Колонии для несовершеннолетних девочек. «Я встретил совершеннолетие в воспитательной колонии Детские колонии для девочек до 14 лет

Воспитательные колонии для девушек в России есть только в двух регионах - в городе Новый Оскол Белгородской области и Томске. Сюда попадают те, кто совершил действительно тяжкие преступления. В других случаях суд редко приговаривает подростков к лишению свободы.

В Новооскольской колонии сейчас содержатся воспитанницы в возрасте от 14 до 19 лет из 53 регионов России. Среди девочек, которые освободились отсюда, практически нет рецидивисток и тех, кто был бы осужден второй раз, - и это главный показатель работы учреждения. После выхода на свободу многие продолжают работать в тех профессиях, которые получили здесь - устраиваются швеями, рабочими зелёного хозяйства, поварами, вышивальщицами, операторами ПК. В этом году ввели новую специальность - «делопроизводитель», благодаря взаимодействию колонии с местным колледжем десять девочек получили свидетельство о прохождении соответствующего курса. Некоторые за период обучения получают по три-четыре специальности, аттестат, свидетельство или диплом государственного образца.

Школа, вуз, работа

Многие воспитанницы получают профессию швею. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В первую смену воспитанницы работают на фабрике, которая находится на территории колонии, а во второй половине дня учатся в школе. Занимаются с ними восемь учителей, директор и его заместитель. Точные науки - физику и химию - преподают мужчины.

«Мы работаем согласно закону об образовании РФ и всем нормативным документам, которые издаёт Министерство образования РФ, департамент образования Белгородской области, - говорит директор средней общеобразовательной школы управления ФСИН России по Белгородской области Василий Обрезанов. - Мы учим девочек по тем же образовательным программам, что действуют во всей стране в обычных школах. Для 10-11 классов это 34 учебных часа в неделю, для 9-8 классов - 33 часа, начальные классы - 23 часа. Учитель истории и обществознания преподаёт и основы православной культуры».

Финансово школа зависит от регионального УФСИН, которое несёт все расходы на зарплату учителям, оборудование кабинетов, обеспечение учебниками и школьными принадлежностями. Классы со свежим ремонтом, в каждом - компьютер, интерактивные доски, проектор, экран.

В колонии оборудован компьютерный класс. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Василий Алексеевич не без гордости рассказывает, что у воспитанниц есть возможность получить даже высшее образование. Правда, они не сдают ЕГЭ - согласно приказу Министерства образования РФ, лица, отбывающие наказание, могут проходить государственную аттестацию в форме государственного выпускного экзамена - это контрольные работы в виде тестов по математике и сочинения по русскому языку. Именно его выбирает основная масса девочек, потому что сдать его легче, меньше психологическая нагрузка. В аттестате не указано, что он выдан в колонии. А после можно обучаться дистанционно в вузе, с которым у колонии есть договор о сотрудничестве. В этом году высшее образование здесь получают четыре человека.

«Я родилась в Пензе, когда родители развелись, переехала в Московскую область, - рассказывает 19-летняя Галина . - Попала в колонию за убийство, срок большой - девять с половиной лет. Попала под влияние старшего по возрасту человека, не слушала маму, жила сама, как хотелось. Тут нахожусь уже два года, закончила 10 и 11 классы, начала учиться на психолога дистанционно - очень хочу получить высшее образование, чтобы на свободу выйти уже с дипломом, вернуться домой к маме - она платит за моё обучение».

В колонии для несовершеннолетних крайний возраст пребывания - 18 лет, поэтому Гале предстоит переводиться отсюда во взрослую колонию. Но там, по её словам, у неё есть перспектива выйти условно-досрочно, когда она отбудет две трети срока.

Поломанные судьбы

На открытой площадке оборудована зона для сдачи норм ГТО. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В качестве поощрения за хорошее поведение девушки могут выходить за пределы колонии в сопровождении сотрудника. И в самой колонии у них не только учёба и работа, есть и досуг, и возможность заниматься спортом - специально для них на территории оборудовали площадку для сдачи норм ГТО.

«После того, как девушки освобождаются, они забирают с собой свои кубки за спортивные достижения, грамоты, медали, очень всем этим гордятся, - говорит начальник воспитательного отдела колонии, майор внутренней службы Екатерина Жильникова. - Ведь многие из них дома не видели и не знали столько тепла, заботы и внимания, сколько они получают здесь. Это многолетняя традиция нашей колонии - создавать для девочек такую семейную атмосферу. Все сотрудники нацеливают их на ресоциализацию, на нормальную жизнь после освобождения. И девочки это прекрасно понимают - то, что они здесь приобретут, наработают, поможет в дальнейшей жизни. Поэтому они получают несколько профессий, стремятся хорошо учиться в школе. Очень радуются своим результатам, говорят - на воле я не ходила в школу, прогуливала уроки, а теперь у меня четвёрка за четверть! И эта оценка действительно заслуженная - они готовятся, делают домашние задания, стремятся, чтобы у них было меньше троек, хорошо сдать экзамены, чтобы получить хороший аттестат».

В прошлом учебном году четыре девочки стали победителями олимпиады МГУ им. Ломоносова в рамках проекта «Путёвка в жизнь». В олимпиадах участвует примерно половина осужденных. Как и у всех других учеников, у каждой девочки здесь есть портфолио, где накапливаются все достижения - учебные, творческие, спортивные.

Многие из них отбывают наказание за убийства или тяжкие телесные повреждения, как, например, 18-летняя Светлана из Брянска.

«Был семейный конфликт с маминым сожителем, и так вышло, что я сюда попала на шесть с половиной лет, - говорит она. - Тут хорошие условия, учёба, здесь я уже два года, закончила девять классов без троек. Учителя очень хорошие, всё доступно объясняют. Хочу вернуться домой и продолжать дальше учиться».

Света - активистка, у неё хорошая перспектива выйти по УДО. Она рассказывает, как победила в этом году в областном конкурсе социальных инициатив.

«Я сама захотела представить там нашу колонию, мне, конечно, помогли учителя, и мы сделали проект «Наша школа - территория здоровья», - говорит Света. - Вместе с представителем администрации колонии мы ездили в Губкин в гражданской одежде, ничем не отличались от всех других участников, и я защитила проект и стала лауреатом 2-й степени - мне дали грамоту и подарили электронные часы».

Примерно половина девочек отбывает наказание за распространение наркотиков - именно за распространение, а не за употребление. Их втягивают и подставляют наркодельцы. 18-летняя Елена из Сыктывкара - одна из таких. Она закончила дома девять классов, поступила в колледж, но не закончила первый курс, её задержали. Из положенных трех с половиной лет отбыла полтора года - у неё тоже есть перспектива на УДО.

«Я хорошо учусь - я и дома всегда хорошо училась, на производстве тоже шью хорошо. Летом у нас были дополнительные курсы - я закончила курс рабочего зелёного хозяйства и оператора ПК, недавно получила третий разряд как швея, - говорит Лена. - Когда выйду на свободу, обязательно буду учиться, на кого - ещё не знаю, мы с мамой ещё думаем. Мы с ней держим связь, она меня не бросает».

Кстати, по УДО из Новооскольской колонии выходят многие: за девять месяцев из восьми поданных ходатайств семь уже удовлетворены.

«Вы нас не боитесь?»

Картины из войлока, которые делают девочки, - настоящие произведения искусства. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Знакомимся с учителями - Василий Обрезанов показывает нам каждый класс, представляет каждого педагога. Подбирал коллектив школы он сам.

При входе в школу - выставка творческих работ девочек, которые они делают на кружках.

«У нас есть традиционные мероприятия - к Новому Году и Пасхе мы участвуем в выставках и различных творческих конкурсах, которые организуются как в колонии, так и на всероссийском уровне, - говорит заместитель директора школы Наталья Фиронова . - В этом году в региональном конкурсе поделок «Новогодняя сказка» наша колония заняла первое место. Всё это девочки делают своими руками под руководством учителей. А после освобождения они пишут нам, что кружковые занятия им пригодились - кто-то даже делает игрушки, поделки на заказ».

Учитель иностранных языков Любовь Кизилова занимается с девочками картинами из валяльной шерсти.

«Эту технику сухого валяния я чисто случайно нашла в интернете, и мы решили с девчонками попробовать. - рассказывает Любовь Алексеевна. - Первую картину делали очень долго, дня два над ней сидели, но когда показали - всем понравилось, и мы решили продолжать. Сейчас работ уже очень много».

Учитель математики Наталья Назина 20 лет работает с трудными детьми. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Есть в колонии кабинет информатики, девочки все продвинутые, умеют пользоваться компьютерами. Математику преподаёт Наталья Назина, учитель с 20-летним стажем.

«Я всегда работала с трудными детьми и в обычной школе, - говорит Наталья Дмитриевна. - И эти девочки ведь тоже трудные, у многих из них неблагополучные семьи, и они все очень тянутся к общению. Их похвалишь - они рады, раскрываются. Знания у них, конечно, слабоваты, потому что многие толком не учились, но здесь они стараются, заинтересованы в том, чтобы активнее себя проявить и на уроках, и вне уроков. Знаете, мы никогда не интересуемся, за что они сюда попали - дети и дети, нам главное - их выучить. Когда я пришла сюда работать, мне девочки говорят: «А вы нас не боитесь?» Я так удивилась, говорю - почему я должна вас бояться? Вы - обычные люди».

У одной моей знакомой сын находится в исправительной колонии. Ему был назначен срок отбывания наказания 3 года, а получил он его в 15 лет. Но они надеются, что, когда ребенку исполнится 18 лет, его отпустят досрочно, чтобы не переводить в колонию для взрослых.

Моя знакомая часто общается с сыном, ездит к нему на свидания, поэтому она достаточно хорошо изучила уклад данного учреждения. Назвать его детским действительно сложно, потому что требования там предъявляются как ко взрослым людям. Поэтому детство таких подростков заканчивается при попадании в подобные исправительные места. И сейчас я расскажу вам о них более подробно.

Эти учреждения действуют с целью исправления людей, совершивших преступные действия, как и другие колонии. Единственным их отличием является то, что предназначены они для детей. А так как ответственность наступает с 14 лет, соответственно, в них содержатся осужденные в диапазоне 14-18 лет.

Такие колонии должны быть направлены на исправление мировоззрения подрастающего поколения в правильное русло. Но на практике далеко не многие из заключенных в дальнейшем встают на правильный путь и больше не совершают преступных действий.

Виды колоний

Исполнительным законодательством установлено, что детские колонии могут быть нескольких видов:

  • обычные , где отбывает наказание большинство малолетних преступников;
  • строгие, где содержатся наиболее злостные и опасные подростки;
  • облегченные, их получают дети, которые добросовестно участвовали в исправительном труде и достигли неплохих результатов в учебе;
  • льготные, в них переводятся подростки из облегченных условий за некоторое время до их полного освобождения, а также такой перевод осуществляется из строгих в общие условия, а из общих в облегченные.

Больше всего ужасает количество действующих колоний для таких преступников, так как эти учреждения не пустуют, и в них ежедневно попадают дети. Сейчас действует 62 учреждения для таких детей. Они находятся в самых различных частях страны (в 54 субъектах). Большинство из них предусмотрены для мальчишек, но также есть и 2 женские.

В каждой колонии организованы различные виды содержания детей в зависимости от их поведения. Если подросток желает исправиться, старается работать и учиться, он может заслужить более льготные условия для себя. Но если он злостно нарушает дисциплину учреждения, его условия ужесточаются. Максимальное содержание может быть организовано в строгих условиях.

Решение о назначении любого перевода принимает только начальник учреждения. Для этого он должен получить специальное представление от сотрудников, занимающихся воспитанием осужденных. Переводы осуществляются каждые полгода.

Статистика

Анализируя статистику, можно увидеть, что основные преступления, за которые дети попадают в подобные учреждения, следующие:

  • 25 % кражи;
  • 20 % грабежи;
  • 15 % причинение вреда здоровью другим людям;
  • 10 % убийства;
  • 10 % изнасилования;
  • 20 % другие статьи.

Важно знать, что далеко не все статьи УК распространяются на детей с 14 лет. Общая ответственность начинается с 16 лет. Но некоторые серьезные преступления наказываются с более раннего возраста, чтобы оградить окружающих от таких опасных подростков. Поэтому получить реальный срок можно в 14 лет за:

  • похищение человека либо организацию захвата заложников;
  • кражи и грабежи , они являются наиболее распространенным преступлением в таком возрасте;
  • разбойные нападения , особенно это относится к преступлениям, совершаемым целыми бандами;
  • угоны транспортных средств , что тоже является не редкостью для любителей покататься;
  • изнасилования , к этой статье также могут быть отнесены и любые другие действия сексуальной направленности;
  • терроризм , нередко такие дети вовлекаются в опасные банды, и через них продолжается пропаганда среди подростков;
  • причинение вреда здоровью другому человеку, совершенное умышленно.

Это далеко не полный перечень преступлений, которые в реальной жизни совершают такие подростки. Они могут заниматься вымогательством, вандализмом и многими другими опасными для общества занятиями. Поэтому такую деятельность необходимо останавливать сразу, а не ждать, пока ребенок повзрослеет до определенного возраста.

До того как подростки попадают в такие учреждения, они обычно сталкиваются с комиссией, которая занимается делами несовершеннолетних. Данные сотрудники начинают свою работу, как только к ним поступает заявление на подростка о его ненормальном поведении в обществе, учебных заведениях. Обычно такие дети сразу становятся заметными среди остальной массы школьников.

Сотрудники комиссии обязаны провести воспитательную работу с самим подростком, а также его родителями. Также они разъясняют и законодательные нормы, ответственность за преступления и возраст, с которого она наступает.

Но если данные меры не помогают, и подросток оказывается задержанным и подозреваемым, то после вынесения наказания его воспитанием уже занимается колония. Длительность пребывания в ней зависит от тяжести совершенного преступления и степени вины подростка. Нередко бывает так, что назначенный срок продолжают отбывать во взрослых колониях. Единственным ограничением для детей является то, что им не может быть назначено пожизненное наказание.

Условия содержания

Они напрямую зависят от того режима, который установлен для подростка в зависимости от его дисциплинарного поведения. Обычные условия характеризуются следующими правилами:

  1. Все дети содержатся в общежитиях. Для них установлен лимит по расходованию личных средств со счета. Эта сумма составляет в месяц 10800 рублей. Использовать ее можно только на продукты или средства, необходимые им для проживания. Но в строгом соответствии с разрешенным списком.
  2. На один год им выделяется 8 коротких и 4 длительных свидания , которые проводятся на территории исправительного учреждения.

Все осужденные обязаны закончить 9 средних классов, а также получить определенную техническую специальность, пока они находятся в данном учреждении.

Более подробнее вы можете узнать об этом в следующем видео.

Отличительные особенности других режимов заключаются в следующем:

  1. Облегченные условия также проходят для подростков в общежитиях. Но потратить в месяц они имеют право 11400 рублей, а общее количество коротких свиданий у них увеличено до 12 в год. С разрешения начальника учреждения длительные встречи могут быть организованы не на территории учреждения.
  2. Льготные условия подразумевают проживание подростков в общежитиях с возможностью расходования своих денежных средств без установления лимитов. Количество длительных встреч с родными увеличено до 6, и они могут проводиться не в самой колонии. Короткие свидания не ограничены по количеству. Такие подростки могут проживать не в самой колонии. Однако за ними будет осуществляться строгий контроль администрации учреждения. При этом они получат право носить обычную одежду.
  3. Строгие условия не дают права проживания со всеми вместе, поэтому такие подростки живут в изолированных помещениях, которые запираются. Сами подростки могут тратить только 9600 рублей в месяц. Им предоставляется возможность проведения 6 коротких свиданий с родными и 3 длительных встречи за год.

Кроме основных режимов, существуют дополнительные меры поощрения подростков. Поэтому они могут заслужить своим поведением:

  • возможность посещать культурные мероприятия вне колонии;
  • получать выход за пределы на свободу в присутствии родных;
  • претендовать на право досрочного перевода из более строгих условий в более льготные.

Самое трудное для подростков в колонии — сформировать правильное мировоззрение на окружающий мир. С одной стороны, они должны понять, что их ждет, если они не изменят свой образ жизни. А с другой стороны, они должны соответствовать ожиданиям окружающих их сверстников, которые также отбывают здесь наказание. Потому что в противном случае их время нахождения в колонии может превратиться в настоящий ад, так как другие подростки будут подвергать их постоянным оскорблениям и унижениям.

Чтобы этого избежать, подросток должен понимать все возможные последствия своих действий и выбирать друзей, которые не имеют криминальных интересов.


За последние пятнадцать лет количество несовершеннолетних, содержащихся в российских воспитательных колониях, сократилось почти в 10 раз: с 18,6 тысячи в 2002 году до 1 369 на 1 мая 2017-го. Это происходит из-за декриминализации «легких» статей. Сейчас в колониях в основном отбывают наказание подростки, совершившие серьезные преступления. Татьяна Бондарева много раз посещала одну из них — сначала как волонтер, потом как фотограф.

«Каждый раз, когда я оказываюсь в учреждении закрытого типа для подростков, директор с гордостью рапортует, что их колония стала лучшей колонией года или что кто-то из воспитанников победил на каком-нибудь конкурсе среди заключенных разных колоний. Если побыть здесь подольше и перестать замечать колючую проволоку и охрану, то создается ощущение, что ты в советском детском лагере. Все заключенные всегда заняты каким-нибудь делом: работают на производстве при тюрьме, занимаются в кружках по интересам, репетируют спектакль, ходят в тренажерный зал», — говорит фотограф.

Татьяна Бондарева:

— Меня интересует тема ограничения свободы человека, его изоляции — насильственной или добровольной. Мой самый первый проект был о девушках из Нигерии, которых обманным путем привезли в Россию и заставили заниматься проституцией. Потом я снимала историю о заключенных и их детях. Через фотографии я знакомила их с жизнью друг друга.

В первый раз я оказалась в тюрьме больше пятнадцати лет назад как волонтер от церкви. Мне было 18. Я побывала в тюрьмах для взрослых — и женских и мужских, в колониях для малолетних преступников — как для девочек, так и для мальчиков, в закрытых спецшколах для подростков. Мы пели песни, организовывали мероприятия и просто общались. Колонию в Колпино, в которой я сняла серию Boys, я тоже пару раз посещала как волонтер около десяти лет назад.

Я и осужденные были тогда почти ровесниками, и я невольно сравнивала их и свою жизнь. Руководство колонии попросило меня организовать команду из моих друзей для игры в ориентирование. В России заключенных, которые хорошо себя ведут, иногда вывозят за пределы колонии на воспитательные мероприятия. Целый день мои друзья — воры, убийцы и насильники — бегали по лесу, готовили на костре обед и душевно разговаривали. Мы шутили про то, все ли вернутся из леса, но никто не сбежал. Один из заключенных, который выглядел очень добродушно, под вечер признался мне, что убил человека, и спросил, что я об этом думаю.



Годы спустя, когда я вернулась в эту же колонию, у меня было ощущение дежавю, только на этот раз я была чужаком вдвое их старше. Там был новый директор, другие порядки и новые мальчики. Они откровенно игнорировали меня, закрывали лицо, отворачивались. У них была одинаковая форма и одинаково безэмоциональные лица. Многое заключенные делают вместе, всем отрядом — строем идут обедать, в школу или в прачечную. Это было похоже на отряд клонированных роботов.

Кроме ежедневных построений и перекличек осужденные обязаны посещать школу. На территории есть свое производство, подростки работают комплектовщиками. Когда я их снимала, они собирали бумажные подставки для кофе. В колонии нет поваров, осужденные готовят сами. Директор объясняет это тем, что за такую маленькую зарплату невозможно найти нормального повара. Я люблю есть у них блинчики.

В свободное время заключенные могут посещать кружки по интересам: театр теней, студию мультипликации, художественную студию. Этой колонией руководил очень неравнодушный человек — Владимир Ивлев, он постоянно придумывал новые виды активности. Например, осужденные построили на территории колонии мемориал в память о Второй мировой войне, у них есть ютьюб-канал, куда они выкладывают свои клипы, каждый год заключенные участвуют в фестивале театральных тюремных коллективов. По мнению директора колонии, подростки не должны иметь ни одной свободной минуты и должны быть все время заняты, чтобы не думать о глупостях.

Раз в три месяца в тюрьме проходит родительский день: заключенные готовят концерт, обедают с родными, проводят вместе около четырех часов. Приезжают не ко всем. Когда родителей запускают на территорию, дети собираются у окна и ждут, высматривают своих.



Во время съемки меня все время сопровождал представитель колонии, поэтому я могу рассказать только о том, что мне готово было показать руководство. Я не исследовала темную сторону содержания заключенных, и у меня нет фактов, чтобы о ней говорить. Наверное, у меня вышел некий «идеальный» образ русской «малолетки». Но я рассматривала колонию не только как место ограничения свободы, но и как некий новый дом, где заключенные адаптируются под существующие порядки и совершают несвойственные им ранее действия, где они проживают и оставляют свою молодость.

Некоторых вещей раньше не было в их жизни: регулярного посещения школы, занятия в самодеятельных кружках, посещений церкви. Мне было удивительно наблюдать, как подростки с волнением учили стихи перед родительским днем, показывали свои поделки, хвалились выращенным урожаем. Мне казалось, что они компенсируют свое детство. Почти все, с кем мне удалось пообщаться, не окончили даже среднюю школу — в свои 16-17 лет они имеют только 7-8 классов образования.

Некоторые мальчики хотели оказаться в тюрьме, поскольку в их кругах на воле это считается престижным. Они были искренне удивлены, что все оказалось не так.

В этой колонии содержатся очень разные подростки. Есть такие, от разговоров с которыми мороз идет по коже, и тебе самой не хочется столкнуться с этим человеком в темном переулке. Несколько подростков убили дедушку или бабушку, чтобы обокрасть. Другой изнасиловал маленькую сестру. Его навещают родители, хотя обычно к парням, совершившим страшные вещи, почти никто не приезжает. Есть и те, кто «залетел» по глупости — на наркотиках или случайных драках.



У многих родители пьют и не занимаются воспитанием детей. В родительский день приезжает только около 10% родителей.

У многих заключенных очень большие сроки, поэтому в 18 лет их переведут во взрослую тюрьму.

Руководство этого учреждения не поощряет тюремное самоуправление, как во взрослой колонии. Но подростки сами где могут играют в «настоящую тюрьму». Парень в спортивном костюме, который сидит в кресле под плакатом с изображением Иисуса Христа, — их вожак. Заключенные начали общаться только после того, как он заговорил со мной. Некоторые так и не вступали со мной в контакт, а я так и не поняла — они не хотели или им было нельзя.

Есть еще один ритуал, который они взяли из взрослой зоны. Мальчик, который стоит у окна на лестнице, — осведомитель. Как только кто-то входит в их корпус, он начинает нараспев выкрикивать информацию о входящем.

Очень страшно, что эти подростки вернутся в эти же семьи и к тем же друзьям. В России нет адаптационных центров для таких детей, поэтому очень часто они совершают рецидив.

Я хочу уменьшить стигму в отношении заключенных в России. Хочу, чтобы правительство разработало программу по адаптации заключенных после их освобождения. Все эти юноши когда-нибудь выйдут на свободу, и лучше для всех, чтобы они не становились опять угрозой безопасности страны. Также я хочу, чтобы люди подумали о своих детях и не теряли с ними контакт, который так необходим именно подросткам.



К большому сожалению, достаточно часто на тропу преступности становятся не только взрослые, но и дети. Сказывается влияние плохих компаний, отсутствие воспитания со стороны родителей, большое желание стать взрослыми. Порой поражаешься той жестокости, с которой подрастающее поколение совершает преступления. Многие из подростков считают, что из-за их возраста наказание не последует, и глубоко ошибаются. Для исправления таких вот малолетних преступников существуют специальные учреждения - колонии для несовершеннолетних. Чем они отличаются от тюрем, какие условия содержания и воспитательные меры в колониях, постараемся разобраться в нашей статье.

Что представляет собой колония

Это такое же только предназначенное для отбывания наказания малолетними преступниками. Колонии для несовершеннолетних в России занимают особое место во всей исправительной системе.

Все дело в том, что возраст нарушителей, которые отбывают наказания в таких учреждениях, достаточно юный, поэтому предполагает создание особых условий для их содержания. Как правило, пребывание в таких колониях не сравнить с тюремным содержанием, к тому же здесь прилагаются все усилия, чтобы подростки не только отбыли положенный срок, но и перевоспитались, стали лучше.

Характеристика исправительных колоний

В России в ведении ФСИН находится 62 исправительные колонии для несовершеннолетних, располагаются они в 54 субъектах. Из них большая часть - это колонии для содержания мальчиков, а в Белгородской области находится колония для несовершеннолетних девочек и такая же в Томской области.

Вот как выглядит статистика по видам преступлений, которые совершаются несовершеннолетними:

  • 16% осуждены за кражу.
  • За грабежи отбывает наказание около 15% осужденных.
  • Умышленное причинение вреда здоровью - 11%.
  • Убийства - 10%.
  • За изнасилования осуждено около 8% и остальное место занимают другие преступления.

В каком возрасте можно попасть в колонию?

Воспитательная колония для несовершеннолетних предназначена для отбывания наказания подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Имеется целый ряд преступлений, ответственность за которые начинается уже с 14 лет, поэтому многие подростки ошибаются, считая, что им ничего не будет за злостные правонарушения, потому что они еще маленькие.

В каждом городе или районе имеется комиссия по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники и родители каждого ребенка должны вести в этом направлении воспитательную работу и объяснять, с какого возраста и за какие преступления наступает уголовная ответственность.

Срок наказания зависит от тяжести преступления, довольно часто бывает, когда малолетний преступник начинает отбывать его в колонии для несовершеннолетних, а заканчивает уже в тюрьме. Особенно это касается тех подростков, которые не осознали свою вину и не стремятся измениться, отвратительно себя ведут в колонии.

За что подросток может попасть в исправительное учреждение?

Кому грозит колония для несовершеннолетних? Со скольки лет можно оказаться за ее стенами? Если изучить закон, то можно увидеть там сведения, что уголовная ответственность у нас в стране наступает с 16 лет, но имеется и оговорка, которая называет категории преступлений, за совершение которых можно попасть в такое учреждение уже с 14 лет:

  • Похищение человека.
  • Совершение грабежей и краж.
  • Разбойное нападение.
  • Угон машины.
  • Когда умышленно причиняется вред здоровью человека.
  • Изнасилование или любые другие
  • Причастность к терроризму.
  • Захват заложников.

Довольно часто в последнее время подростками совершается акт вандализма, повреждение или уничтожение культурных ценностей. За такие правонарушения ребенок также оказывается в стенах исправительного учреждения.

Есть также некоторые преступления, в которых часто замечены подростки, но их совсем как-то не хочется ассоциировать с юным возрастом:

  • Приобретение и ношение взрывчатых веществ.
  • Изготовление и сбыт
  • Кража оружия.
  • Вымогательство.
  • Распространение и хищение наркотических веществ.

Можно сказать, что достаточно многие преступления несовершеннолетних не останутся безнаказанными, только часто подростки даже об этом и не подозревают, что за совершенные противоправные действия придется отвечать.

Особенности преступлений, которые совершают дети

Если рассмотреть все преступления, которые чаще всего совершаются малолетними преступниками, то их можно подразделить на несколько групп:

  1. Противоправные действия, направленные против человеческой личности. К этой категории можно отнести: убийства, изнасилования, причинение тяжкого вреда здоровью. К счастью, за такие преступления подростки попадают в колонию реже всего.
  2. Преступления против собственности. Сюда можно отнести: мошенничество, кражи, разбойные нападения, повреждение чужого имущества. Вот эти преступления чаще всего совершаются несовершеннолетними.
  3. Правонарушения, которые направлены против населения и безопасности общества. Это оборот наркотических средств, ношение и хранение оружия, взрывчатых веществ. Около 10-12% подростков оказываются вовлеченными в такие преступления.

Можно еще назвать некоторые преступления, которые не подходят ни к одной группе, например, подделка ценных бумаг, бандитизм, убийство своих новорожденных малышей.

Среди всех осужденных несовершеннолетних каждый пятый уже осуществлял правонарушения. И вот что интересно: чем тяжелее и опаснее первое преступление, тем больше вероятность, что подросток совершит его снова.

С каждым годом преступность все "молодеет", новые группы несовершеннолетних преступников постоянно пополняются теми, кто имеет большой криминальный опыт в прошлом. Такие группы отличаются своей хорошей сплоченностью, что достаточно опасно для общества.

Где располагаются исправительные колонии

Если интересует колония для несовершеннолетних, адреса свободно можно найти на просторах интернета. На территории России их достаточно много, например:

  • В Алтайском крае таких учреждений 2: в городе Бийске и Новоалтайске.
  • Колония для несовершеннолетних мальчиков в Краснодарском крае.
  • В Красноярском и Приморском крае.
  • В Белгородской области находится колония для несовершеннолетних девочек.
  • В Волгоградской и Воронежской областях.
  • В Рязанской, Ростовской и Самарской областях также имеются такие учреждения.
  • На территории Московской области располагаются две колонии для несовершеннолетних.
  • Нижегородская, Омская, Оренбургская, Новосибирская и Орловская области также на своей территории имеют исправительные учреждения.

Из приведенного списка практически все колонии предназначены для отбывания наказания несовершеннолетними мальчиками, только две по всей России готовы принять девочек для исправления. Например, на территории соседней Украины только Мелитопольская исправительная колония является женской, все остальные предназначены для мужского населения.

Все-таки девочки гораздо реже становятся участницами преступных группировок или в одиночку совершают преступления.

Воспитательные колонии для несовершеннолетних отличаются от тюрем тем, что в них практикуется несколько разных условий содержания:

  1. Льготные.
  2. Строгие.
  3. Облегченные.

Сразу после того, как малолетний преступник переступает порог колонии, его содержат в обычных условиях. Но это касается только тех, кто первый раз совершил преступление. В течение трех месяцев за осужденным подростком наблюдают. Если за это время он не совершит никаких проступков и будет вести себя хорошо, то его переводят на облегченные условия содержания.

Тем, кто уже с первых дней пребывания в колонии нарушает режим, конфликтует, грозит совсем другое отношение. Их помещают в строгие условия содержания.

Перед освобождением тех, кто содержался в облегченных условиях, переводят на льготные. Но иногда случается так, что подростки на радостях, что скоро домой, начинают нарушать режим, вот в этой ситуации им грозит перевод на строгие условия содержания.

Переводом с одних условий на другие занимается сам начальник колонии.

В чем разница между условиями содержания?

Если несовершеннолетние отбывают наказание в колониях на льготных условиях, то проживают они в специальных общежитиях. У каждого имеется свой счет, на котором лежат деньги, и они могут ими неограниченно пользоваться. Для таких подростков разрешены короткие свидания в любое время. В течение года им разрешено брать длительные свидания, во время которых им даже позволяется проживать за территорией колонии.

Бывают случаи, когда несовершеннолетним, содержащимся на льготных условиях, разрешено проживать за пределами учреждения, но только под надзором администрации. Подросткам разрешено тогда пользоваться наличными деньгами и носить обычную одежду.

Если ребенок содержится в облегченных условиях, то он проживает в общежитии, может покупать продукты, но сумма ограничивается 7 минимальными зарплатами. В течение года разрешены короткие свидания каждый месяц, а длительные - один раз в квартал.

Обычные условия содержания предполагают проживание в общежитиях, расходование до 5 минимальных зарплат на приобретение продуктов. Коротких свидания всего 8 в течение года, а длительных - 4.

Строгие условия предназначены для содержания злостных нарушителей порядка или тех, кто попадает в такое учреждение не первый раз. Условия, конечно, кардинально отличаются от других. Проживают подростки в отдельных комнатах, которые закрываются, если осужденные не заняты работой или учебой. В месяц они могут тратить всего 3 минимальные зарплаты, длительные свидания вообще не положены, а краткосрочных всего 6 в год.

Учитывая в настоящее время недостаточное финансирование таких учреждений, можно отметить, что не всегда есть возможность перед освобождением подростка перевести на льготные условия содержания. А этот период считается достаточно важным, он позволяет ребенку адаптироваться к условиям проживания на свободе.

Как и из тюрьмы, из колонии можно выйти досрочно. Если преступление, которое совершил подросток, относится к категории средней тяжести или совсем не тяжких, то при хорошем поведении и соблюдении режима осужденный может отправиться домой после того, как отсидит третью часть срока. При тяжких правонарушениях могут освободить досрочно только по прошествии 2/3 срока.

Детская колония для несовершеннолетних предполагает привлечение подростков к труду. Длительность рабочего дня зависит от возраста осужденного. В ночное время любые работы запрещены, а также в выходные дни.

Проживание, питание и одежда предоставляются осужденным за счет государства. На личный счет каждого несовершеннолетнего каждый месяц должно перечисляться не менее 50% от заработанных средств.

При каких обстоятельствах переводят на строгие условия

Все осужденные несовершеннолетние, находясь в колонии, должны соблюдать режим, придерживаться определенного порядка. Злостными нарушениями, за которые можно из льготных или облегченных условий попасть в строгие, являются следующие:

  • Если было замечено употребление алкогольных напитков, а также наркотических веществ.
  • За совершение хулиганских поступков.
  • Невыполнение требований администрации.
  • Оскорбление представителей администрации колонии.
  • Хранение и изготовление запрещенных предметов.
  • Уклонение от обязательного медицинского лечения, если таковое было назначено судом.
  • Участие или организация различных забастовок, групповых бунтов.
  • Отказ от работы.

После перевода на строгие условия содержания изменяется правовой статус несовершеннолетнего.

Меры поощрения в колонии

Зона для несовершеннолетних отличается от колоний для взрослых более мягкими условиями содержания. Разрешено больше свиданий, посылок или передач, можно тратить средства со своих счетов. В колонии имеются также специальные меры поощрения подростков за хорошее поведение, активное участие в культурной жизни учреждения, хорошие успехи в учебе:

  • Несовершеннолетний получает право посетить культурное или спортивное мероприятие за стенами колонии, но только в сопровождении воспитателя учреждения.
  • Разрешается покинуть колонию в сопровождении родственников или родителей на определенное время.
  • Можно досрочно выйти из изолятора, если попал туда за совершение проступка.
  • Досрочный перевод на более легкие условия содержания.

Если осужденному разрешено посещение спортивных или культурных мероприятий, то это возможно только в дневное время. Подросткам на время выдают обычную одежду, чтобы предупредить нежелательное отношение к ним со стороны других лиц.

Меры наказания несовершеннолетних

Не все подростки, попав в исправительную колонию, соблюдают режим, порядок и стараются исправиться. Есть и такие, которые остаются такими же злостными нарушителями, что и на свободе. Для них имеются специальные меры наказания:

  • При небольших нарушениях возможно вынесение выговора.
  • Подростку могут запретить просмотр художественных фильмов на протяжении месяца.
  • Может применяться штраф в размере 2 минимальных оплат труда.
  • Помещение в дисциплинарный изолятор.

  • Перевод на более строгие условия содержания.

Если сравнить количество применяемых мер поощрения и наказания, то можно сделать вывод, что первых гораздо больше. Это может говорить о том, что большинство подростков осознают свою вину, воспитательная работа в колонии дает свои результаты.

в колонии

В подростковом возрасте еще есть возможность повлиять на ребенка и изменить его отношение к внешнему миру и самому себе. Именно поэтому в колониях для несовершеннолетних уделяют много времени воспитательной работе.

Проводится работа по следующим направлениям:

  • Физическое воспитание.
  • Нравственное.
  • Трудовое.
  • Эстетическое.

Подростки, находясь в стенах колонии, могут при желании получить навыки в некоторых профессиях, которые после освобождения помогут им самоутвердиться и прокормить себя.

Воспитатели учреждения регулярно проводят и лекции на тему семьи и брака, моральных ценностей. Многие дети здесь из неблагополучных семей, некоторые рождены матерями, которые отбывали наказание, поэтому они чаще всего и вовсе не имеют представления, какой должна быть нормальная семья.

Чаще всего трудные подростки имеют вредные привычки в виде курения, употребления алкогольных напитков, поэтому большое значение имеет физическое воспитание.

В колониях для несовершеннолетних, как правило, работает много кружков и секций, в которых подростки могут принимать участие и выбирать их на свой вкус.

Организация учебно-воспитательного процесса в стенах колонии преследует некоторые цели:

  1. Добиться исправления подростков.
  2. Подготовить их к самостоятельной жизни вне стен учреждения.
  3. Сформировать законопослушное поведение, добросовестное
  4. Повысить их культурный и образовательный уровень.
  5. Профессиональная подготовка.

Очень важно, чтобы в процессе воспитательной работы у несовершеннолетних сформировалось убеждение в необходимости добиваться своих целей.

Некоторые колонии, список которых был рассмотрен ранее, практикуют организацию родительских комитетов, которые работают под руководством начальника учреждения. Может создаваться попечительский совет из представителей различных учреждений, общественных организаций и обычных граждан, которые будут оказывать помощь в организации воспитательного процесса, решении вопросов после освобождения.

Комиссия по делам несовершеннолетних, педагоги и родители совместным трудом должны стараться, чтобы подростки не стали на преступную тропку, а росли законопослушными гражданами нашей страны.

В настоящее время у нас в России нет системы, которая бы помогала осужденным после освобождения возвращаться к нормальной жизни. Чаще всего подростку приходится сталкиваться с теми же условиями, которые и привели его на скамью подсудимых. Поэтому велик процент рецидивов, и несовершеннолетний вновь оказывается в стенах колонии.

Важно после освобождения оказать подростку необходимую социальную и экономическую поддержку, но над этим вопросом в нашем государстве предстоит еще много работать.

Прибывает этап. Новеньких помещают в отдельный, изолированный барак - карантин. Все строятся в коридоре. В каптерке сотрудники проводят обыск. Присутствуют банщик, санитар, завхоз карантина. Зона «красная», так что - это блатные зэки. Пока шмонают этап, троица высматривает и отбирает у прибывших хорошие вещи. После - баня, медицинский осмотр, анализы. Карантин продолжается четырнадцать дней. Завхоз учит всех маршировать строем с песней, заставляет наизусть выучить правила поведения. Вызывает осужденных по одному на беседу. Начинает издалека. Чем на воле занимался? За какие преступления сел? За все ли ответил?.. Потом, если видит слабину, заставляет рассказывать о совершенных ранее правонарушениях. Побоями выбивает признания и вынуждает силой писать явки с повинной.

В колонию попадают пацаны с четырнадцатилетнего возраста. А активисты сидят до двадцати. Представьте, как здоровый завхоз прессует мальчишек. Многие не выдерживают, «колются» и пишут расклады на себя и подельников. Позже их увозят обратно в СИЗО на «раскрутку» (Раскрутка - в момент отбывания срока совершение нового преступления. ). Возвращаются они с дополнительными сроками.

Кстати, помните, я упоминал, что несовершеннолетних запрещено вербовать, привлекать в качестве стукачей? Зоновские опера постоянно нарушают эти правила. Впрочем, официально на них работают только оставленные после восемнадцатилетия помощники администрации.

Сотрудники угнетают и запугивают осужденных руками таких же зэков.

Перед переводом в отряд с новичками беседует воспитатель - сотрудник. Спрашивает о профессиях, где хочешь работать. Выбирать, по сути, не из чего. Труд тяжелый и низкооплачиваемый. В отрядах по двести человек. Каждая бригада - двадцать пять человек, живет в отдельной спальной секции. Бригадир укажет спальное место. На первых порах новичка закрепят за опытным зэком, чтобы он объяснил нравы и обычаи колонии. В отряде всем заправляют завхоз, бригадиры и прочие активисты. Они следят за порядком. Щемят неугодных администрации и лично им. Отнимают посылки и передачи, оставшиеся хорошие вещи.

Распорядок дня таков. В 6.30 - подъем. Физзарядка. По очереди - уборка. Санитар проверяет чистоту полов. Берет любую подушку, проводит по линолеуму. Если грязная - изобьет дужкой от кровати. Дальше зэки моются сами. Заправляют идеально одинаково постели. Больше до отбоя в спальную секцию не войти.

В восемь часов - поверка. Она проводится каждые два часа. Строем следуют на завтрак. В столовой встают у своих столов. Воспитатель командует: «Сесть, приступить к раздаче и приему пищи». Своим подхалимам дает лишнюю пайку хлеба. Кормят плохо. Активисты почти не едят - пьют чай. Они отнимают передачи и сытно питаются в отряде. Воспитатель ориентируется по ним. Командует: «Сдать посуду». Многие не успевают доесть свои пайки, хотя порции маленькие. Продукты некачественные. Правда, когда приезжает прокурор или комиссия, кормят хорошо. Отпускают всех из карцеров, у нас, мол, нарушителей нет. Жаловаться проверяющим боятся: они уедут, а заявитель останется.

После завтрака - выход на работу, на промзону. В четырнадцать часов - съем с работы. Обед. Потом школа до семнадцати тридцати. Строем идут в отряд, сидят в ПВР (комната политико-воспитательной работы). В девятнадцать часов - ужин. После - лекция. В 21.00 - просмотр программы «Время». Потом прогулка строем с песнями. Дальше - уборка. Подготовка ко сну. 22.30 - отбой. За целый день времени свободного нет. Очень устаешь к вечеру. От такой жизни дуреешь. Постоянно тянет спать. Но если днем тебе сделали замечание (плохо работал, учился, плохо себя вел), не уснешь. Активисты сильно изобьют. Так поддерживается дисциплина. Администрация это поощряет. Стукачи за лишнюю пайку стараются, часто даже придумывают тебе нарушение. Скажут, что у тебя был конфликт или что плохо трудился. Ничего не докажешь, будут бить. Отомстить нельзя. Посадят в карцер или, если тронул активиста, добавят срок.

Такая же участь ждет, если партнеров застукают за гомосексуальным актом. Под давлением сотрудников «пассивный» пишет заявление. «Активный» едет на раскрутку. Обычно любовью занимаются по ночам. Активист с нижней шконки велит обитателю второго яруса временно перебраться с матрасом на место «обиженного». «Петух» идет в проход к активисту. Если во время секса в секцию заглянут сотрудники (считать зэков по головам), достаточно быстро лечь на свободную шконку - не надо далеко бежать.

Обратите внимание на этот маразм: если днем ты просто дотронешься до «петуха», то «оформишься» (опустишься). Ночью же не в падлу лежать с ним в одной постели.

Сильно наказывают за свежие наколки. Нередко заставляют выжигать их марганцовкой.

При такой тяжелой жизни арестанты добавляют себе трудностей нелепыми обычаями. Зэки постоянно живут в напряжении. Ведь в любой момент могут «опустить».

На «малолетке» много «мастей» (каст). Каждый зэк знает свое место. Подняться в высшую масть можно только из первых четырех.

  1. «Блатные»,
  2. «Приблатненные»,
  3. «Третий стол»,
  4. «Пацаны»,
  5. «Форшмаки» (допустившие проступок по незнанию),
  6. «Черти» (ворующие у своих),
  7. «Нехватчики» («опустившиеся на кишке»),
  8. «Прачки» (думаю, ясно),
  9. «Шныри» (слуги),
  10. «Козлы» (стукачи),
  11. «Маслобойщики» (дрочат член другим),
  12. «Петухи» (пассивные гомосексуалисты).

В каждой колонии для несовершеннолетних насчет каст свои названия и порядки.

Выше я упоминал, что можно «опуститься» в любой момент. На малолетке западло делать многие вещи. Например, сходил в туалет и не помыл руки. Докурил после низшей масти - сам такой станешь. Нельзя поднимать упавшие предметы. Особенно зубную щетку, сигареты, в бане - мыло. Нормальным зэкам в падлу есть черный хлеб с чаем. Тем более всухомятку. Также «опустишься», если заштопаешь себе носки. «Опустить» может воспитатель - за нарушение дисциплины переложит с приличного спального места к «чертям» у выхода или к «моченикам», которые писаются.

Могут блатные трахнуть, придравшись к словам. В этой зоне, кстати, в бане мылись двумя мочалками: одна - до пояса, другая - ниже. Нельзя ошибиться и назвать вафельное полотенце - «вафельным» («вафел» - делает минет). Надо говорить: «полотенце в клеточку». Даже во сне нельзя расслабиться. Опустишь с кровати руку ниже локтя - окрестят «чертилой».

В наше время маразма стало чуть меньше. Но совсем недавно идиотизм доходил до крайностей. До 1991 года заключенные отрицательно относились к советской власти. «Комсомолец», «коммунист» среди зэков означали ругательства. Власть была красная, и малолетки не признавали этот цвет. Нельзя было курить «Приму», потому что пачка красная. Даже если мать на свидание приезжала в красной кофте, сын отказывался от встречи. Потом переживал, конечно, но не показывал вида. Эти понятия исчезли после смены режима в стране.

Кое-где у несовершеннолетних еще в ходу нелепые обычаи, касающиеся некоторых предметов, особенно еды. Даже существует целый свод правил-одностиший. («Сало, масло - западло. Колбаса - на член похожа. Сыр - мандятиной воняет. Курицу - петух топтал. Хлеб - растили коммунисты. По картошке - мент топтался. Воду - рыбы обоссали».) И так далее на все продукты питания. Это, конечно, скорее, шутка. Но в описанной выше колонии малолетки не едят ячневую кашу: сечка считается петушиной пищей. И не употребляют капусту, капуста - козлиная пища.

Тяжелее всех приходится тем кастам, которые принадлежат к «высшему свету». Те, кто ниже «пацанов»,- опущенные. Тронь их - побегут жаловаться, даже в штаб, минуя активистов своего отряда. Только «пацаны», чтобы не прослыть «ломовыми» (ябедами) и не потерять лицо, терпят издевательства. С низшими мастями опасаются связываться из-за их мстительности. Ведь им терять нечего. Они и пакостят. Можешь, обидев такого вечером, проснуться утром с «прокачкой» (вантузом для пробивки унитазов). Этого достаточно для перевода в «обиженку». Или кинут половой тряпкой в лицо.

Естественно, такое не касается активистов. Строптивых, покусившихся на авторитет актива, изобьют и могут макнуть головой в унитаз.

Из-за таких порядков весь спецконтингент постоянно живет в напряжении. Малолетки зарабатывают неврозы и психозы.

Странно одно: зоны для несовершеннолетних называются воспитательными колониями. Неужели администрация этих учреждений, создавая подопечным такие условия существования, надеется, что способствует их перевоспитанию?