекарни, кухня и фабрика.

Особенность немецких тюрем - это наличие сверхнового медицинского оборудования в лазаретах, позволяющего проводить операции, комплексное обследование и лечение заключенных. Наряду с медиками в штат сотрудников немецких тюрем входят психологи, которые осуществляют работу по адаптации подростков, и работают с ними согласно индивидуальным реабилитационным программам.

В виду «мягких» приговоров для несовершеннолетних в стране, пребывание под арестом может длиться не более одного месяца или сводится всего к полугоду, в случае более серьезного нарушения.

Сложно не упомянуть США, когда разговор заходит о тюремном устройстве в различных странах, так как Америка находится на первом месте по количеству отбывающих наказание малолетних преступников - их численность составляет 90 000 человек.

При этом законодательство предусматривает полную ответственность детей за совершенные ими преступления, вплоть до смертной казни в возрасте 13-14 лет. Аналогичную меру наказания практикуют только еще три страны - ЮАР, Танзания и Израиль. В США также возможна замена казни пожизненным заключением без права на досрочное освобождение. У таких заключенных всего лишь один шанс выбраться из тюрьмы - смертельная болезнь на своей последней стадии.

Особенность тюрем в США состоит в различии судебных приговоров и предусмотренных судом мер наказаний от штата к штату. Так, посадить несовершеннолетнего в тюрьму могут в 26 штатах только за прогул школы или побег из дома. Хотя главные решения о мерах пресечения незаконной деятельности подростка выносятся федеральными органами.

Как и в большинстве тюрем, тюрьмы в США разделены на женские и мужские, а подростки отбывают свое наказание отдельно от взрослых.

На территории РФ распространена практика содержания несовершеннолетних, вплоть до возраста 19 лет, под стражей в специальных воспитательных колониях, которые еще не так давно носили название воспитательно-трудовых исправительных учреждений.

В них установлены различные условия отбывания наказаний, которые могут быть как строгими, так и облегченными или обычными, на льготных основаниях или с одиночным содержанием, в зависимости от предусмотренного наказания, которое регулируется 17 главой УК РФ.

На территории страны функционирует 41 воспитательная колония, где пребывало около 2000 человек на 1 сентября 2014 года.

Тем не менее, Россия недалеко ушла от США по количеству несовершеннолетних заключенных, она занимает второе место при 15 000 подростков, отбывающих наказание в местах лишения свободы и 7 000 подростков, ожидающих своего приговора в СИЗО.

Предельным возрастом, при котором отбывание наказания может быть определено в воспитательной колонии составляет 18 лет, но встретить там можно и более взрослых субъектов. Это обусловлено тем, что законодательство допускает пребывание подростков в подобных коррекционных учреждениях вплоть до отбытия полного срока наказания определенного приговором органа правосудия, но не старше 19 лет.

После достижения 19-летия, если имеется неотбытая часть вмененной меры воздействия в виде , то отбываться она будет уже в пределах взрослой колонии общего режима. Итак, особенности исполнения наказания в воспитательных колониях и соответствующие режимы отбывания будут рассмотрены далее.

Более подробно о нюансах отбывания наказания в колонии для несовершеннолетних расскажет этот видеосюжет:

Режимы

Для подростков, отбывающих наказание в изоляции от социума, предусмотрены два режима воспитательного процесса:

  1. Общий , вменяемый мальчикам, совершившим свое первое неправомерное деяние, подлежащее воздаянию в виде пребывания в изоляции и девочкам вне зависимости от фактора .
  2. Усиленные , применяемый к подросткам мужского пола, которые уже не в первый раз становятся воспитанниками пенитенциарного заведения для несовершеннолетних.

Условия

Общие

Изначально попав в детскую воспитательную колонию, подростки помещаются в обычные условия, которые реализуются посредством:

  • общего проживания в бараках типа общежитий;
  • коллективных построений и перемещений по территории колонии для исполнения действий, предусмотренных распорядком;
  • надзором со стороны сотрудников пенитенциарного заведения.

Выполнив несложные условия, каждый подросток может добиться облегченных условий отбывания, предоставляющих гораздо больше личной свободы, в том числе допускаются самостоятельные перемещения по охраняемой территории и ослабление надзора. Чтобы добиться послаблений потребуется отбыть определенный период прилежно обучаясь, трудясь и не допуская нареканий, в том числе:

  1. Подросткам мужского пола, впервые попавшим в колонию, нужно отбыть три месяца.
  2. Юношам, отбывающим не первое наказание в стенах исправительной колонии, потребуется заслуживать доверие в течение полугода.
  3. Девушки могут облегчить условия своего содержания по прошествии квартального периода, вне зависимости от того какой раз подвергаются изоляции.

Льготные

При дальнейшем соблюдении всех требований пребывания в колонии и наглядном исправлении поведения предусматривается следующая ступень облегчения условий пребывания, называемых льготными. При достижении данного уровня доверия со стороны администрации пенитенциарного заведения у подростка появляется возможность обитания за пределами охраняемого периметра, приобщаясь к нормальной жизни и готовясь к освобождению.

Конкретные сроки и условия достижения льготных условий законодательно не определены, но из практики подразумевается, что срок пребывания при облегченных условиях должен быть сопоставимым с предыдущим переходом, так же, как и требования к поведению.

Точно также, как хорошее поведение и видимое исправление способствует улучшению условий содержания, негативный характер поведения способен усугубить их, вплоть до строгого содержания. Строгие условия подразумевают содержание в запираемых на ночь камерах и ряд других ограничений, в том числе запрете просмотра фильмов, и ограничении общения с внешним миром в виде посещений и передач.

Про проблемы воспитательной колонии для несовершеннолетних поговорим напоследок.

Проблемы таких заведений

  1. Трудности с перевоспитанием подростков заключается в наличии у некоторых индивидов устойчивых признаков антисоциального поведения, из-за которых его приобщение к учебе и труду оказывается неудачным, а поведение негативно влияет на других несовершеннолетних. При устойчивом криминальном характере личности, ужесточение условий его содержания не дает эффекта и в итоге приходится выполнять перевод такого субъекта в возрасте 18 лет во взрослую зону, где он пополняет ряды патологических преступников.
  2. Существенной проблемой стало изменение максимально-допустимого возраста оставления в колонии на исправлении с 21 года на 19 лет, так как теперь у многих подростков пропала возможность выйти на свободу из воспитательной колонии, а перевод в исправительную стал неизбежным. Осознание того факта, что попасть к взрослым уголовникам неизбежно придется, сводит на нет все корректирующие успехи, так как многие подростки не видят смысла вести себя положительно и соблюдать все требования администрации, чтобы через год или два оказаться на взрослой зоне.
  3. Еще одним следствием сокращения максимального возраста осужденных лиц стало ограничение возможностей получения дополнительных профессий и полного основного образования, ухудшая тем самым возможность адаптации подростков после выхода на свободу.

Следующее видео содержит в себе результаты журналистского расследования особенностей пребывания несовершеннолетних в воспитательных колониях:

Прибывает этап. Новеньких помещают в отдельный, изолированный барак - карантин. Все строятся в коридоре. В каптерке сотрудники проводят обыск. Присутствуют банщик, санитар, завхоз карантина. Зона «красная», так что - это блатные зэки. Пока шмонают этап, троица высматривает и отбирает у прибывших хорошие вещи. После - баня, медицинский осмотр, анализы. Карантин продолжается четырнадцать дней. Завхоз учит всех маршировать строем с песней, заставляет наизусть выучить правила поведения. Вызывает осужденных по одному на беседу. Начинает издалека. Чем на воле занимался? За какие преступления сел? За все ли ответил?.. Потом, если видит слабину, заставляет рассказывать о совершенных ранее правонарушениях. Побоями выбивает признания и вынуждает силой писать явки с повинной.

В колонию попадают пацаны с четырнадцатилетнего возраста. А активисты сидят до двадцати. Представьте, как здоровый завхоз прессует мальчишек. Многие не выдерживают, «колются» и пишут расклады на себя и подельников. Позже их увозят обратно в СИЗО на «раскрутку» (Раскрутка - в момент отбывания срока совершение нового преступления. ). Возвращаются они с дополнительными сроками.

Кстати, помните, я упоминал, что несовершеннолетних запрещено вербовать, привлекать в качестве стукачей? Зоновские опера постоянно нарушают эти правила. Впрочем, официально на них работают только оставленные после восемнадцатилетия помощники администрации.

Сотрудники угнетают и запугивают осужденных руками таких же зэков.

Перед переводом в отряд с новичками беседует воспитатель - сотрудник. Спрашивает о профессиях, где хочешь работать. Выбирать, по сути, не из чего. Труд тяжелый и низкооплачиваемый. В отрядах по двести человек. Каждая бригада - двадцать пять человек, живет в отдельной спальной секции. Бригадир укажет спальное место. На первых порах новичка закрепят за опытным зэком, чтобы он объяснил нравы и обычаи колонии. В отряде всем заправляют завхоз, бригадиры и прочие активисты. Они следят за порядком. Щемят неугодных администрации и лично им. Отнимают посылки и передачи, оставшиеся хорошие вещи.

Распорядок дня таков. В 6.30 - подъем. Физзарядка. По очереди - уборка. Санитар проверяет чистоту полов. Берет любую подушку, проводит по линолеуму. Если грязная - изобьет дужкой от кровати. Дальше зэки моются сами. Заправляют идеально одинаково постели. Больше до отбоя в спальную секцию не войти.

В восемь часов - поверка. Она проводится каждые два часа. Строем следуют на завтрак. В столовой встают у своих столов. Воспитатель командует: «Сесть, приступить к раздаче и приему пищи». Своим подхалимам дает лишнюю пайку хлеба. Кормят плохо. Активисты почти не едят - пьют чай. Они отнимают передачи и сытно питаются в отряде. Воспитатель ориентируется по ним. Командует: «Сдать посуду». Многие не успевают доесть свои пайки, хотя порции маленькие. Продукты некачественные. Правда, когда приезжает прокурор или комиссия, кормят хорошо. Отпускают всех из карцеров, у нас, мол, нарушителей нет. Жаловаться проверяющим боятся: они уедут, а заявитель останется.

После завтрака - выход на работу, на промзону. В четырнадцать часов - съем с работы. Обед. Потом школа до семнадцати тридцати. Строем идут в отряд, сидят в ПВР (комната политико-воспитательной работы). В девятнадцать часов - ужин. После - лекция. В 21.00 - просмотр программы «Время». Потом прогулка строем с песнями. Дальше - уборка. Подготовка ко сну. 22.30 - отбой. За целый день времени свободного нет. Очень устаешь к вечеру. От такой жизни дуреешь. Постоянно тянет спать. Но если днем тебе сделали замечание (плохо работал, учился, плохо себя вел), не уснешь. Активисты сильно изобьют. Так поддерживается дисциплина. Администрация это поощряет. Стукачи за лишнюю пайку стараются, часто даже придумывают тебе нарушение. Скажут, что у тебя был конфликт или что плохо трудился. Ничего не докажешь, будут бить. Отомстить нельзя. Посадят в карцер или, если тронул активиста, добавят срок.

Такая же участь ждет, если партнеров застукают за гомосексуальным актом. Под давлением сотрудников «пассивный» пишет заявление. «Активный» едет на раскрутку. Обычно любовью занимаются по ночам. Активист с нижней шконки велит обитателю второго яруса временно перебраться с матрасом на место «обиженного». «Петух» идет в проход к активисту. Если во время секса в секцию заглянут сотрудники (считать зэков по головам), достаточно быстро лечь на свободную шконку - не надо далеко бежать.

Обратите внимание на этот маразм: если днем ты просто дотронешься до «петуха», то «оформишься» (опустишься). Ночью же не в падлу лежать с ним в одной постели.

Сильно наказывают за свежие наколки. Нередко заставляют выжигать их марганцовкой.

При такой тяжелой жизни арестанты добавляют себе трудностей нелепыми обычаями. Зэки постоянно живут в напряжении. Ведь в любой момент могут «опустить».

На «малолетке» много «мастей» (каст). Каждый зэк знает свое место. Подняться в высшую масть можно только из первых четырех.

  1. «Блатные»,
  2. «Приблатненные»,
  3. «Третий стол»,
  4. «Пацаны»,
  5. «Форшмаки» (допустившие проступок по незнанию),
  6. «Черти» (ворующие у своих),
  7. «Нехватчики» («опустившиеся на кишке»),
  8. «Прачки» (думаю, ясно),
  9. «Шныри» (слуги),
  10. «Козлы» (стукачи),
  11. «Маслобойщики» (дрочат член другим),
  12. «Петухи» (пассивные гомосексуалисты).

В каждой колонии для несовершеннолетних насчет каст свои названия и порядки.

Выше я упоминал, что можно «опуститься» в любой момент. На малолетке западло делать многие вещи. Например, сходил в туалет и не помыл руки. Докурил после низшей масти - сам такой станешь. Нельзя поднимать упавшие предметы. Особенно зубную щетку, сигареты, в бане - мыло. Нормальным зэкам в падлу есть черный хлеб с чаем. Тем более всухомятку. Также «опустишься», если заштопаешь себе носки. «Опустить» может воспитатель - за нарушение дисциплины переложит с приличного спального места к «чертям» у выхода или к «моченикам», которые писаются.

Могут блатные трахнуть, придравшись к словам. В этой зоне, кстати, в бане мылись двумя мочалками: одна - до пояса, другая - ниже. Нельзя ошибиться и назвать вафельное полотенце - «вафельным» («вафел» - делает минет). Надо говорить: «полотенце в клеточку». Даже во сне нельзя расслабиться. Опустишь с кровати руку ниже локтя - окрестят «чертилой».

В наше время маразма стало чуть меньше. Но совсем недавно идиотизм доходил до крайностей. До 1991 года заключенные отрицательно относились к советской власти. «Комсомолец», «коммунист» среди зэков означали ругательства. Власть была красная, и малолетки не признавали этот цвет. Нельзя было курить «Приму», потому что пачка красная. Даже если мать на свидание приезжала в красной кофте, сын отказывался от встречи. Потом переживал, конечно, но не показывал вида. Эти понятия исчезли после смены режима в стране.

Кое-где у несовершеннолетних еще в ходу нелепые обычаи, касающиеся некоторых предметов, особенно еды. Даже существует целый свод правил-одностиший. («Сало, масло - западло. Колбаса - на член похожа. Сыр - мандятиной воняет. Курицу - петух топтал. Хлеб - растили коммунисты. По картошке - мент топтался. Воду - рыбы обоссали».) И так далее на все продукты питания. Это, конечно, скорее, шутка. Но в описанной выше колонии малолетки не едят ячневую кашу: сечка считается петушиной пищей. И не употребляют капусту, капуста - козлиная пища.

Тяжелее всех приходится тем кастам, которые принадлежат к «высшему свету». Те, кто ниже «пацанов»,- опущенные. Тронь их - побегут жаловаться, даже в штаб, минуя активистов своего отряда. Только «пацаны», чтобы не прослыть «ломовыми» (ябедами) и не потерять лицо, терпят издевательства. С низшими мастями опасаются связываться из-за их мстительности. Ведь им терять нечего. Они и пакостят. Можешь, обидев такого вечером, проснуться утром с «прокачкой» (вантузом для пробивки унитазов). Этого достаточно для перевода в «обиженку». Или кинут половой тряпкой в лицо.

Естественно, такое не касается активистов. Строптивых, покусившихся на авторитет актива, изобьют и могут макнуть головой в унитаз.

Из-за таких порядков весь спецконтингент постоянно живет в напряжении. Малолетки зарабатывают неврозы и психозы.

Странно одно: зоны для несовершеннолетних называются воспитательными колониями. Неужели администрация этих учреждений, создавая подопечным такие условия существования, надеется, что способствует их перевоспитанию?