Действия инспектора гибдд. Правила общения с сотрудником дпс

Внимание в данный момент вместо наставления по работе ДПС действует

12. Формы и методы надзора за дорожным движением

12.1 Основными формами несения дорожно-патрульной службы являются:
12.1.1. Патрулирование на автомобилях, мотоциклах и вертолетах.
12.1.2. Пешее патрулирование.
12.1.3. Несение службы на постах (в том числе стационарных).
12.1.4. Сопровождение транспортных средств.

12.2. Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие.
Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения или начальник ГИБДД, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости. В случае, если инспектор ДПС одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску.
Коэффициент потребности автомобилей, имеющих обычную окраску, не должен превышать 0,25 к общему количеству патрульного транспорта.

12.3. Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляются с помощью радиосвязи.

12.4. При несении ДПС с использованием патрульных автомобилей или мотоциклов, имеющих специальную окраску, применяются следующие основные методы:

12.4.1. Движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения).

12.4.2. Движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превышения скорости).

12.4.3. Остановка у опасных в аварийном отношении мест (для устранения опасности и пресечения нарушений дорожного движения правил водителями и пешеходами).

12.4.4. Остановка патрульного автомобиля или мотоцикла в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.

12.5. Применение того или иного метода, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой.

12.6. Вертолетное патрулирование организуется преимущественно на автомобильных дорогах федерального и республиканского значения, имеющих высокую интенсивность движения. Наряды патрульных вертолетов формируются из инспекторского состава строевых подразделений.
С помощью вертолетов осуществляется оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при ДТП и доставление их в медицинские учреждения, надзор за дорожным движением, сопровождение колонн автомобилей, обеспечение массовых мероприятий с участием большого количества транспортных средств и людей, розыск водителей, скрывшихся с мест ДТП, похищенных или угнанных транспортных средств.
Командир подразделения (старший группы) сообщает в дежурную часть на каждые сутки порядок и часы работы вертолета, место и время патрулирования. Непосредственно перед вылетом он проводит инструктаж сотрудников ДПС, привлекаемых к вертолетному патрулированию.
В состав наряда патрульного вертолета входят старший инспектор (старший наряда), по возможности фельдшер, а в состав наряда каждого патрульного автомобиля - не менее двух сотрудников ДПС.

12.7. Пешее патрулирование применяется для контроля за движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.
При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден возможно большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения нарушений.

12.8. При несении службы на постах особое внимание уделяется розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, выявлению угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, а также используемых в преступных целях.

12.9. Для несения службы в состав нарядов стационарных постов, особенно в ночное время, по решению руководства горрайорганов внутренних дел могут привлекаться сотрудники других подразделений милиции.

12.10. Решение о строительстве стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах принимается руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по обоснованным предложениям соответствующих управлений (отделов) ГИБДД.
Вопрос о создании стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах федерального значения согласовывается с Главным управлением ГИБДД МВД России.
Стационарные посты, на которых работа организована круглосуточно, обеспечиваются специальными техническими средствами, медицинским оборудованием и медикаментами, журналами приема и сдачи поста, учета поступающих указаний, учета транспортных средств, находящихся в розыске, приема и выдачи задержанных транспортных средств, тетрадями для записей.

12.11. Для удобства проверок проходящего транспорта, обеспечения при этом безопасности дорожного движения, территория, прилегающая к посту, должна быть хорошо освещена.


13. Порядок несения службы

13.1. Основными способами несения ДПС являются: контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений, осуществление распорядительно-регулировочных действий.

13.2. Контроль при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации и иных норм, действующих в области дорожного движения.

13.3. К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.

13.4. Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.
Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия.

13.5. При несении службы на маршруте патрулирования (посту) инспектор ДПС должен влиять на процесс движения. При этом надзор за дорожным движением должен быть направлен на предупреждение и пресечение нарушений, которые являются основными причинами ДТП.

13.6. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом.

Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.

13.7. Основанием для остановки транспортных средств являются:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.
Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.

13.8. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок. Общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) на маршрутах следует задерживать не более 1 - 2 минут.

13.9. Не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр.

13.10. При обнаружении на маршруте патрулирования сотрудников милиции, осуществляющих контроль за соблюдением водителями транспортных средств правил дорожного движения, докладывает об этом дежурному и действует в соответствии с его указаниями.

13.11. При проезде колонн или отдельных автомобилей, сопровождаемых патрульными автомобилями ДПС, а также подающих специальные световые и звуковые сигналы, инспектор ДПС принимает меры к их безопасному, беспрепятственному проезду по территории поста или маршрута патрулирования.

13.12. Принадлежащие специальным и оперативным службам автомобили, подающие специальные световые и звуковые сигналы, могут быть остановлены в тех случаях, когда имеются достоверные данные о том, что указанные автомобили похищены, угнаны, используются в противоправных целях или управляются лицами, находящимися в состоянии опьянения. При нарушении правил дорожного движения водителями данных автомобилей сотрудником ДПС составляется рапорт с указанием всех обстоятельств случившегося.
Оформление ДТП происшествий с участием транспортных средств специальных и оперативных служб, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется в соответствии с установленным порядком.

13.13. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 19.03.2004 N 187.

13.14. Сотрудник ДПС, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии со статьями 27.12 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отстраняет водителя от управления транспортным средством и задерживает транспортное средство до устранения причины задержания.

13.15. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 19.03.2004 N 187.

13.16. Исключен. - Приказ МВД РФ от 28.03.2005 N 209.

13.17. Производит в установленном законодательством Российской Федерации порядке досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится.
О проведении досмотра транспортного средства и досмотра груза составляется протокол (либо делается отметка об этом в протоколе об административном правонарушении). Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправных действий, и их владельцы доставляются в дежурную часть органа внутренних дел, куда передаются также все материалы по данному правонарушению.

13.18. Сотрудник ДПС доставляет нарушителя в дежурную часть строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел в случаях и порядке, предусмотренных статьей 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

13.19. Сотрудник ДПС осуществляет преследование транспортных средств, в которых находятся лица, подозреваемые в совершении преступления, либо водители которых скрылись с места ДТП, или своими действиями подвергают опасности жизнь других участников движения, или не выполняют требования сотрудников милиции об остановке.
В случае, если указанные лица вооружены, сотрудник ДПС докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел, далее действует по указанию дежурного и сообразно обстановке.
Для обеспечения личной безопасности и безопасности участников движения во время преследования сотрудник ДПС обязан:
а) постоянно держать включенными на патрульном транспорте специальные звуковые и световые сигналы;
б) выбирать скорость движения, исходя из конкретных условий;
в) быть внимательным к действиям преследуемых и других участников дорожного движения;
г) докладывать дежурному строевого подразделения или органа внутренних дел о месте своего нахождения и направлении движения;
д) информировать других участников дорожного движения о внимательности и соблюдении мер предосторожности.

13.20. При выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов сотрудник ДПС запрещает дальнейшее движение указанных транспортных средств до получения соответствующего указания от руководства строевого подразделения или дежурного, по возможности приняв меры к отводу таких транспортных средств с проезжей части.

13.21. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.
При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 9). До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

13.22. Все материалы, составленные по выявленным правонарушениям, вместе с задержанными документами передаются по окончании службы в дежурную часть.

13.23. Осуществляя несение службы совместно с представителями общественных формирований по охране правопорядка, инспектор ДПС обязан:
а) знакомить их с особенностями обстановки в районе поста, маршрута патрулирования;
б) оказывать помощь при выявлении правонарушителей.

13.24. Пост или маршрут патрулирования сотрудник ДПС оставляет только с разрешения или по указанию командира строевого подразделения, его заместителей и дежурной части в случаях:
а) принятия неотложных мер по устранению помех и опасностей в движении на соседних участках;
б) задержания и доставления в дежурную часть лиц, допустивших нарушения правила дорожного движения или общественного порядка, либо совершивших преступления или административные правонарушения;
в) доставления задержанных транспортных средств к месту хранения;
г) оказания содействия в выполнении служебных обязанностей другим нарядам милиции, работникам Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также общественных формирований;
д) преследования лиц, совершивших правонарушение;
е) оказания помощи пострадавшим при ДТП, несчастных случаях и др.;
ж) охраны места происшествия;
з) принятия мер к ликвидации пожара и последствий стихийных бедствий;
и) внезапного заболевания;
к) принятия пищи в установленное время.

13.25. Во время несения службы на патрульном транспорте запрещается:
а) перевозить посторонних граждан и грузы, а также оставлять патрульный транспорт без присмотра;
б) превышать установленную скорость движения, самовольно отклоняться от назначенного маршрута и изменять порядок несения службы, если это не вызывается служебной необходимостью;
в) передавать кому бы то ни было управление патрульным транспортом;
г) оставлять без присмотра в патрульном транспорте задержанных лиц.


14. Порядок использования оперативно-технических и специальных средств

14.1. Средства измерения скорости движения, другая аппаратура фиксации нарушений правил дорожного движения, приспособления для принудительной остановки транспортных средств, приборы для выявления подделок в водительских документах и другие оперативно-технические и специальные средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке пользования этими средствами. Запрещается применение средств измерения, не прошедших метрологическую поверку или имеющих просроченные свидетельства о поверке.

14.2. В целях наиболее эффективной эксплуатации средств измерения руководитель подразделения должен анализировать результаты их применения сотрудниками ДПС, влияние использования приборов при надзоре за дорожным движением на состояние дисциплины водителей. С учетом интенсивности транспортных потоков и дорожных условий он должен определять ежедневную расстановку инспекторского состава, которому выданы средства измерения, обеспечивая применение приборов, как правило, в две смены.

14.3. К работе со специальными техническими средствами допускается инспекторский состав ДПС, изучивший инструкции по эксплуатации и сдавший зачеты по правилам их применения.

14.4. Сотрудники ДПС, получившие в пользование оперативно-технические и специальные средства, несут персональную ответственность за их сохранность и работоспособность.

14.5. Средства связи (радио, проводные) применяются для обеспечения управления нарядами, взаимодействия между ними, а также для работы нарядов ДПС с автоматизированными базами данных в запросном режиме.

14.6. Передача информации по каналам связи, организация системы связи и ее функционирование осуществляются в порядке, установленном МВД России, и определяются с учетом местных условий командиром строевого подразделения. Запрещается ведение радиообмена по вопросом, не связанным с выполнением служебных обязанностей.

14.7. Запрещается во время несения службы использование оперативно-технических и специальных средств, не предусмотренных табельной положенностью.


15. Действия сотрудника дорожно-патрульной службы при дорожно-транспортных происшествиях

15.1. О всяком, ставшем известном сотруднику ДПС, происшествии, включая случаи, когда оно совершено вне его поста или маршрута патрулирования, он докладывает в дежурную часть строевого подразделения (органа внутренних дел) и в дальнейшем действует в соответствии с полученными указаниями.
При непосредственном получении сообщения о происшествии сотрудник ДПС обязан внимательно выслушать заявителя и зафиксировать:
а) фамилию, имя, отчество, адрес и номер телефона лица, сообщившего о происшествии;
б) место, время, вид и обстоятельства происшествия;
в) сведения о пострадавших;
г) сведения об оказании пострадавшим медицинской помощи;
д) в какие лечебные учреждения и кем направлены пострадавшие;
е) тип, марку, цвет и государственные регистрационные знаки транспортных средств, на которых были отправлены пострадавшие;
ж) сведения о транспортных средствах, причастных к данному происшествию.

15.2. По прибытии на место происшествия, в котором пострадали люди, сотрудник ДПС до приезда следственно-оперативной группы:

15.2.1. Определяет число пострадавших; сравнительно оценивает степень тяжести их состояния; вызывает скорую медицинскую помощь; до ее прибытия или в случае невозможности вызова лично оказывает первую медицинскую помощь и, при необходимости, организует доставку в медицинские учреждения; выясняет фамилии, имена, отчества, место жительства (место работы) пострадавших.

15.2.2. Устанавливает водителей, транспортные средства которых участвовали в происшествии, и других причастных к нему лиц, изымает в установленном порядке водительские документы у участников происшествия.

15.2.3. Обеспечивает присутствие указанных лиц на месте происшествия до прибытия следственно-оперативной группы.

15.2.4. Выявляет свидетелей происшествия и записывает их данные.

15.2.5. Принимает меры к сохранности и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию.

15.2.6. Докладывает прибывшему на место происшествия руководителю следственно-оперативной группы (прокурору, следователю, сотруднику, осуществляющему дознание) сведения о причастных к происшествию лицах и свидетелях, передает вещественные доказательства и в дальнейшем действует по его указанию.

15.2.7. Организует в необходимых случаях движение транспорта в объезд, а при невозможности сделать это - фиксирует в присутствии двух понятых и участников происшествия расположение транспортных средств, следов происшествия и других предметов, имеющих отношение к нему, после чего принимает меры к возобновлению движения.

15.2.8. Выясняет, если водитель на транспортном средстве с места происшествия скрылся, вероятное направление его движения, марку, тип, государственный регистрационный знак, цвет, а также особые приметы транспортного средства и водителя.
Полученные при осмотре места происшествия и опросе свидетелей данные о скрывшемся транспортном средстве и водителе сотрудник ДПС немедленно докладывает дежурному строевого подразделения или органа внутренних дел, в дальнейшем действует в соответствии с их указаниями.

15.2.9. При оформлении материалов по происшествию с транспортным средством, в котором находятся лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями (если они не нуждаются в медицинской помощи), сотрудник ДПС предлагает водителю присутствовать при составлении материалов по данному происшествию; если водитель или кто-либо из пассажиров выражает нежелание присутствовать при составлении материалов, он записывает необходимые сведения об участниках происшествия и разрешает им уехать. В таких случаях в протоколе осмотра места происшествия делается запись о причине отсутствия водителя и подписывается составителем протокола и двумя свидетелями.

15.3. Оформление материалов о нарушениях правил дорожного движения, повлекших повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных сооружений или иного имущества и причинивших при этом только материальный ущерб, по указанию дежурного осуществляется сотрудником ДПС самостоятельно в соответствии с установленным в органах внутренних дел порядком производства по делам об административных нарушениях и иных норм, действующих в области дорожного движения.

15.4. Прибыв на место происшествия с участием транспортного средства, перевозящего опасные грузы, или место его вынужденной остановки, сотрудник ДПС обязан:

15.4.1. Проконтролировать правильность обозначения места ДТП или вынужденной остановки транспортного средства способами, предусмотренными пунктом 7 Правил дорожного движения Российской Федерации и подпунктом 5.1.11 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом <*>.


<*> Утверждены Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73 (зарегистрирован в Минюсте России 18 декабря 1995 г. N 997).


15.4.2. Сообщить в дежурную часть строевого подразделения время и место происшествия, его причины и последствия (техническая неисправность транспортного средства, повреждение тары либо упаковки груза, вызвавшее его утечку), число пострадавших лиц и характер полученных ими травм, наименование опасных грузов, их количество и далее действовать по указанию дежурного.

15.4.3. Оказать содействие в ликвидации причин и последствий вынужденной остановки транспортного средства.

15.4.4. В случае невозможности установления опасных свойств перевозимых грузов перекрыть движение на дороге на расстоянии не менее 300 метров от места происшествия и не допускать к месту происшествия посторонних лиц.

15.4.5. Докладывать в дежурную часть строевого подразделения об изменении обстановки на месте происшествия.


16. Работа по розыску транспортных средств

16.1. Сотрудник ДПС осуществляет работу по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, а также раскрытию по "горячим следам" иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств.

16.2. При несении службы на постах и маршрутах патрулирования сотрудник ДПС останавливает транспортные средства, сходные по марке, цвету и характерным приметам с находящимися в розыске, сверяет тип, модель, государственный регистрационный знак, идентификационный номер, номера шасси (рамы), кузова и двигателя с данными, записанными в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации, техническом паспорте, талоне, паспорте транспортного средства), и через дежурную часть подразделений органов внутренних дел или имеющимся в наличии автоматизированным информационно-поисковым системам проверяет по учетам разыскиваемых транспортных средств, распределенной и утраченной спецпродукции реквизиты проверяемых номерных агрегатов и регистрационных документов.

16.3. В случае обнаружения разыскиваемого транспортного средства сотрудник ДПС немедленно докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел, принимает меры к его задержанию и лиц, находящихся в нем. При этом принимаются все необходимые меры по соблюдению личной безопасности, безопасности участников дорожного движения, а также меры к сохранности следов, орудий преступления, иных вещественных доказательств.

16.4. Оформление материалов при задержании разыскиваемых транспортных средств и лиц, совершивших преступные деяния, а также при обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах заводами-изготовителями, несоответствия номеров агрегатов регистрационным документам, учетным данным, документов, находящихся в числе утраченных (похищенных), проводится в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Собранные первичные материалы, задержанные лица и транспортные средства передаются в орган внутренних дел по месту совершения правонарушения.

16.5. При введении в действие плана неотложных оперативно-поисковых мероприятий "ПЕРЕХВАТ" ("ПЕРЕХВАТ-1") наряды ДПС передислоцируются на заградительные посты и осуществляют проверку проходящих транспортных средств, сходных по приметам с разыскиваемыми.


17. Несение службы на стационарных постах дорожно-патрульной службы

17.1. На сотрудников ДПС, задействованных в наряд на стационарных постах ДПС, возлагается:

17.1.1. Надзор за дорожным движением, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также осуществление распорядительно-регулировочной деятельности.

17.1.2. Проверка транспортных средств, грузов, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений.

17.1.3. Розыск и задержание лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.

17.1.4. Выявление водителей и пассажиров, незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и наркотикосодержащие вещества, а также подозреваемых в совершении иных преступлений.

17.1.5. Опрос водителей об имеющихся фактах или случаях угрозы нападения в пути следования, а также о состоянии дорог, дорожных условий, оставленных в ночное время на проезжей части транспортных средствах.

17.1.6. Оказание содействия водителям транспортных средств при остановке на ночь в зоне поста.

17.1.7. Проверка лиц, транспортных средств, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации, в том числе по базам угнанного и похищенного транспорта, утраченной и похищенной спецпродукции, разыскиваемых лиц, досмотр транспортных средств.


18. Взаимоотношения с участниками дорожного движения

18.1. Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.

18.2. При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость.

18.3. Действия сотрудников ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) - подаваться своевременно.

18.4. Сотрудники ДПС при остановке транспортных средств обязаны подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителей.
Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.

18.5. Не следует сообщать о действительной причине остановки транспортного средства в случаях, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления либо причастности к ДТП. При этом сотрудник ДПС должен найти предлог для разговора с водителем, не раскрывая истинного характера своих намерений.

18.6. Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.

18.7. Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения Российской Федерации и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.
Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.
С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.
Документы, приобщаемые к составленным материалам, принимаются без обложек.

18.8. При привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации сотрудник ДПС разъясняет нарушителю права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

18.9. Сотрудники ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершенное правонарушение. При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения он сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок обжалования своих действий.

18.10. При пресечении правонарушений сотрудники ДПС должны исходить из возложенных на них задач по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов.
Сотрудникам ДПС при несении службы запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности.

18.11. В случаях необходимости сотрудники ДПС обязаны оказывать содействие гражданам:

18.11.1. В организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП и доставления их в лечебные учреждения.

18.11.2. В защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, а также по охране их собственности.

18.11.3. В разъяснении специфики поведения и проезда по территории обслуживаемого маршрута.

18.11.4. В возможном устранении технических неисправностей транспортных средств и транспортировке поврежденных транспортных средств.

18.12. Порядок взаимоотношений с судьями, работниками органов прокуратуры, имеющими классные чины, военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими должностными лицами определяется действующим законодательством Российской Федерации, устанавливающим их правовой статус.

19. Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства

19.1. Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляются на основании законодательства Российской Федерации и международных соглашений (договоров), в соответствии с которыми виновные в нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации могут быть привлечены к ответственности. Не могут быть принуждены к даче свидетельских показаний, привлечены к административной ответственности, подвергнуты задержанию и досмотру лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями.

19.2. При осуществлении надзора за дорожным движением сотрудники ДПС должны руководствоваться следующим:

19.2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право свободного передвижения по территории Российской Федерации, за исключением территорий с регламентированным посещением для них.

19.2.2. Иностранные граждане и лица без гражданства, передвигающиеся по территории Российской Федерации на автомобилях, должны иметь при себе:
а) документы, удостоверяющие личность, - дипломатическую (консульскую) или служебную карточки либо удостоверение личности, выдаваемые Министерством иностранных дел Российской Федерации (сотрудники, административно-технический и обслуживающий персонал иностранных посольств и консульств, а также сотрудники международных организаций, аккредитованных при МИД России), заграничный паспорт с регистрацией в органах внутренних дел, гостиницах или принимающих организациях, либо разрешение на постоянное проживание или вид на жительство установленного образца (иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации);
б) документы на право управления автомобилем - международное или национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении, принятой 8 ноября 1968 г. в Вене на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г., либо удостоверение, выданное подразделениями ГИБДД МВД, ГУВД, УВД;
в) регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации - разрешение таможенных органов;
г) документы на право пребывания на территории Российской Федерации и передвижения по районам с регламентированным посещением; при пребывании на территории Российской Федерации до 6 месяцев - водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении или национальные, с заверенным в установленном порядке переводом; со сроком пребывания свыше 6 месяцев - российское национальное водительское удостоверение; въездную визу (автотуристы, в том числе водители иностранных автобусов); разрешение органов внутренних дел с отметкой в визе, виде на жительство или вкладыше к документу, удостоверяющему личность (иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации); разрешение на перевозку груза (иностранные водители грузовых автомобилей).
Примечания. 1. Личные и служебные транспортные средства иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию на срок до 6 месяцев, подлежат постановке на учет в таможенных органах Российской Федерации, а ввозимые на срок более 6 месяцев - регистрируются в подразделениях ГИБДД с заменой национальных номерных знаков.

2. Международные водительские удостоверения, а также национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении при наличии заверенного их перевода, действительны на территории Российской Федерации.


20. Меры обеспечения личной безопасности

20.1. При осуществлении надзора за дорожным движением сотрудник ДПС обязан соблюдать следующие основные меры личной безопасности:

20.1.1. Выбирать место несения службы так, чтобы быть отчетливо видным участникам дорожного движения и иметь возможность для своевременного пресечения правонарушения.

20.1.2. В темное время суток и в условиях ограниченной видимости нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение.

20.1.3. Избегать нахождения на скользких участках дорожного покрытия.

20.1.4. Выбирать для остановки транспортного средства в темное время суток наиболее освещенный участок дороги, при невозможности - использовать свет фар патрульного транспорта.

20.1.5. Находиться рядом с остановленным транспортным средством следует так, чтобы исключить водителю возможность нанесения сотруднику ДПС удара при резком открытии двери или внезапном начале движения.

20.1.6. Избегать проведения на проезжей части дороги разбора правонарушения, если это создает помехи для движения транспорта или угрозу личной безопасности.

20.1.7. Включать специальные световые сигналы на движущемся патрульном транспорте при остановке транспортных средств участников дорожного движения. При проверке транспортного средства патрульный транспорт следует парковать позади остановленного.

20.3. В процессе проверки документов сотрудник ДПС должен выбирать безопасную дистанцию между собой и водителем, не поворачиваться к нему спиной и вести наблюдение за лицами, находящимися в транспортном средстве или рядом с ним. Другие сотрудники, находящиеся в составе наряда, должны занимать положение, позволяющее обеспечивать взаимную страховку.

20.4. В случае обнаружения разыскиваемых транспортных средств или лиц, подозреваемых в совершении преступления, сотрудники, находящиеся в наряде, принимают в зависимости от конкретной обстановки необходимые меры предосторожности при проведении досмотра транспортного средства или личного досмотра задержанных с целью выявления и изъятия оружия.
Досмотр транспортного средства следует проводить после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль одним из сотрудников наряда.

20.5. При вынужденном отклонении от предписанного маршрута патрулирования или длительном оставлении поста сотрудник ДПС в обязательном порядке докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения, а при отсутствии такой возможности - на ближайший пост.

20.6. При оформлении ДТП необходимо проконтролировать установку предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации аварийных сигнальных средств, при необходимости - выставить дополнительные, а также включить специальные световые сигналы, обеспечить взаимную страховку.

Чтобы быть защищенным на дороге и аргументировано отстаивать собственный взгляд на произошедшее, каждому автомобилисту важно знать права и обязанности инспектора ДПС ГИБДД 2018 .

Останавливаться или нет?

Форма и хорошо различимый нагрудный знак, вежливость и тактичность – таковы главные приметы работника дорожно-постовой службы, деятельность которого с 2009 года регулировалась приказом № 185. Из него, в частности, следует, что автоинспектор имеет право останавливать автомобиль на стационарных постах и в оборудованных помещением и средствами спецсвязи местах нахождения нарядов ДПС. Такие правила во многом определялись плохим качеством радиосвязи и отсутствием интернета.

ориентировка на авто или водителя;

необходимость получения свидетельских показаний по конкретному правонарушению;

при совершении регулировочного маневра, например, для создания коридора для скорой помощи, машин МЧС и пр.;

привлечение автомобиля для выполнения служебных обязанностей, привлечение водителя и/или транспортного средства для помощи пострадавшим.

С 20 октября 2018 года вступил в силу новый регламент МВД – приказ № 664. Где инспектор ДПС имеет право остановить автомобиль теперь? В любом месте на дороге.

Новые права инспектора ДПС многие расслабившиеся автомобилисты уже могли прочувствовать на собственной шкуре, когда сотрудник ГИБДД возникал из ниоткуда и приказывал остановиться характерным взмахом полосатой палочки.

Остальные действия инспектора остались без изменения. Он обязан:

представиться, указав фамилию и должность, номер значка;

озвучить причину остановки;

предъявить раскрытое удостоверение, не выпуская его из рук (по просьбе водителя).

Останавливаться следует в том случае, если вы убеждены, что сотрудник обращается к вам и его требования вам понятны. Если ваша остановка противоречит правилам дорожного движения, например, есть запрещающие знаки, участок дороги имеет ограниченную видимость или прекращение движения создаст опасность на дороге, вы имеете право не реагировать.

Что может проверить сотрудник ДПС?

Стоит знать, что имеет право проверить инспектор ДПС, а что – нет. Первое – огнетушитель, аварийка и аптечка. Эти предметы водитель обязан иметь для того, чтобы не нарушать правила эксплуатации транспортного средства. Проверить их наличие могут, но отсутствие вовсе не свидетельствует о нарушении. Вполне возможно, что водитель час назад тушил чей-то автомобиль или оказывал первую медицинскую помощь, а теперь отравляется в ближайший магазин, чтобы купить новый огнетушитель или лекарственные средства.

На заметку! Составить протокол полицейский может, но в этом случае вам необходимо приложить к бумаге свою объяснительную причины отсутствия огнетушителя, аптечки или знака аварийной остановки.

Нередко нарекания вызывает степень тонированности стекол. Имеет ли право инспектор ДПС замерять тонировку? Да, но только при наличии закрепленных в ГОСТе приборов (Блик, Свет, Тоник и пр.), имеющих:

свидетельство об исправности и точности данных от метрологической службы;

этикетку с датой проверки;

личную пломбу автоинспектора.

Ст. 27 КоАП РФ не запрещает задержание и доставку водителя в ГИБДД на срок до 3 часов, но не предполагает задержание и доставку автомобиля на станцию техобслуживания при наличии свидетельства о прохождении ТО.

Имеет ли право инспектор ДПС проверять техосмотр? Ответ зависит от категории транспортного средства. У водителей личных авто – нет, а у водителей такси, общественного транспорта и спецтранспорта, перевозящего опасные грузы, – да.

На заметку! С конца 2018 г. каждый техосмотр будет фиксироваться на камеру, чтобы снизить количество выданных диагностических карт без фактической проверки технического состояния автомобиля.

Зачем же тогда проходить осмотр, если штрафа не будет? Во-первых, чтобы убедиться в исправности автомобиля и повысить степень его безопасности, во-вторых, чтобы получить выплаты по страховому полису, в-третьих, чтобы приобрести сам полис. Имеет ли право инспектор ДПС проверять ОСАГО? При наличии техосмотра у перечисленных выше категорий транспорта, нет.

Имеет ли право инспектор ДПС проверять страховку ? По действующим правилам дорожного движения, да, так как она входит в перечень обязательных документов, которые водитель должен иметь при себе во время управления транспортным средством наряду с водительскими права ми и регистрационными документами на авто. Но предъявлять автогражданку нужно только при оформлении протокола или при дорожно-транспортном происшествии.

Отвечая на вопрос, имеет ли право инспектор ДПС проверять тахографы , следует понимать, что специальным оборудованием оснащаются только автобусы (с количеством пассажирских мест более 8) и грузовики массой более 3,5 тонн. Именно в них и проверяется наличие тахографов.

Досмотр, осмотр или обыск?

Имеет ли право инспектор ДПС проверять багажник? Может ли брать личные вещи, открывать сумки, бардачок? Эти вопросы нередко вызывают споры в силу незнания различий между досмотром, осмотром и обыском. Предлагаем разобраться.

При визуальном осмотре автомобиля сотрудник ДПС оценивает внешнее состояние транспортного средства. Инспектор может также заглянуть в салон авто через стекла. Этим осмотр и ограничивается.

Досмотр предполагает более широкие возможности, но для них должны быть основания – подозрение, что в авто находится что-либо, доказывающее совершенное преступление (оружие, наркотические средства, краденые вещи и пр.). Досмотр обязательно проводится в присутствии двух понятых и завершается составлением протокола, при этом досматриваться может не только содержимое авто, но и личные вещи, однако показывать их должен владелец. Настоятельно рекомендуется вести запись происходящего, причем делать это могут обе стороны.

Важно! При личном досмотре понятые должны быть того же пола, что и задержанный, а их поиск полностью ложится на плечи подразделения полиции.

Крайне важно, что во время досмотра полицейский не может самостоятельно брать ваши вещи, выкладывать их из авто, переставлять, переносить и т.д. – делать всё это по его просьбе должен владелец транспорт ного средства или понятые. Как только полицейский коснулся содержимого в машине, его действия приравниваются к обыску, на который представитель закона должен иметь разрешение прокурора.

На заметку! Если осмотр проводится при отсутствии водителя или лиц, сопровождающих грузы, не может, то проведение досмотра без водителя допускается.

Открывать багажник по просьбе инспектора вы не обязаны. Если он хочет досмотреть содержимое, пусть приглашает понятых и составляет протокол. Иногда полицейские идут на хитрость и просят предъявить огнетушитель или знак аварийки, которые обычно лежат именно в багажнике. И снова вы не обязаны выполнять данную просьбу.

После проведения досмотра составляется протокол, где указывается опись найденных вещей, дата и время, данные участников процедуры. Копия сразу же передается водителю для ознакомления, а затем дается на подпись оригинал. В случае отказа подписывать документ, в нем ставится соответствующая отметка.

Новое в законодательстве-2018

Перечислим наиболее значимые нововведения, которые регламентируют права водителей перед инспектором в законах 2018 года , в первую очередь, упомянутого в начале приказа 664.

Автоинспекторам разрешено фиксировать нарушения камерами в зоне действия временных знаков. Однако, если знак дорожники не убрали в заявленные сроки, то нарушившим правила в зоне действия неактуальных знаков штрафы выписывать не будут.

Инспектору отныне запрещено препятствовать водителю, который снимает происходящее на камеру (видео или фото). Если гаишник ссылается на 24 статью Конституции, то ему стоит напомнить, что речь в ней идет о запрете публикации съемки частного лица. Вы выкладывать видео нигде не собираетесь, да и сотрудника полиции вряд ли можно считать частным лицом.

Лишать водительского удостоверения или снимать регистрационные знаки на месте автоинспектор не имеет права.

Передавать документы инспектору нужно в чистом виде, освободив от обложек, скрепляющих цепочек и прочего. В противном случае полицейский обязан вернуть документы и попросить их очистить от мишуры.

Имеет ли право инспектор ДПС снимать ксенон? Нет, но на основании части 3 статьи 12.5 КоАП он вполне может выписать штраф – от 500 до 5000 рублей, или инициировать судебное дело по лишению водителя прав.

С 20 октября ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП – именно те, что нужны страховой в качестве подтверждения. Сотрудник ГИБДД выдаст либо протокол о возбуждении/отказе от возбуждения административного дела, либо протокол о штрафе.

Имеет ли право инспектор ДПС штрафовать пешеходов? Несомненно, ведь они являются равноправными членами дорожного движения, за безопасность которого отвечает ГИБДД.

На заметку! С сентября 2013 г. по ст.12.29 КоАП пешеходам-нарушителям выписывается штраф в 500 рублей, чаще – делается устное предупреждение.

Зная закон, легко отстоять свою позицию, избежав скандала и ущемления своих прав. При всех нарушениях следует незамедлительно звонить 02 и в 10-дневный срок подавать письменную жалобу на незаконные действия полицейского.

Обязанности инспектора ДПС регулируются законодательством так же, как и его права. Он является таким же участником дорожного движения, как и водитель, поэтому общение должно происходить на равных.
Если сотрудник дорожной полиции превышает свои полномочия, вы вправе подать на него жалобу , но для этого знание его прав и обязанностей необходимо. В представленной статье мы разберем, как должен вести себя инспектор на дороге и при остановке авто, а также варианты действий водителя, при нарушении им правил.

○ Какими правами обладает сотрудник ДПС?

Права инспектора дорожной полиции регулирует:

  • Закон РФ «О полиции».
  • Административный регламент.
  • Приказ МВД РФ от 20.04.1999 №297 «Наставление по работе дорожно-патрульной службы…».
  • Приказ МВД от 1.06. 1998 № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции РФ».

Опираясь на эти нормативные акты, можно определить, какими правами наделяется сотрудник ДПС при выполнении служебных обязанностей.

Проверка документов.

После остановки водителя, инспектор должен:

  • Незамедлительно подойти к машине.
  • Поздороваться, приложив правую руку к головному прибору и представиться: назвать ФИО, должность и звание.
  • Оозвучить причину остановки.
  • Представить служебное удостоверение, если водитель этого потребует (желательно зафиксировать у себя полученные данные).
  • Изложить требование о передаче документов для проверки: без обложки и без удерживающих устройств.

Остановка производится на короткий срок, инспектор не вправе задерживать водителя, если нет административного правонарушения.

Проверка документов вне стационарного поста может быть по следующим основаниям:

  • Выявление признаков нарушения ПДД.
  • Наличие ориентировки или иной информации о причастности водителя к какому-либо правонарушению.
  • В рамках специальных мероприятий, которые направлены на уменьшение количества ДТП и его последствий.

Привлечение в качестве понятого.

Необходимость привлечения водителя в качестве понятого – основание для остановки водителя.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
(п.1 ст. 25.7 КоАП РФ).

Привлечение в качестве понятого относится к случаям, когда водитель должен выйти из машины и проследовать за инспектором. Перед этим сотрудник обязан:

  • Представиться.
  • Нназвать причину остановки.
  • Изложить просьбу о привлечении в качестве свидетеля.
  • После составления протокола предложить документ на подпись.

Важно учитывать, что вы должны быть независимым лицом, регулирующим законность действий сотрудника. Любые требования инспектора о внесении показаний, не соответствующих действительности – неправомерны.

○ Какие обязанности у инспектора?

Обязанности сотрудника ДПС регламентируются законодательно. Порядок действий устанавливается в соответствии с Приказами МВД «Наставление по работе дорожно-патрульной службы…» и «О реформировании деятельности Госавтоинспекции РФ», а также административным регламентом.

Общие обязанности инспектора следующие.

Проверка ориентировок.

При остановке водителя, инспектор не обязан демонстрировать ему ориентировку, на основании которой производится проверка. Но она может быть использована для предъявления требования о досмотре.

Досмотр проводится с целью проверки фактического содержимого машины, при этом инспектор не вправе трогать какие-либо вещи. Водитель сам перекладывает предметы, которые мешают обзору, в противном случае, это уже обыск, на который должно быть соответствующее разрешение.

Досмотр проводится в присутствии двух свидетелей с составлением протокола.

Задержание нарушителя.

Процедура задержания транспортного средства и его водителя регламентируется ст. 27.13 КоАП РФ. Это одна из мер производства по делам об административных правонарушениях.

Необходимо различать понятия «остановка» и «задержание». Второе означает ограничение свободы и не может производиться на месте остановки. Инспектор обязан доставить водителя в специальное помещение отделения МВД РФ, при этом, водитель имеет право на уведомление родственников. Подобное требование должно быть удовлетворено незамедлительно.

Задержание может длиться до 3 часов, если будет выявлено, что в отношении водителя ведется производство (например, за неуплату штрафов), то ограничение свободы могут продлить до 2 суток.

Опрос очевидцев нарушения ПДД.

Привлечение свидетелей является важным пунктом оформления протокола. В их качестве могут выступать проезжающие водители. Нужно знать, что в качестве понятых не может выступать второй инспектор, а также пассажиры.

Данные очевидцев вносятся в протокол. Опрос должен проводиться в корректной форме, допускается спрашивать только нужные сведения (ФИО, адрес регистрации, паспортные и контактные данные). Запрашивание любых иных данных (например, место работы, объем заработной платы и пр.) является незаконным.

○ Нужно ли выходить из автомобиля, если того требует инспектор?

Водитель обязан покидать салон только, если:

  • Он задерживается за правонарушение.
  • Его отстраняют от управления ТС.
  • Производится досмотр авто.

Во всех остальных случаях инспектор может только предложить выйти из машины, а делать это или нет, решает водитель.

При требовании покинуть авто, инспектор должен представиться и указать причину, на основании чего это надо сделать.

○ Оформление протокола при управлении ТС в состоянии алкогольного опьянения.

Если инспектор заподозрил водителя в том, что он находится в состоянии алкогольного опьянения, последнему предлагается пройти освидетельствование на алкотестере. Для этого инспектор должен:

  • Составить акт об отстранении от управления.
  • Привлечь двух свидетелей.
  • Продемонстрировать присутствующим результаты прибора.
  • Составить протокол.

Несоблюдение любого из перечисленных условий является основанием для оспаривания составленного протокола.

Статья будет полезна водителям транспортных средств, особенно начинающим. Из статьи вы узнаете, какие права и обязанности имеются у водителя, автомобиль которого остановил инспектор ДПС ГИБДД, какими правами наделен инспектор, какие у него обязанности связанные с остановкой транспортного средства. Изложение прав и обязанностей сопровождается ссылками на законодательство, действующее на момент написания статьи.

Внимание!

20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 года № 664, а точнее указанный Приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»

В связи с этим некоторые положения, указанные в данной статье претерпели изменения с обозначенной даты. Однако много того, что написано ниже настоящего примечания перекочевало в новый Регламент, чему-то не нашлось в нем места.

Первое что хочется отметить, это то, что по старому 185 Приказу МВД от 02.03.2009 года остановка автомобиля не на стационарном посту ДПС для проверки документов являлась нарушением со стороны инспектора указанного Приказа. Новый Административный регламент дает право инспектору ДПС ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов в любом месте, за исключением мест, в которых в соответствии с ПДД остановка запрещена.

Одновременно ужесточились требования к проверке документов. По новому Регламенту, где бы не остановил инспектор ГИБДД для проверки документов, на стационарном посту, или в ином месте, ему теперь нужны для этого основания (п. 106 нового Регламента).

Остальные основания для остановки транспортного средства, указанные в Приказе №185 остались прежними, однако к ним добавилось еще несколько. Например, сотрудник ГАИ может останавливать транспортные средства для обеспечения проезда автомобилей специального назначения, в том числе скорой помощи, МЧС и иных машин аварийно-спасательных служб.

Кроме того работнику ДПС предоставлено право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров. Однако такое право возникает тогда, когда имеются основания подозревать, что они совершили преступление или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.

Также в старом Регламенте было четко определено, что водитель вправе при общении с инспектором ГИБДД снимать его действия на видео или вести аудиозапись, а инспектор в свою очередь не вправе препятствовать этому. Новый Административный регламент такое право водителя не содержит. Зато право инспектора производить видео или аудио запись осталось. Значит ли это, что водители лишились права запечатлеть общение с сотрудниками ДПС ГИБДД? Об этом читайте в одной из следующих статей раздела блога - «Дела дорожные ».

В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.

Ссылки на новые публикации раздела блога - «Дела дорожные », имеющие отношение к правам и обязанностям водителя, а также инспектора при остановке им автомобиля, будут даны ниже в настоящем примечании.

В каких случаях сотрудник ДПС имеет право остановить автомобиль?

Законодательно закреплены 10 оснований для остановки транспортного средства, перечень которых содержит Административный регламент, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 (далее - Административный регламент или Регламент). Эти основания указаны в п. 63 Регламента.

Основаниями к остановке являются:

    установленные визуально или зафиксированные техническими средствами нарушения ПДД;

    наличие данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступлению или административному правонарушению;

    наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также, если имеются основания полагать, что т/с находится в розыске;

    необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

    необходимость привлечения водителя в качестве понятого;

    выполнение распорядительно-регулировочных действий;

    необходимость использования транспортного средства (транспортные средства граждан могут быть использованы сотрудниками полиции в исключительных случаях , например, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств и др. неотложных случаях) ;

    необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

    проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, находящихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия проводятся на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции;

    проверка документов, таких как водительское удостоверение, доверенность, полис ОСАГО документов на транспортные средства и перевозимые грузы, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Остановка сотрудником ДПС ГИБДД

Требование об остановке транспортного средства инспектор ГИБДД может подать с помощью громкоговорителя или жестом руки, направленной на транспортное средство, при этом может применяться жезл или красный диск со световозвращателем. Дополнительно для привлечения внимания водителя инспектор может воспользоваться свистком, а также «мигалкой» и специальными звуковыми сигналами.

При остановке автомобиля сотрудник ГИБДД, если он подает сигналы об остановке, должен указать место остановки (п. 65 Регламента).

Сотрудник ДПС не вправе останавливать автомобиль на участках дорог, где это запрещено правилами дорожного движения (например, на трамвайных путях, на эстакадах, мостах, путепроводах, в тоннелях, на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними и др. местах). Исключением могут быть случаи, когда такая остановка связана, например, с необходимостью пресечения преступления или предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения и др. чрезвычайных случаях (п. 66 Регламента).

Примите к сведению!

Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства влечет административную ответственность по ст. 12.25 КоАП РФ. В настоящий момент (29/09.2017 года) наказание предусмотрено в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб.

Остановил сотрудник ГИБДД, права и обязанности водителя

Наконец добрались до сути, которая указана в названии статьи. И так, остановка состоялась, вас остановил ГАИшник. Какие у водителя есть права и обязанности в случае остановки транспортного средства?

Остановив автомобиль, сотрудник должен незамедлительно подойти к нему. Вы имеете право не выходить из машины и вести разговор с инспектором через приоткрытое окно. Работник ГИБДД должен представиться - назвать свою должность, звание и фамилию. Если инспектор не представился - попросите его сделать это. После этого он обязан сообщить причину и цель вашей остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, если вы привлекаетесь в качестве свидетеля либо понятого, то инспектор должен разъяснить вам права и обязанности, предусмотренные законом (п. п. 20, 67 Регламента).

Если инспектор не назвал причину остановки, спросите его об этом.

Если в ответ инспектор говорит, что причина остановки - проверка документов, то можете спросить его, почему он нарушает пункт 63 Административного регламента. Как правило, этим все и заканчивается, инспектор желает вам счастливого пути.

Однако бывают случаи, когда инспектор неадекватно реагирует на такое замечание и, повышая тон, требует передать документы.

В этом случае вежливо попросите инспектора не повышать тон, напомните ему об обязанности сотрудника ГИБДД в разговоре с участниками дорожного движения быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", проявлять спокойствие и выдержку (п. 19 Регламента).

Перепишите номер жетона сотрудника ГИБДД и попросите предъявить вам в развернутом виде личное служебное удостоверение. Не хочет предъявлять? Тогда напомните ему еще об одной его обязанности, предусмотренной абз. 5 п. 20 Регламента и ст. 5 «Закона о полиции», а именно, что он по первому требованию водителя должен показать служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

Предъявил, хорошо. Перепишите данные удостоверения, имеете на это полное право. Эти данные могут пригодиться при возникновении конфликтной ситуации и дальнейшем написании жалобы.

Если все же попался «упертый» инспектор и даже после напоминания о его обязанностях он не предъявляет вам удостоверение, или, если он вытащил и сразу убрал удостоверение в карман, не дав вам ознакомиться с содержанием удостоверения и записать данные, то предупредив его, звоните по номеру службы доверия (номер должен быть нанесен на патрульный автомобиль) или единому номеру МВД - «102», экстренной службы - «112» либо по номеру телефона управления собственной безопасности (телефоны горячей линии службы доверия МВД, а также ГУСБ России и УСБ по Московской области найдете в конце статьи).

По телефону сообщите, что в таком-то месте, в нестационарного поста ДПС, вас остановил какой-то субъект, переодетый в форму похожую на форму ДПС, который по вашему требованию отказывается предъявить служебное удостоверение, а причину остановки называет «проверка документов». Звонок в службу доверия поможет вам выяснить, действительно ли стоящий перед вами человек является сотрудником ГИБДД. Кроме того, такие звонки фиксируются, и это в дальнейшем также может помочь в обжаловании незаконных действий сотрудника ГИБДД.

Помните, что водитель вправе фиксировать общение с работниками ДПС с помощью видео- и звукозаписывающих устройств, при этом инспектор не вправе препятствовать этому. В некоторых случаях законодательство предусматривает запрет на ведение видео- и аудиозаписи. О существовании такого запрета инспектор должен сообщить водителю. Также надо помнить, что инспектор ДПС также имеет право снимать на видео или производить аудиозапись (п. п. 24, 25 Регламента).

Пунктом 70 Регламента установлено, что у инспектора ГИБДД есть вправо предложить водителю выйти из автомобиля . Именно предложить, но никак не требовать.

Так у сотрудника ДПС появляется право озвучить такую просьбу:

  • - в случае необходимости устранения технической неисправности автомобиля или нарушений правил перевозки грузов;
  • - при наличии у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • - для сверки в присутствии водителя (владельца автомобиля) номеров агрегатов и узлов автомобиля с записями в регистрационных документах;
  • - для личного досмотра, осмотра или досмотра автомобиля и груза;
  • - когда требуется его участие в процессуальных действиях, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • - когда его поведение создает угрозу личной безопасности инспектора;

В каких случаях просьба работника ДПС выйти из машины может стать обязанностью водителя, узнаете из одной из следующих статей, здесь эту тему затрагивать не буду, но если в вкратце, то такая обязанность может наступить в отдельных случаях после составления определенного протокола.

И так, помимо просьбы выйти из машины инспектор также вправе предложить переместить автомобиль в иное указанное инспектором место, если:

Нахождение автомобиля в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;

Нахождение инспектора на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в автомобиле, создает угрозу личной безопасности инспектора;

Кроме того инспектор вправе предложить водителю занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Сегодня в России стала обыденной и привычной ситуация, когда сотрудник ГИБДД небрежным взмахом жезла останавливает на дороге проезжающий мимо транспорт. Причина остановки может быть самая разная, однако водителю следует знать, на каких основаниях может останавливать транспорт сотрудник полиции, исполняющий служебные обязанности. Согласно полицейской инструкции сотрудник ДПС после взмаха жезлом должен указать место остановки транспорта.

Причины остановки транспорта сотрудником ДПС

Инспектор ГИБДД не имеет право останавливать автомобиль без причины, для остановки ТС должны быть основания. Основания для остановки машины приведены в новом , вышедшем в октябре 2017 года. В соответствии с ним инспектор ГИБДД имеет право останавливать для:

  1. Проверка документов, как на автомобиль, так и у водителя, при наличие данных о совершение им преступлений.
  2. Наличие нарушений ПДД со стороны водителя, установленных визуально или с помощью технических средств. Например, если водитель свет светофора, совершил полосы или на трассе, которое было зафиксировано радаром, то инспектор, заметивший данное нарушение, имеет право остановить его для оформления постановления о административном правонарушении.
  3. Информация о нахождении в автомобиле людей, причастных к совершённому ранее ДТП, преступлению или иному правонарушению. Эти сведения могут поступить инспектору различным способом: в качестве ориентировки, информации от дежурной службы, как сведения, переданные по рации с патрульной машины или предыдущего поста, как показания свидетелей происшествия и т.д.
  4. Нахождение автомобиля в списке разыскиваемых машин.
  5. Наличие данных о водителе или пассажире машины как свидетеля происшествия, у которого необходимо снять свидетельские показания.
  6. Потребность использования пассажира или водителя в роли понятого при расследовании ДТП.
  7. Необходимость производства регулировочных или распорядительных действий, требующих остановки автомобиля, например, поочередное движение на узком участке дороги, регулируемое представителем Госавтоинспекции.
  8. Предоставление машины для помощи пострадавшим, медицинским работникам или полицейским в исполнении служебных обязанностей. В случае предоставления своей машины водитель может управлять своим ТС, а полицейский находится рядом. По требованию водителя сотрудник ДПС обязан выдать ему справку с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекци
  9. Проведение специальных оперативных полицейских мероприятий, выполняемых на основании письменных приказов, распоряжений и постановлений полномочных государственных органов.
  10. В случае возникновения на дороге опасной ситуации для людей, например, обвал дороги, ее ремонт и т.д.

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

Кроме сотрудников автоинспекции останавливать автомобиль по могут регулировщики, к которым относятся дорожные работники, работники железнодорожных переездов и паромных переправ

Как должен останавливать ТС, какие документы предъявляет инспектор

Одним из поводов для остановки является проверка документов. Если раньше проверка документов по закону должна была производиться только на стационарных постах ГИБДД, то новому регламенту остановить машину для проверки можно в любом месте.

После остановки машины сотрудник Госавтоинспекции, согласно пунктам 45 и 89 Административного регламента должен сделать:

  1. Представиться, назвать свою должность, звание и фамилию.
  2. Предъявить по требованию водителя служебное удостоверение.
  3. Сообщить причину и цель остановки.
  4. Изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов.
  5. При привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности.

При наличии этих причин автолюбитель обязан выйти из машины, в других случаях покидать свой автомобиль он не обязан. Также водитель не обязан он садиться в служебную машину ДПС по приглашению инспектора или идти в служебное помещение за исключением случая, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Следует помнить, что передавать документы на проверку водитель обязан только полицейскому (инспектору ГИБДД или ДПС). Сотрудникам других служб, имеющим право останавливать для проверки машины на специальных постах (ветеринарных, санитарных, таможенных и т.д.), водитель не обязан представлять документы.

Инспектор ДПС может потребовать открыть багажник или капот. Это требование законно, но процедура называется досмотром и требует составления протокола досмотра транспортного средства, а также присутствия понятых или съемки процесса досмотра на видеокамеру. Подробнее о различиях между досмотром и осмотром читайте .

Сотрудник ГИБДД имеет право предложить водителю выйти из машины в случаях:

  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Видео: Общение с ГИБДД- Досмотр автомобиля, правила досмотра транспортных средств

Действия водителя при остановке инспектором ГИБДД

Правила обязывают водителя ДПС. При этом он должен выполнить следующие действия:

  • убедиться, что манёвр по остановке машины не создаст препятствий для других участников движения;
  • включить сигнализацию правого поворота и припарковаться у правого края дорожного полотна или на обочине;
  • если водитель не уверен в правильном выборе места остановки, то нужно включить аварийную сигнализацию, чтобы можно было оправдать неправильную парковку неисправностью машины.

Следует помнить, что неправильная парковка может повлечь наказание в виде дополнительного штрафа. Если остановка произошла на большом расстоянии от инспектора, то водитель может сдать назад задним ходом, если позволяет ситуация. Инспектор, остановивший машину, должен сам подойти к ней и представиться водителю, указав своё звание, фамилию, занимаемую должность и основание остановки.

Документы, проверяемые сотрудником ДПС

  • водительское удостоверение;
  • полис ОСАГО;
  • путевой лист или патент на право коммерции в сфере перевозки грузов и пассажиров;
  • удостоверение инвалида при установке на автомобиле соответствующего опознавательного знака.

Кроме указанных документов полицейский не вправе требовать от водителя каких-либо других бумаг.