Водные каналы крыма на карте. Бетонная жизнь северо-крымского канала


Каждый образованный человек знает, что реки, в большинстве своём, куда-то впадают. А вот куда впадает Северо-Крымский канал , знают не все. Заказать экскурсии из Львова лавру.

Северо-Крымский канал (СКК), оросительно-обводнительный, построен в 1961—1971 годах для орошения полей для засушливых районов Крыма. Начинается из Каховского водохранилища , доходит до Керчи. Длина 402,6 км, максимальная пропускная способность 300 м³/с. В 1986 году площадь орошения составляла 380 тыс. га и обводнения св. 600 тыс. га. Снабжает водой Феодосию, Керчь, Судак, посёлки Симферопольского района Комсомольское, ГРЭС, некоторые районы г. Симферополя. Сооружён для перебрасывания зарегулированного стока Днепра в южные районы Украины с целью промышленного и питьевого водоснабжения городов Симферополь, Севастополь, других населённых пунктов, Керченского промышленного района и орошения сельскохозяйственных угодий.

Строительство канала осуществлялось ДС СКК на протяжении 1957-1969 гг. С 1963 по 1985 гг. генеральным директором ДС СКК был Лабунец М.Т. Впервые идея переброски днепровских вод в Крым была высказана еще в 1846 году. Её автором стал первый директор Никитского ботанического сада Христиан Христианович Стевен. Проблема водоснабжения для Крыма всегда считалась сверхактуальной. Так, в результате голода, вызванного сильной засухой 1833 года, погибли десятки тысяч людей, крымские селения опустели. В газете «Таврида» за 1880 год сообщалось, что на почве владения водой на полуострове были даже столкновения, порой заканчивавшиеся кровопролитием. Более чем через сто лет об идее Стевена вспомнили вновь, причём на самом высоком уровне, — и в 1950 году было принято постановление о строительстве Северо-Крымского канала.

Более десяти лет шли исследовательские и изыскательские работы, а в феврале 1961-го пленум Крымского обкома партии объявил строительство Северо-Крымского канала всенародной стройкой. По комсомольским путёвкам со всех концов СССР на полуостров прибыло десять тысяч молодых строителей — и работа закипела, время пошло.

Из рассказа ветерана СКК, Михаила Лабунца: ...В этой стройке участвовала вся страна! Оборудование мы получали из Архангельска, Биробиджана, Таллина. Помогали нам из ГДР, Болгарии, Югославии, Чехословакии. Конечно, затраты были большие, но и объект в итоге получился достойный!

17 октября 1963 года строители канала считают великим днём. В 13.45 после мощного взрыва перемычки днепровская вода устремилась в Крым. Пуск канала ознаменовался и прибытием высокого начальства: красную ленточку на праздничном митинге перерезал Никита Сергеевич Хрущёв .

Строительство трёх очередей канала продолжалось до конца девяностых годов. Днепровская вода оживила не только степные районы, но пришла в Феодосию и Керчь. Северо-Крымский канал — уникальное по сложности и масштабам гидротехническое сооружение с системой каналов и насосных станций, поднимающих воду на высоту сто метров.

Северо-Крымский канал самый длинный канал в Европе: его протяжённость 405 километров (от Новой Каховки до Керчи), длина же магистрального канала и его ответвлений превышает 10 тысяч километров. Сегодня до 85 процентов потребности в воде Крым удовлетворяет именно за счёт Северо-Крымского канала.

Трасса канала состоит из трёх открытых участков и одного напорного. Главный водозабор размещён на Каховском водохранилище, где вода отбирается через главное сооружение-шлюз с подачей её самотёком к насосной станции № 1 на расстояние 208 км (высота подъёма - 9,2 м).

Второй самотёчный участок длиной 79 км размещён между 208 и 287 км (высота подъёма воды насосной станцией № 2 - 25,6 м). Третий самотёчный участок имеет длину 82 км (от 287 до 369 км) и заканчивается близ насосной станции № 3. Дальше вода по напорному водоводу диаметром 1800 мм и длиной 322 м подаётся в насосную станцию № 4, из которой двумя нитями 30-километрового водовода (диаметром 900 и 1200 мм) транспортируется к очистительным сооружениям г. Керчи, где он, собственно, и заканчивается.

На канале построены шлюзы-регуляторы, мосты, акведуки, дюкеры, аварийные сбросы и др. От него ответвляются самостоятельные магистральные каналы Краснознаменской, Чаплинской, Каланчацкой, Красноперекопской, Красногвардейской, Первомайской, Джанкойской и других оросительных систем.

Для увеличения подачи воды на территорию Крыма в 1988 г. построен Перекопский канал длиной около 70 км. В Херсонской области от канала отходит на запад Краснознаменский канал (в сторону одноимённого села).

В Красноперекопске установлен памятник «Три штурма Перекопа», символизирующий этапы в жизни города. Если же, не дай Бог, из за политических событий на полуострове , будет и 4-й штурм украинскими воинами освободителями, то памятник несложно будет и подкорректировать, завалив на бок правый блок (1963), чтобы получилась римская 4 - IV. Шутка, конечно, но надеемся на благорозумие политиков, и 4-го штурма не будет, а Крым также мирно вернут в состав Украины, как и отобрали, чтобы некоторе время им попользоваться.

Для снабжения живительной влагой регионы Крымского полуострова , в начале шестидесятых годов прошлого века был возведен Северо-Крымский канал. Он оснащал необходимым количеством воды почти 85% территории Крыма. Грандиозное сооружение, даже по современным меркам, Северо-Крымский канал считается одним из крупнейших рукотворных оросительных построек.


ЭТО ИНТЕРЕСНО:
Длина Северо-Крымского водоканала составляет 406,2 км с максимальной пропускной способностью более 300 кубических метров воды в секунду. В ширину канал достигает 150 метров.

История Северо-Крымской водной артерии

Проблема с пресной водой в Крыму всегда стояла на первом месте, и в 1950 году власти принимают постановление о строительстве СКК (Северо-Крымский канал). Стройка водоканала, для снабжения засушливых зон Крыма и орошения полей Днепровскими водами, длилась в течение 10 лет, с 1961 по 1971 годов.

Для водозабора из Днепра в 1956 году вводится в эксплуатацию Каховское водохранилище, откуда и берет свое начало Северо-Крымский канал. В начале 1961 года на пленарном заседании было объявлено о начале крупномасштабного сооружения Советского Союза — Северо-Крымского канала. Со всех уголков необъятной Родины съезжается более 10 тысяч молодых энтузиастов для участия в строительстве СКК.


В октябре 1963 года в районе города Армянска прозвучал мирный взрыв — это была подорвана перемычка, которая удерживала «большую воду». Взрыв служил толчком для потока днепровской воды в русло из бетона, только что построенного канала. Таким образом, воды Днепра пришли на Крымский полуостров. В пункт назначения, в Керчь, днепровская вода приходит в 1975 году.

Северо-Крымский канал становится крупнейшей строительной площадкой всесоюзного значения:

  • Северо-Крымский канал включает в себя больше ста масштабных гидротехнических объектов.
  • Протяженность главного искусственного русла более 400 км.
  • Учитывая расхождения, подземные отрезки и водоотводы, длина поливочной системы приближается к 12 000 км.
  • Насосные станции в состоянии перекачать до 450 кубометров воды в секунду.
  • На первой насосной станции канала вода поднимается на 10 метров, а по дальнейшему пути высота воды достигает 105 метров.
  • Канал питает своими водами 12 искусственных водоемов, общим объемом в 200 млн кубометров.
ИНТЕРЕСНО!
Весь путь, от начальной точки до пункта назначения, вода проходит за 32 дня.

Рыбалка на Северо-Крымском канале

Люди быстро адаптировались к соседству рукотворной реки, и на бетонных берегах канала часто можно встретить отдыхающих или увлеченных рыболовов. Хотя строительство СКК не предусматривалось в качестве водоема для разведения различных сортов рыб, тем не менее, раков и некоторые виды рыб там можно наловить в достаточном количестве. Богатыми на улов среди рыбаков считаются Чаплинский, Джанкойский, Красноперекопский районы. В районе насосных станций ловится щука, карась, судак и окунь. Рыбалка бесплатная, ограничения на количество и размер пойманной рыбы, соответственно действующему законодательству.

Северо-Крымский канал сегодня

Обеспечение полуострова Крым водой с помощью Северо-Крымского канала в настоящее время приостановлено по приказу украинских властей, перекрывших водоканал плотиной. Есть надежда, что в скором будущем, канал начнет функционировать в полную силу.


Альтернатива Северо-Крымскому каналу

В профильных национальных заведениях и всевозможных министерствах обсуждаются альтернативные варианты каналу. Российское Минприроды задумалось о постройке трубопровода через Керченский пролив, из Кубани в Крым. Про это сказал Сергей Донской – ответственный за природные ресурсы и экологию России – во время проверки водохранилища в Симферополе.

Также поступили предложения по реконструкции системы орошения. Стоимость уже подсчитали – 80 000 000 000 рублей.

Видео обзор:

В районы Херсонской, Запорожской областей Украины и северного и восточного Крыма. Головное сооружение СКК находится на Каховском водохранилище . Канал входит в Крым через Перекопский перешеек и доходит до Керчи. Протяжённость СКК 402,6 км, из них 300,6 км – по территории России и 102 км – по территории Украины, ширина в начале канала 150 м, средняя ширина 10–15 м, максимальная глубина 7 м, пропускная способность головного сооружения 294 м 3 /с, максимальный расход воды 380 м 3 /с. Из этого объёма 60–80 м 3 /с уходит на сельскохозяйственные нужды Херсонской и Запорожской областей, а 300–320 м 3 /с поступает в Крым. Максимально технологически возможный сток – до 500 м 3 /с, что составляет 30% стока Днепра в нижнем его течении, равном 1670 м 3 /с. До 85% воды СКК в Крыму используется для нужд сельского хозяйства, из них 60% – на обеспечение выращивания риса. По СКК ежегодно в Крым в среднем поступало 1,8 млрд м 3 днепровской воды (максимальный объём – около 3 млрд м 3), в то время как объём всех местных источников воды составляет в среднем около 1 млрд м 3 . В последние годы объём днепровской воды, поступающей в Крым, сократился в три раза, ею наполнялось 8 из 23 водохранилищ. Все водохранилища используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения . Даже в этих условиях Северо-Крымский канал обеспечивал до 85% потребностей полуострова в пресной воде.

Первый участок Северо-Крымского канала – самотёчный, на остальном протяжении осуществляется четырёхступенчатый машинный водоподъём. От главного водозабора на Каховском водохранилище вода самотёком через Перекопский перешеек подаётся на расстояние 208,9 км к насосной станции № 1 под Джанкоем (высота подъёма 9,2 м). Второй участок длиной 79 км между 208-м и 287-м километром подаёт воду к насосной станции № 2 (высота подъёма 25,6 м). Третий участок длиной 82 км (от 287-го до 369-го километра) заканчивается насосной станцией № 3, от которой вода по напорному водоводу диаметром 1800 мм и длиной 322 м подаётся к насосной станции № 4. Напорный участок 30-километрового водовода (диаметром 900 и 1200 мм) заканчивается у очистных сооружений г. Керчи.

От магистрали СКК отходят Краснознаменский канал и пять крупных оросительно-обводнительных ветвей – Раздольненская, Красногвардейская, Черноморская, Азовская, Краснознаменская.

Рисовые каналы Азовский и Раздольненский имеют общую протяжённость 300 км. Краснознаменский канал в Херсонской области отходит от СКК на запад (в сторону одноимённого села). Из Краснознаменской ветви Северо-Крымского канала воду получает Чаплинская оросительная система (17,2 тыс. га).

Площадь земель, намечаемая к орошению и обводнению в зоне канала, 1580 тыс. га. Первая очередь орошения – 184,7 тыс. га (в Присивашской низменности, вдоль южного и юго-восточного берега Каркинитского залива, в центральной части степного Крыма и на Тархункутском плато). СКК снабжает водой города Феодосию, Керчь и другие населённые пункты и промышленность Крыма. Для обеспечения гарантированного водоснабжения построены пять водохранилищ, 126 насосных станций для подачи воды на орошаемые земли, 256 крупных гидротехнических сооружений . По всей трассе СКК создано телемеханическое управление гидротехническими затворами и автоматическое управление крупными насосными станциями. Для предотвращения подъёма уровня грунтовых вод в зоне канала проектом предусмотрена коллекторно-дренажная сеть.

В результате ввода в строй СКК значительно увеличена обводнённость районов северного и восточного Крыма. Канал не является судоходным.

Несмотря на высокую потенциальную водность, СКК является сезонным, а не круглогодичным. Его наполнение обычно осуществляется в конце марта. Подача воды завершается в ноябре.

В мае 2014 г. власти Украины перекрыли подачу воды в Крым по СКК. На территории Херсонской области примерно в 40 км от границы с Крымом в русле СКК возведена перегораживающая дамба .

С мая 2014 г. в СКК были перенаправлены воды реки Биюк-Карасу и расположенных на реке Тайганского и Белогорского водохранилищ, а в декабре 2014 года началось строительство Просторненского, Нежинского и Новогригорьевского подземных водозаборов, которые будут предназначены для наполнения СКК.

Также обсуждаются вопросы о переброске вод из рек Кубани и Дона для пуска канала в обратном направлении.

История строительства

С ростом численности населения в послевоенные годы, развитием курортной индустрии и промышленности, а также из-за относительно небольшого количества осадков и неразвитой речной сети в северных и восточных районах в Крыму обострилась проблема снабжения полуострова пресной водой.

Решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято в 1950 г., затем почти 11 лет шли исследовательские и изыскательские работы. Строительство СКК было начато в 1961 г. В 1963 г. СКК транспортировал воду до Красноперекопска, в 1965 г. – до Джанкоя, в 1971 г. – в Керчь. Для подачи воды из Днепра было сооружено обширное Каховское водохранилище, которое было заполнено в 1955–1958 гг. Строительство осуществлялось очередями. В настоящее время закончены три очереди строительства, но в перспективе намечались ещё четвертая, пятая и шестая очереди. Несмотря на существенное улучшение водообеспеченности Крыма на участке от Алушты до Судака сохраняется проблема нехватки пресной воды.

Д.В. Козлов, А.Н. Данильченко, И.В. Корнеев, С.А. Максимов

История строительства Северо-Крымского канала

Впереди археологов и строителей шли саперы, обезвреживающие снаряды


Построеный всем СССР и с риском для жизней Северо-Крымский канал перекрыт Киевскими властями ().

Более полувека назад в Крым пришла днепровская вода. А перед этим, 17 октября 1963 года, в районе Армянска произошел взрыв. Рабочие подорвали перемычку, сдерживающую «большую воду», которая дала новый толчок развитию неселенных пунктов и сельского хозяйства автономии.


Влага, которой так не хватало Крыму, пошла в сотни колхозов, города, села и поселки. Северо-Крымский канал строили в три очереди - с 1961-го по 1978-й, с 1977-го по 1990-й и с 1985-го по 1997 гг. Планировалось охватить оросительной системой весь полуостров, но в 1997-м работы заморозили из-за недостатка средств. Для реализации всего проекта не хватило всего 23 млн гривен. Поэтому до Евпатории ветку канала так и не довели. Но днепровская вода в город все равно дошла по водоводу из Сак.

«Вести» нашли ветеранов строительства канала и узнали подробности большой стройки.


На первых этапах землю копали вручную.


ОШИБКА В ПРОЕКТЕ


Один из мастеров строительства, 80-летний Николай Карнаух, в числе первых начал рыть канал. «До запуска артерии вокруг Красноперекопска, кроме перекатиполя, ничего не росло. И когда комиссия решала, нужно ли строить канал, ее привезли в этот район. Тогда все вопросы и отпали», - вспоминает ветеран стройки. Не обходилось на строительстве без ЧП: «Однажды выкопали траншею 2,5 метра, но никто не увидел, как бригада спустилась туда работать, а тут пришла днепровская вода, и стенки обвалились, один человек погиб. Уже после строительства в проекте была обнаружена ошибка - при пробах грунта под Красноперекопском нашли гипс. От воды он растворился - и канал прорвало. Это было ЧП государственного масштаба. Потом эти участки около семи лет ремонтировали: делали дренажную систему, затягивали пленкой», - вспоминает Карнаух.


После ЧП около семи лет делали дренажную систему канала. Фото: Музей Северо-крымского канала.


КОПАЛИ ПО МИНАМ


Людмила Овсянникова, которая сейчас заведует музеем Северо-Крымского канала, во время строительства работала в отделе капитальной планировки: «Нам нужно было так спланировать площадь, чтобы вода под определенным уклоном шла и равномерно распределялась на поля. Можно сказать, я собственными руками создавала оросительную систему Крыма. Буквально на каждом шагу строителей подстерегала опасность, поскольку со времен войны осталось в земле столько боеприпасов, что только за один год было извлечено более пяти тысяч снарядов. Поэтому впереди археологов и строителей шли саперы. Бывало, снаряды взрывались, выводили из строя технику, но о ЧП особо не распространялись, поэтому количество жертв неизвестно», - делится женщина.


При строительстве использовали самую современную на то время технику . Фото: Музей Северо-крымского канала.


А вот Александр Новальнев, работавший фотокорреспондентом газеты «Строитель канала», вспоминает, что при строительстве третьей очереди канала выяснилось, что и своей воды в Крыму было много. «В Черноморском районе начали рыть котлован для насосной станции, и вдруг из-под земли ударил мощный источник воды. Какой-то работник залез по пояс в воду, подошел к этой бреши и начал ее затыкать, чем придется. После этого вода остановилась, ее откачали и срочно залили бетоном. А я в этот момент стоял рядом с Героем соцтруда Николаем Слипченко. Он смотрит и говорит: «Вот у меня недавно ведро оторвалось в колодце. Так его нашли аж в Керкинитском заливе через несколько дней. А узнали, что это именно то ведро, по маркировке - там каждая вещь была подписана. Это говорит о том, что в степном Крыму под землей целые реки текли», - рассказывает журналист.


Дмитрий Востриков
Источники - http://vesti.ua/

Главная водная артерия Крыма — Северо-Крымский канал сегодня находится не в лучшем состоянии. После событий 2014 года с украинской стороны была воздвигнута дамба, которая полностью перекрыла доступ сюда днепровской воды.

До этого времени вся система успешно функционировала, обеспечивая водой не только крымскую территорию, но и прилегающую Херсонскую область. Вода поступала сюда из специально построенного Каховского водохранилища и 80% объема использовалось на сельскохозяйственные нужны, остальное – на обеспечение питьевой водой близлежащих населенных пунктов. Днепровская вода давала полуострову более 70% от требуемого объема.

История Северо-Крымского канала

Окруженный морем полуостров всегда нуждался в пресной воде. И впервые о подаче сюда днепровских вод заговорили еще 1883 году. Долго не могли найти ресурсы, и в 1916-м решение о постройке такого сооружения было принято, но помешала Октябрьская революция.

В 1950-х годах снова вернулись к этому вопросу. И после 10 лет изыскательских работ, в 1961 году приступили к возведению очень нужного Крыму гидротехнического сооружения. Мощности постепенно наращивались, и в 1975 году вода стала доходить до . Вначале русло было земляным, и 40% воды терялось по дороге. Позднее, в межсезонье, когда вода отсутствовала, его стали бетонировать.

В 1990 году сдали вторую очередь, построив одновременно и самое большое наливное Межгорное водохранилище. В 1997 году ввели в строй третью, реконструировав Раздольненский и Сакский оросительные каналы. Общая длина Северо-Крымского канала достигла 402,6 км, а по Крыму – 294 км. Дальнейшее строительство было заморожено из-за недостатка средств.

Северо-Крымский канал сейчас, после «Крымской весны»

Перекрытие Северо-Крымского канала имело последствия, сильно ударившие по аграрному сектору Крыма. Из-за этого сельскохозяйственной отрасли полуострова пришлось менять свои приоритеты. Выращивать рис, требующий большого количества воды, стало нецелесообразно. Для посева стали выбирать культуры, не требующие обильного полива, и судя по шикарным полям подсолнечника и пшеницы, пустовать эти земли не будут.