Обязанности по уборке прилегающей территории. Уборка снега во дворах домов: на ком лежит обязанность

Это нужно знать собственникам жилья

Уважаемые читатели! Хочу поговорить о житейских вопросах. Кто и как должен спилить дерево во дворе, кто отвечает за уборку придомовой территории и когда лучше всего утепляться, чтобы сохранить тепло в квартирах?

За помощью в администрацию Воронежа обратилась жительница дома №18 по ул.Остужева. Она проживает в пятиэтажном доме. На момент обращения рядом с домом росло два огромных дерева высотой с восьмиэтажный дом. Это - нарушение градостроительных норм: деревья располагаются на расстоянии менее одного метра от стены дома. К тому же корни находились под стеной дома, фактически в подвале, и если бы такой гигант упал, сколько бы бед наделал! Качающиеся громадины вызывали у жителей страх. Сухие падающие ветки способны доставить массу хлопот и неприятностей.

Кто и как обрезает и пилит?

В первую очередь необходимо выяснить, кто обслуживает дом, на территории которого растут опасные деревья. В нашем случае на помощь пришла управа Железнодорожного района, которая обязала обслуживающую организацию провести необходимые работы. Придомовая территория вышеуказанного дома поставлена на кадастровый учет с установлением границ земельного участка. В соответствии со ст.36 ЖК РФ, земельный участок с зелеными насаждениями, элементами озеленения и благоустройства, входит в состав общего имущества многоквартирного дома. Управляющая компания несет ответственность за содержание общедомового имущества МКД и обязана соблюдать правила благоустройства территорий городского округа г.Воронеж. В данных правилах установлено, что в отношении зеленых насаждений должен выполняться весь комплекс мероприятий по уходу, в том числе обрезка и удаление сухих и аварийных ветвей и стволов деревьев и кустарников, стрижка газонов и кустарниковой растительности, удаление сорняков, отходов с озелененных территорий и т.д.

Чтобы привести в порядок зеленую зону двора, жители многоквартирного дома должны обратиться с заявлением в управляющую компанию.

В заявлении нужно указать количество и точное месторас-положение деревьев, которые требуется спилить или кронировать. Сотрудник УК выйдет на место и зафиксирует объекты в акте осмотра, сделает фотографии и отправит заявку на опиловку в администрацию города. Решение об опиловке принимается в соответствии с Правилами озеленения города. Отказ возможен, если породы деревьев являются ценными.

В случае положительного решения УК поставит вашу заявку в текущий план благо-устройства. Работы, как правило, проводит специализированная подрядная организация. Продолжительность опиловки зеленых насаждений в одном дворе зависит от сложности задачи, количества деревьев и погодных условий.

Работы по удалению деревьев, расположенных рядом с домом вышеназванного заявителя, уже выполнены управляющей компанией. Вывоз порубочных остатков произведен.

Кто и что убирает?

Теперь давайте выясним, кто должен убирать придомовую территорию? Собственник помещения в многоквартирном доме обязан не только нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно Правилам содержания общего имущества многоквартирного дома, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, в состав работ входят уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования, а также земельного участка, к которому относится придомовая территория.

Собственникам жилого помещения принадлежит придомовая территория, которая является общим имуществом многоквартирного дома.

Плата за уборку двора входит в плату за содержание и текущий ремонт многоквартирного дома. В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 23.09.2010 №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», управляющие компании города размещают информацию на электронном сайте. Там и можно узнать стоимость услуги «содержание придомовой территории», которая входит в статью «Содержание и ремонт жилого дома».

Уборку территорий, не отнесенных к придомовой (внутриквартальные проезды, улицы и др.), осуществляют муниципальные предприятия города в соответствии с муниципальным заказом.

В соответствии с постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» уборка площадок, дворов, дворовых проездов должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда. Снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях.

Перечень вышеуказанных работ и услуг и размер их финансирования должен быть указан в договоре управления многоквартирным домом, заключенном между собственниками жилых помещений и управляющей компанией.

Сейчас лето, жарко. А что предусматривает летняя уборка в этих правилах?

Она включает подметание, мойку или поливку вручную или с помощью спецмашин. Уборка должна выполняться преимущественно в ранние, утренние и поздние, вечерние часы. Мойку тротуаров следует производить только на открытых тротуарах, непосредственно граничащих с прилотковой полосой, и в направлении от зданий к проезжей части улицы. Мойка тротуаров должна быть закончена до выполнения этой операции на проезжей части, для чего время уборки тротуаров должно быть увязано с графиком работы поливочно-моечных машин. Поливка тротуаров в жаркое время дня должна производиться по мере необходимости, но не реже двух раз в сутки.

За дополнительной информацией относительно уборки площадок, дворов, дворовых проездов и перечнем соответствующих работ и услуг, а также сведениях о размере их финансирования, содержащихся в договоре управления многоквартирным домом, вы можете обратиться в обслуживающую организацию.

Как утеплиться

На улице тепло, но зима не за горами. Самая серьезная проблема, которая может встречаться в домах - промерзающие стены. Чаще всего на это жалуются владельцы угловых квартир в хрущевках. Такие здания ради экономии строили из тонких трехслойных железобетонных панелей с некачественным утеп-лителем, который за минувшие десятилетия потерял свои теплоизолирующие свойства. Помимо выпадения конденсата на стенах и развития плесени (сильнейшего аллергена) есть еще один неприятный эффект. Если внутренняя сторона наружной стены всего на несколько градусов холоднее воздуха в помещении, то в комнате начинается циркуляция воздуха и появляется ощущение сквозняка - прямой путь к простудам и прочим заболеваниям.

Как быть? Надо восстанавливать способность стен сохранять тепло! Но тут есть один важный момент. Строители утверждают, что самый грамотный способ утепления - снаружи. Это не всегда возможно. Немногие управляющие компании или ТСЖ могут выделить средства на столь дорогостоящий ремонт.

Вопросы ЖКХ: кто должен благоустраивать придомовую территорию

В этом случае есть необходимость утеплиться изнутри. Но вы можете потерять полезную площадь, хотя всегда приходится чем-то жертвовать. Если в квартире есть балкон или лоджия, то имеет смысл позаботиться и об их утеплении. С одной стороны, это создаст буферную зону, которая не позволит жилому помещению терять тепло, с другой - за счет балкона можно расширить ограниченную жилую площадь. Еще одна типичная жалоба обитателей многоэтажек - холодные радиаторы. Чаще всего причина кроется в ветхой системе теплоснабжения, а точнее в многолетних известковых отложениях в трубах стояков и в приборах отопления, в разы уменьшающих теплоотдачу радиаторов. Химическая или гидроимпульсная промывка, которую каждый год должны устраивать эксплуатационные службы, этой проблемы не решает. Тут поможет только замена стояков и радиаторов. Но если первый пункт находится в ведении управляющей компании, то второй целиком и полностью отдан под ответственность жильцов. Не стоит менять радиаторы среди зимы. Нужно помнить, что для лучшей теплоотдачи не надо помещать радиатор в декоративный короб или прятать за экран. Исследования показали, что в таком «тайнике» может потеряться до 15-20% тепла. Кроме того, эффективность отопительного прибора снижается примерно на 10%, если он помещен в глубокую нишу под подоконником или окрашен несколькими слоями краски (что часто бывает с чугунными радиаторами).

Если возникла необходимость заменить радиаторы, то владельцам квартиры предстоит выбирать, каким вариантам отдать предпочтение: чугунным, алюминиевым, биметаллическим или стальным?

Наиболее подходящими для наших условий являются чугунные радиаторы. В случае, если вы захотели поменять радиатор, необходимо обратиться в обслуживающую организацию и согласовать ваши ремонтные работы.

Светлана КРАВЦОВА, консультант главы Воронежа

Прием граждан ведется по понедельникам, средам, пятницам
с 9.00 до 13.00. Пр. Революции, 33.

Площадь придомового участка многоквартирного объекта определяется по конкретной формуле. Но она не применима в отношении частных строений. Не устанавливается законом предельных границ. Размер территории будет зависеть от того, сколько земли арендуется или приватизировано. Можно ориентироваться на такие условия определения площади участка в частном секторе: Составляется план естественных пределов территории С нанесением всех объектов, что нужны собственнику для использования Обозначают землю, что прилегает к территории Находящейся в собственности муниципального органа (она не может отчуждаться) Договариваются с соседом Чтобы не нарушить ничьи права Идут к представителю органа местного самоуправления Чтобы закрепить права собственника В уполномоченный орган предоставляется свидетельство о госрегистрации земельного участка, соглашение купли-продажи. Ответ будет дан в течение месяца.

Как определяется размер придомовой территории многоквартирного дома

Места для парковки в равной степени принадлежат всем членам жилищного товарищества и не могут быть закреплены за отдельными гражданами. Жильцы многоквартирного дома имеют право устанавливать перед въездом во двор пропускной шлагбаум, если дорога через него не имеет муниципального значения.

Post navigation

Допускается и установка ограждений, высота которых не более 60 см.

Парковочные места могут сдаваться в аренду, если такое решение будет принято сообща на собрании. При этом получаемые средства расходуются только на обслуживание дома или двора. Жители частных построек также имеют право сдавать участок, например, под установку рекламных конструкций.


Видео: Что такое придомовая территория и сколько метров Заключение Разумное управление прилегающей к дому территорией финансово выгодно жильцам дома. К тому же, они получают возможность самостоятельно проводить мероприятия по организации дворового пространства.

Придомовая территория многоквартирного дома

Внимание

Если заехали новые жильцы, они могут внести свое предложение по использованию территории. Но они не могут предъявить претензии относительно способа использования участка. С придомовой территории, что используется жильцами, стоит уплачивать налог, если она не арендована и е находится в субаренде.

В данной ситуации налог платит арендодатель. Если земля приватизирована, налог платится жильцами многоквартирного дома. Сумма налогового платежа определяется с учетом кадастровой стоимости участка, установленной оценщиком. Придомовая территория - тот участок, который должен обеспечить ваши потребности в отдыхе и позволит создавать комфортное проживание.

Поэтому важно понимать, какой участок является вашим, кто на нем должен осуществлять уборку и кто занимается благоустройством.

Придомовая территория - это дилемма для жильцов

Ставить машины в зонах с растительностью без наличия специального разрешения запрещено (но вот расширить парковку за счёт зелёной зоны можно, на что также нужно одобрение властей).

  • Установка контейнеров для хранения мусора производится только на специальной выделенной площадке.

Всё это также учитывается при определении реального размера участка, прикреплённого к дому. Где и как узнать границы Зона возле многоквартирного жилого здания, как правило, является общей собственностью всех жильцов, но она не ограничивается подъездом, подвалом и чердаком. Собственники могут распоряжаться участками, прикреплёнными к их дому, по своему усмотрению.
Разрешено засаживать деревья, газоны, цветники, увеличить размер самого здания за счёт данной территории и проводить другие действия. Данные участки должны быть отражены в кадастровом плане объекта.

Право на ухоженный и чистый двор или основные вопросы придомовой территории

Участок, прилегающий к многоэтажному или частному дому, имеет определенные границы. Администрация каждого населенного пункта имеет право устанавливать, сколько метров отводится под двор. Но минимальные размеры регламентируются общими положениями СНиП и равны параметру дома.

Максимальный размер не предусмотрен и ограничивается другими постройками. Часто жильцы интересуются, как узнать размеры участка, закрепленного за их домом. Чтобы получить эти сведения из Кадастровой палаты, необходимо обратиться к сотрудникам ДУК.
Они запросят выписку из документов, в которой будет указана площадь земли, а также её статус. Теоретические сведения можно почерпнуть из интернета, они отображены на карте Росреестра, которая находится в публичном доступе. Понятие частная придомовая территория подразумевает участок, необходимый для осуществления хозяйственной деятельности.

Придомовая территория многоквартирного дома - как ею правильно распорядиться?

После регистрации земельного участка происходит передача прав на него собственникам квартир в этом здании. Плюсы и минусы установления права собственности на землю Интересно, что сам по себе процесс передачи прав на землю возле дома ещё не отработан на практике, так как местные власти не спешат лишаться земельной собственности, и, соответственно, прав на неё, а жильцы не торопятся приобретать право в силу хлопотности процесса и некоторых проблем, которые принесёт собственная придомовая территория.

Последний объект разрешат возвести только гражданам, являющимся инвалидами. Нужно помнить, что строительство допускается только с разрешения соответствующих органов. В данном случае это Роспотребнадзор и городская администрация. Распоряжение придомовой территорией От того, какой статус имеет жилое строение, зависит, кто отвечает за порядок на территории, расположенной перед зданием. Если участок не закреплен официально за многоквартирным домом, его уборка и облагораживание - дело местной администрации.

Должна ли управляющая компания благоустраивать придомовую территорию?

Вопрос:

Организацияимеет в собственности нежилое помещение (бывшую квартиру на первом этаже), оборудованное под офис.

Уборка придомовой территории: что входит в перечень работ?

Все коммуникации подведены от общедомовой системы (установлены приборы учета). Управляющая компания, обслуживающая здание, отказывается благоустраивать территорию (в частности, асфальтировать тротуар и подъездные пути). Насколько это законно? Какими нормативными документами регламентируется данная ситуация?

Ответ:
Объем и условия выполнения управляющими компаниями функций по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме устанавливаются положениями Жилищного кодекса РФ, иными подзаконными нормативно-правовыми актами РФ, а также договором, заключенным между управляющей компанией и собственниками помещений многоквартирного дома.

В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае — собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В соответствии с пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

В силу статьи 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 указанных Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса РФ, пунктов 28 и 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определеныПравилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, в том числе указаны требования к внешнему благоустройству зданий и придомовых территорий, которые должны выполняться в любом случае независимо от желания собственников отдельных помещений и включаться в договор с управляющей компанией (пункт 3.5).

Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что встатье 162 Жилищного кодекса РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Таким образом, управляющая компания должна в обязательном порядке осуществлять работы, предусмотренные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

В договор управления многоквартирном домом включаются те работы и услуги, которые оказываются управляющей компанией сверх тех, которые должны осуществляться в обязательном порядке.

Данные выводы соответствуют правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, высказанной вПостановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 29.09.2010 N 6464/10.

Указанные нормативно-правовые акты не содержат положений об обязательности асфальтирования тротуара и подъездных путей, находящихся на придомовой территории.

Следовательно, только при наличии указанных работ в перечне, содержащемся в договоре управления многоквартирным домом, управляющая компания в силу данного договора должна осуществлять указанные работы.

Как правило, асфальтирование дворовой территории включается в перечень работ, производимых при капитальном ремонте многоквартирного дома.

Кто должен убирать придомовую территорию многоквартирного дома

Порядок использования придомовой территории собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме

Зачастую у собственников помещений в жилом доме возникают конфликты относительно порядка совместного пользования общей территорией. В особенности остро, как правило, такой вопрос стоит для собственников нежилых помещений, а также новоселов. Двор нередко оказывается закрыт шлагбаумом или воротами, а все парковочные места на придомовой территории - распределены между «старожилами».

Каким образом решить проблему и получить доступ к проезду во двор и парковке?

Прежде всего, необходимо понимать механизм правового взаимодействия между жильцами многоквартирного дома, а также порядок пользования территорией, прилегающей к дому. Для этого разберем вопросы:

1. Каким образом формируется земельный участок под домом и как оформляются права на него жильцами дома?

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (п. 1, 2 ст.36 Жилищного кодекса РФ). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в доме.

При этом формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (п.4, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" разъяснено, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом, если земельный участок под домом не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования (п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирный дом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Таким образом, с момента формирования земельного участка под домом он презюмируется в качестве находящегося в общей собственности собственников помещений.

Учитывая всё вышеперечисленное, можно говорить о том, что даже в случае, если земельный участок под домом не сформирован надлежащим образом, это не препятствует собственникам помещений владеть и пользоваться им в установленных пределах, в том числе, устанавливать ограждения (при условии соблюдения соответствующего порядка) .

2. Каким образом определяется порядок пользования придомовой территорией, законно ли ограничение доступа к придомовой территории (установка ворот, шлагбаума)?

Полномочия по распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме закон относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (как жилых, так и нежилых). К компетенции общего собрания также относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им (пп.2 п.2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

Правоотношения, связанные с установкой ограждений на придомовых территориях многоквартирных домов в городе Москве и их демонтажем, урегулированы Постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП "О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве" (Порядок), в соответствии с пунктами 4, 7 которого установка ограждающих устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов с последующим согласованием Советом депутатов муниципального округа, на территории которого планируется размещение соответствующего ограждающего устройства.

Таким образом, установку ворот (ограждающего устройства) при въезде на территорию двора жилого дома необходимо осуществлять на основании общих собраний собственников и согласовывать с Советом депутатов муниципального округа.

3. Правомерно ли ограничение прав собственников нежилых помещений, а также новых собственников недвижимости (новоселов) на использование придомовой территории по сравнению с правами собственников жилья; каков порядок определения порядка использования придомовой территории?

Порядок определения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, как для собственников жилых, так и нежилых помещений, устанавливается статьей 37 Жилищного кодекса РФ в пропорциональном размере к общей площади помещения, принадлежащего конкретному собственнику.

Согласно статье 39 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме, доля участия каждого собственника в несении таких расходов определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Таким образом, при определении прав пользования общим имуществом в многоквартирном доме закон не делает никакого разделения между правами лиц, владеющих на праве собственности жилыми или нежилыми помещениями, а также не различает права собственников в зависимости от длительности владения ими недвижимостью. Доступ на придомовую территорию также должен осуществляться с учетом обеспечения баланса интересов собственников жилых и нежилых помещений.

Уборка придомовой территории

В соответствии с пунктами 6, 11 Постановления Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП «О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Установка и содержание ограждающих устройств осуществляется за счет собственных средств собственников помещений в многоквартирном доме. Соответствующую информацию об утверждении общим собранием собственников соответствующего Порядка использования придомовой территории можно запросить в Управляющей компании и у Председателя Совета дома. Существует возможность оспорить соответствующие решения общего собрания собственников помещений в доме в судебном порядке (перспективы такого обжалования необходимо определять с учетом сроков исковой давности, в зависимости от времени принятия соответствующего решения).

4. Каков порядок получения отчетности об использовании денежных средств на эксплуатацию ворот (содержание охраны)?

Для получения информации по основаниям и порядку использования придомовой территории необходимо обратиться с письмом в товарищество собственников (ТСЖ) либо в Управляющую компанию (в зависимости от того кто является управляющей организацией) за разъяснением вопросов и для получения копий определенных документов. Письмо должно содержать следующие пункты:

  • на каком основании (на праве собственности или праве аренды) собственниками помещений в доме осуществляется использование придомовой территории;
  • предоставить копии документов, подтверждающих права собственников помещений в доме на земельный участок придомовой территории (договор аренды с множественностью лиц, иной документ о предоставлении земельного участка, удостоверяющий права на земельный участок);
  • на каком основании была осуществлена установка ворот(ограждения, шлагбаума), ограничивающих въезд на придомовую территорию дома;
  • предоставить заверенную копию протокола Общего собрания собственников Дома, на котором было принято решение об установке указанных ворот (ограничении доступа на придомовую территорию дома);
  • предоставить заверенные копии протоколов Общего собрания собственников Дома, устанавливающих порядок пользования придомовой территорией со стороны собственников жилых и нежилых помещений в Доме;
  • предоставить заверенные копии протоколов Общего собрания собственников Дома относительно установления размера платы за обслуживание таких ворот и содержание охраны, уплачиваемой собственниками помещений в Доме.

В соответствии с положениями пункта 3 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», Управляющая организация обязана предоставлять по запросам собственника, в том числе, следующую информацию:

  • информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
  • сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
  • информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
  • информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
  • информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
  • информацию о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
  • информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
  • отчет об исполнении управляющей организацией договора управления.

Таким образом, информация о расходах на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома должна предоставляться Управляющей организацией по запросу собственника.

В случае если расходы по содержанию ворот (охраны, ограждения, шлагбаума) не подлежат сбору через Управляющую организацию, а собираются непосредственно Советом дома, размер таких расходов должен быть установлен решением Общего собрания.

Собрав всю необходимую информацию, собственник нежилого помещения сам либо с дополнительной юридической помощью может решить свои вопросы в зависимости от собранных им данных путем переговоров с представителями жильцов либо, в случае недоговоренности, судебным порядком.

Юридические консультации

Если вы попали в подобную ситуацию, вы можете задать вопрос или обратиться за помощью к специалистам нашей компании

Обратиться за помощью / задать вопрос

Придомовой территорией называется земельный участок, закрепленный за конкретным многоквартирным домом, в отдельных случаях – за несколькими домами. На таком участке могут располагаться различного рода объекты, пребывающие в общем пользовании жильцов: спортивные и детские площадки, парковочные зоны, трансформаторы, бельевые сушилки, зоны для отдыха, элементы озеленения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для обеспечения комфортного проживания территория должна регулярно убираться и облагораживаться, поэтому важно четко знать, кто за это отвечает.

Законодательство

Непосредственным образом зависит от площади занимаемой квартиры: чем она больше, тем, соответственно, более существенными должны быть отчисления.

Кто контролирует?

Роль контролирующих органов, которые должны следить за тем, насколько качественно убирается придомовая площадка, выполняют:

  • Роспотребнадзор;
  • местная администрация;
  • сами жильцы дома (представители ТСЖ).

Если владельцы жилья недовольны качеством работ по уборке прилегающей к их дому территории, они всегда могут обратиться к ответственному органу, который обязан навести порядок.

Кому может принадлежать придомовая территория

Придомовая территория принадлежит собственникам помещений в МКД или органу местного самоуправления. В состав общего имущества включают только сформированный земельный участок, который поставили на государственный кадастровый учет. Такой порядок определен статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (далее - Закон № 189-ФЗ).

Границы и размер придомовой территории определяют органы государственной власти. Чтобы их уточнить, обратитесь в Росреестр или воспользуйтесь публичной кадастровой картой. Дело в том, что государственный кадастровый учет земли, в том числе под МКД, проводит Росреестр. Это следует из части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и постановления Правительства от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

Если земельный участок под МКД не был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, нужно обратиться в органы государственной власти или органы МСУ. Подать заявление может любой собственник помещения в МКД. Такой порядок предусматривает часть 3 статьи 16 Закона № 189-ФЗ.

Если территории, на которых расположены МКД, не разделены на земельные участки, их межуют по специальным проектам. Такие проекты утверждает глава местной администрации поселения или администрации городского округа.

Как граница придомовой территории влияет на объем работ и ответственность УО, ТСЖ и ЖСК?

Управляющая МКД организация обязана содержать ту придомовую территорию, которая включена в состав общего имущества МКД.
Если земельный участок рядом с домом входит в состав общего имущества, то перечень работ по его содержанию нужно зафиксировать в договоре управления или в смете.

Для УО надлежащее содержание придомовой территории - лицензионное требование. Это установлено пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного постановлением Правительства от 28.10.2014 № 1110.
Вас не могут обязать содержать земельный участок за пределами границ, которые определены кадастровым планом на земельный участок.

Уборка, очистка и уход за элементами озеленения территории, которая не входит в состав общего имущества, не входит и в состав услуг по содержанию МКД. Это следует из пункта 15 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

За счет каких средств проводить кронирование деревьев на придомовой территории?

Такие работы проводите за счет платы за содержание жилого помещения. Главное условие - деревья должны расти на участке, который входит в состав общего имущества МКД.

Чтобы проводить вырубку сухостойных и больных деревьев, получите разрешение органа природопользования и охраны окружающей среды. Этого требует пункт 3.8.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.

Если надзорные органы требуют от вас выполнить работы на территории, которая не входит в состав общего имущества, возразите им. Укажите в акте проверки или в отдельном письме следующие аргументы:

  1. если придомовая территория не включена в состав общего имущества, уход за зелеными насаждениями не входит в обязательные работы при содержании общего имущества собственников помещений в МКД (подп. «в» п. 15 Правил № 491);
  2. земельный участок не указан в составе общего имущества в рамках договора управления МКД, работы на земельном участке не включены в перечень работ и услуг (п. 1 ч. 3 ст. 162 ЖК);
  3. текущий ремонт придомовых и дворовых территорий в соответствии с региональным законом об организации местного самоуправления отнесен к вопросам местного значения муниципального образования.
УО должна возместить ущерб, если на дороге рядом с МКД в гололед машина повредила бампер?

УО могут привлечь к ответственности за ущерб, причиненный ездой по дороге, если выполняются два условия.

  1. Первое условие - дорога относится к дорогам необщего пользования (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
  2. Второе условие - дорогу включили в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и УО отвечает за ее содержание в рамках оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Это следует из части 1 статьи 36, частей 1, 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса, пунктов 2, 16 Правил № 491.
Какие работы проводить на придомовой территории?

Работы по содержанию придомовой территории зависят от элементов благоустройства и зеленых насаждений во дворе МКД. Виды работ подразделяют на сезонные и постоянные.
Придомовую территорию нужно убирать каждый день. Должны быть приведены в порядок тротуары и пешеходные дорожки, затем и остальная территория. Это устанавливает пункт 2.11 СанПиН 2.1.2.2645–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и пункт 3.6.8 Правил № 1701.

Очищать урны у входной группы в нежилое помещение в МКД нужно?

Да, управляющая МКД организация обязана очищать урны у входной группы в нежилое помещение, если она предусмотрена проектной документацией на МКД. Входная группа - это элемент фасада, который входит в состав общего имущества собственников в МКД.
Не очищайте урны, если собственник построил входную группу по собственной инициативе. В таком случае обязанность по очистке лежит на собственнике помещения. Это следует из статьи 210 Гражданского кодекса и пункта 15 Правил № 491.
Дополнительные работы по уборке территории определяйте с учетом особенностей придомовой территории МКД и пожеланий собственников, например: организация клумб, ремонт детских и спортивных площадок и т.д.
Состав дополнительных работ по благоустройству и озеленению придомовой территории собственники помещений утверждают на общем собрании (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК).

Бордюры возле МКД красить обязательно?

Покраска бордюрного камня не входит в обязательный перечень работ и услуг по содержанию придомовой территории.
Управляющая МКД организация должна окрашивать бордюры только в случае, если выполняются два условия:
бордюрный камень находится на земельном участке, который относится к общему имуществу собственников помещений в МКД;
покраску предусматривает договор управления или смета.Расходы на покраску в этом случае включают в состав платы за содержание общего имущества в МКД.

Решение собственников помещений в зависимости от способа управления вносят в условия договора управления с УО или в смету расходов ТСЖ, ЖСК, ЖК. Управляющая МКД организация по поручению собственников выполняет эти работы. Если МКД управляет УО, она может внести свои предложения с расчетом стоимости работ при заключении договора управления или внесении изменений в договор управления.

Сколько нужно сотрудников, чтобы содержать придомовую территорию?

Закон не ограничивает штат управляющей МКД организации, поэтому вы вправе регулировать подобные вопросы внутренними локальными актами.
Например, на уборку 1 кв. м газона от опавших листьев, сучьев и мусора отводят 34 с. Значит, за час дворник успеет привести в порядок газон площадью 105 кв. м. Такой расчет приведен в части 3 Норм обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, утвержденных постановлением Минтруда от 24.06.1996 № 38.
Содержание придомовой территории также можно поручить подрядным организациям или нанять сотрудников по срочному договору.
Работы по уборке разделяют на те, которые проводят в течение всего года, и сезонные. Сезоны делят на теплый и холодный.
Теплый - период, когда среднесуточная температура воздуха на улице выше 10 °С. Если температура 10 °С и ниже, значит, наступил холодный период. Такой порядок указан в пунктах 3.3 и 3.4 СанПиН 2.2.4.548-96 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».
Технологию выполнения для разных видов работ в зависимости от периода года регламентирует часть 3.6 Правил № 170.
Вы не несете ответственность, если на машину упадет дерево, растущее за пределами зоны вашей ответственности.

Что грозит за ненадлежащее содержание придомовой территории?
За ненадлежащее содержание придомовой территории управляющую МКД организацию могут оштрафовать, а ответственного сотрудника УО - дисквалифицировать.
Штраф для ТСЖ, ЖК, ЖСК составляет 40–50 тыс. руб., для их должностных лиц - 4–5 тыс. руб. (ст. 7.22 КоАП).
Наказание для УО суровее: для юридического лица - штраф от 250 тыс. до 300 тыс. руб., для должностного лица - штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП).

Если не исполнить предписание ГЖИ, юрлицо получит штраф 10–30 тыс. руб., должностное лицо организации оштрафуют на 1–2 тыс. руб. или дисквалифицируют на срок до 3 лет (ч. 1 ст. 19.5 КоАП).

ГОСТ Р 56195-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами

УСЛУГИ СОДЕРЖАНИЯ ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ, СБОР И ВЫВОЗ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

Общие требования

The services of housing and communal services and management of apartment buildings. Content services the territory of collection and disposal of household waste. General requirements


ОКС 03.080.30

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области "Стандарты управления недвижимости" при участии ОАО "Академия коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова" (АКХ), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тамбовский государственный технический университет"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 "Услуги в области ЖКХ и управления многоквартирными домами"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2014 г. N 1447-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение

Введение

Настоящий стандарт входит в единую структуру национальных стандартов, объединенных в серию "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами".

Применение настоящего стандарта, наряду с другими стандартами из данной серии, позволяет сформировать единую и эффективную систему управления и содержания многоквартирных домов, обеспечивающую их нормативное техническое состояние, безопасную эксплуатацию и комфортные условия проживания, а также выполнить требования технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, Жилищного кодекса и других нормативно-правовых актов.

При переходе эксплуатации многоквартирного дома и выполнения работ (услуг) связанных с его управлением и содержанием на основании добровольного применения национальных стандартов из серии "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами", целесообразно устанавливать переходный период с учетом профессиональной подготовки и опыта работы исполнителя и подрядчиков по применению таких национальных стандартов.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов.

Стандарт предназначен для применения лицами, оказывающими услуги содержания общего имущества многоквартирного дома, в том числе подрядными организациями, привлекаемыми для выполнения определенных работ, а также собственниками (потребителями), выступающими в роли заказчика таких услуг.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 51929-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения

ГОСТ Р 54964-2012 Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости

ГОСТ Р 56038-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования

ГОСТ Р 56192-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования

ГОСТ Р 56193-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Общие требования

ГОСТ Р 56194-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги по проведению технических осмотров многоквартирных домов и определения на их основе плана работ, перечня работ. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины, принятые по ГОСТ Р 51929 , а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 дренажная система придомовой территории : Элементы системы организованного поверхностного водоотведения: водоприемники, кюветы, водоотводные и (или) дренажные канавы, закрытые системы дождевой канализации (гидроизолированные дождеприемные и смотровые колодцы, водоотводящие трубы-коллекторы), которые предназначены для обеспечения нормативного отвода дождевых, талых и грунтовых вод с придомовой территории.

3.2 исполнитель : Лицо, оказывающее услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов.

3.3 крупногабаритные отходы (КГО) : Отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.

3.4 мусор : Все виды отходов, в том числе строительные, образовавшиеся в результате самовольного (несанкционированного) сброса, грунтовые наносы, опавшая листва, ветки, а также иные предметы, нахождение которых на придомовой территории не предусмотрено проектом или архитектурно-планировочным решением.

3.5 навал мусора : Скопление мусора, возникшее в результате самовольного сброса, по объему, не превышающему одного м.

3.6 несанкционированная свалка мусора : Самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование мусора на площади свыше 10 м и объемом свыше 2 м.

3.7 объекты благоустройства : Зеленые насаждения и покрытия поверхности земельного участка, инженерные сооружения, объекты декора и культурно-бытового назначения.

3.8 опасные отходы : Отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

3.9 очаговый навал мусора : Скопление мусора, возникшее в результате самовольного сброса, по объему до 2 м на территории площадью до 10 м.

3.10 подрядчик : Лицо, у которого с исполнителем заключен договор на выполнение части работ содержания придомовой территории многоквартирного дома и (или) сбор и вывоз бытовых отходов.

3.11 потребитель : Лицо, пользующиеся на законных основаниях помещениями многоквартирного дома и потребляющее услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза ТБО и КГО.

3.12 твердые бытовые отходы (ТБО) : Отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, упаковки товаров, уборки и текущего ремонта жилых помещений и другие отходы).

3.13 содержание зеленых насаждений : Комплекс работ (мероприятий) по уходу за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями содержания зеленых насаждений, в том числе включающих мероприятия по посеву газонов, устройству цветников, подготовке участков для озеленения, посадке деревьев и кустарников, по обеспечению их сохранности и проведение, в случае необходимости, санитарной или омолаживающей обрезки.

3.14 услуги плановой уборки придомовой территории : Комплекс работ (мероприятий), которые проводятся в первой половине дня, выполнение которых обеспечивает комфортные условия проживания.

3.15 услуга дополнительной уборки придомовой территории : Комплекс работ (мероприятий), которые проводятся во второй половине дня, выполнение которых обеспечивает повышенные комфортные условия проживания.

4 Общие требования

4.1 Услуга содержания придомовой территории, в том числе объектов благоустройства: зеленых насаждений, детских, спортивных и контейнерных площадок, а также иных строений и сооружений, расположенных на придомовой территории (далее - имущество), в том числе сбор и вывоз мусора предоставляется в соответствии с ГОСТ Р 56192 , Жилищным кодексом , Постановлением Правительства РФ N 491 , с учетом требований установленных Федеральным законом N 52-ФЗ и санитарными правилами , , .

4.2 Состав работ содержания имущества, план и перечень работ, объем и периодичность (далее - график) их выполнения формируется лицом, предоставляющим услуги управления многоквартирным домом в зависимости от заказа на услугу пункт 4.2 ГОСТ Р 56192 , состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния имущества. Состав работ не может быть меньше, чем это установлено в Постановлении Правительства от N 290 .

4.3 При определении состава работ учитываются конструктивные особенности и состояние имущества, геодезические, природно-климатические условия, требования и правила содержания территорий, установленные органом местного самоуправления, на территории которого находится многоквартирный дом.

4.4 Для выполнения работ должны привлекаться квалифицированные специалисты и рабочие. Состав, квалификация и количество которых определяются в соответствии с , , расход материальных ресурсов в соответствии с . Сотрудники должны обеспечиваться необходимым оборудованием, инструментами, техникой и материалами.

4.5 Проведение работ должно осуществляться по утвержденному графику, с учетом сезонности, своевременно в рабочие дни и в рабочее время, за исключением работ, которые могут выполняться круглосуточно при экстремальных погодных и стихийных природных явлениях, а также при аварийных ситуациях.

4.6 При выполнении работ должна вестись, пополняться и актуализироваться техническая документация, в том числе инструкция по эксплуатации многоквартирного дома (далее инструкция по эксплуатации) и соответствующие ее разделы. Все внесенные изменения должны доводиться до сведения заказчика во время отчетов.

Примечание - Ведение технической документации или ее частей, по поручению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, может поручаться исполнителю.

4.7 При выполнении работ должны предотвращаться или минимизироваться риски негативного воздействия на окружающую среду и обеспечиваться выполнение требований, установленных в ГОСТ Р 54964 и .

4.8 Технические требования, правила и порядок выполнения работ содержания имущества, отдельных его частей, конструкций, элементов, могут регулироваться отдельными стандартами, входящими в единую структуру национальных стандартов, объединенных в серии "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами".

Примечание - В случае, если порядок или правила выполнения отдельных работ, не регламентированы нормативно-правовыми актами, в том числе приведенными в настоящем стандарте документами или инструкцией по эксплуатации, то исполнитель должен разработать свой порядок и (или) правила их выполнения, ознакомить с ними заказчика и приобщить к договору.

4.9 Работы, требующие наличие допусков (разрешений), должны выполняться исполнителем и специалистами, имеющими соответствующие документы.

Примечание - Требования к исполнителю предъявляются в соответствии с разделом 9 ГОСТ Р 56192 .

5 Определение границ и класса придомовой территории

Исполнитель проверяет техническую документацию на имущество, в том числе инструкцию по эксплуатации и полноту ее заполнения, организует и проводит осмотр имущества, сличает границы придомовой территории с данными кадастрового номера (планом земельного участка).

Примечание - Осмотр имущества, определение границ, необходимо проводить совместно с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.


Исполнитель определяет класс придомовой территории, по приведенной в приложении А классификации, с учетом которого определяется объем и периодичность выполнения работ, в том числе их стоимость, а также количество работников и техники, которое необходимо будет задействовать при выполнении работ.

6 Услуга текущего содержания

6.1 Работы, входящие в услугу текущего содержания

Услуга текущего содержания имущества предполагает выполнение комплекса работ (действий), обеспечивающих:

- проведение осмотров имущества в соответствии с пунктом 10 ГОСТ Р 56194 ;

- содержание (ремонт) покрытия тротуаров, дорог и дорожек, расположенных на придомовой территории;

- содержание ограждений, въездов, стоянок и других строений, расположенных на придомовой территории;

- обустройство мест (контейнерных площадок) для сбора и вывоза твердых и крупногабаритных бытовых отходов;

- обустройство мест для складирования угля, дров (при наличии в многоквартирном доме печного отопления);

- противопожарную безопасность придомовой территории и имущества расположенного на ней;

- уборку придомовой территории;

- работу дренажной системы придомовой территории по беспрепятственному отводу дождевой и талой воды;

- установку урн для мусора у входов в подъезды и (или) около скамеек;

Примечание - Покраска ограждений, урн и других сооружений осуществляется исполнителем один раз в год, или по мере необходимости.


- санитарно-гигиеническую уборку имущества;

- безопасное движение пешеходов и транспорта;

- беспрепятственный доступ к смотровым колодцам инженерных сетей, источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам и т.д.), расположенным на обслуживаемой территории;

- сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями;

- нормативное или работоспособное техническое состояние объектов благоустройства, расположенных на придомовой территории;

- устройство сборников для жидких бытовых отходов (в неканализованных зданиях);

- выполнение работ, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду;

- обустройство детских, игровых, спортивных и иных площадок. Содержание детских, спортивных, игровых площадок и сооружений осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации, путем проведения работ, обеспечивающих безопасную эксплуатацию. Установленное на площадках оборудование должно соответствовать требованиям, установленных в технических регламентах и нормативно-правовых актах, в том числе в Приказе Министерства регионального развития N 613 и .

Рекомендованные виды работ приведены в пунктом* 6.10 ГОСТ Р 56192 .
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

6.2 Работы по санитарно-гигиенической уборке и противоэпидемиологической обработке мест общего пользования

Санитарно-эпидемиологическое содержание придомовой территории предполагает выполнение комплекса работ (мероприятий) в том числе:

- проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- уборка общественных туалетов, установленных на придомовой территории;

Туалеты должны содержаться в надлежащем санитарном состоянии, убираться три раза в день с обязательной промывкой и обработкой дезинфицирующими средствами в соответствии с санитарными нормами .

- санитарно-гигиеническую очистку урн, уборку мусора, бытовых отходов, снега (в зимний период).

Примечание - Санитарно-гигиеническая уборка придомовой территории может быть как плановая, так и дополнительная (по желанию заказчика).


Плановая уборка придомовой территории осуществляется ежедневно. Начинается и заканчивается, как правило, в первой половине дня в утренние часы. В результате уборки должна быть обеспечена чистая придомовая территория. Придомовая территория считается чистой и убранной, при условии, что на момент окончания уборки на этой территории отсутствует скопление мусора, снега (в зимний период) и грунтовых наносов на газонах, тротуарах и дорогах, расположенных на придомовой территории.

В зависимости от класса придомовой территории, особенностей расположения многоквартирного дома, вида покрытия тротуаров, дорожек, социально-экономических, культурных, эстетических и иных предпочтений и потребностей собственников, требований правил содержания территорий, поселений, принятых органом местного самоуправления на территории которого расположен многоквартирный дом, предписаний контролирующих и надзорных органов, заказчик может принять решение о проведении дополнительной уборки придомовой территории с определением графика ее проведения.

Уборка придомовой территории осуществляется как ручным, так и механизированным способом с использованием специальной техники.

В целях освобождения мест парковки автомобилей для их дальнейшей уборки, исполнитель информирует проживающих о времени начала и окончания работ по уборке придомовой территории (график уборки) путем вывешивания объявлений на специально оборудованных местах (досках объявлений, стендах).

При выявлении случаев (поступлении заявки, обращения потребителей) о навале мусора, очаговом навале мусора и (или) несанкционированной свалке мусора на придомовой территории, весь мусор должен быть убран в сроки в соответствии с приложением Б.

При объявлении штормовых предупреждений, экстремальных погодных явлений (урагана, ливневого дождя, снегопада, гололеда и др.) исполнителем устанавливается особый режим уборочных работ в соответствии с настоящим стандартом и указаниями оперативных служб.

При определении перечня работ рекомендуется воспользоваться составом работ приведенных в пункте 11 таблицы А.1 ГОСТ Р 56192 , при этом их состав не должен быть меньше установленных в пунктах 23, 24, 25, 26 .

6.3 Уборка придомовой территории

Уборка придомовой территории подразделяется на летнюю и зимнюю.

6.3.1 Летняя уборка

В перечень работ по уборке придомовой территории в летний период входит:

- уборка мусора;

- подметание, в том числе мойка или поливка тротуаров, дорожек и газонов, график выполнения которых должен обеспечить выполнение требований , ;

- окос газонов (дернины), сметание листвы, уборка веток, в том числе с газонов (дернины), клумб, детских и спортивных площадок (при наличии таковых). Исполнитель обеспечивает сгребание и уборку листвы и скошенной травы непосредственно после окончания работ;

- очистка дождевой и дренажной системы в границах земельного участка не менее двух раз за сезон, очистка дождеприемных колодцев еженедельно, а дождеприемных решеток - ежедневно;

- надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. Вырубку, обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится многоквартирный дом, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, подлежат вывозу после окончания работ.

6.3.2 Зимняя уборка

В перечень работ по уборке придомовой территории в зимний период включается:

- сдвигание и подметание снега;

Первая уборка снега и посыпка противогололедными реагентами и чистым песком проводится до 7 часов утра или иного времени, если такое время установлено органами местного самоуправления, на территории которого находится многоквартирный дом.

Уборка выпадающего снега начинается при достижении высоты снежного покрова более 2 сантиметров, если высота снежного покрова менее 2 сантиметров, то сразу после окончания снегопада. При непрекращающемся в течение суток снегопаде должно быть выполнено не менее 2 циклов "уборка снега, посыпка противогололедными средствами - подметание".

- формирование снежных валов с необходимыми промежутками между ними;

В целях сохранения зеленых насаждений не разрешается складывать снег с тротуаров и пешеходных дорожек, смешанный с песком и солью, на газоны, зеленые полосы, палисадники и другие участки с кустарниками и деревьями.

- устранение скользкости;

При появлении гололедицы дорожки и тротуары посыпаются противогололедными реагентами или чистым песком. Обработка поверхностей тротуаров, дорожек и внутридворовых дорог и автостоянок противогололедными материалами производится с выполнением правил по их применению.

Примечание - При наличии сплошных наледей на тротуарах и во избежании несчастных случаев разрешается, в порядке исключения, посыпать тротуары песко-соляной смесью, просеянным песком, смешанным с солью в количестве не более 3% от веса песка и (или) специальными противогололедными смесями. Скопившиеся остатки, песка и (или) противогололедных смесей, своевременно собираются и вывозятся.


Нормативный срок полной ликвидации зимней скользкости, окончания работ по снегоочистке с момента окончания снегопада или метели не должен превышать более 3 часов.

- удаление с тротуаров, дорожек и дорог снега и снежно-ледяных образований;

В первую очередь убирается снег около подъездов, с тротуаров, пешеходных дорожек, потом с проезжих дорог, стоянок автомашин и иных сооружений, расположенных (имеющихся) на придомовой территории. Тротуарные и пешеходные дорожки должны убираться по мере необходимости таким образом, чтобы не нарушалось пешеходное движение по ним и быть всегда чистыми от снега до поверхности их покрытия. Весь снег с тротуаров сдвигается к лотку проезжей части, для последующего вывоза.

- очистка лотковой части внутридомовых дорог;

- подметание и удаление грунтовых наносов при длительном отсутствии снегопадов с дорожек, тротуаров, внутридворовых дорог, автостоянок игровых и детских площадок и с площадок других сооружений, расположенных на придомовой территории;

- отвод воды;

При температуре воздуха выше 0° и таянии снега принимаются своевременные меры по удалению застойной воды на тротуарах и въездах на придомовую территорию путем отвода ее в лотки и дождеприемные решетки. Если естественный отвод застойной воды по каким-то причинам затруднен, определяются работы, разрабатываются мероприятия, которые включаются в план или перечень работ, выполнив которые будет обеспечен отвод застойной воды.

- очистка крышек люков, водопроводных и канализационных колодцев, в том числе пожарных гидрантов;

Крышки люков, водопроводных и канализационных колодцев, в том числе пожарных гидрантов должны полностью очищаться от снега и льда.

- очистка кровель и козырьков, удаление наледи, снега и сосулек с карнизов, балконов и лоджий;

Очистка кровли, выходящей на пешеходные зоны, от снега, наледи и сосулек, должна производиться по мере их образования с предварительным ограждением опасных участков и соблюдением техники безопасности.

С соблюдением мер, обеспечивающих безопасность людей и животных, обеспечивается своевременная очистка снега и льда с крыш и козырьков, удаление наледи, снега и сосулек с карнизов, балконов и лоджий с обеспечением мер сохранности веток крон деревьев, машин и другой техники, находящейся и проезжающей возле дома, в том числе обеспечение сохранности проводов от повреждений падающими комьями снега и льда.

Сброшенные с крыш снег и ледяные сосульки должны немедленно убираться с тротуара и вывозиться в отведенные для этого места.

При очистке кровель, необходимо обращать внимание на места наибольшего образования наледи и сосулек, регистрировать их, проверять чердачное помещение с целью определения мест и источников поступления теплоты в чердачное помещение и возможности понижения температуры воздуха в чердачном помещении путем изолирования мест поступления теплоты и (или) организации проветривания чердачного помещения или пространства между обрешеткой и покрывным материалом. Как возможный вариант комплексного решения, предусмотреть возможность укладки греющего кабеля по периметру кровли в местах интенсивного образования сосулек.

- вывоз снега и снежно-ледяных образований.

Вывоз снега производится в места, определенные органами местного самоуправления, которые предварительно согласовываются с исполнителем. Снег вывозится в рыхлом состоянии, не давая ему слежаться или смерзнуться.

6.4 Текущий ремонт имущества

Услуга текущего ремонта - одна из видов услуг, входящих в состав содержания имущества, в ходе выполнения которой происходит поэтапное восстановление нормативного технического состояния имущества.

Услуга текущего ремонта имущества предоставляется в соответствии с разделом 7 ГОСТ Р 56192 .

6.5 Капитальный ремонт имущества

Услуга капитального ремонта - одна из видов услуг, входящих в состав содержания имущества, в ходе выполнения которой происходит восстановление нормативного технического состояния имущества, восстановление которого невозможно в ходе текущего ремонта.

Услуга капитального ремонта имущества предоставляется в соответствии с ГОСТ Р 56193 .

7 Услуга по организации сбора и вывоза бытовых отходов

7.1 Исполнитель организует и обеспечивает на специально оборудованных местах (контейнерных площадках), сбор и временное хранение твердых бытовых отходов в контейнеры и крупногабаритных отходов в бункеры-накопители.

7.2 Исполнитель, на основании решения собственников, оборудует места по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в контейнеры и крупногабаритных отходов в контейнеры-накопители или согласовывает с органами местного самоуправления возможность использования иных, близлежащих площадок.

7.3 В случае невозможности организовать сбор отходов на контейнерных площадках, исполнитель организует сбор отходов непосредственно в спецтранспорт, оборудованный устройствами для такого способа сбора отходов.

7.4 Вывоз твердых бытовых отходов организуется по графику. Осуществляется организациями или частными предпринимателями имеющими специализированный транспорт.

7.5 Количество площадок, контейнеров и бункеров-накопителей на них, места размещения и тип ограждения определяются санитарно-эпидемиологическими требованиями и архитектурно-планировочным решением. Утверждается заказчиком и согласовывается надлежащим образом, в порядке установленном органами местного самоуправления, на территории которого находится такой многоквартирный дом.

7.6 При выполнении работ по вывозу мусора по заявкам потребителей многоквартирного дома или юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, оговаривается место и время кратковременной установки и вывоза контейнера, и согласовывается с лицом осуществляющим функции управления многоквартирным домом.

7.7 Основание площадки для установки контейнеров должно быть с твердым покрытием (бетон или асфальт) и иметь уклон в сторону проезжей части с удобным подъездом для погрузки контейнеров спецавтотранспортом.

7.8 Исполнитель обеспечивает постоянную очистку контейнерных площадок от бытового и крупногабаритного мусора, содержит их в чистоте и порядке.

7.9 Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены и иметь маркировку с указанием реквизитов владельца контейнера, а также информации о времени вывоза отходов.

7.10 Контейнеры и площадки под ними должны промываться и обрабатываться дезинфицирующими составами не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода) в соответствии с требованиями .

7.11 Очистка урн, установленных на придомовой территории, производится исполнителем во время уборки придомовой территории по мере их заполнения.

7.12 Кроме указанных в настоящем разделе работ, должны выполняться работы приведенные в пунктах 24, 25 .

8 Отчеты и предложения исполнителя

8.1 Исполнитель в соответствии с требованиями, установленными настоящим стандартом и условиями договора:

- предоставляет по запросу заказчика, информацию о ходе выполнения работ, связанных с содержанием имущества;

- отчитывается, не реже одного раза в год, перед заказчиком о проделанной работе за отчетный период и реальном состоянии придомовой территории, переданной ему для содержания.

8.2 В отчете должно быть указано выполнение каких видов работ, вошедших в перечень и план работ, позволило эффективно поддерживать (восстановить) нормативное или работоспособное техническое состояние имущества, какие виды работ, по мнению исполнителя, необходимо включить/исключить из перечня и плана работ, как изменить график выполнения необходимых работ.

8.3 Исполнитель предоставляет информацию о состоянии технической документации, ее пополнении и актуализации.

9 Сдача и приемка выполненных работ

Выполнение работ, в соответствии с утвержденным собственниками планом и перечнем работ, графиком их выполнения исполнителем подтверждается путем регулярного подписания актов по процедуре в соответствии с пунктом 5.12 ГОСТ Р 56038 .

Если работы выполнялись на основании обращения потребителя, то такой акт подписывает инициатор такого обращения.

10 Стоимость услуг и их оплата

10.1 Определение стоимости работ (услуг) осуществляется в соответствии с пунктом 5.5. ГОСТ Р 56038 .

10.2 Оплата (списание денежных средств с лицевого счета многоквартирного дома) производится на основании, и при наличии у исполнителя, оформленных и подписанных актов выполненных работ.

10.3 Исполнитель не вправе выполнять дополнительные работы и требовать за них плату без согласия заказчика.

11 Требования безопасности при производстве работ

11.1 Выполнение работ должно осуществляться таким способом, чтобы обеспечить безопасность жизни и здоровья людей, животных, окружающей среды и сохранность имущества.

11.2 При оказании услуг и выполнении работ должны соблюдаться требования безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:

- к производству работ - по , , ;

- к пожарной безопасности - по ГОСТ 12.1.004 , ;

- к уровню шума - по , , , ;

- к взрывобезопасности - по ;

- к электробезопасности - по ;

- к аттестации рабочих мест в соответствии с .

11.3 При использовании материалов, веществ и изделий, подлежащих обязательному подтверждению соответствия необходимо наличие соответствующих документов.

11.4 При производстве работ, должны быть установлены предупредительные знаки в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 .

11.5 К оказанию услуг допускаются лица, прошедшие обучение и инструктаж в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004 .

11.6 Исполнитель должен иметь в своем составе специалистов, прошедших обучение по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, разработанную и внедренную систему проведения инструктажей по технике безопасности и контроля за их соблюдением и выполнением.

12 Методы контроля

12.1 Для контроля услуг содержания имущества применяются следующие методы:

- визуальный контроль (отслеживая сроки, объем и периодичность выполнения работ, эффективность работы специалистов и служб исполнителя при выполнении работ, проверяя культуру обслуживания, применяемое оборудование, технику, проверяя наличие технической и иной документации и др.);

- аналитический (анализ документации, актов выполненных работ, графиков уборки придомовой территории, журналов контроля и учета заявок и др.);

- социологический (рассмотрение жалоб, опрос потребителей, анкетирование др.)

- сравнительный анализ (на основании архивных документов, фотофиксации, актов, журналов заявок и отчетов, отслеживая изменение технического состояния имущества, удовлетворенности потребителей, повышения комфортности проживания и др.);

12.2 Для повышения качества выполнения работ исполнителю необходимо:

- повышать квалификацию специалистов служб, направляя их на курсы повышения квалификации, мастер-классы, обеспечивать их участие в обучающих семинарах и др.;

- совершенствовать системы контроля, учета и управления;

- повышать техническое оснащение служб;

- проводить опросы анкетирование потребителей, проживающих в многоквартирном доме, с целью определения удовлетворенности потребителей качеством выполнения работ, по итогам которых вносить изменения в работу служб и принимать меры к устранению недостатков;

- отслеживать изменения в нормативных документах и требованиях, обеспечивать исполнение требований действующего законодательства;

- сокращать сроки выполнения заявок поступающих от потребителей;

- обмениваться положительным опытом с организациями, оказывающими работы и услуги содержания;

- внедрять системы управления качеством на предприятии;

- проводить сертификацию специалистов и работ;

- внедрять в работе служб современные электронные программы.

1 класс - до 50 чел./ч;

2 класс - от 50 до 100 чел./ч;

3 класс - свыше 100 чел./ч.

Примечание - Классификация придомовой территории производится исходя из интенсивности пешеходного движения (см. пункт 1.4 ).

Приложение Б (обязательное). Сроки устранения навала мусора, очагового навала мусора и несанкционированных свалок на придомовой территории

Приложение Б
(обязательное)


Таблица Б.1

Срок устранения

Не более 1 рабочего дня с момента поступления заявки или обнаружения

1,1 и более

Не более 2 рабочих дней с момента поступления заявки или обнаружения

Библиография

Жилищный кодекс Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"

Постановление Минтруда России от 24.06.1996 N 38 "Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений"

Приказ Госстроя России от 09.12.1999 N 139 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда"

Приказ Госстроя России от 22.08.2000 N 191 "Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда" . Часть 1. Нормы расхода материальных ресурсов и обеспеченности уборочным инвентарем на санитарное содержание домовладений

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Приказ Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов"

Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 N 1468 "О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах"

ВСН 48-86(р) Правила безопасности при проведении обследований жилых зданий для проектирования капитального ремонта

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

СН 2.2.4/2.1.8.583-96 Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки

Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (вместе с "Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению"

ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00 Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок

СП 12-133-2000 Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве

УДК 693.9:006.354

ОКС 03.080.30

Ключевые слова: многоквартирный дом, придомовая территория, сезонная уборка придомовой территории, твердые бытовые отходы, объекты благоустройства

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015