Исковая давность по авторским правам. Ситуация: Исковая давность (ст.208 ГК РФ)

28. В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228 , 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

29. В силу пункта 7 статьи 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 этой статьи.

Поскольку согласно пункту 3 названной статьи охране подлежат произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, то под персонажем следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

Охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем переработки (подпункт 9 пункта 2 статьи 1270 Кодекса).

30. В соответствии с пунктом 5 статьи 1262 ГК РФ договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных (пункт 1 этой статьи) и переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора подлежат государственной регистрации в Роспатенте.

Как следует из положений статьи 5 Вводного закона, указанное правило об обязательной государственной регистрации применяется в отношении программ для ЭВМ и баз данных, зарегистрированных как после 31.12.2007 (в период действия части четвертой ГК РФ), так и до 01.01.2008 (в период действия Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", также предусматривавшего возможность регистрации программ для ЭВМ и баз данных), в случае, если договор заключается, а переход исключительного права на них осуществляется после 31.12.2007.

31. Кодексом предусмотрено наряду с личным неимущественным правом на неприкосновенность произведения (статья 1266 Кодекса) право на переработку произведения, являющуюся одним из способов использования произведения, одним из правомочий, входящих в исключительное право (подпункт 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ).

Право на неприкосновенность произведения (абзац первый пункта 1 статьи 1266 ГК РФ) касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 1266 Кодекса), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.

Переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. При этом право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (статья 1234 ГК РФ) либо предоставлено по лицензионному договору (статья 1235 ГК РФ), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (статья 1241 ГК РФ).

Частным случаем переработки произведения является модификация программы для ЭВМ или базы данных, то есть любые их изменения, в том числе их перевод с одного языка программирования на другой, за исключением адаптации, представляющей собой внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

32. В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела), независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.

Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение.

33. При применении статьи 1272 ГК РФ судам следует исходить из того, что установленный этой статьей принцип исчерпания прав применяется только к оригиналу или экземплярам произведения, правомерно введенным в гражданский оборот на территории Российской Федерации. Распространение контрафактных экземпляров произведений статьей 1272 Кодекса не охватывается и в любом случае образует нарушение исключительного права на произведение, независимо от того, создан этот контрафактный экземпляр самим нарушителем или приобретен у третьих лиц.

Исходя из статьи 1272 , а также подпункта 4 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, согласно которому самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя, является импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения, в их взаимосвязи принцип исчерпания прав не охватывает случаи распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

При этом судам надлежит иметь в виду, что ни подпункт 4 пункта 2 статьи 1270 , ни статья 1272 ГК РФ не препятствуют импорту оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения.

34. При применении статьи 1273 ГК РФ судам следует учитывать: воспроизведение, то есть изготовление одного экземпляра произведения или более либо его части в любой материальной форме, не является нарушением исключительных прав на произведение только в том случае, если в момент изготовления такого экземпляра само произведение используется правомерно.

Так, нарушением исключительного права на произведение является изготовление одного экземпляра произведения или более, осуществленное с контрафактного экземпляра либо при неправомерном доведении до всеобщего сведения (в том числе при неправомерном размещении в сети Интернет).

Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которыми по смыслу статьи 1273 Кодекса понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела).

35. В силу пункта 3 статьи 1274 ГК РФ допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ. В случае, если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном статьей 152 Кодекса.

36. Судам следует учитывать, что право совершения в отношении программы для ЭВМ или базы данных действий, предусмотренных статьей 1280 ГК РФ, принадлежит только лицу, правомерно владеющему экземпляром такой программы для ЭВМ или базы данных (пользователю).

При этом лицо, записавшее программу для ЭВМ или базу данных в память ЭВМ (подпункт 1 пункта 1 статьи 1280 ГК РФ), когда оно правомерно владело экземпляром такой программы или базы данных, должно удалить соответствующую программу или базу из памяти принадлежащей ему ЭВМ в случае продажи или иного отчуждения экземпляра программы или базы.

Копия программы для ЭВМ или копия базы данных, предназначенная для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования, должна быть уничтожена, если владение экземпляром этой программы или базы данных перестало быть правомерным (подпункт 2 пункта 1 статьи 1280 Кодекса).

37. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 1284 , абзаца второго пункта 1 статьи 1319 ГК РФ на исключительное право, принадлежащее не самому автору (исполнителю), а другому лицу, и на право использования произведения (исполнения), принадлежащее лицензиату, может быть обращено взыскание.

При рассмотрении споров о правомерности обращения взыскания на право использования произведения (исполнения), принадлежащее лицензиату, надлежит учитывать, что при таком обращении взыскания согласие лицензиара не требуется.

Автор произведения (исполнитель) имеет лишь преимущественное право приобретения принадлежащего лицензиату права использования произведения (исполнения) в случае его продажи с публичных торгов в целях обращения взыскания (пункт 2 статьи 1284 , пункт 2 статьи 1319 Кодекса).

38. При применении статьи 1286 ГК РФ необходимо исходить из следующего.

38.1. Согласно пункту 2 статьи 1235 ГК РФ лицензионный договор подлежит государственной регистрации в случаях, определенных пунктом 2 статьи 1232 Кодекса. К таким случаям относится в том числе предоставление права использования подлежащего государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом в силу пункта 7 статьи 1232 ГК РФ это правило применяется и к зарегистрированному по желанию результату интеллектуальной деятельности (в частности, к программам для ЭВМ и базам данных), если Кодексом не установлено иное.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных иное установлено пунктом 5 статьи 1262 ГК РФ, в соответствии с которым государственной регистрации подлежат только: 1) договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных; 2) переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора. Другие договоры, в том числе лицензионные договоры о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных, государственной регистрации не подлежат.

38.2. Предусмотренный пунктом 3 статьи 1286 ГК РФ договор заключается между правообладателем, то есть обладателем исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, и пользователем, то есть лицом, правомерно владеющим экземпляром такой программы или базы и начинающим пользование соответствующей программой или базой. Лицо, приобретшее экземпляр программы для ЭВМ или базы данных не для самостоятельного пользования, а для перепродажи его третьему лицу, не является субъектом отношений, определенных названной нормой.

Такой лицензионный договор предполагает предоставление пользователю программы для ЭВМ или базы данных права на совершение действий, предусмотренных статьей 1280 ГК РФ, а также на совершение иных обусловленных договором действий, связанных с эксплуатацией программы или базы, и действует до продажи или иного отчуждения экземпляра программы или базы. На этот договор в отличие от иных лицензионных договоров не распространяются правила, установленные пунктами 2 - 6 статьи 1235 Кодекса.

39. При применении положений ГК РФ о служебном произведении судам надлежит учитывать, в частности, следующее.

39.1. Вопрос о том, является ли конкретное произведение служебным, решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент создания такого произведения.

В отличие от статьи 14 Закона об авторском праве, действовавшего до 01.01.2008, относившей к служебным произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, в статье 1295 ГК РФ под служебным произведением понимается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Для определения того, является ли созданное работником после 31.12.2007 по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное - исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.

39.2. В отличие от действовавшего до 01.01.2008 законодательства пункт 2 статьи 1295 ГК РФ предусматривает, что от работодателя, которому принадлежит исключительное право на служебное произведение, это исключительное право переходит к работнику (автору), если в течение трех лет со дня, когда это произведение было предоставлено работником в распоряжение работодателя, последний не начнет использование произведения (например, воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю, осуществляемые как самим работодателем, так и на основании лицензионного договора третьим лицом), не передаст исключительное право на произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права) или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне (например, в случае создания научной разработки, содержание которой предполагает ее охрану в качестве секрета производства).

В отношении служебных произведений, созданных до 01.01.2008, по которым работодатель не совершил до этой даты ни одно из названных действий, трехлетний срок начинает течь с 01.01.2008.

Если в установленный трехлетний срок работодатель совершит одно из названных действий, работник (автор) имеет право на получение вознаграждения, размеры, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора - судом. При этом судам необходимо иметь в виду: условия, относящиеся к такому вознаграждению, могут быть предусмотрены как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем. Во всех случаях вознаграждение выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю.

39.3. Если исключительное право на служебное произведение принадлежит работнику (автору) изначально по договору с работодателем или на основании абзаца второго пункта 2 статьи 1295 ГК РФ, работодатель имеет право использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в пределах, вытекающих из задания, а также обнародовать такое произведение, если иное не определено договором между ним и работником. Работник при этом вправе по своему усмотрению использовать служебное произведение способами, не обусловленными целью служебного задания, а также способами, хотя и обусловленными целью задания, но за пределами этого задания.

40. При решении вопроса о принадлежности исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, созданную по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, судам следует руководствоваться положениями статьи 1298 , а не статьи 1296 ГК РФ.

В то же время данный запрет не охватывает случаи, когда технологии, технические устройства или их компоненты изначально разрабатывались, изготовлялись и распространялись в целях, не связанных с осуществлением или обеспечением обхода технических средств защиты (при этом суду необходимо установить, возможно ли коммерческое использование таких технологий, технических устройств или их компонентов в каких-либо иных целях, отличных от обхода технических средств защиты).

42. При рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что пока не доказано иное, автором произведения (обладателем исключительного права на произведение) считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения. Необходимость исследования иных доказательств может возникнуть в случае, если авторство лица на произведение оспаривается.

43. Применяя положения статей 1299 - 1301 , 1309 - 1311 , 1515 и 1537 ГК РФ о взыскании компенсации, суды должны учитывать следующее.

43.1. Требование о взыскании компенсации носит имущественный характер. Несмотря на то что размер подлежащей взысканию компенсации определяется по усмотрению суда (абзац второй статьи 1301 , абзац второй статьи 1311 , подпункт 1 пункта 4 статьи 1515 , подпункт 1 пункта 2 статьи 1537 ГК РФ), в исковом заявлении должна быть указана цена иска в твердой сумме. Исходя из размера заявленного требования определяется подлежащая уплате государственная пошлина.

Если истцом не указана цена иска (размер требуемой компенсации), суд выносит определение об оставлении соответствующего искового заявления без движения (статья 136 ГПК РФ, статья 128 АПК РФ).

43.2. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения, при этом правообладатель не обязан доказывать размер понесенных убытков.

43.3. Рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного абзацем вторым статьи 1301 , абзацем вторым статьи 1311 , подпунктом 1 пункта 4 статьи 1515 или подпунктом 1 пункта 2 статьи 1537 ГК РФ.

Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.

43.4. Если правообладателем заявлено требование о выплате компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, объекта смежных прав или товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное их использование, то при определении размера компенсации за основу следует принимать вознаграждение, обусловленное лицензионным договором, предусматривающим простую (неисключительную) лицензию, на момент совершения нарушения.

43.5. Если на основании статьи 1514 ГК РФ правовая охрана товарного знака уже прекращена, требование о возмещении убытков или выплате компенсации может быть заявлено лицом, являвшимся правообладателем на момент совершения правонарушения.

При предоставлении третьему лицу права использования произведения (товарного знака) по лицензионному договору или при передаче третьему лицу исключительного права по договору об отчуждении этого права право требования возмещения убытков, причиненных допущенным до заключения указанного договора нарушением, или выплаты компенсации за такое нарушение не переходит к новому правообладателю. Соответствующее требование может быть заявлено лицом, которое являлось правообладателем на момент совершения нарушения.

Вместе с тем право требования возмещения убытков или выплаты компенсации может быть передано по соглашению об уступке права (требования).

44. В статье 1302 ГК РФ предусмотрены обеспечительные меры, которые могут быть приняты при рассмотрении дел о нарушении авторских прав. Судам следует учитывать, что содержащийся в этой статье перечень не является исчерпывающим. Например, возможно применение обеспечительных мер в виде запрета лицу на опубликование произведения или на его распространение до разрешения спора об авторстве этого произведения.

Порядок принятия обеспечительных мер определяется соответствующим процессуальным законодательством.

Срок действия авторского права — комплексное понятие, включающее периоды, в течение которых подлежат правовой охране исключительное и другие права автора. Неоднократные законодательные изменения срока действия авторского права в России, сложности с его исчислением, возникающие на практике, сроки защиты отдельных видов произведений будут рассмотрены в нашей статье.

Общие правила исчисления срока действия авторских прав

  • исключительное право на произведение, характеризующееся как имущественное;
  • личные неимущественные права, например право на имя;
  • иные права (право доступа, право следования и т. д.).

При этом продолжительность действия прав перечисленных категорий различна:

В частности, на бессрочный характер защиты права автора на имя указал АС г. Москвы в определении от 20.01.2015 по делу № А40-64768/2013, решая вопрос о процессуальном правопреемстве по причине смерти истца.

  • Иные права имеют различные сроки существования. Например, право доступа по причине связанности с личностью автора ограничено сроком его жизни, а право следования передается наследникам и привязано к сроку действия исключительного права.

Сроки в авторском праве определяются в календарных годах. Точная дата наступления обстоятельств (например, смерти лица), послуживших стартом для отсчета срока, определяющего значения не имеет. Срок начинает течь с 1 января следующего года, а завершается 31 декабря последнего года действия авторских прав.

Как изменялся срок защиты исключительного права в РФ

Исключительное право — центральное авторское право, наделяющее возможностью использования объекта прав только правообладателя или иных лиц при условии получения его согласия. По окончании охраны указанного права произведение становится достоянием общества.

Как же происходило реформирование срока, в течение которого исключительному праву предоставлялась охрана:

  • До 1973 года он составлял период жизни автора плюс 15 лет.
  • В 1973-1974 годах по причине присоединения СССР к Женевской конвенции об авторском праве он был продлен до 25 лет.
  • В 1991 году срок подвергся увеличению и стал равняться 50 годам, в связи с намерением РФ присоединиться к Бернской конвенции, направленной на охрану произведений литературы и искусства (1886). Акт продолжает действовать — и в качестве минимального для стран-участниц закрепляет именно указанный срок действия авторского права .

Важно! Всегда продлевались только еще не истекшие сроки, а прекращенные не восстанавливались.

  • В 1993 году стал действовать Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-I, которым 50-летний срок сохранен, но изменен алгоритм его исчисления. Так, согласно новому закону охрана предоставляется всем произведениям, в отношении которых срок не истек к 01.01.1993. То есть фактически была восстановлена охрана творческих результатов лиц, умерших после 31.12.1942.

ВС РФ в определении от 02.09.2008 по делу № 78-В08-20, рассматривая правомерность использования в спектакле хореографии, разработанной лицом, умершим в 1964 году, отметил, что продолжительность срока охраны в ранее действовавших законах не принципиальна. Если 50 лет с момента смерти до 01.01.1993 не истекло, защита восстанавливается, в связи с чем требуется получить разрешение наследников.

Сколько составляет максимальный срок охраны исключительного права

Наибольший в истории нашего государства срок охраны исключительного права был установлен в 2004 году — период жизни и 70 лет после смерти автора. Он соответствует европейским стандартам и был введен в связи с подписанием соглашения о сотрудничестве с ЕС в 1994 году.

Первоначально он использовался только в отношении объектов авторских прав, 50-летняя защита которых на момент изменения законодательства не завершилась.

Важно! ФЗ от 18.12.2006 № 231-ФЗ, которым с 01.01.2008 введена ч. 4 ГК РФ, подтвердил длительность срока действия авторского права , однако изменил правила определения круга произведений, попадающих в сферу его применения: он использовался во всех ситуациях, когда 50-летний срок защиты на 01.01.1993 не завершился.

Принципы исчисления 70-летнего срока были разъяснены ВАС и ВС РФ в п. 3 постановления пленума от 26.03.2009 № 5/29: если 50-летний срок защиты права завершился в период с 31.12.1992 по 26.07.2004 (дата начала действия закона, продлившего его до 70 лет), в связи с чем произведение стало общественным достоянием, с 01.01.2008 охрана возобновляется.

Важно! Использование объекта прав в обозначенный период как достояния третьими лицами не является нарушением исключительного права.

В постановлении 9-го ААС от 18.09.2012 по делу № А40-153857/2009 судом рассматривался вопрос о необходимости получения согласия наследников на издание произведения, создатель которого умер в 1946 году. Издательство полагало, что защита права истекла в 1996 году, однако суд признал весь тираж, вышедший после 01.01.2008, контрафактным по причине возобновления защиты.

Специальные сроки защиты отдельных категорий произведений

Специфическим образом исчисляется срок исключительного права в частных ситуациях (ст. 1281 ГК РФ):

  1. Если объект прав был создан соавторами, тогда 70 лет отсчитываются от даты кончины соавтора, умершего позднее.

В качестве примера из международной практики можно привести спор о возможности продления срока на «Дневник Анны Франк», истекшего 01.01.2016, путем признания соавтором произведения отца Анны, умершего в 1980 году, и, следовательно, отсчета 70-летнего периода от даты его смерти.

Важно! ВС РФ в п. 35 постановления пленума от 19.06.2006 № 15 указал на применение данной нормы к произведению в целом, вне зависимости от того, является авторство раздельным или нет. При этом использование частей такого произведения отдельно осуществляется согласно общим правилам.

  1. Если произведение обнародовалось в 1-й раз после смерти, но не позднее 70 лет с кончины автора, используется 70-летний срок действия с момента обнародования.
  2. Если работа автора пришлась на период войны 1941-1945 годов, срок действия увеличивается на 4 года. ВАС РФ в постановлении президиума от 04.10.2011 № 4453/11 признал допустимым использование указанного правила при решении вопроса об охране трудов писателя, погибшего в 1942 году на оккупированной территории и работавшего военным корреспондентом.

Единого срока действия прав автора не существует. Периоды защиты дифференцированы в зависимости от категории, к которой относится конкретное право. Например, личные неимущественные права защищаются бессрочно, а срок охраны исключительного права ограничен.

Продолжительность действия исключительного права неоднократно изменялась законодателем, в связи с чем возникают практические проблемы при исчислении соответствующего срока его охраны. При этом для ряда случаев установлены специальные правила.

Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности Резепова Виктория Евгеньевна

26. Срок действия авторского права. Общественное достояние

Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти . Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:

а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования . Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);

Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.

Общественное достояние – состояние, при котором произведение используется без соответствующей выплаты авторского вознаграждения в связи с истечением срока действия авторского права. Использование произведения осуществляется с соблюдением личных неимущественных прав автора.

Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

Авторские права - совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства.

Лишь в начале 70-х годов экономические стороны этого права начали обсуждаться в науке. Пока еще авторское право не имеет такого же значения для экономистов, каким обладает патентная система. Поэтому зачастую происходит недооценка значимости подобной защиты с экономической точки зрения.

Одной из главных причин такой ситуации является то, что изначально авторские права и идея их защиты развивались в основном как правовая и социальная система. Но по мере того как человечество эволюционировало, и повышалась важность информации, авторское право, как часть интеллектуальной собственности, постепенно становится важнейшим нематериальным экономическим активом информационного общества. Сегодня оно больше не считается исключительно категорией права, а рассматривается в качестве неотъемлемой части активов фирм и богатства стран. Понятие авторского права служит основой развития различных отраслей промышленности, способствует росту добавленной стоимости, внешней торговли и рабочих мест. По некоторым данным, доля основанных на нем отраслей промышленности в мировой экономике в начале тысячелетия составила около 7,3% (примерно 2,2 триллиона долларов). При этом прирост в данных сферах - в среднем 5% в год, то есть быстрее, чем в среднем рост всей экономики планеты.

Источники авторского права

Рост значения данного права также явился результатом расширения среды, в которой оно действует. В 1996 году международное авторское право было зафиксировано двумя документами: были приняты два Интернет-договора ВОИС (Договор об исполнениях и фонограммах и Договор об авторском праве), после чего с помощью национального законодательства соответствующих стран оно начало применяться по отношению к экономическим сделкам в различных компьютерных цифровых сетях. Это дало толчок к взаимодействию и обмену опытом, усилению экономического эффекта данного Появились и местные источники авторского права. Развитие технологий, кроме того, позволило ввести новые формы управления им, являющиеся менее дорогостоящими и более точными, с помощью особых технических мер по защите. Благодаря таким технологиям возросли продажи продукции, находящейся под защитой авторских прав.

Оно стало неотъемлемой частью повседневной жизни, и сегодня мы работаем с формами творчества, которые двадцать лет назад было сложно даже себе представить. Продукция, находящаяся под защитой авторского права, на сегодняшний день включает в себя большую часть бизнеса.

Категории прав

Права имущественные и неимущественные;

Права исключительные и неисключительные.

Человек, который обладает авторскими правами на тот или иной объект, являющимися исключительными, имеет на его использование единоличное право и может запрещать использование этого объекта третьими лицами. Исключительные права на произведение возникают, когда автор не передал их (то есть не заключил договор о передаче исключительных прав) другим лицам.

Неисключительное право означает, что лицо, обладающее им, может использовать объект права, созданный обладателем исключительных прав, наравне с ним и другими лицами, имеющими разрешение на его использование этим же способом. Неисключительные права возникают, когда создается договор авторского права, если в нем прямо не предусмотрено другое.

Неимущественные права - это личные права (с ними нельзя совершать операций, как с имуществом: покупать, продавать, передавать, дарить, наследовать и т.д.).

Регистрация и защита авторского права

Данное право является одним из способов защиты то есть представляет совокупность норм права, отношений по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Срок авторского права - на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет непосредственно после его смерти. Бессрочно охраняются право на имя, право авторства и на защиту репутации создателя произведения.

Такая регистрация существует для того, чтобы показать, что на ее момент объект права существует объективно. Это может пригодиться для защиты авторских прав при столкновении интересов. Во всех странах, на которые распространяется об авторских правах, охраняются права на объекты, созданные жителями России, независимо от того, были ли они зарегистрированы, или от места их регистрации.

Международное авторское право, так же как и РФ, не требуют его регистрации для охраны. Однако, если нужно показать, что объект на момент регистрации существовал объективно, можно зарегистрировать эти правовые отношения в Российском авторском обществе. Если авторские права будут нарушены, дело должно быть рассмотрено в той стране, где произошло нарушение.

Субъекты авторского права

Субъектами являются:

3) переводчик (на собственный перевод).

Объекты авторского права

На основании статьи номер нашего государства, объектами, по отношению к которым применяется авторское право в России, являются произведения литературы, науки и искусства, независимо от их назначения, а также достоинств и формы выражения.

К ним относятся:

  • производные произведения, то есть являющиеся переработкой другого произведения;
  • составные, являющиеся результатом именно творческого труда по расположению или подбору материалов.

Авторское право в России имеют как произведения обнародованные, так и необнародованные, выраженные в любой объективной форме, включая устную и письменную (например, в виде публичного исполнения, произнесения и др.), в форме изображения, видео- и звукозаписи, а также в объемно-пространственной форме.

Признаки объектов

Следует при этом отметить, что объекты такого права имеют конкретные признаки:

То есть объект должен быть создан именно в результате творческого труда и закреплен на некотором материальном носителе (в форме изображения, письменной, видеозаписи или звукозаписи, объемно-пространственной) или выражен в устной форме, но обязательно в виде публичного выступления.

То есть, например, созданные в результате творческого труда автора водные узоры, которые можно наблюдать при работе фонтана, не будут объектом авторского права. Им охраняется только сам фонтан, поскольку он имеет объемно-пространственную объективную форму (камень, металл), а водные узоры ее не имеют.

Еще один пример: просто технический сбор материалов не является плодом творческого труда, поэтому его результат не считается объектом данного вида права. Музыка без авторского права - это, например, сборники лучших песен той или иной группы.

Виды объектов

Итак, на основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашей страны, объектами авторского права считаются:

  • произведения литературы;
  • музыкально-драматические, драматические и сценарные произведения;
  • пантомимы и хореографические постановки;
  • музыкальные произведения, как с текстом, так и без него;
  • аудиовизуальные;
  • произведения скульптуры, живописи, дизайна, графики, комиксы, графические рассказы и иные произведения изобразительного искусства;
  • объекты сценографического и декоративно-прикладного искусства;
  • произведения градостроительства, архитектуры, садово-паркового искусства, к которым относятся и чертежи, проекты и макеты;
  • объекты фотографического искусства и другие, полученные аналогичным фотографии способом;
  • различные геологические, географические и другие карты, эскизы, планы, пластические произведения, относящиеся к топографии, географии и другим наукам.

Понятие авторского права распространяется и на различные программы, созданные для ЭВМ. Но, в отличие от других объектов, права на них можно оформить в федеральном органе исполнительной власти, работающим с Регистрация не является обязательной и осуществляется по желанию владельца.

Точно так же переводчик, создавая произведение на языке, отличном от оригинала, имеет авторское право на собственный перевод. Сам перевод, так же как и оригинал, является самостоятельным объектом.

Например, персонаж Гарри Поттер, а также часть названия книги имеют авторские права, принадлежащие Дж.К. Роулинг вместе с правами на текст произведения.

  • официальные документы органов местного самоуправления, а также различных государственных, включая законы, иные нормативные акты, материалы административного, законодательного и судебного характера, судебные решения, официальные документы различных международных организаций и их официальные переводы;
  • знаки и символы, принадлежащие государству (гербы, флаги, денежные знаки, ордена и др.), а также знаки и символы муниципальных учреждений;
  • фольклор (произведения народного творчества), у которого нет конкретных авторов, например, музыка без авторского права - это народные песни;
  • имеющие информационный характер сообщения о фактах и событиях (программы телепередач, новости дня, расписание движения различных транспортных средств и др.).

Знак авторского права

Это латинская буква С (от слова "copyright", означающего "авторское право"), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) - буква С в круглых скобках.

Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство. Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Также и на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Защита авторских прав

Возникновение их напрямую связано с самим фактом создания объекта права.

В законодательстве нашей страны не существует особой процедуры регистрации прав авторства на произведение, за исключением регистрации их на программы для ЭВМ. Автором, согласно закону, является тот, кто создал объект, и он обладает следующими правами:

1) исключительным правом на само произведение;

3) правом на имя;

4) на неприкосновенность произведения;

5) на его обнародование.

Технические средства, предназначенные для защиты авторских прав

Существуют специальные технические средства, предназначенные для защиты этого типа прав. К ним относятся любые технологии, а также технические устройства и их компоненты, которые контролируют доступ к тому или иному произведению и ограничивают или же предотвращают действия, не разрешенные его автором или другим правообладателем в отношении данного объекта.

Информация об авторском праве

Ей считается любая информация, идентифицирующая произведение, автора или другого правообладателя, а также об условиях использования объекта права, содержащаяся в оригинале или экземпляре произведения, появляется в результате сообщения в эфир или другим способом доведения произведения до всеобщего сведения, прилагается к нему, а также любые коды и цифры, в которых содержится подобная информация.

1) распространение;

2) воспроизведение;

3) перевод;

4) импорт;

5) переработку;

6) публичное исполнение;

7) публичный показ;

8) передачу в эфир;

9) сообщение по кабелю для всеобщего сведения.

Непосредственно после создания произведения автору необходимо иметь доказательство, что он обладал им на определенную дату. В случае спорных ситуаций это очень поможет. Такие доказательства можно получить с помощью специальной процедуры, называемой депонированием. Ее суть - принятие на хранение экземпляра произведения, а также фиксирование даты его предоставления с участием нотариуса. После этого будет выдано свидетельство о депонировании. С помощью этой процедуры можно документально зафиксировать наличие у автора экземпляра на определенную дату. Такое свидетельство - самая надежная защита в вопросе авторских прав.

Нарушение авторских прав

Их нарушение может повлечь административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Часто бывает, что нарушение авторских прав происходит по незнанию. Поэтому рекомендуется для оповещения третьих лиц о них использовать следующую формулу: знак "защита авторских прав" + имя автора (правообладателя) + год опубликования или его период. Однако по закону оповещать о праве авторства или использовать предложенный формат вовсе не обязательно.

Существует общее правило исчисления срока действия имущественных авторских прав , которое основывается на принципе определения срока охраны в зависимости от даты смерти автора :

Статья 192 ГК РФ устанавливает пять случаев, в которых порядок определения срока действия исключительных прав отличается от общего правила:

1) если произведение создано в соавторстве , исключительное право на него действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти соавтора, пережившего всех остальных соавторов, т.е. умершего последним из них;

2) если произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом , исключительное право действует в течение 70 лет после даты его обнародования.

3) если произведение обнародовано после смерти автора , исключительное право в отношении такого произведения продолжает действовать в течение 70 лет после его обнародования;

Иностранные произведения, опубликованные до 1973 года, не охранялись в России согласно Всемирной конвенции об авторском праве.

Однако после присоединения к Бернской конвенции (1995 г.) все произведения иностранных авторов охраняются точно также, как и российских, подсчет сроков охраны такой же, как для наших (с минимальными исключениями, например, если у них срок короче и произведение уже не охраняется, то и мы прекращаем его охранять).

Эти правила Бернской конвенции действуют ретроактивно, то есть охрана восстанавливается и распространяется на те произведения, которые ранее не охранялись.

1. Общее положение;

2. Для кинематографических произведений;

3. Для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом;

4. Для фотографических произведений и произведений прикладного искусства; 5. Дата начала отсчета;

6. Более длительные сроки;

7. Более короткие сроки;

8. Применимое законодательство; "сравнение" сроков

1. Охраняемые, когда срок охраны еще не истек в стране происхождения;

2. Неохраняемые, когда срок охраны уже истек в стране, где она испрашивается;

3. Применение этих принципов; 4. Специальные случаи.

Срок авторского права и какие правила предусмотрены для издателей не охраняемых авторским правом произведений в статье: Общественное достояние для издания электронных книг

Для более точного определения срока авторского права целесообразно пользоваться услугами баз данных и реестров регистрации авторского права


Статьи и новости по теме:

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

В Женеве 26 сентября открылись ежегодная конференция и сессия Генеральной ассамблеи ЕАНА (Европейский альянс информационных агентств), профилирующей темой которых стал всесторонний анализ авторских прав на статьи новостей в Интернете >>>

На первом заседании Попечительского совета Государственного института искусствознания (ГИИ) обсуждалась проблема перехода прав на использование партитур многих произведений русских классиков (таких как Чайковский и Мусоргский) западным издательствам. А есть ли здесь реальная проблема? >>>

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>

Согласно Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (от 9 сентября 1886 г.) минимальный срок охраны авторских прав на музыкальные произведения составляет 50 лет, однако страны имеют право продлевать его по своему усмотрению. В сентябре 2011 г. этим правом воспользовались депутаты Европарламента, пролонгировав срок действия прав авторства до 70 лет и обязав страны ЕС адаптировать национальные законодательства в соответствие с новыми нормами до 2014 г.