Дисграфия и дислексия. Дислексия и дисграфия у ребенка

– частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы , асфиксия , менингиты и энцефалиты , инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.

К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы , инсульты , опухоли головного мозга , нейрохирургические вмешательства.

Механизмы дисграфии

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Классификация дисграфии

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.

Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма:

1. Дисграфии:

  • 1.1. Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • 1.2. Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).
  • 2.1. Морфологические дизорфографии.
  • 2.2. Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма , связанные с педагогической запущенностью , ЗПР, УО и т. д.

Симптомы дисграфии

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии , дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих - шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат - их компонентами).

Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия характеризуется множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, - о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот), зеркальное написание букв.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность , снижение объема памяти и др.

Диагностика дисграфии

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом .

Прогноз и профилактика дисграфии

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи , преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей и учителей, ошибки при чтении и на письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова делать два: и и гра игра и т.п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребёнком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребёнка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребёнка частично нарушены процессы письма (дисграфия) и чтения (дислексия).

Что же такое дисграфия и дислексия?

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б-П», «Д-Т», «Г-К», «З-С», «Ж-Ш». поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный подчерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки , повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  1. пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комнкта;
  2. пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей ;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки ;
  4. перестановки букв и слогов: онко – окно ;
  5. недописывание букв и слогов: на ветка – на ветках ;
  6. наращивание букв и слогов: детити – дети, диктанат – диктант ;
  7. искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи ;
  8. смешение гласных о-у,ё- ю, и-е; согласных р-л, й-ль; парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, ц-ч-щ: тубло – дупло, лёбит – любит, птича – птица, сапка – шапка;
  9. слитное написание слов и их произвольное деление: д ва – два, бойчасов – бой часов ;
  10. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. замерзла речка. Птицам голодно .
  11. нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, лог – лёг .

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  1. нарушение согласования слов: с еловый ветки –с еловой ветки, огромная бабочки – огромные бабочки ;
  2. нарушения управления: с ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу;
  3. замена слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли ;
  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т , д-б, д-в;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш , ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц , ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  4. зеркальное написание букв: с, э, ю, з;
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): З а з омом росла м ам ина. - За домом росла малина; антиципации (предвосхищение, упреждение): Д од небом л ол убым. – Под небом голубым.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребёнок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибками, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма?

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нём участвуют четыре анализатора:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, т. е. наше произношение;
  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной информации;
  • зрительный, который подбирает соответствующую графему;
  • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определённых движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной облостях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 году жизни.

Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Если у ребёнка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если не четко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребёнок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребёнка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них говорят: «еле языком ворочает…», - их называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более глубинные факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

Какая область мозга отвечает за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находиться в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более «древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена.

Нелады с русским языком не мешают этим детям «объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредствам изображения на скалах, бересте и т. д.).

Логопеды иногда обращают внимание на «зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: «С» и «З» открываются в лево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшевство. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и с другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией.

Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать?

Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия или дислексия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобиться целый год занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» - жука, «С» - полумесяц… стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы).

Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улудшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией :

  • ежедневно в течение 5 минут ребенок в любом тексте (кроме газетного)зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р-л, с-ш и т.д. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5-10 минут) улучшается качество письма.
  • каждый день пишите короткие диктанты карандашом . Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…). Пишите тексты по 15-20 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
  • давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил :

  • на всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных троек и двоек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
  • откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
  • помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • подход «больше читать и писать» успеха не принесет, лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксирует в его памяти как негативный опыт.
  • не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

В современной литературе для обозначения нарушений чтения используются термины: «алексия» -- для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия», «дислексия развития», «эволюционная дислексия» -- для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением в отличие от тех случаев, когда акт чтения распадается, например, при афазиях.Термин «дислексия» введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году. Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв. В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития. В последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью .

Дислексия -- частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисграфия -- это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.Вопрос об этиологии дислексии до настоящего времени является дискуссионным.

Рейнхольд Фолль считает, что встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.

Нарушения чтения могут вызываться причинами органического и функционального характера. Дислексии бывают обусловлены органическими повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (например, при афазии, дизартрии, алалии).

Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения.

Дети ошибочно прочитывают сложные по структуре слоги и слова, путают сходные по начертанию буквы. Разнообразные нарушения чтения, по мнению авторов, обусловлены не столько расстройствами устной речи, сколько недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса, сукцессивных и симультанных процессов.

Таким образом в этиологии дислексии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксии «цепочка» детских инфекций, травмы головы).

Проблема дислексии довольно тесно связанна с проблемой нарушения письма, т.е. с дисграфией. У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания.Бедный словарь, незнание точных значений отдельных слов приводят к использованию в письменной речи детей крайне бедных описательных средств и пропуску как главных, так и второстепенных членов предложения. Пропуск слов нарушает синтаксическую структуру предложения и логику повествования. Нарушение письма часто сопровождается недостатками чтения, которые также обусловлены отклонениями в развитии устной речи. Нарушение чтения у детей распространяется как на способы овладения чтением, так и на темп чтения и понимание прочитанного (Т.П. Бессонова, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, и др.)

Итак, исходя из данного материала, мы понимаем, что проблема дислексии и дисграфии актуальна, как и в прошлом, так и в настоящее время. Большее внимание, в отношении данного отклонения, уделяется детям раннего возраста.

Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребеночка от 1 годика и до 3 лет. Это очень захватывающий возраст, при котором малыш интенсивно впитывает всю информацию, а родители стараются развивать в малыше все необходимые качества, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Каждая стадия психического развития ребенка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма. Возможности развивающегося организма постоянно возрастают. Еще в процессе кормления у грудного ребенка возникают ориентировочные реакции на зрительные и слуховые стимулы. Как известно, мать во время кормления говорит со своим малышом, следовательно, у него формируется слуховая реакция. Малыш начинает фиксировать взгляд на шевелящихся губах матери, а затем прослеживает ее движения без поворота головы, то есть возникает глазодвигательная реакция, порожденная ситуацией кормления. Потом он начинает реагировать «комплексом оживления» на улыбку матери, на ее появление. Подъем головы, движения ручками и ножками, перевороты с живота на спину и со спины на живот -- все это предпосылки постепенного овладения навыками прямостояния, а позже ходьбой. При этом физически малыш крепнет с каждым днем. Наряду с развитием физических возможностей организма, у ребенка формируются ориентировочно-исследовательские действия в окружающей среде, неотъемлемой частью которой является действующий и поощряющий активность ребенка взрослый.

Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития), определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип, основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.

В каждом психологическом возрасте можно выделить главную задачу -- генетическую задачу развития. Она появляется в результате противоречий в системе отношений «ребенок -- взрослый». Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода к следующему возрастному этапу.

На первом году жизни ведущей деятельностью является эмоционально-личностное общение младенца со взрослым. Значение ранних форм общения со взрослым показано в исследованиях Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой, М. П. Денисовой и др. В их трудах доказано, что к трем месяцам бурное развитие «комплекса оживления» является показателем нормального развития малыша, поскольку свидетельствует о возникновении у ребенка первой социальной потребности -- быть рядом со взрослым, ощущать его, видеть, улыбаться, эмоционально реагировать на его физическое присутствие. Стимулирование этого комплекса взрослым способствует прогрессивному психическому развитию ребенка, создает предпосылки для его общего психофизического развития.

На пятом-шестом месяце жизни у ребенка появляется потребность в ориентировочно-исследовательских реакциях в ответ на зрительные и слуховые стимулы, которые существенно обогащают его эмоционально-ситуативное общение со взрослым и являются основой для формирования новых мотивов, необходимых для манипуляций предметами из ближайшего окружения малыша.

К концу первого года жизни ребенок начинает осваивать действия с предметами. В результате общение малыша со взрослым приобретает иной смысл: возникает первоначальное эмоционально-деловое сотрудничество. Ребенок схватывает игрушки, удерживает их, рассматривает, пытается действовать с ними. Овладение действиями с предметами не только совершенствует двигательные навыки ребенка, но и обеспечивает его первоначальное знакомство с предметным миром. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, роль взрослого в этом общении состоит в том, что он вводит ребенка в мир окружающих предметов, каждый из которых обладает собственным общественно значимым содержанием. Он учит малыша действовать с этими предметами. Усваивая способы действия с предметами, ребенок присваивает Общественно-исторический опыт, выработанный человечеством. Таким образом, через предметные действия ребенок включается в систему отношений «ребенок -- общественный предмет». Вслед за этим формируется система «ребенок -- общественный взрослый», в которой взрослый помогает ребенку понять смысл выполняемой деятельности и на основе этого строить свои отношения с другими людьми. Особенно важными для психического развития ребенка являются соотносящие и орудийные действия, бурное развитие которых наблюдается на втором году его жизни. Учась соотносить свои действия по закрыванию коробочек, кастрюлек с действиями взрослого, обучаясь есть ложкой, черкать карандашом, стучать молоточком, ребенок не только приобретает опыт активного практического взаимодействия с различными предметами, но и развивает свое наглядно-действенное мышление. При нормальном развитии к концу раннего возраста (к трем годам) у ребенка складывается деловое общение со взрослым, он готов к сотрудничеству, и в этом сотрудничестве у него формируются предпосылки для возникновения игровой и продуктивной деятельности.

Таким образом, развитие ребенка в раннем возрасте направленно на совместное созревание стадий психического развития и созревания физиологических систем организма.

Дислексия, дисграфия и их профилактика в раннем возрасте

Нарушения психоневрологического характера у детей сначала вызывают недоумение и шок у родителей, а иногда и неверные выводы об умственной отсталости ребенка. Могут их принимать и за нежелание малыша «хорошо учиться». Дисграфия и дислексия часто становятся основой для подобных мыслей и выводов.


Что такое дисграфия и дислексия?

Нарушение письма, дисграфия (от греч. «сложность с письмом»), создаёт большие трудности у детей с овладением данным навыком. Важно понимать, что такое нарушение распространено среди детей с достаточно нормальным интеллектуальным уровнем. Выполненные упражнения, не говоря уже о диктантах, будут содержать большое количество грамматических ошибок, ребенок не будет использовать знаки препинания либо заглавные буквы. Почерк, при этом нарушении, также далёк от должного уровня.

Наращивая негативный опыт своих графических проблем, дети со временем стараются изъясняться при письме короткими фразами, но даже это ограничение не исключает их грубых ошибок в используемых словах. Дальше это может перерастать только в ещё большее осознание своих проблем, перевода их в свои личностные качества неполноценности, доходя до депрессивных состояний. Школьники могут отказываться от посещения уроков языка, выполнения письменных заданий и даже любых бытовых задач, связанных с письмом.

(от греч. «сложность со словом»), являясь нарушением чтения, проявляется не постоянно, избирательно, но при стойком повторении, при сравнительно хороших успехах в освоении других учебных навыков. Показателем данного нарушения является пропуск букв, пропуск начальных слогов, слов, перемена букв местами, искажение звучания слов, добавление лишних звуков, пропуск звуков, невысокая скорость чтения. Мальчики страдают в 4 раза чаще этим нарушением, чем девочки. Почти 8% школьников подвержены дислексии.

При дислексии ребенок теряет возможность четко воспринимать некоторые звуки на слух, а потом и использовать в своей речи (даже письменной) и при чтении. Особенно плохо различаются фонетически парные звуки «Ж-Ш», «К-Г», «Т-Д», «П-Б» и т.п.

Исходя из этих сложностей, дети с данными нарушениями испытывают большие трудности и при написании изложений, пересказе текста. Нарушается понимание прочитанного на уровне слова, предложения, текста, но, при этом, расстройств технической стороны письма может не наблюдаться.

Диагноз на подобные нарушения может быть установлен невропатологом или психотерапевтом. Часто дисграфия и дислексия сопровождаются общим недоразвитием речи. Первые наиболее явные признаки этих нарушений обычно проявляются в возрасте около 6 лет, либо уже более ярко выражены ко 2-му классу. Данные нарушения могут оказывать значительное влияние на развитие ребенка, на его психическое состояние.


Причины дисграфии, дислексии

Среди перечня возможных причин вышеперечисленных нарушений специалисты выделяют следующие, наиболее распространенные:

Формы дисграфии и дислексии

Проявление нарушений письма и чтения может относиться к одной из выведенных форм:

  • акустическая (фонематическая; дети плохо слышат звуковой состав слова, путают звуки, у них они сливаются в словах, или сами слова сливаются друг с другом; при чтении путаются буквы, переставляются слоги, пропускаются согласные; в письме ребенок заменяет буквы в соответствие с «услышанными» близкими звуками: «щетка-четка»; с такой формой нарушений сложно ребенку усвоить правила правописания, не чувствует связи слов, не может сделать обобщения слов);
  • моторная (отмечается нарушением движений глаз при чтении, трудности в овладении закономерностями поисковых движений глаз при чтении и характерными движениями руки при письме);
  • оптическая (проявляется неустойчивостью зрительных представлений, впечатлений; при зрительном восприятии могут нарушаться, смешиваться, видоизменяться схожие по написанию буквы «Г-Т», «З-Э», «Л-Д»; отмечается и зеркальное воспроизведение буквы (чаще у левшей); в букве, при такой форме нарушения, могут пропустить или добавить лишний элемент, перевернуть букву).

Кроме этих форм, некоторые специалисты также относят к дисграфии дизорфографию . Ребенок затрудняется в применении на письме знакомых ему правил, не видит ошибку и не может её исправить. Могут возникать и трудности с применением правил синтаксического характера. Форма подобных нарушений может проявляться не только в начале обучения (хотя и более явно выражено), но и в средних классах, и в старших.

Встречается также вторичное проявление дисграфии и дислексии, которое отличается отсутствием типичных побуждающих факторов к ним. В этом случае провокатором может стать недостаток произвольной концентрации, распределения и переключения внимания, медленный темп чтения и письма (для устранения нарушений необходимо просто замедлить темп), пониженная слухо-речевая память.

Первым и необходимым шагом к коррекции нарушений письма и чтения является консультация у специалиста. В поддержку рекомендаций специалиста родителям важно придерживаться хотя бы некоторых моментов:

  • позитивный настрой на перемены к лучшему, поощрение успехов ребенка;
  • попросите учителя пока не привлекать вашего ребенка к проверке скорости чтения либо позволить прочитывать текст без времени (если наблюдается дислексия);
  • предлагать ребенку читать медленно с явно выраженной артикуляцией;
  • корректируя дисграфию, можно начать с коррекции различения звуков (особенно при акустической форме нарушений);
  • при дисграфии можно каждый день (на 5 мин.) давать ребенку задание: вычеркивать определенные буквы в тексте (но не в газетном); при усложнении можно одни вычеркивать, а другие обводить - хорошо, если это будут «схожие» буквы);
  • вводить медленное (но внимательное) списывание текста;
  • для развития моторики руки, улучшения взаимной работы полушарий можно записать ребенка на музыку;
  • многие упражнения должны проходить в игровой форме («игра в слова» - хорошая дополнительная тренировка);
  • придерживаться системного соблюдения всех рекомендаций, которые даст специалист после диагностики нарушений ребенка.

На сегодняшний день уже разработано достаточное количество методик, способных помочь ребенку с нарушениями письма и речи. Существует даже компьютерный вид коррекции. Проявите внимание к трудностям ребенка и, при необходимости, сразу обратитесь к специалисту.

Наталья Мажирина
Центр "Азбука для родителей"

Психоневрологи определяют эти два явления следующим образом: Дислексией – называют стойкое нарушение чтения, а дисграфией – стойкое нарушение письма. Они чаще наблюдаются в детском возрасте нередко возникают сразу вместе у одного и того же ребёнка. Причём каких-то признаков умственной недоразвитости у него не выявляется.

Давайте коротко рассмотрим оба эти явления, узнаем, что такое дисграфия и дислексия, выясним, как помочь детям от них избавиться.

Дислексия

В буквальном переводе с греческого, это слово означает «сложность со словами».
При её наличии бывает трудно понять. При разговоре он искажает звучания слов, «проглатывает» слоги и даже целые слова. Также часто меняет местами буквы, пропускает, заменяет звуки, или прибавляет ненужные. Он может не распознавать похожие по написанию буквы, нарушать построение предложений, не соблюдать связи между словами.

Таким образом, данное явление выражается в нарушении процесса чтения, когда ребенок постоянно повторяет свои ошибки.

Принято различать фонематическую, семантическую, аграмматическую, оптическую, амнестическую дислекию.

Чаще всего это явление связывают с фактором несформированной психики, а именно тех функций, которые ответственны за процесс чтения. Все дело в том, что напечатанный текст – это двумерное изображение, а люди с дислексией воспринимают любые образы только в трехмерном изображении. Поэтому им трудно воспринимать обычный текст, и они путаются во время чтения.

Учеными было установлено, что мальчики страдают от этого нарушения примерно в 3-4 раза чаще девочек.

Дисграфия

Это такое состояние, когда ребёнок не может изложить свои мысли на бумаге, так как ему трудно дается письмо. Ребёнок не может окончательно его изучить. Это происходит вследствие нарушения тех психологических функций, которые отвечают за обеспечение процесса письма.

Данная дисфункция у разных детей проявляется по-разному. Например, кто-то может постоянно повторять одни и те же ошибки, а другой – просто допускает огромное количество орфографических ошибок.

Данное состояние может быть вызвано двумя причинами. Например, дисграфия может появиться по биологическим причинам, когда дисфункция произошла по причине патологий при беременности матери или наличии у неё инфекции. А также она может развиться вследствие деструктивных перемен в нервной системе ребёнка.

Нужно заметить, что если у ребёнка имеется биологический дефект головного мозга, то данное явление будет наблюдаться в сопровождении других патологий, например: афазии, ЗПР, алалии, умственной отсталости.

Кроме того описываемое нарушение может быть вызвано социально-психическими причинами. К ним, в главную очередь относят недостаток речевых контактов с ребенком, его замкнутость, одиночество, запущенность, неправильное воспитание.

Дисграфию обычно не рассматривают как собственно, независимое, самостоятельное заболевание. Чаще всего её рассматривают в качестве симптома некоторых неврологических дисфункций. Например, как признак патологий аналитико-синтетического функционирования анализаторов отвечающих за движение, слух, речь, зрение.

С другой стороны, многие эксперты объясняют данное явление как проявление языкового нарушения которое можно устранить при помощи психолого-педагогических способов.

Как помочь детям, страдающим от этих нарушений?

Главное, не нужно отчаиваться. Такие дети вполне могут овладеть навыками чтения и письма. Только для этого нужно настойчиво и много заниматься. Для полного успеха кому-то могут понадобиться месяца, а другим – годы. Но результат обязательно будет, главное регулярно, усиленно тренировать речевой слух и буквенное зрение.

Родители вряд ли смогут помочь самостоятельно. Тут, скорее всего, понадобится помощь опытного специалиста-логопеда.

Как правило, занятия проводятся по разработанной системе. В них часто используется разрезная или магнитная азбука, чтобы складывать слоги и слова. С помощью азбуки, а также разнообразных речевых занятий, игр, ребёнок учится выделять грамматические элементы слов. Это помогает ему усваивать произнесение определенных звуков. Ребёнок учится распознавать, какой именно букве при написании этот звук соответствует.

Логопед часто противопоставляет твёрдое произношение мягкому, глухое – звонкому. Тренировка осуществляется с помощью повторения слов. На занятиях дети пишут диктанты, учатся подбирать слова по заданным звукам, анализируют с помощью специалиста звуко-буквенный состав слов.

На подобных уроках обычно используется наглядный материал, который помогает детям запомнить облик букв, их очертания. Например, буква «О» похожа на круг, «Ж» напоминает жука, а «С» – полумесяц.

Причём скорость чтения и письма наращивается очень постепенно, ведь в процессе занятий ребенок должен полностью усвоить, буквально «почувствовать» отдельные звуки (буквы). Следующим этапом занятий является техника чтения.

Помимо занятий с логопедом, возможно, понадобится помощь психоневролога. Он может порекомендовать к применению необходимые ребёнку стимулирующие средства, препараты, улучшающие память и повышающие обменные процессы мозга.

Самое главное, мамы и папы должны понимать, что дислексия и дисграфия успешно корректируются. Но для этого требуется тесное сотрудничество лечащего врача-логопеда и самих родителей.