Аттракцион невиданной щедрости. Минимальный размер оплаты труда (мрот) Повышение мин оплаты труда в году

Согласно проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", который был одобрен Государственной Думой РФ 17 мая 2016 года и подписан президентом 02 июня 2016 года , с 1 июля 2016 года новая величина МРОТ составляет 7500 рублей 00 копеек , т.е. минимальная зарплата для граждан России повышена на 1296 рублей по сравнению с предыдущим значением .

С 1 января 2017 года величина МРОТ остается на том же уровне. На сегодняшний день (до 01.07.2017 года) она составляет 7500 рублей.

Размеры минимальной заработной платы по регионам

С изменениями и дополнениями от 01.01.2017

Регион Российской Федерации Размер МРОТ в 2016 - 2017 годах
Центральный федеральный округ
Белгородская область 8694
Брянская область 6500
Владимирская область
7000 (для организаций внебюджетной сферы)
Воронежская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
8787 (для организаций внебюджетной сферы)
Ивановская область 8645
Калужская область
Костромская область
Курская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Липецкая область
Московская область 12500
Орловская область 9778
Рязанская область 6350 (для организаций бюджетной сферы)
Смоленская область 6200
Тамбовская область 6240 (для организаций бюджетной сферы)
7500 (для организаций внебюджетной сферы)
Тверская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7280 (для организаций внебюджетной сферы)
Тульская область 11000 (с 01.08.2016) (для организаций бюджетной сферы)
13000 (с 01.08.2016) (для организаций внебюджетной сферы)
Ярославская область 6000 (для организаций бюджетной сферы)
8021 (для организаций внебюджетной сферы)
г. Москва 17300
Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия 7213 (для организаций бюджетной сферы северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша)
5796 (для организаций бюджетной сферы остальных районов)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Коми 6500
Архангельская область 7500
Вологодская область 7500
Калининградская область 10000
Ленинградская область 7800
Мурманская область 13650
Новгородская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Псковская область 7500
г.Санкт-Петербург 11700
Ненецкий авт.округ 6204
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 7500
Республика Калмыкия 7500
Краснодарский край 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Астраханская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7350 (для организаций внебюджетной сферы)
Волгоградская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
не ниже 1,2 прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Ростовская область 7500
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 7500
Республика Ингушетия 7500
Кабардино-Балкарская Республика 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Карачаево-Черкесская Республика 7500
Республика Северная Осетия - Алания 7500
Чеченская Республика 8252
Ставропольский край 8588
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8900 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Марий Эл 9251
Республика Мордовия 7500
Республика Татарстан 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7309 (для организаций внебюджетной сферы)
Удмуртская Республика 7500
Чувашская Республика 7500 (для организаций бюджетной сферы)
6988 (для организаций внебюджетной сферы)
Пермский край на уровне прожиточного минимума
Кировская область 7500
Нижегородская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
9000 (для организаций внебюджетной сферы)
Оренбургская область 7500
Пензенская область 7500
Самарская область 7500
Саратовская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7900 (для организаций внебюджетной сферы)
Ульяновская область 6500 (для организаций бюджетной сферы)
10000 (для организаций внебюджетной сферы)
Уральский федеральный округ
Курганская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7620 (для организаций внебюджетной сферы)
Свердловская область 8862
Тюменская область 7700 (для организаций бюджетной сферы)
9300 (для организаций внебюджетной сферы)
Челябинская область 6100(для организаций бюджетной сферы)
8300 (для организаций внебюджетной сферы)
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра МРОТ с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате
Ямало-Ненецкий авт.округ 12431
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8751 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Бурятия 7500
Республика Тыва 7500 (для организаций бюджетной сферы)
не ниже 6300 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Хакасия 7500
Алтайский край 7500 (для организаций бюджетной сферы)
9400 (для организаций внебюджетной сферы)
Забайкальский край 6044 (для организаций бюджетной сферы)
8095 (для организаций внебюджетной сферы)
Красноярский край 6204 (для организаций бюджетной сферы)
9544 (для организаций внебюджетной сферы)
Районы Крайнего Севера Красноярского края 16130 (г.Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район)
14269 (Северо-Енисейский район)
19009 (Эвенкийский муниципальный район)
15313 (Туруханский район)
15200 (г.Енисейск)
Иркутская область 7774 (для организаций бюджетной сферы)
9717 (для организаций внебюджетной сферы)
Кемеровская область 13617
Новосибирская область 9030 (для организаций бюджетной сферы)
9390 (для организаций внебюджетной сферы)
Омская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7135 (для организаций внебюджетной сферы)
Томская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8581 (для организаций внебюджетной сферы)
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) 15390
Камчатский край 16910-19510
Приморский край 7500
Хабаровский край 11414-15510
Амурская область 7500
Магаданская область 18750 (для организаций бюджетной сферы)
20250 (для организаций внебюджетной сферы)
Сахалинская область 16838
Еврейская авт.область 7500
Чукотский авт.округ 6204
Крым
Республика Крым 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7042 (для организаций внебюджетной сферы)
г. Севастополь 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7343 (для организаций внебюджетной сферы)

Минимальный размер оплаты труда, кратко именуемый МРОТ, используется в первую очередь в зарплатных правоотношениях. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ МРОТ увеличен до 7500 руб. Причем под это новое значение работодателям надлежит подстроиться уже к 1 июля 2016 г.

Частью 1 ст. 133 Трудового кодекса (далее - ТК) определено, что минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Однако соответствующий закон по сей день еще не принят.

Надо сказать, что вопрос о доведении МРОТ до прожиточного минимума обсуждался достаточно давно. Регулярно проводятся тематические совещания в Минтруде, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заседания круглого стола и т.п. Тем не менее "движение" в этом направлении идет достаточно медленно. И на то есть причины.

Так, с начала 2016 г. минимальный размер оплаты труда Законом от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ был установлен в размере 6204 руб. Стоит напомнить, что в 2015 г. этот показатель был равен 5965 руб. (Закон от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ). То есть значение МРОТ было проиндексировано даже ниже официального уровня инфляции (6,4 процента, ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ) - всего-то на четыре с небольшим процента. При этом соотношение данного "зарплатного" минимума с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составляет чуть более чем 50 процентов.

Такая осторожность объясняется просто. Законотворцы в свете сложной экономической обстановки в стране искали своего рода баланс - нужно было создать условия, которые бы не "портили" ситуацию в экономике и на рынке труда, а заодно сохранилась бы предпринимательская активность в реальном секторе экономики. Ведь одним махом увеличив нагрузку на фонд оплаты труда, можно остаться у разбитого корыта - компании могут просто свернуть свой бизнес, а это обернется ростом безработицы и потерями для бюджета - налоговые платежи резко сократятся.

Однако, видимо, парламентарии решили, что ситуация в экономике начинает налаживаться. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ размер МРОТ с 1 июля 2016 г. увеличен до 7500 руб. Таким образом, МРОТ увеличивается еще на 20,9 процента. Соответственно, работодателям посреди лета 2016 г. необходимо проверить, соответствует ли выплачиваемая ими своим работникам данному минимуму. Однако обо всем по порядку.

Такие разные МРОТы

Начнем с того, что согласно ст. 133 ТК месячная , полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В то же время ст. 133.1 ТК предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть также установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В любом случае региональный МРОТ никак не может быть ниже федерального минимума. И если в регионе установлен свой МРОТ, зарплата за полностью отработанный месяц не может быть ниже этого регионального МРОТ. Исключением является только один единственный случай - работодатель отказался присоединиться к соглашению по региональному МРОТ (ч. 3 ст. 133 и ч. 9 ст. 133.1 ТК).

Итак, в свете новых обстоятельств работодателям до 1 июля 2016 г. необходимо сверить зарплаты своих сотрудников с новым МРОТ. Причем если региональный МРОТ ниже нового федерального размера "зарплатного" минимума, то ориентироваться нужно именно на него. Ведь в силу положений ст. 133.1 ТК, как уже было сказано, региональный МРОТ не может быть ниже федерального.

"Предмет" индексации

В первую очередь необходимо выяснить, в каких случаях возникает необходимость "доиндексировать" зарплату сотрудников до МРОТ. Здесь есть определенные нюансы. Дело в том, что между окладом, установленным сотруднику, и его зарплатой может быть большая разница. Дело в том, что согласно ст. 129 ТК в состав зарплаты включаются:

  • вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад);
  • компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера за работу во вредных условиях, в районах Крайнего Севера и т.п.);
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные подобные выплаты).

Как видим, само по себе то обстоятельство, что оклад работника за полностью отработанный месяц может быть и ниже МРОТ - "недостаток" вполне можно восполнить за счет премий или компенсаций. Данный вывод находит подтверждение в Определениях Верховного Суда (см. Определения от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2, от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1, от 8 апреля 2011 г. N 3-В11-4). "Высшие" судьи констатируют, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом МРОТ.

Обратите внимание! Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент и процентная надбавка) не включаются в минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Не нужно сравнивать с МРОТ и доплату, например, за сверхурочные. Ведь в этом случае эта доплата производится за работу сверх месячной трудовой нормы.

Об ответственности

Разумеется, любое требование законодательства исполняется куда более "охотно" за счет введения ответственности за его нарушение. Поэтому имеет смысл вспомнить, какие санкции предусмотрены за нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таковая предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Итак, за подобного рода нарушения должностные лица организации, равно как и работодатели - ИП, могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 5000 руб. Санкции для юрлиц-нарушителей еще более существенные - от 30 000 до 50 000 руб.

Также необходимо отметить, что ч. 4 ст. 5.27 КоАП предусмотрена ответственность за повторное нарушение аналогичного правонарушения. В этом случае с должностных лиц и ИП взыскивается штраф в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб., а с юрлиц - от 50 000 руб. до 70 000 руб. В качестве альтернативы штрафу данной нормой для должностных лиц предусмотрено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Дотягиваем до минимума

В связи с тем что Законом N 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне увеличен до 7500 руб., вновь становится актуальным вопрос, как "подстроиться" под новый МРОТ.

Если исходить из состава зарплаты, который определен ст. 129 ТК, то вариантов может быть три:

1) повысить оклад работникам, "дотянув" его до нового МРОТ .

С этой целью придется утвердить новую "штатку", издать приказ о повышении окладов и заключить с сотрудниками, которых это повышение коснулось, допсоглашение к трудовому договору;

2) увеличить размер премиальных .

Надо сказать, что это вариант, мягко говоря, не очень подходит к нашему случаю. Ведь премии выплачиваются за достижение определенных производственных результатов. Повышение МРОТ на федеральном или региональном уровне явно к таковым не относится. Плюс ко всему, если, к примеру, сотрудник не справился со своими служебными обязанностями, не выполнил план, регулярно опаздывал и т.п., то премии его, как правило, лишают. А стало быть, придется вернуться к тому, с чего, собственно, начали - как довести его зарплату до "зарплатного" минимума.

Пример. Оклад Иванова И.И. составляет 6000 руб. Также трудовым договором предусмотрена выплата ему ежемесячной премии за достижение определенных результатов в размере 50 процентов от оклада.
Предположим, что Иванов И.И. полностью отработал июль 2016 г. и выполнил план. Поэтому он получил как оклад, так и премию, что в совокупности составило 9000 руб. То есть зарплата Иванова за июль 2016 г. превышает федеральный МРОТ, установленный с 1 июля 2016 г. в размере 7500 руб.
Допустим, что в августе Иванов И.И. не выполнил план и лишился премии. В этом случае он получит за полностью отработанный месяц "голый" оклад - 6000 руб., что меньше МРОТ. Соответственно, при отсутствии доплаты компания может быть привлечена к ответственности за нарушение норм трудового законодательства;

3) увеличить сумму компенсационных выплат .

На самом деле проще всего в положении об оплате труда закрепить, что в случае, если зарплата работника за полностью отработанный месяц окажется меньше федерального МРОТ или регионального, если таковой выше федерального, то сотруднику производится доплата до указанного минимума. Этот вариант хорош тем, что доплата тогда производится автоматически, без лишней бумажной "бюрократии" (не нужно вносить изменения в трудовые договоры (заключать допсоглашения к трудовым договорам) и издавать приказы).

Также необходимо помнить, что ст. 236 ТК предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику. Представляется, что данная норма в полной мере относится к случаям, когда сотруднику несвоевременно произведена доплата к его зарплате, с тем чтобы ее размер соответствовал МРОТ.

Минимальная зарплата - это минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который утверждается Правительством РФ ежегодно на основании Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". МРОТ рассчитывается за полностью отработанную месячную норму рабочего времени, при полном выполнении работником трудовых норм (трудовых обязанностей). Согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Ежегодно в закон о минимальной заработной плате , закон: "О минимальном размере оплаты труда" вносятся поправки, которые утверждает Государственная Дума и Совет Федерации, после чего, документ подписывает Президент Российской федерации. Как правило, изменение в законе о минимальной зарплате происходит один раз в году, однако в 2016 году данный показатель изменили дважды: С 1 января 2016 года МРОТ составил 6 тысяч 204 рубля С 1 июля 2016 года МРОТ составил 7 тысяч 500 рублей.

Динамика изменения минимальной зарплаты с 2000-2017 г. в России.

Срок, с которого был введен минимальный размер оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда 2000 - 2017 г.
в российских рублях

c 1 января 2017 7800
c 1 июля 2016 7500
c 1 января 2016 6204

с января 2005

Минимальная зарплата в 2017 году.

Минимальная зарплата в 2017 году в России - с 1 июля 2017 года будет увеличена с 7500 до 7800 рублей. С 1 января 2017 года федеральный МРОТ по-прежнему составляет 7500 рублей (Закон № 82-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ). Повышение минимальной зарплаты будет выполнено с 1 июля 2017 года - до 7800 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ). С 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда будет повышен на прогнозный уровень инфляции - 4%. Повышение будет косаться 0,89 млн работников, 72% которых заняты в государственных муниципальных учреждениях.

Минимальная зарплата в 2017 году в регионах России.

Регион Российской федерации

Республика Адыгея

Республика Алтай

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Карелия

Северная часть Республики Карелия

Республика Коми

Республика Крым

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Чеченская республика

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия - Алания

Республика Татарстан

Республика Тыва

Удмуртская Республика

Республика Хакасия

Чувашская Республика

Алтайский край

Забайкальский край

Камчатский край

Краснодарский край

Красноярский край

Красноярский край - Хатанга

Пермский край

Приморский край

Хабаровский край

Ставропольский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Ивановская область

Иркутская область

Калининградская область

Калужская область

Кемеровская область

Кировская область

Костромская область

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Московская область

Мурманская область

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Томская область

Томская область - Крайний север

Тульская область

Тюменская область

Ульяновская область

Челябинская область

Ярославская область

Еврейская автономная область

Ненецкий автономный округ

Ханты-Мансийский автономный округ

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Санкт-Петербург

Севастополь

Ситуация с экономической обстановкой в стране сегодня достаточно сложная, поэтому вопрос о повышении минимального размера оплаты труда, как говорится, давно назрел. Такому решению Госдумы, принятому совсем недавно, предшествовали такие события, как девальвация рубля и снижение его покупательской способности.
Так, ГосДума приняла закон, согласно которому МРОТ с 1-го июля текущего года будет составлять 7500 руб.

Минимальная зарплата в Москве в 2016 году с 1 января

И хотя величина МРОТ устанавливается Правительством России, ее уровень, в основном, зависит от финансовых возможностей региона. Так что размеры минимальной зарплаты в регионах могут варьироваться, причем максимальное значение она достигает в Москве, что, собственно, неудивительно.

Прошлое увеличение минимальной зарплаты в Москве было осуществлено с 1 ноября 2015 г., и с начала года еще не менялась. В данный момент ее размер составляет 17300 рублей. Очередное ее повышение должно произойти, как и в целом по стране, 1 июля, когда она опять должна повыситься. Пока еще неизвестно, каким именно будет повышение, но предварительная информация говорит о том, что процесс увеличения МРОТ будет происходить поэтапно, после чего ее размер достигнет 20000 руб.

Мрот в Москве в 2016 году с 1 апреля в Москве

Чтобы не получить вызов на «зарплатную» комиссию в 2016 году, проверьте, какая установлена минимальная зарплата в Москве с 1 июля 2016, и чем она отличается от МРОТ.

Минимальная зарплата в Москве и в целом по стране отличаются, это разные показатели. И утверждаются они также по-разному:

  • МРОТ по стране устанавливает Государственная дума;
  • МРОТ по Москве согласован между Правительством Москвы, профсоюзами и объединениями работодателей.

Применять эти показатели тоже надо по-разному. Разберемся, когда применять минимальную зарплату по Москве, а когда бухгалтеру понадобится общий МРОТ.

Размер «минималки» по Москве давно не меняли

По закону каждый субъект РФ вправе самостоятельно решать, какой будет минимальная зарплата. В Москве в 2016 году с 1 января и на данный момент пока не менялась. С 1 января «минималка» по Москве установлена на уровне 17 300 руб.

Минимальная зарплата обязательна для применения всеми предприятиями за исключением тех, которые финансируются из федерального бюджета (ст. 133.1 ТК РФ). Главное, чтобы размер региональной зарплаты был не ниже федерального МРОТ.

Размер согласован между исполнительным органом Москвы, объединением профсоюзов и работодателей, это трехсторонний документ (Соглашение от 18.12.2014, в ред. от 30.10.2015).

Территориальный принцип действия минимальной зарплаты

Минимальный размер заработной платы, установленный в субъекте РФ, действует только в этом регионе (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ). Получается, что обязательна только для тех компаний, которые свою деятельность ведут в Москве.

Более того, московская «минималка» применима к любому наемнику, который работает в Москве, независимо от того, где зарегистрирована его компания - работодатель. Действие московского соглашения распространяется на всех работодателей, осуществляющих деятельность в этом регионе, кроме тех, что отказались присоединиться.

Трудовой кодекс содержит правило, по которому субъект РФ, после принятия зарплатного соглашения, должен официально опубликовать его. С этого момента у тех работодателей, которые не участвовали в принятии этого документа, есть 30 дней на то, чтобы . По истечении этого срока, соглашение станет обязательным для всех работодателей (ч. 7, 8 ст. 133.1 ТК РФ).

Какой размер МРОТ установлен на федеральном уровне

Федеральный МРОТ, как и минимальная зарплата в Москве в 2016 году с 1 июля 2016 обязателен для применения, но только уже на всей территории РФ. Госдума недавно приняла поправки (Закон № 82-ФЗ) в закон, который устанавливает размер МРОТ для всей страны.

Таким образом, размер МРОТ увеличен до 7 500 руб. Такого значительного повышения за последние годы еще не наблюдалось (почти на 21%). До этого размер федерального МРОТ был зафиксирован в размере 6204 рубля (Закон № 376-ФЗ). Подробнее о повышении МРОТ можно прочитать в статье «МРОТ с 1 июля 2016 года в России».