Закон о гражданстве рф 62 фз. Закон о гражданстве рф

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
иное гражданство - гражданство (подданство) иностранного государства;
двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;
иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;
лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;
ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
проживание - проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;
территория Российской Федерации - территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
изменение гражданства - приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;
вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации
1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Статья 5. Граждане Российской Федерации
Гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Двойное гражданство
1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Статья 7. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации
1. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Статья 8. Гражданство Российской Федерации и брак
1. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.
2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.
3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Статья 9. Гражданство детей
1. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.
3. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.
4. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Статья 10. Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации
Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации приобретается:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению
1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.
2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;
б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;
б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;
г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
2. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации
Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Статья 16. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации
Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;
в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);
з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен настоящим Федеральным законом.

Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации
При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации
Гражданство Российской Федерации прекращается:
а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации
1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.
2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.
3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации
Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:
а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации
При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации
Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены
1. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.
2. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.

Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц

Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей
1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.
2. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей
1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.
3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
4. Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.
5. Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)
1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.
3. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.
4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации.

Статья 27. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство
1. Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.
2. Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.
3. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.
4. Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации.

Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
Президент Российской Федерации;
федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;
федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.

Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации решает вопросы:
а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;
б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;
в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона;
г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.
4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.
5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами "б" - "ж" статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13-15 настоящего Федерального закона.

Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;


д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, c частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;
ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;
з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона;

Статья 31. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации:
а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, c частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;
ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;
з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Федерального закона;
и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации

Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:
а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел;
б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
2. Заявление подается заявителем лично.
3. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.
4. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями.

Статья 33. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.
2. В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью. За пределами Российской Федерации такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.
3. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях дается в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариальными записями. Подлинность подписей лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.
4. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 34. Взимание государственной пошлины и консульских сборов
1. При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина, а за пределами Российской Федерации - консульский сбор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. В случае отклонения заявления по вопросам гражданства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьями 16 и 20 настоящего Федерального закона, государственная пошлина и консульский сбор заявителю не возвращаются.

Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.
2. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
3. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются:
федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами;
федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.
4. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.
2. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения срока, установленного частью первой настоящей статьи.

Статья 37. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации
1. Гражданство Российской Федерации приобретается:
в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона - со дня рождения ребенка;
в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона - со дня усыновления (удочерения) ребенка;
в остальных случаях - со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.
2. Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Статья 38. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.
2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации и информируют об этом Президента Российской Федерации в сроки, установленные положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Глава VIII. Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, и действий их должностных лиц. Разрешение споров по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации
Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации
Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Статья 41. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособного лица
Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Глава IX. Заключительные положения

Статья 42. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации
Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 43. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона, и принятие решений по указанным заявлениям осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
2. В случае, если Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" был установлен более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, рассмотрение заявлений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном указанным Законом Российской Федерации.

Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 года "О порядке приема в гражданство РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 26, ст. 903);
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 года "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета РСФСР вопросов, связанных с приемом в гражданство РСФСР";
Закон РСФСР от 8 июля 1981 года "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета РСФСР "О порядке приема в гражданство РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 982);
Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 243), за исключением пунктов "а"- "в" статьи 18, части третьей статьи 19, статей 20 и 41, предусматривающих более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона;
пункты 2-4, 7-18 Закона Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 29, ст. 1112);
Федеральный закон от 6 февраля 1995 года N 13-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 7, ст. 496);
статью 11 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2670).
2. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

1. Отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

А) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

Б) участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;

В) участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

Г) имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавались Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо в связи с принятием в отношении лица решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию);

Д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

Е) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

Ж) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

З) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

И) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

2. Заявления о признании гражданами Российской Федерации отклоняются по основаниям, предусмотренным пунктами "а" , "б" и "в" части первой настоящей статьи.


Судебная практика по статье 16 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ

    Постановление от 9 сентября 2019 г. по делу № 5-1704/2018

    Верховный Суд Российской Федерации - Административное правонарушение

    Уведомлен 12 февраля 2018 года. Кроме того, вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации названному лицу не согласован на основании пункта «а» части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (л.д. 8). Следовательно, назначение Аль-Тбахи Висам Мохамед Фархат дополнительного наказания в виде...

    Приговор № 1-3-19/2019 от 28 августа 2019 г. по делу № 1-3-19/2019

    Козельский районный суд (Калужская область) - Уголовное

    Пункта ОеМВД России по Перемышльскому району. Согласно п.1.4, 3.1, 3.2, 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 3.12, 3. 16 , 4.1, 4.2, 4.4 должностного регламента начальника миграционного пункта ОеМВД России по Перемышльскому району майора юстиции Аканиной А.П., с которым она ознакомлена ДД.ММ....

    Решение № 2А-636/2019 2А-636/2019~М-647/2019 М-647/2019 от 5 августа 2019 г. по делу № 2А-636/2019

    1 ст.9 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч.1 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»). Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, ...

    Решение № 2А-634/2019 2А-634/2019~М-645/2019 М-645/2019 от 2 августа 2019 г. по делу № 2А-634/2019

    Кимовский городской суд (Тульская область) - Гражданские и административные

    Дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст. 16 настоящего Федерального закона. Кроме того, суд учитывает, что в силу п.п. 1, 3 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда...

    Постановление № 5-98/2019 от 30 июля 2019 г. по делу № 5-98/2019

    Калачевский районный суд (Волгоградская область) - Административные правонарушения

    Федерации" лица, указанные в ч. 1 ст. 41.1 настоящего Федерального закона, принимаются в гражданство Российской Федерации только при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных ст. 16 настоящего Федерального закона. Одним из таких оснований является наличие ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы Российской...

    Решение № 2А-4003/2019 2А-4003/2019~М-2592/2019 М-2592/2019 от 30 июля 2019 г. по делу № 2А-4003/2019

    Центральный районный суд г. Калининграда (Калининградская область) - Гражданские и административные

    По Центральному району г. Калининграда ему и его несовершеннолетней дочери было отказано в приеме в гражданство Российской Федерации на основании п. «д» ч. 1 ст. 16 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Полагает указанное решение об отказе в приеме в гражданство является незаконным, так как оно не отвечает требованиям закона, нарушает права и законные...

    Решение № 2А-605/2019 2А-605/2019~М-617/2019 М-617/2019 от 19 июля 2019 г. по делу № 2А-605/2019

    Кимовский городской суд (Тульская область) - Гражданские и административные

    Проживание, а также гражданства Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.7, п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона №114-ФЗ, ч.1 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»). Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета...

Понятие «гражданство» обозначает состояние лица в числе граждан государства и определяет таким образом его правовое положение.

Приоритетным и основным вариантом обретения российского гражданства является получение по рождению: лица, появившиеся на свет на территории Российской Федерации, по закону автоматически становятся ее гражданами.

Однако следует вспомнить историю региона. Во времена существования Советского союза множество граждан покинуло территорию нынешней России, уезжая работать в другие союзные республики, нередко оставались там на многие годы, обзаведясь семьей и детьми. Распад СССР застал многих врасплох: в один момент они стали гражданами отделившихся государств, провозгласивших свою независимость, и оказались отрезанными от Родины.

Этот аспект со временем был учтен ныне действующим Федеральным законом N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который принимает во внимание все возможные обстоятельства и предоставляет множество путей решения вопроса обретения (восстановления) российского гражданства.

Общие сведения о законе

Федеральный закон N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» был принят в 2002 году. Документ структурно представлен девятью главами, содержащими 45 статей. Согласно статье 1 62-ФЗ, закон регламентирует основные принципы и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определяя основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства России.

Основные моменты, содержащиеся в законе 62-ФЗ:

  • Общие положения: предмет регулирования, основные понятия, принципы и правила, двойное гражданство, гражданство РФ и брак, гражданство детей, удостоверяющие документы;
  • Приобретение: основания, присяга, вступление по рождению, в общем и упрощенном порядке, восстановление в гражданстве, причины отклонения заявлений;
  • Прекращение: основания для удовлетворения, выход, основания для отказа;
  • Гражданство детей и недееспособных лиц;
  • Полномочные органы (Президент, Федеральная Миграционная Служба, дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом);
  • Производство: Порядок подачи и оформления заявлений, признание лица носителем русского языка, взимание госпошлины и сборов, рассмотрение повторных заявок;
  • Обжалование решений полномочных органов и действий должностных лиц;
  • Урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся в России (лица, являвшиеся на 1991 год гражданами СССР и их совершеннолетние дети без гражданства);
  • Заключительные положения закона.

Последние изменения закон претерпел в текущем году с выходом в свет Федерального закона N 243-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве РФ» и статьи 8 и 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»».

О конституционном суде в Российской Федерации читайте подробнее в статье

Новые поправки

Внесение последних изменений в закон 62-ФЗ датируется 29 июля 2017 года. Поправки включили в себя как нововведения (в первую очередь речь идет о Присяге), так и изложение статей, пунктов и абзацев закона в новой редакции. Рассмотрим подробнее.

Статья 11.1. Присяга лица, приобретающего гражданство РФ . С настоящего года лица, заявления на вступление в гражданство которых были одобрены, обязаны принести Присягу гражданина РФ.

Обязательство распространяется на лиц в следующих случаях:

  • прием, восстановление гражданства;
  • иные основания, предусмотренные 62-ФЗ или международными договорами.

От принесения по закону освобождаются несовершеннолетние и ограниченные в дееспособности лица, а также те, кто в силу ограничений здоровья не может этого сделать (прочитать, произнести Присягу и поставить подпись).

Порядок принесения Присяги установлен Президентом России. Указ Президента от 14.11.2017 «О порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации» и соответствующее Положение с образцом бланка .

Пункт «в» части 2.1 статьи 14 был изложен в новой редакции. Иностранцы и апатриды, законно проживающие в России на постоянной основе и признанные носителями языка, вправе подавать заявления в упрощенном порядке если:

  • Обязуются соблюдать Конституцию и другие законы РФ;
  • Имеют законный источник заработка (дохода);
  • Отказались от гражданства другой страны. В последний пункт было внесено дополнение, относящееся к украинским гражданам: для отказа им достаточно написать соответствующее заявление и направить его в полномочный орган Украины. Подтверждением будет служить заверенная у нотариуса копия заявления.

Статья 22 Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ, была значительно расширена. Прежде закон предусматривал единственное основание для отмены принятого решения: установление использования лицом подложных документов и указание заведомо ложных сведений. Теперь же статья содержит 3 пункта. Основания для отказа в новой редакции закона:

  • Использование заведомо ложных сведений и подложных документов (устанавливается в судебном порядке);
  • Отказ от принятия Присяги гражданина России;
  • Если целью лица при подаче заявления являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу конституционным основам РФ;
  • Признание лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3 — 205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1 — 282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ, либо статьями 277 — 279 и 360, если их совершение сопряжено с террористической деятельностью.

Если документы на получение гражданства подавались супругами одновременно, при этом документы одного из них были признаны подложными, отмена положительного решения может быть проведена только в части, касающейся указанного лица. По закону, супруг и дети в этой ситуации гражданства не лишатся.

Абзац четвертый части первой статьи 37 также был изложен в новой редакции. Теперь датой приобретения гражданства является не дата принятия решения по заявлению, а дата принесения Присяги.

Статья 38 была дополнена частью 1.1. Копии вступившего в законную силу приговора суда об осуждении лица за совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных во второй части статьи 22 (были указаны выше), в течение пяти дней после вступления в силу должны быть направлены судом в полномочные органы РФ.

Рассмотрим несколько статей, имеющих существенное значение в рамках закона, хотя поправки в них и не были внесены:

  • Согласно статье 10 62-ФЗ документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, определенный настоящим законом;
  • В части второй статьи 9 62-ФЗ указано, что для приобретения или потери гражданства России несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, необходимо его согласие;
  • Часть первая статьи 16 ФЗ № 62 (в редакции от 2014 года) гласит, что к основаниям для отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство, о приеме и о восстановлении, относятся:
    • Выступление лиц за насильственное изменение основ конституционного строя России;
    • Участие в международных, межнациональных и иных вооруженных конфликтах, экстремизм и терроризм;
    • Наличие ограничения на въезд в Россию в связи с административным выдворением или депортацией;
    • Использование подложных документов и ложных сведений;
    • Состояние на военной службе, на службе в правоохранительных органах и органах безопасности другой страны (если иное не предусмотрено международным договором);
    • Наличие неснятой или непогашенной судимости, преследование в уголовном порядке. Также отказ ждет осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы (до истечения срока наказания).

Скачать действующую редакцию 62 ФЗ

В последние годы в данной сфере и в частности в настоящем законе произошло множество изменений: были введены квоты, программы переселения для соотечественников, появилось понятие «носитель русского языка» и разработаны соответствующие экзамены, а также многое другое.

Чтобы разобраться во всех интересующих нюансах, скачайте в последней редакции.

Основные моменты, связанные с процедурой получения российского гражданства, отражены в Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Ускоренная (или упрощенная) схема приобретения гражданства РФ утверждена в статье 14 вышеуказанного закона. В целом требования практически не изменились, но с 01.09.2017 года появилось дополнительное требование, касающееся закона о гражданстве РФ для носителей русского языка.

Иностранные лица, законно проживающие в России, являющиеся носителями русского языка и отказавшиеся от "коренного" гражданства, имеют право на заявление о приеме российского гражданства в ускоренном порядке. Однако, гражданин Украины обязан уведомить о своем отказе посольство Украины, направив нотариально заверенную копию заявления с текстом отказа.

Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.

К лицам, которым разрешено получить гражданство в упрощенном порядке, относят:

  • свободно русскоговорящих;
  • имеющих родственников, проживающих в России или странах, входивших в СССР;
  • владельцев предпринимательского бизнеса на территории российской Федерации с уставным капиталом не меньше 10 000 000 рублей свыше 3 календарных лет;
  • спонсоров, вложивших денежные средства в уставные капиталы организаций, зарегистрированных на российской территории (вложение не менее 10%);
  • выпускников российских университетов, сотрудников отечественных предприятий, проработавших в России более 3 календарных лет.

Новый закон о гражданстве РФ для русскоязычных иностранцев сегодня практически не претерпел изменений в сравнении с 2016 годом.

Свернуть

ФЗ 62 о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 года с последними изменениями 2020 года2

Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" был пересмотрен и утвержден ряд изменений:

1 После положительного решения о дозволении принять гражданство РФ, лица обязаны принести Присягу гражданина Российской Федерации. Освобождаются от данной обязанности только:

  • младше 18 лет;
  • недееспособные;
  • люди с отсутствием возможности прочитать текст вслух и подписать его;
  • лица, освобожденные по решению Президента.

Лицо, приобретающее гражданство Российской Федерации по одному из оснований, предусмотренных пунктами "б" - "г" статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением лиц, указанных в части второй настоящей статьи), обязано принести Присягу гражданина Российской Федерации (далее - Присяга):
"Я (фамилия, имя, отчество), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь: соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации; быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.

2 Гражданин Украины обязан уведомить о своем отказе посольство Украины, направив нотариально заверенную копию заявления с текстом отказа (подпункт "в" пункта 2.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ).

3 Решение об отмене выдачи гражданства РФ может быть принято:

  • из-за отказа физического лица в даче Присяги;
  • предоставлении ложных сведений.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги.

4 Гражданство России считается принятым со дня произнесения Присяги.

Гражданство Российской Федерации приобретается со дня принесения лицом Присяги в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и указами Президента Российской Федерации.

Свернуть

ФЗ 109 о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ3

Миграция населения жестко контролируется любым государством. Учет иностранных граждан, прибывших в Россию и не имеющих гражданства РФ, регулируется Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Права мигрантов указаны в статье 6 данного закона. Схема миграционного учета, а также правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 года N 9.

Причиной постановки мигранта на учет становятся:

  • посещение иностранным лицом территории России;
  • рождение в России без права "автоматического" получения гражданства данной страны;
  • утрата гражданства Российской Федерации.

Вышеуказанный документ на протяжении долгого времени остается без видимых изменений (с 2015 года).

Свернуть

Указ Президента РФ N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации"4

Порядок рассмотрения вопросов, относящихся к процедуре получения гражданства РФ утвержден Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (далее - Указ). Последние изменения были внесены 03.09.2017.

Указ был пересмотрен, в связи с чем утвержден ряд изменений:

1 В соответствии с пунктом 10 Указа вместе с подачей заявления на получение гражданства РФ необходимо предоставить некоторое количество документов. Новым для иностранных лиц становится возможность предъявления справки территориального органа ПФР о назначении пенсии, как варианта подтверждения дохода.

Форма заявления размещена в приложении 1 к положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Включает в себя сведения о заявителе и информацию о выездах за пределы РФ.

В Приложении № 3 к Указу утверждена форма заявления о принятии в гражданство РФ ребенка. Включает в себя сведения о заявителе, о ребенке и о втором родителе.

При приеме в гражданство Российской Федерации на основании части первой статьи 13 Федерального закона 62 вместе с заявлением (приложение N 1) представляются: один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности).

2 Вместе с заявлением о получении гражданства иностранный житель имеет право подать не оригинал паспорта, а его нотариально заверенную копию.

Паспорт гражданина Российской Федерации родителя, проживающего на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства либо копию данного паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, засвидетельствованную в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

3 Расширился список лиц, имеющих право на получение гражданства, и введены требования о предоставлении соответствующего пакета документов. Данные моменты подробно освещены в абзацах 5-10 подпункта "г" пункта 14 Указа. Среди такого списка лиц появились:

  • люди, имеющие ребенка с гражданством РФ, но потерявшего по разным причинам второго родителя;
  • люди, получившие высшее образование после 01.07.2002 и отработавшие на российском предприятии не менее 3 лет;
  • владельцы предпринимательского бизнеса на территории российской Федерации с уставным капиталом не меньше 10 000 000 рублей свыше 3 календарных лет;
  • спонсоры, вложившие денежные средства в уставные капиталы организаций, зарегистрированных на российской территории (вложение не менее 10 %).

4 Пунктом 24 Указа утверждено, что при выходе из гражданства РФ житель страны обязан представить вместе с заявлением военный билет с отметкой. Ранее такой документ не требовался.

При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части первой статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на территории Российской Федерации, вместе с заявлением (приложение N 4) представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, военный билет (для граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, проживающих на территории Российской Федерации) с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву (для прошедших военную службу по призыву или альтернативную гражданскую службу) либо с отметкой "не годен к военной службе" или "ограниченно годен к военной службе" (для признанных негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья), а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов.

Если у вас возник ряд вопросов по процедуре принятия гражданства Российской Федерации, о заполнении заявлений и сбору пакета документов, вы можете обратиться к специалистам российских дипломатических и консульских учреждений на месте в стране пребывания или по контактным номерам телефонов, а также в территориальное отделение МВД РФ.

Правовые отношения государства и его жителей регулируются федеральным законодательством, прежде всего Конституцией страны и Законом «О гражданстве». Последний был принят 31.05.2002. Чтобы его положения оставались актуальными, в нормативный акт регулярно вносятся поправки. Новый закон о гражданстве РФ 2019 с изменениями и дополнениями содержит актуальную информацию, и решение юридических вопросов относительно правовой связи со страной должно осуществляться на основании именно этой версии.

Законом правовой статус лиц, имеющих принадлежность к другим государствам, не регламентируется. Это делают другие законы: №114 («О порядке…» от 15.08.1996) и №115 («О правовом положении…»от 25.07.2002). Находясь на территории страны, иностранцы должны соблюдать ее законодательство. При этом права и обязанности, которые накладывает гражданская принадлежность, на них не распространяются.

Если срок их непрерывного пребывания в России превышает длительность действия визы (для безвизовых стран – 90 дней), потребуется оформить разрешение на временное проживание, а впоследствии – вид на жительство. Однако в последней редакции 2019 г. закона о гражданстве Российской Федерации содержатся положения, регламентирующие возможность получения иностранцами российского паспорта. В этом случае претендентам на статус потребуется соблюдать определенные правила, чтобы конечное решение было вынесено в их пользу.

Общий порядок получения гражданства



Вступление человека в правовую связь с государством означает предоставление ему всех прав и привилегий (на медицинское обслуживание, на пенсии и пособия и т. п.) Поэтому, прежде чем принять такое решение, требуется убедиться в добропорядочности претендента и его лояльности по отношению к новой родине. Текущая процедура выдачи российского паспорта требует:

  • оформления ВНЖ и проживания в РФ не менее 5 лет;
  • легального трудоустройства;
  • отказа от предыдущего гражданства;
  • хорошее знание государственного языка;
  • уплату госпошлины.

Общая продолжительность процедуры составляет около 6 лет. После пятилетнего легального проживания мигрант получает возможность подать документы на гражданство. Еще год займет изучение документов и принятие решения полномочным органом.

Изменения экономической и политической ситуации приводят к внесению поправок в законодательство о гражданстве. Основанием для изменений может стать постановление Правительства по вопросу получения гражданства или . Нововведения могут касаться как самой процедуры, так и списка лиц, которые могут претендовать на получение российского паспорта на льготных условиях.

Прием в гражданство по упрощенной схеме


Среди желающих получить российское гражданство есть лица, которым государство готово пойти навстречу и упростить процедуру. Их перечень содержится в ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ». Туда входят:

  • люди, чьи супруги или близкие родственники – граждане России;
  • родившиеся в РСФСР либо в СССР и после распада Союза не получившие иного гражданства;
  • обучавшиеся в РФ;
  • предприниматели и инвесторы, ведущие бизнес в России;
  • лица, не менее 3 лет работающие по специальностям, включенным в отдельный перечень.

Упрощение состоит, прежде всего, в уменьшении непрерывного пребывания на территории страны. В некоторых случаях сокращается список необходимых документов. Заметно ускоряет процедуру новый закон о получении гражданства в России за 3 месяца. Воспользоваться им могут люди, чьи предки проживали на территории, ныне принадлежащей РФ. Кроме этого, с соискателем будет проведено собеседование, во время которого он должен подтвердить хорошее владение государственным языком. При этом претендент избавлен от необходимости проживать в России 5 лет.

Читайте также:

Упрощенная система получения гражданства РФ

Обучавшимся в России

Чтобы стимулировать приток квалифицированных кадров в страну, на основании Указа Президента РФ были дополнены положения о вступлении в гражданство. , которым диплом российских вузов выдан после 1.07.2002, происходит по упрощенной процедуре. В частности, кандидатам не потребуется доказывать знание русского языка.

Для предпринимателей

Поправки в закон о гражданстве РФ 2019 г. коснулись и бизнесменов. Под упрощенные порядок подпадают предприниматели, в течение 3 лет ведущие дела в России. При этом они должны уплатить в казну налоги в сумме 1 млн руб. за указанный период. Сюда не включаются налоги на транспорт, недвижимость и имущество физических лиц.

Инвестирование в экономику страны

Развитие законодательства о гражданстве в РФ коснулось и инвесторов. Для этого им необходимо отвечать следующим требованиям:

При соблюдении этих условий инвесторы также получат российский паспорт по упрощенной схеме.

Работа по трудовому патенту

Наличие официального места работы является одним из обязательных условий для предоставления гражданства трудоспособному лицу. Тем не менее, среди них есть профессии, представляющие особый интерес для государства. Если человек обладает соответствующей квалификацией и проработал не менее 3 лет, ему дадут возможность получить паспорт по упрощенной процедуре. Этот список составлен . В него входят: акушерка, педиатр, газосварщик, фрезеровщик и др., всего 74 профессии.

Для несовершеннолетних

Отдельная процедура присвоения гражданства предусмотрена для этой категории лиц. Это связано с тем, что решение за детей обычно принимают законные представители (родители или опекуны). Если один из них является иностранцем и между ними возникли разногласия относительно этого вопроса, статья 41 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предписывает решать его в судебном порядке. При этом, начиная с 14 лет, требуется согласие самого ребенка.

Независимо от возраста, не потребуется подтверждение доходов, соблюдение сроков проживания и отказ от предыдущего гражданства. Понадобится свидетельство о рождении и фотографии для детей старше 6 лет. Если ребенок живет в России, нужно доказать этот факт. При оформлении гражданства несовершеннолетнему, находящемуся в другой стране, потребуется подтвердить личность и гражданскую принадлежность родителей. Если один из них – иностранный подданный, он должен дать письменное согласие на процедуру.


Когда российский паспорт захочет вернуть человек, ранее добровольно отказавшийся от него, потребуется пройти ту же процедуру, что и для остальных мигрантов, но в упрощенном порядке. Однако если лицо писало заявление о выходе из РФ, но не получило ответа либо решение было отрицательным, оно по-прежнему считается гражданином РФ. В этом случае потребуется лишь подать прошение об определении гражданства, после чего будет выдан российский паспорт.

И только когда процедура была оформлена надлежащим образом и издан указ о выходе из гражданства РФ, претенденту потребуется пройти процедуру восстановления наравне с другими претендентами. Кроме общего пакета документов, им потребуется предъявить справку о выходе из гражданства России.

Изменение полномочий сотрудников ГУВМ МВД

До 2019 года вопросами гражданства, а также правовым статусом иностранцев и апатридов занималась миграционная служба. Однако Президент своим указом внес изменения в положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. В соответствии с ним, все эти вопросы и полномочия службы перешли в ведение Главного управления по делам миграции (ГУВМ) МВД.

Вывод

Вступление в ряды граждан РФ не сопряжено с какими-то серьезными трудностями. Государство заинтересовано в увеличении числа своих жителей, особенно трудоспособного возраста, поэтому достаточно лояльно относится к мигрантам, решившим сменить свой статус. Также есть список лиц, которым выдадут паспорт на упрощенных условиях.