Пещерный город рядом с бахчисараем. Пещерный город Чуфут-Кале и история о крымской Жанне Д’Арк

Туры в зоны большого скопления положительной (места силы) или отрицательной (гиблые места) энергии пользуются огромной популярностью в Европе. В Украине же аномальный туризм не развит, но это вовсе не значит, что здесь нет аномальных зон. Бахчисарайский район Крыма – настоящая находка для сталкера. Prostoturist подскажет места, где жаждущие острых ощущений смогут пощекотать себе нервы.

Пещерный город Мангуп-Кале

Мангуп-Кале – самый большой по площади пещерный город в Крыму, расположился он на плато горы Баба-Даг. С III по XV века его населяли люди. Говорят, что камни не живые, но на Мангупе кажется, что это заблуждение – здесь они «дышат». Тяжелый подъем на плато окупается с лихвой, потому что восторг, прилив сил и положительную энергетику этого места чувствует каждый гость.

Плато горы Баба-Даг

Несколько лет назад, находясь в Бахчисарае, сюда забрел тибетский лама с учениками. Он уверял, что ничего не слыхал о Мангупе, а просто шел навстречу мощному источнику энергии.

Пещерный город Мангуп-Кале

Поговаривают, что зимой здесь можно наблюдать «холодные молнии» - светящиеся шарообразные объекты неонового цвета. В пещерном городе шары появляются днем и зависают в воздухе на высоте полутора метров от трех до пятнадцати минут, после чего растворяются в пространстве. Свидетели «холодных молний» на Мангуп-Кале сделали вывод, что они питаются эмоциями и чем больше людей собирается, чем эмоциональнее себя ведут, тем больше вероятность привлечь внимание неонового шара.

Самых энергетически сильных точек на Мангуп-Кале две. Первая находится недалеко от стены цитадели, возле каменной площадки, и имеет форму круга. Вторая – в несколько сот метрах от цитадели вглубь плато.




Стена и ворота цитадели

Кроме «холодных молний», постоянный житель пещерного города – призрак мальчика. Легенда гласит, что это дух сына правителя Мангуп-Кале, который погиб во время обороны города. Местные жители не рекомендуют ночью гулять по плато, потому что мальчик якобы ходит по развалинам, плачет и мстит беспечным туристам за свою преждевременную смерть, завлекая их в пропасть.

Как место силы пещерный город Мангуп-Кале, известен далеко за пределами нашей родины. Сюда приезжает много иностранцев и наших соотечественников, которые проводят у подножья плато в палаточных лагерях все лето.

Чтобы оказаться на Мангуп-Кале, надо из Бахчисарая добраться до села Залесного. Между населенными пунктами расстояние 20 км. Рейсовый автобус ходит регулярно и довезет вас до конца села. Здесь есть озеро и дорога, которая разветвляется: если повернуть налево и пройти около пяти километров через село Ходж-Сала, то окажетесь в пещерном городе.

Пещерный город Эски-Кермен

Эски-Кермен (в переводе с крымско-татарского языка - «старая крепость») был основан в VI веке и прекратил свое существование в XIV.


Вытянутая скала в центре снимка – Эски-Кермен

В городе вырублено около 350 пещер и еще около 50 за его пределами. Среди них около 15 пещерных храмов и базилик XII-XIII века с сохранившимися до наших дней фресками.

Для такого маленького поселения, как Эски-Кермен количество религиозных построек здесь просто поражает. Такая их концентрация в Крыму характерна еще только для одного не менее аномального места – Херсонеса Таврического (здесь тоже в каждом квартале свой храм). Это только подтверждает большой энергетический потенциал Эски-Кермена.


Пещерный город Эски-Кермен

Самая большая концентрация энергетики в Эски-Кермене в «зернохранилище».






Зернохранилище

Если взобраться на него, то вокруг зерновых ям (всего их 12) можно увидеть следы от каменных крышек (углубления вокруг ям).

Исследователи аномальных зон утверждают, что это следы от приспособлений, которые преобразовывали энергию плазмоидов или шаровых молний. Стоя над каждым отверстием, можно почувствовать мощный восходящий поток энергии. Такая же сильная энергетика и внутри хранилища.

Кроме «зернохранилища» энергетически сильными местами считается отреставрированный храм, резонансная комната и уступ, который в народе прозвали «вертолет».


Трехлепестковый храм у Южных ворот

В Эски-Кермен приезжают чтобы нарастить энергетический потенциал. Бывалые утверждают, что ночью город наполняют энергетические сущности, которые не боятся людей и идут на контакт.

Расположился Эски-Кермен на плато в живописной Каралезской долине, что в 20 километрах от Бахчисарая и пяти от Мангуп-Кале. Высота обрывов плато достигает 30 м. Подниматься в Эски-Кермен лучше со стороны села Красный Мак. Между селом и Бахчисараем курсирует автобус, но от села до, собственно, пещерного города, надо пройти пешком еще километров пять-шесть.

У входа в заповедник, на территории которого расположился город, есть турбаза. Здесь предлагают не только набор стандартных услуг – проживание, питание, баню и рыбалку, а и настоящий эксклюзив: проживание в средневековой пещере с удобствами XXI века. Удовольствие не из дешевых


Пещера класса «Люкс»


Осадный колодец Эски-Кермена

В трех километрах от Эски-Кермена находится долина Черкез-Кермен, в которой расположен Храм Донаторов. Храм небольшой и надежно спрятан растительностью, но это не мешает ему быть одной из сильнейших энергетических точек Крыма. В храме частично сохранились фрески XII-XIV веков. Название храма происходит от латинского слова «donator», которое переводится как «даритель», «приносящий дар», «организатор» или «покровитель». Оно связано с тем, что на фреске изображена княжеская семья - «донаторы» храма.

Храм Донаторов

Бывалые путешественники рекомендуют сначала подняться к Храму Донаторов, а потом посетить Эски-Кермен. Правда, для этого вам понадобится два дня и одна ночевка в палатке в долине Черкез-Кермен или на озере (оно находится на плато чуть выше долины).


Храм Донаторов


Озеро недалеко от храма Донаторов

Пещерный город Чуфут-Кале

Чуфут-Кале (переводится с крымско-татарского языка как «еврейская крепость») – средневековый город-крепость, который находиться на плато в трех километрах от Бахчисарая. С северной, западной и южной стороны город неприступен, обрывы достигают 50 метров.


Пещерный город Чуфут-Кале




Как уверяют исследователи Чуфут-Кале, энергетика пещерного города днем несет подъем, прилив сил, эйфорию. Особенно явно это чувствуется в районе древнего рынка, который находится за восточными воротами города. Но как только сумерки сгущаются над городом, страх, ужас и беспокойство становятся спутниками всех присутствующих. Особенно сильно чувствуются негативная энергетика в центре города и на караимском кладбище.

Караимское кладбище


Добраться до Чуфут-Кале не сложно. В Бахчисарае пешком пройтись улицами Ленина, Розы Люксембург и Старосельской (или доехать на маршрутном транспорте до конечной остановки «Староселье»). Они приведут к Бахчисарайскому дворцу-музею. В километре от него – Успенский Монастырь, от которого до Чуфут-Кале ведет одна дорога. Вам придется преодолеть пешком еще около трех километров.

Пещерный монастырь Качи-Кальон

Качи-Кальон – средневековый пещерный монастырь в долине реки Кача, который процветал в VI-XVIII веках. Самые сильные энергетические точки монастыря: церковь святой Софии (первый грот) и грот святой Анастасии (четвертый по счету).


С гротом Анастасии связано древние предание: в Средние века в одной из пещер Качи-Кальона жили чудовища, которые держали в страхе местных жителей.





Пещерный монастырь Качи-Кальон

Как-то христианка Анастасия пасла овец неподалеку от гротов. Неожиданно из-под скалы выскочило чудовище, схватило овцу и потащило к себе в логово. Анастасия не испугалась чудища и, вооружившись молитвой, бросилась на него.

Чудищ было много, они окружили девушку, и та из последних сил сотворила Божье знамение. Со сводов грота посыпались камни, они похоронили под собой чудищ и саму Анастасию.

На следующий день, когда местные жители пришли к гроту, они увидели, что он «плачет» - сквозь стены сочилась вода. Позже, в этом гроте был создан Анастасиевский скит, который действовал вплоть до двадцатых годов прошлого века. В нем находился источник святой Анастасии, но сегодня он почти иссяк.

Считается, что Качи-Кальон связан с энергетикой мезосознания (древнейшего сознания человека), поэтому частые гости здесь – люди, практикующие техники медитации. Кроме того, здесь периодически наблюдают «холодные молнии».

Вид из грота Качи-Кальона

Качи-Кальон находится между селом Предущельным и селом Баштановка, в 7-8 км (20 минутах езды) от Бахчисарая. Пещерный город открыт для посещения ежедневно.
В Бахчисарае надо сесть на автобус в направлении села Синапное и выйти на остановке «Предущельное». За селом долина резко сужается, отсюда до Качи-Кальона остается меньше километра.

Бахчисарайский район - прекрасное место для пеших познавательных прогулок. Мы с друзьями просто обожаем его цветущие сады и зеленые долины, окаймленные невысокими живописными горами. Я лично влюбилась в него с первого взгляда и навсегда. Район славится своими древними пещерными городами, вырубленными прямо в скалах на высоких столовых горах, где жили и скрывались гонимые народы, обороняясь от множества нападений. Кто только не пытался захватить Крым и установить там свое господство, какие только народы не боролись за его земли. И по сей день, надо сказать, борьба за этот лакомый кусочек земли продолжается. Самый хорошо сохранившейся пещерный город Крыма - это Чуфут-Кале. В нем сохранились не только пещерные помещения, но и наземные постройки, уже более позднего периода.

Для меня существование пещерных городов было тайной, я и не подозревала, что такие могут быть. Но, как выяснилось, жизненные обстоятельства бывают разные, и некоторым категориям граждан приходится рубить дома в скале. Посещение Чуфут-Кале было для меня откровением, после которого я долго не могла подобрать челюсть с земли. Древний город, где каждый камень дышит пылью веков. Город, спрятанный в недрах скал и хранящий еще кучу тайн, с крутыми извилистыми дорожками и удивительными панорамными видами на леса и горы Крыма. Очень впечатляет и вызывает вихрь эмоций и мыслей. В нем как нигде лучше бродить и размышлять о вечном, о связи поколений и народов. И не может не радовать тот факт, что теперь этот уникальный музей находится на территории России. Поэтому все ноги в руки, и топтать мощеные улицы древнего города!

История

Единого мнения о периоде возникновения города нет, но самая распространенная в различных источниках хронология такова: изначально город возник в VI в. как византийская пещерная крепость. Первые, кто поселился в городе, были алланы - воинственные иранские племена. В источниках того времени город упоминается под названием Кырк-Ор, что переводится как «сорок укреплений». В 1299 году татарская орда, периодически нападавшая на Крым, ограбила и этот город. Его мощные укрепления и оборонные стены впечатлили татар, и они сами расположили там свои гарнизоны. С XIV века в городе стали селиться караимы - беглый народ спорного происхождения. Кто-то говорит, что произошли они от хазар, кто-то - что от евреев, кто-то придерживается мнения, что караимы - это не этническая, а религиозная группа, а караизм в свою очередь - секта выделившееся от иудаизма. Мутная история, в общем. Караимов гнали ото всюду, также было и множество ограничений на их проживание в городах Крымского ханства. Поэтому они бежали в пещерные города, в которых им разрешили селиться. С тех пор город назвался Чуфут-Кале, в переводе - еврейский город. Караимы были ремесленниками, в городе на тот момент находилось множество мастерских, обслуживающих татар, в том числе и их монетный двор.

Караимы населяли город до конца XIX века. После присоединения Крыма к Российской империи ограниения на проживания караимов были отменены и потихонечку эти ребята спустились с гор и стали селиться во всех городах и поселках Крыма. На сегодняшний день существует и активно функционирует караимская община в Крыму. Потомки этого народа сохраняют и передают свой язык (во многом похожий на иврит) и свои традиции.

В настоящее время Чуфут-Кале - очень популярный туристический объект - натурный музей-крепость. В погожий день в сезон на крутых пещерных ступеньках и горных тропинках зачастую не разойтись - толпы туристов ломятся прикоснуться к древности с такой спорной и многонациональной историей.

Пещерный город-крепость находится на плато столовой горы с высшей точкой в 581 м. Под горой находятся прекраснейшие плодородные долины, с нее открываются удивительные виды на соседние горы. Скалистые склоны горы достаточно круты, лишь с одной стороны есть пешеходная тропа.

Что посмотреть

Вход на территорию города-музея платный, цена полного билета - 200 рублей, льготного - 100.

Основные объекты города отмечены на этом плане:

Бродить по руинам, пещерам и извилистым улочкам можно сколько угодно. Занятие это очень интересное и необычное. Жаль, только что в наземные постройки города не пускают и посмотреть на них можно лишь снаружи.

Зайти в город можно либо через Южные ворота, куда ведет основная горная туристическая тропка по склону, либо через Верхние ворота, куда можно доехать на УАЗике или джипе, если лень или иные обстоятельства не позволяют подняться пешком. Услуги извозчиков будут вам предлагаться на каждом шагу, начиная от остановки и до начала пешеходной тропы.

Все объекты города довольно необычные и интересные, но я расскажу про самые примечательные. По моему скромному мнению, естественно.

Пещерные помещения

Пещеры различного назначение вырубались в твердых известняках горы с самого VI века. Жилые помещения, тюрьмы, конюшни, погреба, смотровые комнаты для часовых и стрелков, склепы... Не зря город зовется пещерным. Наземные постройки появились уже значительно позже, изначально это был скрытый в глубинах скал тайный город-крепость.


В теплое время года в одном из пещерных помещений можно встретить музыканта, играющего средневековые и современные мелодии на причудливом струнно-щипковом инструменте. Очень атмосферно! И играет он, надо признать, мастерски.

Колодец Тик-Кую

Осадные колодцы есть во всех пещерных городах Крыма. Они служили укрытием для жителей города во время его осад и являлись источником воды на случай перекрытия доступа к источникам. С тюркского языка название переводится как вертикальный колодец. Грандиозные вертикальные и горизонтальные шахты, сакральные надписи, стертые ступени темных подземелий. Всякому будет любопытно. Вход в колодец платный, он не включен в стоимость билета на посещение города, на момент моего его посещения полный билет стоил 300 рублей, льготный - 150.

Вход в колодец находится на пешеходной тропе до ворот города, на склоне горы.

Караимские кенассы

Молитвенный дом или храм у караимов назывался кенасса. В городе рядом стоят две кенассы XIV и XVIII веков, довольно хорошо сохранившиеся. Внутрь не зайти, но и экстерьер их весьма занятен - древняя бутовая архитектура, интересные борильефы и оттиски на стенах.


Мавзолей Джанике-ханым

Мавзолей дочери Тохтамыш-хана, одного из Крымскох ханов XV века. Характерный образец сельджукской (родственной к османской) архитектуры. Внутрь нельзя, но можно туда заглянуть через решетку.


Наземные постройки

Хорошо сохранившиеся наземные постройки XVII-XVIII веков также представляют интерес для туриста своей необычностью и непривычностью для глаза современника. Жилые дома, оборонительные стены, ворота, руины храмов, дворцов и мечетей. Также интересна главная мощеная камнем улица, с продавленной колесницами глубокими колеями. Там же находится хорошо сохранившийся дом историка и архиолога, караима А. С. Фирковича, жившего в XVIII веке и внесшего огромный вклад в исследования и раскопки города.

В город части приезжают киношники для съемок исторических картин о самых различных эпохах и народах. И о пещерных людях, и о средневековых европейских купцах.


Караимское кладбище

За верхними воротами города, в 500 метрах от них по плато, в лесу, находится древнее кладбище караимов. Причудливых форм надгробия, исписанные эпитафиями на иврите и покрытые мхом в тенистом лес с черными деревьями стоят посещения. Мрачноватое, но атмосферное местечко. Излюбленное крымскими и приезжими эзотериками и прочими мистиками.

Как добраться

Чуфут-Кале находится в старом городе Бахчисарая, на его окраине, на конечной остановке автобусов «Староселье».

До Бахчисарая ежедневно ездят рейсовые автобусы из Ялты, Севастополя, Симферополя, Евпатории. Также, из Севастополя и Симферополя до города можно добраться на электричке. Точное расписание электричек есть на , никогда меня не подводило.

С ж/д вокзала до Староселья ходит автобус №2.

С автовокзала и из центра города туда ездит множество маршруток; конечная, как правило, написана на табличке. Но лучше уточнять у водителя, идет ли она в Староселье.


Выйдя на пятачке, вы уже не заблудитесь. Куча указателей будут стоять на дороге к городу, тьма экскурсоводов предлагать свои услуги. Идти к городу нужно будет по единственной дороге вверх. Сначала мимо пещерного Успенского монастыря, а затем по хорошо натоптанной тропе, которая начинается метрах в 50 от монастыря.

Экскурсии

Любое экскурсионное бюро предлагает организованные экскурсии в Чуфут-Кале. Все ларьки с экскурсиями, в изобилии представленные на набережных и главных туристических улицах, готовы отвезти-привезти вас, накормить, и снабдить квалифицированным экскурсионным сопровождением. Также частные экскурсоводы предлагают свои услуги прямо перед входом в пещерный город. Это, как правило, местные ребята, и доверять им вполне можно. Зачастую, они знают такие пикантные детали и интересные исторические местечки, которые неизвестны гидам широкого спектра деятельности.

Цена полной автобусной экскурсии - около 1500 рублей, частники предлагают свои услуги за 300-500 рублей.

Сувениры

Что касается сувениров, то их можно купить на конечной остановке «Староселье» - там небольшая площадь и рыночек, где торгуют абсолютно всем - самодельными кожаными кошельками и украшениями, турками и кофемолками, медом и магнитиками, свистульками и платками, чаем и оберегами, и многим другим. Также в лесочке на подходах к Южным Воротам города, стоят самодельные ларечки, где местные мастера также торгуют всем, что душе угодно.

Напоследок

Пещерные города-крепости встречаются нам с вами не на каждом углу. Это, почитай, не Макдональдс. Тем более такие таинственные, с богатой историей и кучей нераскрытых загадок. Будучи в Крыму грешно не посетить самый знаменитый из них. Тем более, что Крым маленький и где бы вы не отдыхали, дорога до Бахчисарая не отнимет много времени. Сооружения это уникальные и сохранилось их во всем мире не так много. Так что надо обязательно сходить поглазеть. А если эта тема затянет, то можно еще сгонять в Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Тепе-Кермен и Качи-Кальон - тоже пещерные города Бахчисарайского района, все разные, каждый со своей изюминкой.

Приветствую, друзья!

А вы знаете, что приезжая в Крым, получаете возможность переместиться на много веков назад и почувствовать себя реальным жителем древнего поселения?

Нет, это не участие в массовке к историческому фильму, не дешевые декорации с ряжеными, вымогающими заплатить за фото, это реальный, хоть и давно заброшенный Чуфут Кале пещерный город.

По ходу нашего путешествия я отвечу вам на многие вопросы, в том числе – кто надоумил жителей города-крепости рыть пещеры вместо строительства из камня, что может быть общего у караимов с иудеями , и когда они покинули обезлюдевший город.

Ну что, начнем с самого главного – как, когда, зачем и для кого были созданы целые города в таких труднодоступных местах и как там людям жилось.

О том, когда появилось первое пещерное поселение высоко над зеленой долиной достоверно неизвестно. По данным ученых и исследователей, люди обживали эти места, начиная с V в. Найденные могильники, принадлежащие племенам аланов, вроде как подтверждают эту теорию, но это не точно – споры об этом еще продолжаются.

С уверенностью можно сказать, что древний народ не просто так забирался на скалы и оборудовал там свое жилище. Время было неспокойное, бесконечные кровавые завоевания соседних земель были делом традиционным.

Особенно это мероприятие любили степные кочевники – отхватить добрый кусок у мирного и работящего населения, перебить и взять в рабство жителей.

Но есть и еще одна версия, согласно которой, выгодное расположение и рельеф каменного плато использовалось в качестве оборонительного объекта византийцами, построившими здесь свои сооружения приблизительно в годах так 500-600.

Может быть именно здесь и стоял таинственный город Фуллы , который никак не могут найти наши ученые, а в летописях не сказано, где конкретно он располагался.

История и судьба городища

Но как бы не обороняли свой город племена, периодически он переходил от одного народа к другому. Менялся быт, политика и названия.

Так, во время владения этой местности монголо-татарами, город звался Кырк-Ер. В 1299 г. ордынцы, под руководством эмира Ногая вступили на эту землю, предварительно разграбив прежнее поселение.

Далее пещерный город развивался, был центром княжества, правда, под подчинением Крымского юрта Золотой орды . После распада последней и образования уже Крымского ханства, Кырк-Ер становится резиденцией Хаджи 1 Герая.

Менгли 1 Герай перенес столицу ханства в другое место – Салачик , в современности село Староселье. Большинство жителей покинули пещерный город и ушли в новую столицу. Остались в неприступном городище только неугодные караимы, да крымчаки.

Иудейский город на скале

К караимам, как к представителям другого вероисповедания, особой любви не было. Когда ханский народ переместился в долину, караимам было запрещено покидать пределы пещерного города для свободного расселения.

Тогда-то и родилось нынешнее название – Чуфут-Кале, как «иудейская крепость». Хотя караимы, согласно некоторым теориям выходцы из хазарских и половецких племен, они в свое время приняли «религию иудеев», имели древнееврейский диалект, но в то же время не причисляли себя к этой нации.

После присоединения Крыма к России, караимам было разрешено жить за пределами своего города. Но только в конце XIX в. Чуфут-Кале был оставлен последними обитателями.

Что там происходит сейчас

Надо сказать, что до последнего, в брошенном городе проживала семья смотрителя. И удивительно то, как Чуфут-Кале неплохо сохранился до наших дней. Сейчас эта местность является заповедником и объектом культурного наследия.

Посещать пещерный город можно круглый год, что и делают многочисленные любознательные туристы и крымчане.

Где находится Чуфут-Кале

Чем интересен пещерный город

Как вы уже поняли, Чуфут-Кале очень древний город, с полноценной (вы даже удивитесь насколько) структурой. Трудно представить, как и при каких условиях строители и мастера того времени выполняли свою работу.

Строения на земле появились позже. Изначально, все помещения вырубались в скалах.

Каждый народ, проживающий здесь, вносил свои коррективы. Создавались свои храмы – христианские, мусульманские, караимские, отстраивались крепостные стены, прокладывались дороги, город рос и пополнялся новыми сооружениями.

При ханском правлении, например, здесь появились казематы, где в самых ужасных и жестких условиях держали пленных.

А в плену побывали многие знатные люди – князь Ромодановский, литовский посол Лез, русский посол В. Грязной, гетман Потоцкий, воевода и любимец царя Шереметев провел более 20 лет в этом подземелье.

За них требовали выкуп, иногда с такими невыполнимыми условиями, как отдать Астрахань и Казань.

Много в Чуфут-Кале и руин, а древние наземные строения можно посмотреть только снаружи.

Пройти по улицам «мертвого» города

Итак, вы отправляетесь самостоятельно или с экскурсией к Южным (главным) воротам Чуфут-кале. Неприступная стена, за которой открывается вид на город, выдержала не одну жестокую осаду.

Сам город разделен оборонительной стеной с аркой на старый и новый. В старом городе вы попадете на площадь, по сторонам от которой расположились различные сооружения – каменный колодец, руины христианского храма и мечети, и другие здания.

Караимы жили, если так можно сказать, отдельным кварталом. Они занимались ремеслом и хозяйством.

Хорошо сохранился большой каменный дом известного караимского летописца, ученого и путешественника Фирковича.

Функционировали в городе и свой монетный двор, и типография, различные ремесленные лавки. Многие пещерные помещения – это хозяйственные постройки, где хранились запасы, выполнялась какая-то работа, держался скот, но в опасные моменты, каменные лабиринты становились укрытием для жителей города.

На что обратить внимание

Среди множества руин есть и неплохо сохранившиеся сооружения.

  • Мавзолей Джанике-Ханым, где была погребена любимая дочь Тахтамыша. Вот только история ее гибели или естественной смерти трактуется по-разному. Экскурсовод может рассказать вам целых три версии!
  • Большая и Малая кенассы . Караимские молельные дома;
  • Осадный колодец Тик-Кую – удивительно продуманное подземное сооружение, созданное для сбора, отстаивания и хранения воды. О нем подробно можно прочесть в моей статье

Несмотря на бурлящую в пещерном городе жизнь, улицы сохранились отлично. Кстати, когда идет ливень, вся вода стекает по дороге, и по каменному тротуару, который чуть возвышается можно спокойно пройти.

Плутать по улочкам города, заглядывать в кельи, раздумывать о смысле жизни на смотровых площадках можно целый день, если вы не привязаны к экскурсоводу и группе.

Что еще посмотреть в Чуфут-Кале

Со стороны Восточных ворот, которые ведут в караимскую часть города, расположилась Иософатова долина.

А через дорогу, углубившись в лес, можно набрести на старинное караимское кладбище – место чрезвычайно атмосферное. В сумраке густых зарослей, без всяких троп и дорожек виднеются покосившиеся, целые и полуразрушенные надгробия, поросшие мягким изумрудным мхом.

Были в городе и ветряные мельницы, и банные комплексы, но они, к сожалению, не сохранились. А вот вырубленные из камня бассейны для сбора дождевой воды, боевые и жилые пещерные помещения с вырубленными лестницами еще многие века будут напоминать о некогда существовавшем городе Чуфут-Кале.

Слово посетителям: отзывы

Представляете, нет ни одного негативного отзыва! Удивительное место, где переплетается история и судьба многих народов, никого не оставляет безучастным.

Мертвый, полуразрушенный город на высоком плато, откуда открываются роскошные виды, привлекает не только туристов, но и ученых, археологов, а также любителей мистики и поклонников эзотерики.

Из минусов отмечено: особенность ландшафта – непростая прогулка по горным склонам, разбитым дорогам, и более прохладная погодная атмосфера, возможен ветер.

И, если не хотите быть ограничены по времени, то выбирайте самостоятельную экскурсию или поход с опытным гидом , а как добраться и вернуться я расскажу ниже.

Информация для посетителей

На официальном сайте сказано, что посещение осуществляется c 9.00 до 18.00. Кассы закрываются на 1 час раньше. И красным по белому написано, что без головных уборов и запаса питьевой воды вход в Чуфут-Кале прямо таки запрещен!

Так что на кассах, будь добр, предъяви панамку и бутылку. Ну не с пивом, конечно!

Плата за вход присутствует, билеты приобретаются у Южных и Восточных ворот.

Стоимость взрослого и детского билета: 200/100 рублей .

Над пенсионерами сжалились, но не так как над студентами — 150 рублей. Могли бы и бесплатно пускать. Я не думаю, что много наших пенсионеров заберется в эту горку.

Официальный сайт: handvorec.ru (один на двоих с ).

Как добраться самому

Пешком

Если вы добираетесь самостоятельно, то сначала вам надо приобрести билет до Бахчисарая. Затем от автовокзала на автобусе № 2 до остановки «Староселье» .

Но можно воспользоваться и любым другим маршрутным транспортом, предварительно узнав, доедет ли он до этой остановки. От остановки идти не меньше часа.

Далее вас сориентируют указатели, да и дорога к Чуфут-Кале ведет одна. Как я уже говорил, на пути располагается пещерный мужской монастырь – место, которое покоряет даже нерелигиозных посетителей. Можно запланировать его посещение до или после экскурсии в Чуфут-Кале.

От монастыря еще полчасика в горку. Лучше иметь при себе мобильное устройство с картами maps.me.

Где их взять? — Скачать из приложения Play Market. Как ими пользоваться грамотно? — Смотрите здесь .

На транспорте

На машине от Бахчисарая до Чуфут-Кале 10-15 минут езды.

Вам надо двигаться по таким улицам: Жданова, Ленина, Скалистая. Либо иметь под рукой карту или же воспользоваться координатами для навигатора.

Бросаете машину перед въездом на территорию Успенского монастыря за 100 рублей до вечера и пешком еще минут 30-40 в зависимости от ваших ТТХ.

Можно конечно воспользоваться услугами такси или местных автогидов, которые явно подкарауливают туристов в Бахчисарае на каждом углу.

Либо сразу напроситесь в экипаж к одному из профессиональных джипперов . Они отвезут вас более живописной дорогой через долину.

Полезно знать

Чуфут-Кале не набережная, обязательно одевайте закрытую и удобную обувь, комфортную одежду. Воды купить там негде, запаситесь заранее.

С маленькими детьми туда лучше не ходить, все-таки опасные склоны, подъемы, обрывы, ямы. Хотя школьники бугут впереди всех и вряд ли вы их догоните.

На этом я закругляюсь, думаю, вы в скором времени все увидите сами. Если хотите подготовиться к походу визуально, то вот помощь cavetowns.crimea.com

Участвуйте в обсуждение статьи в поле для комментариев и присоединяйтесь к нашей группе

Чуфут-Кале — один из известнейших и самых посещаемых «пещерных городов» Крыма. Он расположен на плато высотой 558 м над уровнем моря на окраине г. Бахчисарай. Общая площадь городища 46 га. Исследования последних лет позволяют предположить, что крепость была возведена в конце VI — VII вв. и принадлежала готоаланам - федератам Византийской империи. Некоторые ученые склонны к другой версии возникновения городища в более поздне время IX-X в. и X-XI в, и связывают его с поселением Фуллы.

Первоначальное название поселения неизвестно. Письменные источники XIII-XVI называют его Кырк-Ер или Кырк-Ор, что в переводе с тюркского означает «сорок укреплений». Другие источники разных времён сообщают нам и другие названия – Гевхер Кермен, Бутмай, Топра-кала. Название города Чуфут-Кале появилось тогда, здесь остались одни караимы.

В XV в. во время образования Крымского ханства Чуфут-Кале становится первой его столицей. Здесь устроили свою резиденцию первые крымские ханы - Хаджи-Герай и Менгли-Герай. В начале XVI в. строится Бахчисарай и туда переезжает хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. После ухода мусульман крепость еще долго продолжает использоваться ханами как склад оружия и убежище на случай междоусобиц. Здесь в основном жили караимская и до 1778 г. немногочисленная армянская общины.

Чуфут-Кале — «пещерный город» с наиболее хорошо сохранившимися памятниками археологии и архитектуры. Обыкновенно посетитель начинает знакомство с городом с Южных ворот. Дорога от них ведет к караимским кенасам.

Внутреннее устройство кенас во многом сходно с устройством синагог и своими корнями восходит к библейскому Иерусалимскому храму. Считается, что большая кенаса построена в XIV в., а малая - в XVIII вв. Здесь собирались старейшины караимского общества. В большом зале Шулхан (место для прихожан) молились все мужчины, женщинам разрешалось молиться на втором этаже.

Самый древний архитектурный памятник городища – Средняя оборонительная стена. Учитывая её архитектурные особенности, оборонительное сооружение можно предположительно датировать VI – VII вв. Близ Средней стены находится мавзолей Джаныке-ханым. Восьмигранное центрическое сооружение с черепичной крышей.

Надпись на мраморном надгробии гласит: «Эта гробница знаменитой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана» (1637). Возле мавзолея находится мусульманское кладбище, о котором упоминали путешественники еще в начале XIX в.

Не далеко от ворот Средней оборонительной стены находится мечеть, которая была построена 1346 г., во время правления золотоордынского хана Джанибека. А в 1455 г. ее основательно реконструировал первый крымский хан Хаджи-Герай, сделав соборной.

За Средней оборонительной стеной находился Новый город, который оканчивается ещё одной стеной - Восточной оборонительной. Территория Нового, как и Старого города, в древности была плотно застроена. В Старом городе выделяются три улицы (с юга на север) - Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Улицы были проложены на самой поверхности скалы. По их краям устроены тротуары из камня для пешеходов. Дворы от постороннего взора были закрыты высоким каменным забором. Дома были каменными, большинство двухэтажными. Второй этаж был деревянным или глинобитный в сочетании с деревенным каркасом. Крыши покрывались черепицей. Примером такой застройки является усадьба известного караимского просветителя и собирателя древних рукописей - А.С. Фирковича.

Одной из главных достопримечательностей Бахчисарая является Успенский пещерный монастырь, расположенный в урочище Мариам-Дере. ОНа прилегающей к монастырскому комплексу территории расположено кладбище воинов, павших во времена Крымской войны 1854-1857 годов. Успенский пещерный монастырь был возведен в VIII веке византийскими монахами.

В XIII веке он временно прекратил свою деятельность, а затем в начале XIV века вновь возродился. В 1475 году Успенский монастырь чудом избежал разгрома во время турецкого набега и стал резиденцией митрополита. Не смотря на это, материальное положение храма было бедственным, его настоятели были вынуждены просить помощи у московских великих царей и князей. С XV по XVIII века Успенский монастырь выполнял главенствующую роль в религиозной жизни православного населения Крыма.

Главной святыней обители является икона Богородицы, в монастыре ее также называют Панагия (Всесвятая). К другим ценным образцам можно отнести икону Успения Богородицы, а также копии икон Богородица Киево-Печерская и Богородица Троеручица.

Бахчисарайский дворец

Бахчисарайский дворец в Крыму – место во многом уникальное. Начать стоит с того, что это не только памятник культуры и истории, но и единственный в мире образец архитектурного стиля, характерного для крымско-татарских дворцов. Одно это делает крымскую достопримечательность местом, которое действительно стоит посетить, ибо такого больше нет нигде в мире.

На территории дворца располагается музей, посвящённый истории и культуре крымских татар, а так же выставки холодного и огнестрельного оружия. Все они могут порадовать посетителей отличными коллекциями экспонатов, многие из которых отмечены печатью редкости.

Сам же дворец, во многом имеющий отсылки к османской архитектуре XVI-XVII веков, воплощает собой представление о мусульманском рае на земле, и нельзя не сказать, что с этой непростой функцией он не справляется. Стоит отметить, что первоначальный вид дворца утерян, ибо в 1736 году дворец был сожжён, однако перед сожжением было составлено его подробное описание. За прошедшие века дворец неоднократно обновлялся, реставрировался и перестаивался, что в значительной мере привело к утрате единого стиля, однако в последние десятилетия изменения в основном направлены на предание Бахчисарайскому дворцу его первоначального облика. Работы продолжаются и по сей день. Но даже и без полного восстановления оригинального облика там есть, на что посмотреть.

Дворец за долгие века его существования посещали многие известные деятели истории и культуры - к примеру, поэт Александр Сергеевич Пушкин и императрица российская Екатерина Вторая. С каждым таким посещением связана маленькая история, в той или иной мере оставившая след в атмосфере Бахчисарайского дворца.

Бахчисарайский дворец – одно из самых интересных мест Крыма, которое стоит посетить самому и порекомендовать друзьям.

А какие достопримечательности Бахчисарая вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Сюйреньская крепость

Сюйреньская крепость – достопримечательность Крыма, которая в Средневековье являлась феодальным замком владельца окрестных сел. Эта крепость является наиболее загадочной из «пещерных городов». До сих пор не установлено точное и даже приблизительное время постройки крепости.

В свое время крепость контролировала пути к Мангупу и долину реки Бельбек. Сейчас от сооружения сохранились лишь остатки, а именно - части башни и крепостных стен. Диаметр башни – 8 метров, а протяженность оборонительных стен – 92 метра. На башне осталось перекрытие купольной формы с остатками древней фресковой росписи, поэтому предполагается, что на этом месте существовала часовня. Рядом с сооружением находится пещерный монастырь Челтер-Коба.

Найти крепость можно в 1 километре от сел Малое и Большое Садовое.

Знаменитый Фонтан слез - "сельсебиль" - находится в комплексе Ханского дворца в Бахчисарае, Крым. Воспетый А.С. Пушкиным фонтан построен знаменитым иранским мастером Омером в 1764 году.

Согласно красивой легенде, фонтан построен в память рано умершей прекрасной Диляры, которую хан Крым-Гирей полюбил всей душой. Хан хотел, чтобы фонтан вечно источал слезы, как источало их его страдающее сердце.

Фонтан находится во внутреннем дворике Хан-Сарая, первоначально же он находился у стены мавзолея Диляры-Бикеч. Фонтан украшен двумя надписями - стихотворением поэта Шейхия, посвященным Крым-Гирею, и цитатой из 18-го стиха 76-ой суры Корана.

Фонтан представляет собой мраморную плиту с орнаментом, на которой размещены шесть чаш - по центру три большие чаши, по бокам - три маленькие. В верхней части фонтана можно увидеть мраморный цветок лотоса из пяти лепестков,символизирующий человеческий глаз. Из сердцевины этого цветка вода, символизирующая слезы, попадает в верхнюю большую чашу, из нее в две маленькие боковые, а из них - в среднюю чашу. Так повторяется три раза. У подножия фонтана изображена спираль, похожая на улитку, олицетворяющая собой продолжение человеческой жизни.

Пещерный монастырь Шулдан

Пещерные монастыри Крыма обладают необъяснимой магической силой. Люди, их создававшие, каким-то непостижимым образом умели выбирать места уникальные, обладающие одухотворенной красотой. Монастырь Шулдан – лучшее тому подтверждение.

Монастырь возник предположительно в XIII-XIV веках к северу от современного села Терновка. Он состоял из двадцати пещер, большинство из которых теперь разрушены, и двух храмов. Главный храм, просторный и высокий, расположен в первом ярусе. Его прямоугольное помещение, вырубленное прямо в скале, заканчивается подковообразной алтарной частью. В древности стены храма были расписаны фресками, к настоящему времени утраченными. Над восточным входом, во втором ярусе пещерного комплекса, расположен еще один храм. Он сохранился хуже, но в его арочной нише можно увидеть престол, а на выступе южной стены – жертвенник. Трудно даже представить, сколько сил и времени потребовалось монахам, чтобы высечь в скале, пусть даже сложенной довольно «мягкими» известковыми породами, кельи и храмы.

Монастырь долгое время был заброшен. Сейчас в нем потихоньку возрождается жизнь, открыт для посещения главный храм. На краю горного плато из подручного материала выстроена беседка. Из нее открывается потрясающий вид на Шульскую долину, вид, не испорченный приметами цивилизации – только горы, укрытые лесом, да бесконечный звонкий простор синего неба.

Чуфут-Кале

«Еврейская крепость», «Парная крепость», «Кырк-Ер», «Скала караимов», «Кырк-Ор», «Гевхер-Кермен», «Чифут-Калеси», «Скала иудеев» - всё это о Чуфут-Кале, ныне лежащем в руинах городе-крепости в Крыму.

Этот город, некогда бывший первой резиденцией ханов независимого Крыма, возник примерно в V-VI веке нашей эры как укреплённое поселение на границе владений могущественной Византии. В тот период его население, вероятнее всего, состояло из алан, однако тех сменили кипчаки, и на смену которым пришли уже караимы. За свою многовековую историю город даже успел побывать столицей крошечного княжества, которое находилось в вассальной зависимости от Крымского Юрта Золотой Орды. Конец Чуфут-Кале как многолюдного города наступил после присоединения этих земель к Российской Империи. При власти татар этот город был одним из немногих, где могли свободно жить караимы, а в России никаких ограничений на их проживание не было, и потому переход Чуфут-Кале в русское подданство привёл к исходу караимов из города в те места, где ранее им жить не разрешалось. Итог оказался печален - концу XIX века город оказался покинут всеми жителями.

Из сохранившихся строений в Чуфут-Кале наиболее известен мавзолей Джаныке-ханым, дочери знаменитого хана Тохтамыша, постройка которого датируется 1437 годом. Кроме него есть и другие сохранившиеся постройки, к примеру, два караимских храма, которые в настоящее время активно реставрируются караимской общиной. Хотя ныне город почти полностью превратился в руины, его посещение не оставит равнодушными тех, кто по-настоящему любит и ценит места, в которых Историю можно увидеть, потрогать и ощутить всем своим естеством.

Научный городок Крымской астрофизической обсерватории

Небольшой уютный городок, в котором из-за его компактности улицы не имеют названий, затерялся в крымских предгорьях недалеко от Бахчисарая. Официально называют его Научным. Здесь размещена большая обсерватория – Крымская астрофизическая.

Поселок напоминает скорее территорию санатория – тишина, никакой суеты, ровные сосновые аллеи, неширокие асфальтированные дорожки ведут к одиночным 2-3 этажным домам еще сталинской застройки. После шума летних крымских трасс погружение в эту нереальную тишину заставляет думать, что рай на земле находится именно здесь. Если вам выпадет счастье попасть сюда весной, то цветущие яблоневые сады дополнят это ощущение. А какая ошеломляющая панорама гор Главной крымской гряды открывается отсюда! Красавец Чатыр-Даг, Бабуган, Ялтинская яйла… И все это в антураже белых куполов разнокалиберных башен-телескопов, которые то там, то здесь выглядывают среди зеленых крон старого парка. Говорят, что парк высаживали специалисты Никитского ботанического сада, используя редкие породы деревьев.

Это место для астрономических наблюдений было выбрано неслучайно - здесь наименьшее количество облачных дней, самый прозрачный воздух, а, следовательно, и наилучшие условия для изучения Вселенной. Попасть сюда можно с экскурсией, а можно приехать самому и даже пожить несколько дней – в городке есть небольшая гостиница.

Пещерный город Качи-Кальон

Самые ранние следы присутствия людей в Качи-Кальоне датируются IV веком. В VIII-X веках здесь возник монастырь, основанный предположительно выходцами из Византии. После захвата Крыма татарами монастырь был разрушен. После присоединения Крыма к России здешняя церковь была восстановлена, а источник, находящийся в гроте, стал местом паломничества, его считали целебным. Паломники, приходившие к нему, не делали различий в вероисповедании и национальности - это были греки и караимы, татары и русские - христиане, иудеи и мусульмане.

Сегодня Качи-Кальон пустует, все наземные постройки давно разрушились и заросли травой, остались лишь пещерные храмы и святой источник.

Среди гротов наиболее примечательны Первый (где находилась церковь святой Софии и винодельческий комплекс с винодавильней), Второй (монашеское общежитие), Третий (церковно-погребальный комплекс), Четвертый (монастырь Св. Анастасии) и Пятый (полуразрушенный грот).

Самые популярные достопримечательности в Бахчисарае с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Бахчисарая на нашем сайте.

Индивидуальные и групповые

Еще достопримечательности Бахчисарая