Договор на оказание услуг теплоснабжения. О существенных условиях договора теплоснабжения

Матиящук С.В., доцент кафедры гражданского права Новосибирского юридического института, филиал Томского государственного университета, кандидат юридических наук.

В настоящее время анализ существенных условий договора теплоснабжения осложнен отсутствием специального нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере теплоснабжения (Федерального закона "О теплоснабжении"), вместе с тем основные моменты можно выделить и сейчас.

При анализе договора теплоснабжения нельзя не отметить его направленность на передачу тепловой энергии в качестве основного элемента предмета обязательств, возникающих из этого договора. Как известно, условия о предмете договора теплоснабжения относятся к числу существенных условий этого договора, впрочем, как и всякого гражданско-правового договора, как это следует из п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ.

По поводу предмета договора теплоснабжения в юридической литературе высказаны противоположные взгляды. Анализ изложенных в цивилистике точек зрения свидетельствует о двояком подходе к вопросу определения предмета договора теплоснабжения. Одни авторы рассматривают в качестве предмета этого договора тепловую энергию, под которой понимают вид энергии, характеризуемой температурой и давлением теплоносителя, численное значение которой равно его теплосодержанию. При этом действия по обеспечению потребителей тепловой энергией относят к предмету другого, по их мнению, самостоятельного договора - договора на оказание услуг по передаче энергии <1>. Другие авторы исходят из двойственной природы предмета договора теплоснабжения, под которым понимают как действия обязанных сторон, в том числе по передаче и принятию энергии (объект первого рода), так и саму энергию (объект второго рода) <2>.

<1> См., например: Чибис А.В. Договор теплоснабжения в российском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 16; Блинкова Е.В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: Теоретико-методические и практические проблемы единства и дифференциации: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 23.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное).

<2> См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Договоры о передаче имущества. Кн. 2. М.: Статут, 2000. С. 156 - 157; Фаустов С.А. Правовое регулирование электро- и теплоснабжения в системе электроснабжения Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 19.

Определяя предмет договора теплоснабжения, необходимо учитывать особенности тепловой энергии. Ее специфика проявляется не только в признании тепловой энергии особым видом имущества, но и в неразрывной технологической связи процессов ее производства, передачи и потребления. Производство, передача и потребление тепловой энергии - единый цикл, и фаза производства практически совпадает с фазой потребления. Все это и позволяет утверждать, что договору теплоснабжения присущ сложный предмет. В свое время О.С. Иоффе указывал на то, что если действия, которые должны быть совершены одним участником обязательства в пользу другого, связаны с передачей какого-либо имущества, то общим понятием предмета исполнения охватывается и это имущество <3>. При этом действия, совершаемые сторонами обязательства в пользу контрагента, рассматривались им как юридические объекты, а имущество, подлежащее передаче, - как материальный объект.

<3> Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 89.

Передача тепловой энергии (или ее реализация) является одной из форм распоряжения ею, что предполагает наличие у лица, распорядившегося тепловой энергией, известного на это правомочия. Следовательно, договор теплоснабжения обладает сложным предметом, включающим в себя как действия обязанной стороны, в том числе действия по передаче тепловой энергии, так и саму тепловую энергию. Таким образом, предмет договора теплоснабжения должен считаться установленным, если содержание договора позволяет определить наименование теплоносителя (пар, горячая вода), с помощью которого передается тепловая энергия, ее количество и условия о передаче тепловой энергии. Вместе с тем сегодня вопрос о согласовании условий о предмете договора теплоснабжения значительно усложняется. Данное обстоятельство связано с тем, что в результате рыночных преобразований объекты систем теплоснабжения разделены между владельцами различных форм собственности, что с неизбежностью влечет учет прав и законных интересов лиц, в собственности (или на ином законном основании) которых находятся тепловые сети. Все это и обусловливает особый состав участников отношений в сфере теплоснабжения, а также особую структуру договорных связей. В зависимости от того, имеется или нет у потребителя в собственности или на ином законном основании энергопринимающее устройство, присоединенное непосредственно к сетям теплоснабжающей организации, структура договорных связей между субъектами отношений по теплоснабжению может быть соответственно простой или сложной.

Отношения по снабжению тепловой энергией потребителя, энергопринимающее устройство которого непосредственно не присоединено к сетям теплоснабжающей организации, должны опосредоваться двумя договорами: договором теплоснабжения и договором на оказание услуг по передаче энергии. Последний договор заключается между лицом, в собственности (или на ином законном основании) которого находятся теплосети, и потребителем. Анализ положений параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что при заключении первого договора согласовывается условие о количестве тепловой энергии, а при заключении второго - условие о ее передаче. Следовательно, договор на оказание услуг по передаче теплоэнергии не является самостоятельным, так как он выступает составной частью договора теплоснабжения, который призван регулировать единый (неразрывный) технологический процесс производства, передачи и потребления тепловой энергии. Таким образом, процесс заключения договора теплоснабжения разделен на два этапа: заключение договора теплоснабжения и заключение договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии со ст. 541 Гражданского кодекса РФ теплоснабжающая организация обязана подавать потребителю энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором теплоснабжения, и с соблюдением согласованного сторонами режима подачи. Определение в договоре количества подлежащей отпуску тепловой энергии имеет существенное значение, в противном случае договор теплоснабжения признается незаключенным <4>.

<4> Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения: письмо Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 // Вестн. ВАС РФ. 1998. N 4.

Как известно, тепловая энергия может быть измерена такими физическими величинами, как теплота (количество теплоты) и энтальпия теплоносителя. Представляется, что порядок измерения тепловой энергии должен быть установлен законом, вместе с тем эти правила должны носить диспозитивный характер, что позволит потребителю и теплоснабжающей организации в определенных ситуациях самостоятельно решать вопрос об измерении тепловой энергии.

Технологические особенности такого товара, как тепловая энергия, предопределяют своеобразие его отпуска и приемки и как следствие - порядок учета тепловой энергии, который зависит, во-первых, от вида теплоносителя, с помощью которого передается тепловая энергия; во-вторых, от систем теплоснабжения, подразделяющихся на открытые водяные (или паровые) и закрытые.

Как отмечают специалисты, измерение тепловой энергии и ее учет не являются тождественными понятиями, поскольку измерение есть нахождение значения физической величины опытным путем при помощи средств измерения, а учет тепловой энергии - использование результатов измерения <5>.

<5> Анисимов Д.Л. О концепции модели организации учета тепловой энергии // http://www.rosteplo.ru.

В настоящее время весьма остро стоит вопрос разработки целостной концепции организации учета тепловой энергии, которая должна четко регламентировать принципы измерения и учета количества тепловой энергии, теплоносителей на источнике тепла и у потребителей исходя из технологических особенностей российских систем теплоснабжения (например, необходимо устанавливать особый порядок учета тепловой энергии в открытых водяных системах теплоснабжения, в которых вся сетевая вода или ее часть используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в горячей воде).

При этом важно, что обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность тепловых сетей, а также приборов учета потребления энергии, находящихся в ведении потребителя, возлагается на него, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Как известно, тепловая энергия с экономической точки зрения является товаром. Как и любой товар, она должна обладать качеством. Показателями качества тепловой энергии могут быть термодинамические параметры теплоносителя: температура и давление. Как показали исследования, установить единый стандарт на качество тепловой энергии невозможно из-за различий условий подачи тепловой энергии разным категориям потребителей, а также из-за различий в требованиях потребителей к термодинамическим параметрам теплоносителей и к режимам их подачи.

Таким образом, на уровне закона необходимо установить метрологические и экономические принципы измерения и учета качества тепловой энергии и теплоносителя, режима потребления, вместе с тем эти правила должны носить диспозитивный характер, что позволит по согласованию между теплоснабжающей организацией и потребителями устанавливать в договорах требования к показателям качества тепловой энергии.

В соответствии с требованиями параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ при отпуске теплоснабжающей организацией некачественной энергии потребитель вправе отказаться от ее оплаты. Однако в связи с тем, что некачественную потребленную тепловую энергию невозможно возвратить, то теплоснабжающая организация вправе требовать от потребителя возмещения стоимости сбереженного вследствие использования некачественной энергии. Это правило обеспечивает теплоснабжающей организации возмещение потребителем стоимости неосновательного обогащения, полученного за ее счет.

К числу обычных для сторон условий договора теплоснабжения относятся тарифы на теплоэнергию и порядок расчетов за нее.

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями, независимо от их организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109.

Государственное регулирование осуществляется путем утверждения тарифов на тепловую энергию Федеральной энергетической комиссией, региональными энергетическими комиссиями и органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями каждой из них.

Тарифы в сфере теплоснабжения формируются исходя из цены производства тепловой энергии, которая должна возмещать расходы теплоснабжающей организации, при этом состав этих расходов детально регламентирован. Кроме того, стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии.

На сегодняшний день расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. В случае неполного возврата теплоносителя в тепловую сеть и (или) на источник тепла (при открытой схеме теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также при образовании сверхнормативных утечек воды и расходов воды на технологические нужды) потребитель, кроме оплаты стоимости тепловой энергии, содержавшейся в невозвращенном (утраченном) теплоносителе, по установленному на нее тарифу, возмещает расходы теплоснабжающей организации на приобретение и химическую очистку воды. Следует заметить, что общий невозврат теплоносителя из тепловой сети на источник тепла также должен возмещаться теплоснабжающей организации.

Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета. Это правило носит диспозитивный характер и действует лишь в том случае, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Следовательно, стороны вправе предусмотреть в договоре иной порядок и сроки оплаты энергии.

В случае когда потребитель-гражданин проживает в жилом помещении (жилом доме и т.п.), не имеющем приборов учета тепловой энергии, то он оплачивает теплоснабжающей организации за отопление и горячее водоснабжение по соответствующим нормативам в зависимости от общей отапливаемой площади и количества граждан, зарегистрированных на данной жилой площади.

Нарушение режима теплопотребления, потребление тепловой энергии сверх обусловленного договором количества, необеспечение надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых тепловых сетей, приборов и оборудования и другие нарушения условий договора потребителем могут повлечь сбои (аварии и т.п.) в организации и функционировании системы надежного и качественного теплоснабжения.

Этим объясняется возложение законодателем на потребителей дополнительных обязанностей, например, немедленно сообщать теплоснабжающей организации об авариях и других неисправностях, возникающих при потреблении тепловой энергии. Невыполнение потребителем указанных обязанностей может послужить основанием возложения на него неблагоприятных имущественных последствий, явившихся результатом пожара, аварии, неисправности.

Требования, которым должны соответствовать техническое состояние и эксплуатация тепловых приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. Так, Положением об Управлении государственного энергетического надзора, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 июля 2006 г. N 688, определены порядок осуществления энергетического надзора и органы, его обеспечивающие, компетенция последних.

Таким образом, законодатель должен детально регламентировать условия договора теплоснабжения по обеспечению содержания и безопасности тепловых сетей и оборудования, в том числе и по определению границ ответственности между участниками отношений по теплоснабжению за состояние и обслуживание тепловых сетей, приборов и энергоустановок.

В качестве итога делается вывод о том, что договор теплоснабжения наряду со спецификой субъектного состава характеризуется спецификой его предмета, включающего в себя как действия обязанной стороны, в том числе действия по передаче тепловой энергии, так и саму тепловую энергию. И, как следствие, предмет договора теплоснабжения должен считаться установленным, если содержание договора позволяет определить и количество тепловой энергии, и условия ее передаче.

  • Кто может обратиться за услугой

  • Стоимость услуги и порядок обжалования

    Оказание услуги по заключению договора о подключении осуществляется бесплатно. Технологическое подключение объекта капитального строительства к системам теплоснабжения производится в соответствии с условиями, указанными в договоре о подключении.

  • Перечень необходимых документов

    1.Документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя (в случае обращения представителя заявителя). Скан-копия документа, подтверждающего полномочие представителя действовать от имени заявителя, подписывается электронной подписью заявителя в установленном порядке.
    2. Ситуационный план расположения объекта и границ земельного участка заявителя с привязкой к территории населенного пункта с указанием планируемого расположения точек подключения (в масштабе 1:2000) (в случае если сведения, указанные в ситуационном плане, представленном заявителем при обращении за услугой по предоставлению технических условий, не изменились, то представлять повторно ситуационный план не требуется).
    3. Топографическая карта земельного участка в масштабе 1:500 (для квартальной застройки 1:2000) с указанием всех наземных и подземных коммуникаций и сооружений и проектируемого объекта (в случае если заявителем является физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуально-жилищного строительства, представлять топографическую карту не требуется).
    4. Правоустанавливающие документы, подтверждающие оформление имущественных прав на земельный участок, участок территории, на котором планируется проведение работ (при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости, а также в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации права на объекты недвижимости не подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости).

  • Сроки предоставления услуги

    Не более 20 рабочих дней, без учета срока приостановления оказания услуги.

  • Результат оказания услуги

    1. Договор о подключении, подписанный ПАО «МОЭК» и заявителем.
    2. Решение о прекращении оказания услуги по заключению договора о подключении с обоснованием причин отказа.
    3. Решение об аннулировании заявки.

Ознакомительная информация:

Регламент ПАО МОЭК

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
- Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- постановление Правительства РФ от 05.07.2018 № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
- постановление Правительства РФ от 09.08.2017 № 955 «Об установлении особенностей оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в электронной форме на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга в 2017 - 2018 годах»;
- постановление Правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. № 23-ПП «О доступе физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц к подсистеме «личный кабинет» государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»;
- приказ Минстроя России от 19.04.2018 № 236/пр «Об утверждении форм единых заявок, подаваемых заявителями через региональные порталы государственных и муниципальных услуг в целях получения технических условий, заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в целях получения актов о технологическом присоединении (применительно к г. Москве и Московской области), и примерного перечня сведений и документов, прилагаемых к ним» (зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2018 № 51656);
- приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 № 212 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок»;
- приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» ;
- приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2011 № 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра».

Нормативные акты

Решение о прекращении оказания услуги:
Противоречие документов и сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование Базового регистра, поданным заявителем документам или сведениям.

Основания для аннулирования заявки на оказание услуги:
1. Непредставление заявителем недостающих для подготовки проекта договора о подключении сведений и (или) документов в течение 20 рабочих дней со дня получения заявителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы.
2. Представление заявителем необходимых для подготовки проекта договора о подключении сведений и (или) документов не в полном объеме в течение 20 рабочих дней со дня направления заявителю уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы.
3. Неподписание заявителем проекта договора о подключении либо отсутствие мотивированного отказа с приложением протокола разногласий в течение 30 календарных дней после направления проекта договора о подключении со стороны ПАО «МОЭК».

Причины отказа

Ведомство:

по услуге "Заключение договора о подключении к сетям теплоснабжения" 2695

Стороны, участвующие в заключении договора теплоснабжения, могут различаться в зависимости от категории, к которой относится тот или иной объект недвижимости. В данном случае имеется в виду многоквартирные дома или же частные домовладения.

Существует две основных схемы заключения подобного соглашения:

Управляющая организация/ТСЖ и ресурсоснабжающая (отопительная) компания

В тоже время по своему желанию владельцы частных домов имеют право заключить договор о предоставлении коммунальных услуг с так называемыми посредниками (например, это может быть садоводческое или огородническое товарищество). В дальнейшем данные организации в интересах собственников заключают соглашения с соответствующими РСО по аналогии с УК (ТСЖ).

Перечень документов

Общий список, документов необходимых для заключения договора теплоснабжения приведен в п. 36 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 08.08. 2012 года № 808 . Сюда относятся следующие бумаги:

  • заявка на заключение соответствующего договора с РСО;
  • документы, подтверждающие право владения объектом недвижимости (договор купли-продажи, дарения, выписка из ЕГРН и др.);
  • договор управления, заключенный с жильцами многоквартирного дома (для УК);
  • устав ТСЖ, ЖК или другого объединения (при необходимости);
  • справки о подключении к системе теплоснабжения;
  • разрешение на ввод здания в эксплуатацию (при необходимости);
  • акт, подтверждающий готовность системы к отопительному периоду.

Документами, подтверждающими подключение оборудования заявителя к системе теплоснабжения, могут выступать акты о присоединении, технические условия, содержащие отметку об их соблюдении, наряды-допуски, выданные поставщиком тепловой энергии.

Заявка

Как уже было отмечено выше, помимо общего списка бумаг потребитель также должен подать в РСО соответствующую заявку. Список пунктов, которые должны быть включены в содержание этого документа отражен в п. 35 раздела 3 вышеупомянутого Постановления Правительства РФ. К ним относится следующее:

  • Личные сведения о заявителе и месте его нахождения – если это собственник домовладения, то указывается ФИО и адрес проживания. Организации (УК, ТСЖ и др.) пишут свое название и место расположения.
  • Информация о расположении установок, предназначенных для потребления тепла, и их тепловой нагрузке.
  • Необходимый объем тепловой энергии (устанавливается в договорном порядке).
  • Период, в течение которого будет действовать договор.
  • Предлагаемый режим теплоснабжения.
  • Данные должностных лиц, которые отвечают за соблюдение условий договора (касается УК, ТСЖ и т.д.).
  • Расчет потерь тепловой энергии.
  • Реквизиты банковских счетов.
  • Информация о наличии приборов, позволяющих вести учет тепловой энергии, а также их техническое описание.

Как уже было отмечено выше, снабжение населения тепловой энергией производится на основании договора, который заключается с поставщиком этой коммунальной услуги. Данный документ подготавливается в письменном виде и включает в себя следующую основную информацию:

  • номер, дату и место заключения;
  • сведения об обеих сторонах договора (наименование, ФИО должностного лица, действующего от имени той или иной организации и др.);
  • предмет соглашения;
  • права и обязанности потребителя тепловой энергии, а также ее поставщика;
  • порядок предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению;
  • порядок произведения расчетов;
  • ответственность сторон и процедура разрешения споров;
  • другие условия.

В конце документа прописываются полные сведения об обеих сторонах договора (адрес, телефон, банковские счета и т.д.) и ставятся соответствующие подписи.

Существенные условия

Согласно п. 21 договор теплоснабжения включает в себя следующие наиболее существенные условия:

  1. объем ресурса поставляемый потребителю;
  2. величину нагрузки оборудования, потребляющего тепловую энергию;
  3. данные должностных лиц, которые несут ответственность за соблюдение условий договора;
  4. ответственность сторон соглашения в случае допущения каких-либо нарушений (например, осуществление некачественного теплоснабжения);
  5. ответственность собственника помещения за просрочку оплаты (больше о том, что такое задолженность по оплате за отопление и к каким последствиям она может привести, читайте );
  6. обязательства РСО в части обеспечения надёжности теплоснабжения;
  7. алгоритм расчетов;
  8. организация учета потребляемого ресурса;
  9. характеристика тепловых потерь, возникающих в процессе доставки тепловой энергии к потребителю;
  10. допустимый объем теплоснабжения по тому или иному виду нагрузок (например, отопление, система вентиляции и т.д.).

Расторжение

Договор теплоснабжения может быть расторгнут в одностороннем порядке. Для поставщика тепловой энергии основанием может выступать наличие у потребителя задолженности за коммунальную услугу за 2 и более месяца. В свою очередь собственник помещения или УК (ТСЖ) может расторгать договор с ресурсоснабжающей организацией по причине перехода к другому поставщику тепловой энергии.

В соответствии с п. 43 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808 лицо, желающее расторгнуть договор теплоснабжения, обязано уведомить об этом вторую сторону не позднее, чем за 1 месяц до истечения его срока действия. В противном случае данное соглашение автоматически продлится на аналогичный период времени.

Субабонентское соглашение

Следует отметить, что большая доля потребителей тепловой энергии пользуются услугами по теплоснабжению, не присоединяясь при этом напрямую к сетям ресурсоснабжающей организации. Так, в случае отсутствия возможности напрямую заключить соглашение о теплоснабжении с поставщиком данного вида коммунальных услуг между сторонами подписывается субабонентский договор.

Упоминание этой схемы правоотношений содержится в ст. 545 ГК РФ. В общем понимании под субабонентским договором подразумевается официальный документ, по которому одна сторона передает другой тепловую энергию через специальное теплопринимающее устройство.

Статья 545 ГК РФ. Субабонент

Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Между кем заключается?

В субабонентском договоре участвуют две стороны:

  1. «Абонент» – организация (отдельное лицо), которая заключила договор теплоснабжения с РСО и производит передачу тепловой энергии другим потребителям, которых нет возможности подсоединиться напрямую.
  2. «Субабонент» – это потребитель, который по техническим причинам не может подключиться к тепловым сетям поставщика и получает данный ресурс от «Абонента».

В чем разница с типовым?

Основные различия субабонентского договора от типового соглашения на поставку теплоэнергии сводятся к следующему:

  • Заключается не напрямую с РСО, а через посредника – «Абонента».
  • Основной поставщик коммунальной услуги в данном случае не несет ответственность за перерывы в теплоснабжении, качество тепловой энергии и т.д. Вся ответственность за подачу энергии субабоненту ложится на абонента.
  • Для заключения такого договора обязательно наличие согласия от теплоснабжающей организации.

Таким образом, поставка тепловой энергии населению производится на основании специального документа – договора теплоснабжения. В зависимости от категории недвижимости (МДК или частное домовладение) подобное соглашение может заключаться между ресурсоснабжающей организацией и УК (ТСЖ) или напрямую с физическим лицом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Договор теплоснабжения — тема многочисленных обращений потребителей. Потребители сталкиваются как с нарушениями порядка заключения договоров теплоснабжения, так и с отсутствием ряда условий в договоре (особенно, касающихся качества поставляемого ресурса) теплоснабжения. В связи с этим хотелось бы еще раз остановиться на особенностях заключения договоров теплоснабжения.

Особенности законодательного регулирования данных типов договоров описаны в Гражданском кодексе РФ, в Федеральном законе от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», а также в Постановлении Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 « Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Договор теплоснабжения — существенные условия:

  • договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя;
  • величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение),
  • параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
  • сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора;
  • ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата;
  • ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
  • обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;
  • порядок расчетов по договору;
  • порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя;
  • объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета;
  • объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).
  • К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.

Порядок заключения договора теплоснабжения

Этап 1 Заявка потребителя.

Заявитель направляет единой теплоснабжающей организации (далее — ЕТО) заявку, содержащую следующие сведения:

  1. полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя;
  2. место нахождения организации (место жительства физического лица);
  3. место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод);
  4. тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией;
  5. договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;
  6. срок действия договора;
  7. сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии;
  8. сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора;
  9. расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией;
  10. банковские реквизиты;
  11. сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

К заявке прилагаются:

  • копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);
  • договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);
  • устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
  • документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения (акты о подключении, присоединении, технические условия с отметкой об их исполнении, наряды-допуски теплоснабжающих организаций);
  • разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства) , разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более)
  • акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду

Этап 2 Проверка документов теплоснабжающей организацией

Если сведения или документов не хватает — ЕТО в течение 3 рабочих дней обязана направить заявителю предложение о представлении недостающих сведений и (или) документов. Необходимые сведения и документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Датой поступления заявки считается дата представления сведений и документов в полном объеме. Документы необходимо направить в адрес ЕТО не позднее 30 дней со дня направления заявителю предложения о представлении необходимых сведений. Если по истечение этого срока документы в адрес ЕТО не поступили — последняя направляет потребителю уведомление об отказе в заключении договора теплоснабжения с указанием причин отказа.

Если комплект документов полный — ЕТО обязана в течение 10 рабочих дней направить заявителю 2 экземпляра подписанного проекта договора.

Акцепт потребителем договора теплоснабжения

Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта договора обязан подписать договор и 1 экземпляр договора направить единой теплоснабжающей организации.

Договор теплоснабжения гражданина-потребителя с единой теплоснабжающей организацией считается заключенным с даты подключения его теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения.

Компания заключает договор теплоснабжения с поставщиком. По каким правилам совершают сделку и что учесть при составлении документа.

Какие законы применяют к договорам теплоснабжения

Компаниям, которые являются потребителями тепловой энергии, необходимо заключить с поставщиком договор об организации теплоснабжения. Чтобы правильно подготовить сделку, учтите, какие требования к таким соглашениям предъявляет закон. Поставщик как профессиональный участник отношений предоставляет свой вариант договора. Проверьте его содержание по образцу.

Соглашения о предоставлении тепла – это разновидность соглашений о купле-продаже. Но такие договоры обладают своей спецификой, и в отношении них действует несколько законов:

  • «О теплоснабжении»;
  • Правила организации теплоснабжения в РФ (утв. );
  • специальный раздел Гражданского кодекса ( «Энергоснабжение» гл. 30 ГК РФ согласно );
  • общие положения в части, которую не регулируют специальные нормы.

Что необходимо включить в соглашение

При заключении договоров на теплоснабжение работают не только специальные положения закона, но и общие нормы ГК РФ о договорной работе – в том числе требование согласовать существенные условия. Такие условия для соглашений данного типа описаны в Правилах об организации снабжения. К ним отнесли указание:

  • объема тепловой энергии и (или) теплоносителя, который предоставляет поставщик и приобретает потребитель;
  • величины тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
  • информации о должностных лицах, которые обладают полномочиями контролировать выполнение условий сделки и отвечают за это;
  • об ответственности контрагентов за несоблюдение требований к параметрам качества снабжения, нарушение режима потребления, в том числе за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата;
  • об ответственности потребителя за нарушение обязательств по оплате, в том числе предварительной, если в договоре есть условие об авансовой схеме платежей;
  • об обязательствах поставщика (теплоснабжающей организации) обеспечить надежность снабжения согласно требованиям технических регламентов и иными обязательными требованиям, а также об обязательствах потребителя;
  • порядка взаиморасчетов;
  • порядка учета потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя;
  • объема теплопотерь в теплосетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета;
  • объема (величины) допустимого ограничения снабжения по каждому виду нагрузок (п. 21 Правил).

По всем данным условиям контрагентам необходимо достичь соглашения. Тогда договор на поставку тепловой энергии будет считаться заключенным (ст. 432 ГК РФ).

В договоре на поставку тепловой энергии указывают государственные тарифы

В структуре договора, как правило, несколько разделов:

  1. О предмете. Здесь прописывают, о чем именно договариваются поставщик и потребитель. Теплоснабжающая организация берет на себя обязательство подавать энергию, а компания-потребитель – принимать и вовремя оплачивать. В этом же разделе указывают расчетное количество поставляемой энергии.
  2. О правах и обязанностях контрагентов.
  3. Об учете энергии и порядке оплаты. Здесь указывают тарифы, по которым компания-потребитель будет платить. По существующим правилам такие тарифы устанавливает орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей (п. 33 Правил).
  4. Об ответственности контрагентов за нарушения. В этом разделе указывают, в каком порядке будут разрешать споры в случае их появления. Стороны вправе установить договорную подсудность.
  5. О сроке действия соглашения. В этом разделе можно не только указать период действия договора теплоснабжения, но и ввести условие об автоматической пролонгации. Как правило, указывают, что договор считается ежегодно продленным, если в течение последнего месяца периода действия кто-либо из контрагентов не сообщить о прекращении сделки или необходимости подписать новый договор.

Также в структуру включают заключительные положения и раздел с реквизитами сторон.