Требования техники безопасности и санитарно гигиенические нормы. Санитарно-гигиенические требования и требования безопасности, предъявляемые к эвм и периферийным устройствам

Электрооборудование, электроаппараты и электроинструменты должны содержаться в исправном состоянии. Токоведущие части электрооборудования, электроаппаратов и электроинструментов должны быть защищены кожухами. Провода или кабели к переносным электроинструментам и электроаппаратам не должны касаться влажных и горячих поверхностей. При обнаружении каких-либо неисправностей в электроаппаратах или электроинструментах работа с ними должна быть прекращена.

Запрещается производить ремонт электрооборудования, переносной электроаппаратуры и электроинструмента под напряжением. В каждой парикмахерской должны быть аптечка и инструкция по оказанию первой помощи пострадавших от электротока. Переносной электроинструмент при напряжении 220В заземлять не требуется, если он имеет пластмассовый корпус, а конструкция провода электроинструмента гарантирует от поражения электрическим током.

Электроаппаратура и электроинструмент должны: быстро включаться и отключаться от электросети быть безопасными в работе напряжение электроаппаратуры и электроинструмента должно быть не выше 220В Электроаппаратура и электроинструмент проверяются путем внешнего осмотра; обращается внимание на исправность заземления и изоляции проводов, наличие оголенных токоведущих частей.

В повседневной работе мастер-парикмахер должен соблюдать следующие правила:

Работая с бритвой, не следует отвлекаться и разговаривать с клиентом;

При смене лезвий (безопасных бритв) руки мастера должны быть совершенно сухими. Работы выполняются над столиком;

Не следует держать ножницы, расчески и другие острые инструменты в верхнем кармане халата;

При работе с горячей водой, особенно после окраски и завивки, надо следить за ее температурой, так как кожный покров обезжирен и раздражен воздействием химических препаратов. Температура используемой воды при этом ниже обычной (примерно 40 °С);

Окантовку волос в области ушной раковины надо выполнять осторожно, чтобы не повредить ухо клиента. Ушная раковина насыщена кровеносными сосудами, и кровотечение трудно остановить;

Подбривая шею, необходимо следить, чтобы не срезать часто встречающиеся мелкие бородавки, так как при этом кровотечение также трудно остановить;

Для остановки кровотечения при порезах применяют настойку йода или перекись водорода;

Освежая голову одеколоном или покрывая голову лаком, необходимо следить, чтобы брызги не попали в глаза;

Мастер должен осторожно выполнять все работы, связанные с применением пергидроля, не допуская применения концентрации свыше 9% при жирной коже головы (голова не мыта более 2-3 дней) и не более 3‒ 5% при обезжиренной коже (голова вымыта менее 2 дней тому назад);

Запрещается работать с пергидролем без применения мензурки;

Особую осторожность необходимо соблюдать во время работы с осветляющим препаратом «Блондаран-супра», сильно действующим средством. Работая с ним, нельзя завязывать голову полиэтиленовой пленкой. Пряди волос должны быть распределены проборами с целью обеспечения выхода тепла, выделяющегося при реакции разложения пергидроля;

Необходимо следить за обязательным заземлением электроприборов и не включать электроаппаратуру мокрыми руками.

Постоянная температура в рабочих помещениях парикмахерской 18 ‒ 20 °С. В летний период такую температуру поддерживают при помощи вентиляции. Когда же температура наружного воздуха понижается, возникает необходимость в использовании отопительной системы. Основная масса парикмахерских имеет центральное отопление (водяное или паровое): нагревательные приборы (калориферы или отопительные батареи), располагаемые равномерно по площади парикмахерских, что позволяет поддерживать постоянную равномерную температуру во всех ее помещениях. В задачу обслуживающего персонала парикмахерской входит содержание в чистоте и порядке нагревательных приборов центрального отопления.

Большое значение для нормального функционирования парикмахерских имеет также вентиляция. Нахождение в атмосфере помещений тепла, влаги, большого количества газообразных продуктов от применяемых для обработки волос препаратов вызывает необходимость в установке системы принудительной вентиляции в парикмахерских с числом рабочих мест не менее трех.

В соответствии с санитарными нормами парикмахерские с числом рабочих мест от 3 до 10 необходимо оборудовать приточной вентиляцией, с числом мест от 10 до 20 приточно-вытяжной, а для парикмахерских с большим количеством рабочих мест желательно предусмотреть кондиционирование воздуха и воздушно-тепловую завесу в тамбуре главного входа. Мощность системы вентиляции парикмахерской должна быть достаточной для поддержания в ней нормальных условий работы.

В парикмахерских, размещаемых в жилых зданиях, вентиляционная система должна располагаться отдельно от вентиляции жилого дома, например в подвальных помещениях, имеющих повышенную звукоизоляцию. В маленьких парикмахерских, с числом рабочих мест до 3, вентиляция помещений осуществляется естественным путем ‒ через окна, форточки, фрамуги и т.п.


Передавать электроинструменты другим лицам;

Разбирать электроинструмент и производить ремонт (как самого инструмента, так и проводов, штепсельных соединений и т. п.);

Держаться за провод электроинструмента или касаться его режущей части.

Для обеспечения безопасности при эксплуатации электроинструмента (сушуара) необходимо:

Обучать основам безопасности всех работающих с проведением аттестации и присвоением не ниже I квалификационной группы;

На рабочих местах иметь инструкции по эксплуатации электроустановки, вменить в обязанность обслуживающему персоналу ознакомление клиентов с этими инструкциями;

Поддерживать в исправном состоянии сопротивление изоляции электропроводов, которое во всех случаях должно быть не менее 500 кОм, а также осуществлять надежное присоединение электроинструмента к защитному заземлению;

В местах размещения электроустановок (сушуаров) изолировать все металлические детали, в том числе трубопроводы систем отопления, канализации и т. д.;

Которые имеют связь с землей, с таким расчетом, чтобы клиент при сушке волос не мог к ним прикоснуться, причем под ногами должны находиться изолирующие подставки;

Осуществлять ежедневный контроль за состоянием и параметрами защитного заземления в сроки, установленные ПТЭ, ввести ответственных лиц за эксплуатацию сушуаров;

Периодически в соответствии с ПТЭ производить переаттестацию лиц, ответственных за эксплуатацию сушуаров. Для размещения вводно-распределительного устройства надлежит организовать изолированное помещение – электрощитовую.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном курсовом проекте было представлено два образа на тему «Актуальность стиля ретро». Данные образы были представлены в классике ретро.

Исходя из целей и задач курсового проекта, были созданы образы. Образ «Мария» раскрывает классику ретро, а образ «Пин-ап» одно из направлений данного стиля, которое имеет аналогичное название пин-ап

Созданные образы хорошо впишутся не только в повседневной жизни, но и на тематических мероприятий, торжествах, фотоссесиях.

При выполнении образов соблюдались техника безопасности в работе с парикмахерским оборудованием.

Была раскрыта тема курсового проекта по теме « Актуальность стиля ретро» показаны навыки и умения создавать прически в разных стилевых направлениях и разработать технологические карты к ним.

Актуальность данных причесок заключается в том, что они подходят молодым девушкам. Прическа «название прически» предназначена для вечеринок. С прической «название прически» можно посетить день рождения, новый год и просто прогулка. Стилисты все чаще находят вдохновение и новые идеи, обращаясь к стилю ретро, одним из его главных и наиболее востребованных направлений является «название прически».

Зародился он в начале прошлого столетия, в 60-х пережил настоящий пик популярности и снова вошел в моду в недавнее время. Приталенные платья с пышными юбками или корсетами, ярко-красная помада, черные стрелки на глазах являются незаменимыми атрибутами стиля. Главное что эти прически, востребованы в наше время, потому что стиль ретро всегда будет в моде.


Предварительный просмотр:

Раздел 1. Информационная деятельность человека.

Лекция 1.

Введение. Требования к технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям при работе с ПК.

1. Общие правила безопасности

1.1. К работе за компьютером допускаются студенты, которые ознакомлены с техникой безопасности.

1.2. В кабинет информатики входить только в сменной обуви, чистой, сухой одежде. Спокойно заходить в кабинет и занять свое место за партой или рабочим столом.

1.3. Начинать и заканчивать работу за компьютером только по указанию преподавателя.

1.4. Соблюдайте чистоту и порядок на рабочем месте.

1.5. Во время перемены находиться в кабинете запрещено.

1.6. Бережно относиться к имуществу и технике.

1.7. В кабинете информатики запрещается:

трогать соединительные провода, электрические розетки;

прикасаться к тыльной стороне всех устройств;

включать и выключать автоматический выключатель;

самим устранять любые неисправности в работе аппаратуры;

класть вещи на аппаратуру;

работать вдвоем за одним компьютером;

2. Техника безопасности во время занятий

2.1. Во время занятий будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания преподавателя.

2.2. Соблюдайте расстояние до экрана монитора - 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

2.3. За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

Если стул с регулируемой высотой, то ее следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. Плечи при работе должны быть расслаблены. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

2.4. Работать на клавиатуре (технике) разрешается только чистыми, сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.

2.5. Нельзя трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, размещать на рабочем месте посторонние предметы.

2.6. В случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе техники немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.

3. Требования безопасности при аварийных ситуациях

3.1.При появлении дыма, запаха гари или при пожаре:

немедленно прекратите работу;

сообщите преподавателю;

соблюдайте спокойствие;

согласно плану эвакуации покиньте помещение;

3.2. При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки), оценить ситуацию и в случае необходимости организовать эвакуацию из помещения.

3.3. Если произошел несчастный случай или при недомогании следует прекратить занятие, сообщить педагогу о случившемся, который должен решить вопрос о дальнейших действиях, сохранить обстановку места происшествия (если это не угрожает здоровью и окружающим).

3.4. При затоплении помещения, при возникновении пожара сообщить педагогу, который должен отключить подачу электроэнергии на щитке, провести эвакуацию.

Комплекс упражнений для глаз

Комплекс упражнений для глаз должен применяться на каждом уроке после 15-20 минут работы за компьютером в зависимости от возраста учащихся.

  • Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  • Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  • Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
  • Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ «ТЕХНОЛОГИЯ», САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ».

Первые уроки сложны в проведении, так как дети приходят после каникул в расслабленном состоянии. Чтобы активизировать их внимание и обеспечить плавный переход от каникул к учебному процессу, мы провод...

Общие требования к технике безопасности на занятиях изобразительным искусством

Требования безопасности перед началом уроков.1. Подготовить необходимые материалы и инструменты.2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении...

Общие правила безопасности при использовании компьютерной техники

Применяя технические средства в школе, необходимо строго руководствоваться санитарно-гигиеническими нормами и правилами безопасности. Современные технические устройства, как правило, сложная техника, требующая соблюдения определенных инструкций. Каждое покупаемое техническое устройство должно иметь инструкцию на русском языке.

Существует очень много схожих между собой технических устройств. Выбор устройства, оптимально подходящего для решения конкретной задачи, обычно очень сложное дело. Надо научиться правильно использовать консультации специалистов.

Вся компьютерная техника питается электротоком напряжением 220 В, которое опасно для жизни человека. Поэтому все лица, допущенные к работе с компьютерной техникой, должны пройти инструктаж по технике безопасности и соблюдать следующие правила:

  • 1. Работать только на исправной компьютерной технике.
  • 2. Знать блок-схему используемой компьютерной техники и правила её эксплуатации, порядок включения, выключения и заземления аппарата.
  • 3. Перед включением общего электропитания проверить исходное положение всех выключателей, розеток и вилок и выключить их.
  • 4. Запретить разборку аппарата компьютерной техники учащимися.
  • 5. При работе с компьютерной техникой пользоваться только внешними элементами управления.
  • 6. В случае замыкания (появления искр, запаха гари) - отключить электропитание.
  • 7. Замену деталей электроаппаратуры и ее ремонт проводить при выключенных источниках питания.
  • 8. Запрещается определять наличие напряжения путем прикосновения руками к токоведущим деталям аппаратуры.
  • 9. Нельзя менять и ставить предохранители на электроаппаратуру, находящуюся под напряжением.
  • 10. Соединительные провода автотрансформатора с сетью и усилителя с громкоговорителем не должны находиться па пути выхода зрителей.
  • 11. Запрещается использовать воду и пенные огнетушители для тушения загоревшейся электроаппаратуры, так как эти средства являются проводниками тока и, следовательно, могут привести к короткому замыканию и поражению током человека, производящего тушение.
  • 12. Во избежание ожогов нельзя прикасаться к проекционным и радиолампам в течение 10 мин после их выключения.
  • 13. Не разрешается касаться деталей аппаратуры во время её работы.
  • 14. Нельзя включать в сеть аппараты со снятыми фальшпанелями, задними крышками. Это открывает доступ к деталям, находящимся под высоким напряжением, достигающим в телевизорах и дисплеях ЭВМ величины до 12000-25000В. Снятие надолго крышек с аппаратов приводит их к загрязнению, вызывающему нарушение нормальной работы электрических частей устройств.
  • 15. Нельзя пользоваться аппаратами, у которых не работает вентилятор, ибо это может привести к перегоранию или более серьезным неисправностям.
  • 16. При замене проекционной лампы аппарат следует отключить от сети и подождать, пока лампа остынет.
  • 17. Устанавливать новую лампу можно только специальным пинцетом, чтобы не оставлять отпечатков пальцев на колбе, что может вызвать разрушение колбы и преждевременный выход ее из строя.
  • 18. В диапроекторах, снабженных пультами дистанционного управления, используют диапозитивы только в пластмассовых рамках.
  • 19. В разных странах приняты разные стандарты на напряжение в сети и форму розетки. В нашей стране в качестве стандарта принято напряжение 220 В частотой 50 Гц. Перед подключением к розетке нового электрического прибора необходимо проверить, на какое напряжение он рассчитан.

Информация об этом должна содержаться на корпусе прибора и в инструкции к нему. Иногда указывается не точное напряжение, а пределы, в которых оно может находиться (например, 210-230 В). На импортных приборах можно встретить обозначение напряжения латинской буквой V (например, 220V). Существуют и устройства, которые работают практически при любом напряжении в сети. В нашей стране до сих пор еще широко распространены розетки, имеющие два контакта, без третьего - заземляющего. Но постепенно все чаще используются так называемые европейские розетки. В них контакты провода заземления расположены по бокам вилки. Такими электрическими шнурами комплектуются практически все компьютеры. В продаже существуют и специальные переходники, позволяющие подключить европейскую вилку к российской розетке, но такой переходник не имеет контактов с проводом заземления, что может стать источником дополнительной опасности. Часто металлические корпуса приборов, не соединенных с проводом заземления, находятся под напряжением, и прикосновение к ним может привести к поражению электрическим током. Особенно это опасно в том случае, когда рядом, кроме, электрического прибора, например компьютера, находятся трубы отопления или водопровода. Даже мощный и качественный тройник может быть не слишком надежным способом соединения: расшатывается крепление розетки, из-за ненадежной фиксации в гнезде возможно искрение контактов, перегрев и, как следствие, пожар. Для подключения мощных потребителей тока лучше использовать удлинитель, отвечающий европейским требованиям безопасности (1 класс защиты, 10/16А, 2200 Вт, наличие третьего заземляющего провода). Вилка такого удлинителя должна быть литой, с боковыми заземляющими контактами, провод - трехжильным с надежной изоляцией, розетка и корпус изготовлены из негорючих материалов. При покупке надо проверить, насколько прочно закреплен шнур в корпусе удлинителя, и убедиться, что розетки имеют специальные выступы, исключавшие возможность подключения обычных «советских» штепселей, чьи контакты тоньше, чем у европейских. Подбирать длину удлинителя нужно максимально точно: при работе шнур должен быть размотан полностью, но не болтаться под ногами. Выбирать прибор нужно с учетом суммарной мощности подсоединяемых к нему устройств, помня при этом, что стандартная российская электросеть, в которую будет включен удлинитель, предусматривает нагрузку не более 6,3 А (мощность до 1200 Вт) на одну розетку. Необходимо проверить надежность контактов розеток, отсутствие на корпусе выступающих металлических деталей, наличие приспособлений, обеспечивающих устойчивость на гладкой поверхности, и сертификат Росстандарта. Шнур удлинителя уложите вдоль стены или прикрепите к плинтусу, корпус поставьте так, чтобы он не касался мебели и хорошо проветривался. Для подключения сложной техники (компьютеры, музыкальные центры, телевизоры и видеомагнитофоны) лучше использовать удлинитель с выключателем, термоограничителем по току, фильтром защиты от высокочастотных помех и защитой от «выбросов» напряжения. В электрической сети могут возникать определенные нарушения: резкая смена напряжения, внезапные отключения и т.п. Для того, чтобы уменьшить влияние кратковременных нарушений, используют специальные устройства - сетевые фильтры, недорогие, но позволяющие спасти от выхода из строя дорогостоящую аппаратуру. По внешнему виду сетевой фильтр обычно очень похож на обыкновенный удлинитель с выключателем. Его необходимо использовать в том случае, если в электрической сети часто происходят кратковременные нарушения. Сетевые фильтры рассчитаны на определенную мощность подключаемых к ним устройств. Подбирая фильтр, необходимо знать предполагаемую суммарную мощность подключаемых к нему устройств. Сетевые фильтры спасают только от кратковременных нарушений питания. При отключении электричества на несколько секунд или минут они не помогут. В этом случае надо применять устройства бесперебойного питания - сетевые адаптеры. Они позволяют работать несколько минут после отключения электричества, что очень важно при работе с компьютерами. Часто сетевой адаптер не входит в комплект устройства, а продается отдельно. Для работы с устройствами лучше всего использовать адаптеры либо прилагаемые к ним, либо рекомендуемые фирмами-производителями. О таких рекомендациях можно прочитать в инструкциях к прибору или узнать у продавца-консультанта. Можно подобрать адаптер и самостоятельно, зная только необходимое напряжение. Разъемы для подключения сетевых адаптеров у большинства устройств одинаковые. Однако сетевой адаптер - довольно сложное устройство, и кроме входного (к какой сети подключать) и выходного (какое напряжение будет подаваться к устройству) напряжений есть еще много других важных характеристик. Так, электрический ток бывает переменным и постоянным, и, чтобы используемый аппарат не перегорел, обязательно надо выяснить, от какого тока он работает. У любого сетевого адаптера есть два параметра: 1) входное напряжение input показывает, какое напряжение должно быть подано на адаптер; 2) выходное напряжение output показывает, источником какого напряжения является адаптер.

О том, что все электроприборы должны иметь заземление, уже упоминалось. Остановимся на этом несколько подробнее.

Заземлением называют преднамеренное соединение частей электроустановки с заземляющим устройством - заземлителем и заземляющими проводниками. Заземление металлических частей технических средств обучения, электроустановок и оборудования, которые обычно не находятся под напряжением, называют защитным. Защитное заземление устанавливают для предотвращения ударов током. Если же будет обнаружено, что корпус устройства находится под напряжением (оно называется напряжением прикосновения), то пользоваться приборами нельзя даже при наличии заземления. Заземлители бывают естественные и искусственные. К первым относятся металлические конструкции зданий и сооружений, соединенные с землей, а также проложенные в земле неизолированные металлические трубопроводы, за исключением трубопроводов горючих жидкостей и взрывчатых газов. Категорически запрещается использовать для заземления электрических приборов и компьютерной техники батареи отопления или водопроводные трубы ввиду низкого качества этих трубопроводов как заземляющих устройств.

В качестве искусственных заземлителей обычно применяют запитые в землю стальные трубы, уголковую сталь, металлические стержни.

Заземление в образовательных учреждениях должно осуществляться только специалистами.

Каждому учителю надо не только хорошо знать и соблюдать правила эксплуатации всевозможных электрических установок, но и уметь правильно оказать первую помощь пострадавшему от элетрического тока.

Оказание первой помощи при поражении электрическим током

  • Учащегося, попавшего под напряжение, надо немедленно освободить от действия электрического тока. Для этого отключают потребитель электрического тока с помощью ближайшего штепсельного разъема, выключателя (рубильника) или путем вывертывания пробок (плавких предохранителей) на щитке.
  • Если выключатель находится слишком далеко от места происшествия, перерезают или перерубают провода (каждый отдельно) топором или другим режущим инструментом с сухой рукояткой из изолирующего материала. Если рукоятка металлическая, то во избежание контакта оказывающего помощь с цепью электрического тока ее надо обернуть чистой сухой шелковой, шерстяной, хлопчатобумажной или прорезиненной тканью.
  • Если невозможно быстро разорвать цепь электрического тока, то надо оттащить пострадавшего от провода или же отбросить от него оборвавшийся конец провода сухой палкой или другим предметом из изоляционного материала. Пострадавший сам при этом является проводником электрического тока, поэтому следует соблюдать меры предосторожности. Для этого надо надеть резиновые перчатки или обернуть руки сухой тканью, подложить под ноги изолирующий предмет (резиновый коврик, сухую доску или в крайнем случае свернутую сухую одежду). Отделяют пострадавшего от провода за концы его одежды, не прикасаясь к открытым частям тела. Делать это рекомендуется одной рукой.
  • После освобождения пострадавшего от действия электрического тока надо немедленно оказать первую помощь. Чтобы определить, в каком состоянии находится пострадавший, необходимо сразу же уложить его на спину, расстегнуть одежду, проверить по подъему грудной клетки его дыхание, наличие пульса (на лучевой артерии у запястья или сонной артерии на шее), а также состояние глазного зрачка (узкий или широкий). Широкий неподвижный зрачок указывает на отсутствие кровообращения в мозгу.
  • Определить состояние пострадавшего надо быстро - в течение 15-20 с. Если он в сознании, но до того был в обмороке или продолжительное время находился под действием электрического тока, то ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача и дальнейшее наблюдение в течение 2-3 ч. Если нельзя быстро вызвать врача, надо срочно любым способом доставить пострадавшего в лечебное учреждение при помощи транспортных средств или носилок.
  • При тяжелом состоянии или отсутствии сознания необходимо вызвать «скорую помощь» на место происшествия. Ни в коем случае нельзя позволять пострадавшему двигаться: отсутствие тяжелых симптомов после поражения не исключает возможности последующего ухудшения его состояния.
  • Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но дышит, его надо удобно уложить, создать приток свежего воздуха, растирать и согревать тело. При очень редком и поверхностном или, наоборот, судорожном, как у умирающего, дыхании пострадавшему надо немедленно делать искусственное дыхание. Даже при отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульса) нельзя считать пострадавшего мертвым. Смерть в первые минуты после поражения - кажущаяся. Пострадавшему может угрожать наступление действительной смерти в том случае, если ему немедленно не будет оказана помощь в виде искусственного дыхания с одновременным массажем сердца.
  • При правильном проведении искусственного дыхания и наружного массажа сердца у пострадавшего появляются следующие признаки оживления: улучшается цвет лица - оно приобретает розовый оттенок вместо серо-землистого с синеватым оттенком, который был до оказания помощи, появляются самостоятельные дыхательные движения, становящиеся все более и более равномерными по мере продолжения действий по оживлению, сужаются зрачки.
  • Меры по оживлению пострадавшего надо проводить непрерывно до тех пор, пока не будут достигнуты положительные результаты или не прибудет врач.
  • При поражении электрическим током пострадавшего ни в коем случае нельзя зарывать в землю, ибо это принесет ему только вред.

Правила противопожарной безопасности

Вработе с техническими средствами должны выполняться «Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений». Ответственность за противопожарное состояние учебно-воспитательных учреждений возложена на руководителей этих учреждений, но это не освобождает всех остальных работников от их знания и неукоснительного исполнения этих правил. Всем учителям надо знать следующие требования пожарной безопасности:

1) помещение, предназначенное для использования технических средств, должно располагаться на первом этаже. Использование техники на других этажах разрешается при наличии несгораемого перекрытия и двух выходов с этажа на лестничные клетки;

2) во время демонстрации в классной комнате или учебном кабинете разрешается присутствие учащихся не более одной группы;

3) проектор не должен устанавливаться у выхода из класса или аудитории;

4) к работе на аппаратуре допускаются только лица, имеющие соответствующую квалификацию;

5) электропроводка в помещении, где используют технические средства, должна быть постоянного исполнения и отвечать требованиям устройства электроустановок. Подключение к электропроводке допускается только исправными электрическими проводами при помощи штепсельных розеток и вилок;

6) аппаратура должна быть соединена между собой соответствующими винтами и обязательно заземлена;

7) провода, соединяющие технические устройства, не должны пересекать пути эвакуации учащихся.

Правила пожарной безопасности необходимо соблюдать и при использовании в учебно-воспитательном процессе любых технических средств.

После окончания просмотра следует обязательно отключить аппарат от электрической сети, ибо в результате перенапряжений часто происходит короткое замыкание и самовозгорание телевизора. Для учебных учреждений следует приобретать только пожаробезопасную технику.

Во всех случаях возникновения пожара в классе или учебном кабинете учитель обязан выключить аппаратуру, дать свет в классную комнату или учебный кабинет, принять немедленные меры к предотвращению паники среди учащихся и к их эвакуации из этого помещения, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара имеющимися противопожарными средствами.

При возникновении пожара его надо тушить с помощью первичных средств, к которым относятся вода, песок, противопожарная ткань, ручные химические огнетушители (пенные, воздушно-пенные, углекислотные, бромэтиловые, порошковые) и противопожарный инвентарь.

Наряду с правилами противопожарной и технической безопасности при использовании компьютерной техники надо учитывать санитарно-гигиенические нормы.

Санитарно-гигиенические нормы при использовании компьютеров

Важным моментом для использования компьютерной техники являются выбор, подготовка и оборудование соответствующих учебных помещений.

С любого места классной комнаты учащиеся должны достаточно хорошо и разборчиво слышать преподавателя, видеть все, что он демонстрирует. Демонстрация изображений проходит наилучшим образом, если ширина аудитории равна 0,6 ее длины, высота 0,4 длины. Эти параметры важно учитывать для получения хорошей акустики и уменьшения возможной реверберации звучания, особенно в больших (на 200 человек и более) аудиториях.

Кабинет или класс с компьютерной техникой целесообразно располагать на северной или северо-западной стороне, куда не попадают прямые солнечные лучи, с окнами на одной стороне для облегчения автоматического зашторивания.

Помещение должно отвечать также и правилам техники пожаробезопасности. Для этого лучше иметь две двери, открывающиеся наружу. Первый ряд стульев для учащихся следует располагать на расстоянии 1,5-кратной ширины экрана.

Немаловажную роль в общих требованиях к помещению играет и цветовая окраска стен. Не следует окрашивать их в яркие тона, желательно подбирать цвета холодных тонов (голубые, светло-серые, зеленоватые); при этом стенку, на которой установлен экран, окрашивают более темным цветом.

Для оборудования помещений экранами при таком варианте используют диффузно-рассеивающие материалы из бело-матового пластика с коэффициентом отражения 0,76-0,8.

Оптическое расстояние аппаратуры до экрана выбирают в зависимости от необходимой ширины изображения, которая для нормальных условий восприятия должна равняться 0,2 длины помещения.

Расстояние от экрана до первого ряда зрителей зависит от мощности аппарата и размера экрана. При значительных размерах экрана педагог имеет возможность устанавливать проектор на большом расстоянии, увеличивая изображение. Это в свою очередь позволяет удобно располагать перед экраном 25-30 чел.

Размер изображения рассчитывается следующим образом: для определения его ширины длина групповой комнаты делится на 5, например 8 м:5 = 1,6 м. Высота экрана от пола при демонстрации должна составлять 1,1-1,5 м. Нельзя допускать проекцию изображения на стену или бумагу, так как это значительно ухудшает его качество и отрицательно сказывается на зрении детей.

В гигиеническом отношении важен и такой фактор, как степень утомления учащихся к моменту просмотра. Рекомендуется, чтобы до уроков с применением компьютерной техники или вслед за ними проводились занятия, не выпивающие значительного напряжения внимания и зрения. Общее число учебных передач не должно превышать 4-8 часов в неделю.

Затемнение окон шторами способствует повышению температуры воздуха и увеличению его влажности, возрастает концентрация углекислого газа, поэтому необходимо соблюдать воздушный режим и помещениях, обеспечивать эффективное проветривание перед началом занятия и после его окончания.

Длительность применения компьютеров для учащихся младших классов допустима в пределах 12-15 мин. Если при этом используется музыка, то время увеличивается до 20 мин. Для учащихся среднего и старшего возраста норма составляет 25-30 мин.

Длительность применения компьютеров во многом определяется характером учебного предмета.

Наблюдения за эффективностью уроков с применением компьютерной техники показывают, что при правильной организации работы учащиеся хорошо усваивают учебный материал. Но для сохранения высокой работоспособности учащихся и обеспечения эффективности использования компьютерной техники необходимо также, как и при проведении урока вообще, своевременно менять методы и приемы учебной работы. При однообразной структуре урока, несмотря на интересную передачу, учащиеся быстро устают, так как утомительно в продолжение всего урока заниматься одним и тем же видом деятельности: только смотреть, только слушать или только писать. Даже старшеклассники не обладают еще достаточными навыками слушать и записывать лекции без обратной связи с педагогом.

Компьютер желательно применять через 5-10 мин после начала урока.

Важное значение имеет и дозировка уроков с применением компьютерной техники. В течение недели количество таких уроков для учащихся младших классов не должно превышать 3-4, старших классов - 4-6. Обязательным минимумом в течение учебного года для всех учащихся можно считать 136 ч, а максимумом (для профильных школ, оснащенных современной техникой) - 442 ч.

При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием экрана не шли один за другим, вслед за занятиями с применением компьютерной техники не ставились уроки изобразительного искусства, черчения, труда, т. е. тех дисциплин, которые связаны со значительным зрительным напряжением, потому что у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность, учебная активность.

Психофизиологические особенности обучающихся (быстрая утомляемость, недостаточное произвольное внимание) определяют высокие требования к организации занятий с использованием компьютерной техники.

Необходимо учитывать, что большой объем информации и ее эмоциональная окрашенность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы (дети практически не отвлекаются), в результате возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому не следует злоупотреблять использованием компьютерной техники, необходимо чередовать различные методы и приемы работы.

Для сохранения у дошкольников высокого уровня внимания и работоспособности надо правильно определять продолжительность просмотра или прослушивания. Так, повторное включение проектора на занятиях следует производить с интервалами в 5-7 мин. Повышается уровень внимания и восприятия детей, если подобрать к звукозаписям зрительный материал: кадры из фильмов, фотографии, репродукции и т.п. В расписании дня целесообразно сочетать занятия с применением экранных пособий с музыкальными или физкультурными, но не прослушивать звукозаписи после музыкальных занятий.

От затемнения помещения зависит контрастность изображения. Однако полное затемнение резко снижает качественный показатель занятия. Недопустимо частое включение и выключение освещения, что отрицательно влияет на зрение и психическое состояние обучающихся. Целесообразно предусмотреть частичное затемнение окон, расположенных непосредственно у экрана, а не затемнять аудиторию полностью.

Существует несколько вариантов затемнения окон: вертикальное, горизонтальное (эти способы наиболее часто встречаются в учебных заведениях), зенитное зашторивание и установка жалюзи и межоконных рамах. Применяя схему с экранами на просвет, в классе устанавливают декоративные шторы, предотвращающие доступ прямых солнечных лучей.

В вечернее время частичное затемнение создается светильниками, которые разбиты на две группы и включаются как с пульта, так и выключателями, расположенными при входе в аудиторию. Во время демонстрации группу светильников, расположенных у экрана, выключают. Иногда в классах устанавливают на боковых стенах бра со щитками со стороны экрана.

Управление аппаратурой и вспомогательным оборудованием учитель осуществляет с помощью ассистента или дистанционно. Второй вариант более приемлем: он дает преподавателю свободу и оперативность в пользовании аудиовизуальной техникой.

Разрабатывая пульт дистанционного управления, нужно исходить из следующих требований: дистанционным управлением необходимо охватить всю или, по крайней мере, большинство установленной аппаратуры; управление оборудованием аудитории должно быть связано с минимальным количеством операций; в пульте надо установить устройства, задающие программу выполнения операций по управлению аппаратурой и предотвращающие ее выход из строя. В случае полного затемнения класса предусматривают подсветку пульта и текста.

Очень удобно при оборудовании классов устанавливать однотипные пульты управления во всех комплексах. Приходя в разные классы, преподаватель не должен изучать новый пульт, это оградит его от возможных ошибок во время демонстрации.

Перед работой учащихся на ЭВМ следует ознакомить их с правилами работы в кабинете вычислительной техники, с требованиями безопасности и гигиены труда. Взаимодействие обучаемых с компьютерами влияет на их психофизиологическое состояние. Увеличивается частота сокращений сердечной мышцы (более чем и два раза по сравнению с безмашинным обучением). Постоянная статическая нагрузка при работе с дисплеями, неподвижность рабочей позы приводят к болям в мышцах рук, шеи, плеч и спины нарушениям опорно-двигательного аппарата. Развивается умственное утомление, изменяется мозговое кровообращение. Высокие умственные и психоэмоциональные перегрузки наблюдаются, по данным разных авторов, у 15-70% учащихся, работающих на компьютере, причем у интравертов напряженность больше, по сравнению с экстравертами. У учащихся с замедленным протеканием нервных процессов чаще возникает тревожно-напряженное состояние из-за недостатка отводимого на выполнение работы времени. Следовательно, необходима строгая временная дозировка работы с компьютером: чередование периодов работы с отдыхом, просмотром или прослушиванием блоков психологической разрядки, имеющихся в обучающих программах, а лучше прекращение работы с компьютером на определенное время и выполнение специальных упражнений для снятия утомления и напряжения.

Для физического и психического здоровья детей важны интеллектуальная ценность используемых программ, качество применяемой аппаратуры, рациональность режима работы, стиль преподавания, содержание и формы обучения.

Не всегда учащиеся положительно настроены на работу с компьютером. На начальных этапах возможно появление тревожного чувства, связанного с новизной ситуации, страхом не справиться со сложной и незнакомой техникой или с желанием как можно быстрее освоить ее. Иногда потеря интереса к работе с ЭВМ может быть и связана с преувеличением ожиданий, когда ребенок думает, что машина все за него решит и сделает.

Трудовой кодекс обязывает работодателей обеспечить безопасные условия и охрану труда работников на каждом рабочем месте (ст. 212 ТК РФ). Посмотрим, каковы требования техники безопасности при работе за компьютером и в целом правила работы за компьютером.

Техника безопасности при работе с ПК

Важно, что к работе на персональном компьютере допускаются лишь те работники, которые прошли обучение безопасным методам труда, вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте (п. 1.1 Типовой инструкции по охране труда при работе на персональном компьютере ТОИ Р-45-084-01 ). Объясняется это тем, что при эксплуатации компьютера на человека воздействует электромагнитное излучение, статистическое электричество, он работает в среде с пониженной ионизацией воздуха, долго находится в одном физическом положении. Кроме того, происходит перенапряжение зрительных анализаторов человека (п. 1.2 ТОИ Р-45-084-01 ).

Требования к организации рабочего места при работе за компьютером

Техника безопасности за компьютером вводит определенные требования к организации рабочих мест с компьютерами (пп. 1.4-1.6 ТОИ Р-45-084-01 ). Рабочие места с компьютерами должны размещаться так, чтобы между боковыми поверхностями мониторов было не менее 1,2 м, а расстояние между экраном и тылом двух мониторов было не менее 2,0 м. Монитор надо размещать так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Оконные проемы в помещениях с компьютерами должны быть оборудованы жалюзи, занавесками и прочими средствами защиты от яркого естественного света.

Правила безопасности при работе с компьютером

Инструкция устанавливается требования безопасности перед началом работы (разд. 2 ТОИ Р-45-084-01 ), а также непосредственно правила работы за компьютером (разд. 3 ТОИ Р-45-084-01 ). В частности, работникам запрещено при включенном компьютере прикасаться к задней панели системного блока или переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств.

С целью охраны здоровья работников запрещено непрерывно работать с компьютером более 2-х часов (п. 3.2 ТОИ Р-45-084-01 ). В принципе работникам, работающим за компьютером, положены регламентированные перерывы в течение рабочего дня, которые входят в рабочее время. Подробно мы рассказали об этом .

Иные правила работы за компьютером

Еще один документ, регулирующий требования безопасности при работе с ПК - это СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 , утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 03.06.2003 N 118. Этот документ устанавливает:

  • требования к компьютерам;
  • требования к помещениям для работы на компьютере;
  • требования к микроклимату на рабочих местах с компьютером;
  • требования к уровню шума и вибрации, освещению на рабочих местах с компьютером и т.д.

Выполнение требований указанного СанПиН возложено в том числе на работодателей, осуществляющих эксплуатацию персональных компьютеров (

Требования по электрической безопасности

Персональный компьютер - электроприбор. От прочих электроприборов он отличается тем, что для него предусмотрена возможность длительной эксплуатации без отключения от электрической сети. Кроме обычного режима работы компьютер может находиться в режиме работы с пониженным электропотреблением или в дежурном режиме ожидания запроса. В связи с возможностью продолжительной работы компьютера без отключения от электросети следует уделить особое внимание качеству организации электропитания.

  • 1. Недопустимо использование некачественных и изношенных компонентов в системе электроснабжения, а также их суррогатных заменителей: розеток, удлинителей, переходников, тройников. Недопустимо самостоятельно модифицировать розетки для подключения вилок, соответствующих иным стандартам. Электрические контакты розеток не должны испытывать механических нагрузок, связанных с подключением массивных компонентов (адаптеров, тройников и т.п.).
  • 2. Все питающие кабели и провода должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо.
  • 3. Запрещается производить какие-либо операции, связанные с подключением, отключением или перемещением компонентов компьютерной системы без предварительного отключения питания.
  • 4. Компьютер не следует устанавливать вблизи электронагревательных приборов и систем отопления.
  • 5. Недопустимо размещать на системном блоке, мониторе и периферийных устройствах посторонние предметы: книги, листы бумаги, салфетки, чехлы для защиты от пыли. Это приводит к постоянному или временному перекрытию вентиляционных отверстий.
  • 6. Запрещается внедрять посторонние предметы в эксплуатационные или вентиляционные отверстия компонентов компьютерной системы.

Особенности электропитания монитора. Монитор имеет элементы, способные сохранять высокое напряжение в течение длительного времени после отключения от сети. Вскрытие монитора пользователем недопустимо ни при каких условиях. Это не только опасно для жизни, но и технически бесполезно, так как внутри монитора нет никаких органов, регулировкой или настройкой которых пользователь мог бы улучшить его работу. Вскрытие и обслуживание мониторов может производиться только в специальных мастерских.

Особенности электропитания системного блока

Все компоненты системного блока получают электроэнергию от блока питания. Блок питания ПК - это автономный узел, находящийся в верхней части системного блока. Правила техники безопасности не запрещают вскрывать системный блок, например при установке дополнительных внутренних устройств или их модернизации, но это не относится к блоку питания. Блок питания компьютера - источник повышенной пожаро-опасности, поэтому вскрытию и ремонту он подлежит только в специализированных мастерских.

Блок питания имеет встроенный вентилятор и вентиляционные отверстия. В связи с этим в нем неминуемо накапливается пыль, которая может вызвать короткое замыкание. Рекомендуется периодически (один - два раза в год) с помощью пылесоса удалять пыль из блока питания через вентиляционные отверстия без вскрытия системного блока. Особенно важно производить эту операцию перед каждой транспортировкой или наклоном системного блока.

Система гигиенических требований.

Длительная работа с компьютером может приводить к расстройствам состояния здоровья. Кратковременная работа с компьютером, установленным с грубыми нарушениям гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению. Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным. Параметры монитора оказывают влияние на органы зрения. Оборудование рабочего места влияет на органы опорно-двигательной системы. Характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияет как на общее психофизиологическое состояние организма, так и им органы зрения.

Требования к видеосистеме.

В прошлом монитор рассматривали в основном как источник вредных излучений, воздействующих прежде всего на глаза. Сегодня такой подход считается недостаточным. Кроме вредных электромагнитных излучений (которые на современных мониторах понижены до сравнительно безопасного уровня) должны учитываться параметры качества изображения, а они определяются не только монитором, но и видеоадаптером, то есть всей видеосистемы в целом.

  • 1. Монитор компьютера должен удовлетворять следующим между народным стандартам безопасности:
    • o по уровню электромагнитных излучений - ТСО 95;
    • o по параметрам качества изображения (яркость, контрастность, мерцание, антибликовые свойства и др.) - ТСО 99.

Узнать о соответствии конкретной модели данным стандартам можно в сопроводительной документации. Для работы с мониторами, удовлетворяющими данным стандартам, специальные защитные экраны не требуется.

  • 2. На рабочем месте монитор должен устанавливаться таким образом, чтобы исключить возможность отражения от его экрана в сторону пользователя источников общего освещения помещения.
  • 3. Расстояние от экрана монитора до глаз пользователя должно составлять от 50 до 70 см. Не надо стремиться отодвинуть монитор как можно дальше от глаз, опасаясь вредных излучений (по бытовому опыту общения с телевизором), потому что для глаза важен также угол обзора наиболее характерных объектов. Оптимально, размещение монитора на расстоянии 1,5 D от глаз пользователя, где D - размер экрана монитора, измеренный по диагонали. Сравните эту рекомендацию с величиной 3…5 D, рекомендованной для бытовых телевизоров, и сопоставьте размеры символов на экране монитора (наиболее характерный объект, требующий концентрации внимания) с размерами объектов, характерных для телевидения (изображения людей, сооружений, объектов природы). Завышенное расстояния от глаз до монитора приводит к дополнительному напряжению органов зрения, сказывается на затруднении перехода от работы с монитором к работе с книгой и проявляется в преждевременном развитии дальнозоркости.
  • 4. Важным параметром является частота кадров, которая зависит от свойств монитора, видеоадаптера и программных настроек видеосистемы. Для работы с текстами минимально допустима частота кадров 72 Гц. Для работы с графикой рекомендуется частота кадров от 85 Гц и выше.

Требования к рабочему месту.

В требования к рабочему месту входят требования к рабочему столу, посадочному месту (стулу, креслу), Подставкам для рук и ног. Несмотря на кажущуюся простоту, обеспечить правильное размещение элементов компьютерной системы и правильную посадку пользователя чрезвычайно трудно. Полное решение проблемы требует дополнительных затрат, сопоставимых по величине со стоимостью отдельных узлов компьютерной системы, поэтому и биту и на производстве этими требованиями часто пренебрегают.

Несмотря на то, что школьники проводят в компьютерном классе сравнительно немного времени, обучить их правильной гигиене труда на достойном примере очень важно, чтобы полезные навыки закрепились на всю жизнь. Это не просто требование гигиены, а требование методики.

1. Монитор должен быть установлен прямо перед пользователем и не требовать поворота головы или корпуса тела.

Рисунок 3. Правильное расположение монитора

2. Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз пользователя находился чуть выше центра монитора. На экран монитора следует смотреть сверху вниз, а не наоборот. Даже кратковременная работа с монитором, установленным слишком высоко, приводит к утомлению шейных отделов позвоночника.


Рисунок 4. Правильное расположение монитора

  • 3. Если при правильной установке монитора относительно уровня глаз выясняется, что ноги пользователя не могут свободно покоиться на полу, следует установить подставку для ног, желательно наклонную. Если ноги не имеют надежной опоры, это непременно ведет к нарушению осанки и утомлению позвоночника. Удобно, когда компьютерная мебель (стол и рабочее кресло) имеют средства для регулировки по высоте. В этом случае проще добиться оптимального положения.
  • 4. Клавиатура должна быть расположена на такой высоте, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения, а угол между плечом и предплечьем составлял 100° - 110°. При использовании обычных школьно-письменных столов добиться одновременно правильного " положения и монитора, и клавиатуры практически невозможно. Для работы рекомендуется использовать специальные компьютерные столы, имеющие выдвижные полочки для клавиатуры. Если такой полочки нет и клавиатура располагается на том же столе, что и монитор, использование подставки для ног становится практически неизбежным, особенно когда с компьютером работают дети.

Рисунок 5. Организация рабочего места

  • 5. При длительной работе с клавиатурой возможно утомление сухожилий кистевого сустава. Известно тяжелое профессиональное заболевание - кистевой туннельный синдром, связанное с неправильным положением рук на клавиатуре. Во избежание чрезмерных нагрузок на кисть желательно предоставить рабочее кресло с подлокотниками, уровень высоты которых, замеренный от пола, совпадает с уровнем высоты расположения клавиатуры.
  • 6. При работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть руки или хотя бы запястье должны иметь твердую опору. Если предусмотреть необходимое расположение рабочего стола и кресла затруднительно, рекомендуется применить коврик для мыши, имеющий специальный опорный валик. Нередки случаи, когда в поисках опоры для руки (обычно правой) располагают монитор сбоку от пользователя (соответственно, слева), чтобы он работал вполоборота, опирая локоть или запястье правой руки о стол. Этот прием недопустим. Монитор должен обязательно находиться прямо перед пользователем.